Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные философские направления и основания их выделения



1 из 1 баллов

   
  Свойствами сознания человека, а не материальных объектов, называют пространство и время... Ответ      
Выбранный ответ: субъективные идеалисты
Отзыв на ответ: Правильно
     

Основные философские направления и основания их выделения.

Для того, чтобы классификация не была произвольной, надо задаться вопросом: как классифицировать? По каким причинам? Если направления можно классифицировать, значит, в них есть что-то общее; но дают разное решение философских проблем.

Откуда брать проблемы? Как сделать так, чтобы критерии проблемы не выделялись произвольно? Надо взять из истории философии те проблемы, которые на протяжении веков являлись значимыми, т.к. их нельзя обойти.

Если они зарекомендовали себя, как вечные, то, значит, они вырастают из самой сути, значит, в первом приближении мы их можем вывести из понимания сути философии.

1. Нет никакого единственного вопроса, их несколько.

2. Могут возникать новые критериальные вопросы.

Раньше эти проблемы тоже существовали, но не понималась их критериальность. В своем развитии философия не просто дает новое решение старых проблем, но и расширяется само проблемное пространство философствования.

та классификация, которую мы сейчас дадим, не будет как произвольной, так и завершенной.

В первую очередь бросается в глаза различие по стилю. Но насколько это отличие критериально?

Философия – мудрость, выраж. в формы мысли.

Вообразим шкалу: на одной стороне – чистая мудрость, а на другой – чистая мысль. Точка синтеза может принимать разное место на шкале.

Гегель считал, что всю мудрость мира можно выразить в диалектической логике.

Ницше считал, что логика (наукообразность) убивает философию жизни, мудрость.

Последняя истина, цель находится по ту сторону мысли.

Философский дискус есть и на Востоке, и в России.

В чем специфика восточной философии? И любой мистической и религиозной философии?

Там философия призвана подвести нас к той истине, которая лежит вне чувственного опыта, вне слов; на этом этапе мы нашу лесенку отбрасываем. Но есть философствования, которые к истине нас подводят.

Чем отличаются философские учения в сфере мысли?

Философское мышление начинается с выделения субстанции.

Философские учения начинаются с выбора предельной субстанции.

“Основной” вопрос философии - выбор предельного основания.

Если предельным основанием является материя, то такое учение есть материализм.

Если предельным основанием является материя, то такое учение есть идеализм.

Идеализм делится на 2 направления:

· Субъективный идеализм

· Объективный идеализм

С точки зрения объективного идеализма первична некая мировая идея, она не зависит от человека.

А субъективный идеализм считает, что первично человеческое “Я”. Оно одно и тоже для всех людей, не несет на себе печать человеческой индивидуальности.

Чем отличается объективный дух от субъективного? Чем отличается то “Я” от мировой идеи?

В “Я” вкладываются общественные цели, а мировой дух не скроет помехи человеческому “Я”, преследует мировые цели.

Не управляет ли человеком в истории некий разум, мировой план, который осуществляется помимо нас.

3 альтернативы:

· Первична материя

Материя – объективная реальность, адресованная человеку, воплощающая человеческий дух.

· Для объективного идеалиста – человеческий дух

· Для субъективного идеалиста – человеческое “Я”

Одну и туже ситуацию мы можем увидеть по разному (в 3 альтернативах)

Мы обсудили “основной” вопрос философии применительно к бытию; но аналогичный вопрос встает и применительно к познанию:

В нашем познании есть 2 полюса данности:

1. Мир дан через чувствительный опыт

2. И через теорию, идею

Что является основанием познания? Опыт? Непосредственные данные? Или разум?

Те, кто считает, что основанием познания является, разум – рационалисты: либо опыт для них ничего не значит, либо основная роль принадлежит его разумному истолкованию.

Первичен опыт, а разум выводится из опыта – эмпиризм.

Простейшая данность – чувственный опыт – сенсуализм.

А эмпиризм берет за основу данность, которая уже подготовлена с помощью научных средств и методов.

Отличие в сфере выбора ценностей/мудрости

Выбор мудрости и ценностей влияет на нашу логику. (Как возможна свобода, когда есть закон)

К. Маркс – материалист:

“Человек – совокупность общественных отношений. Человеческая индивидуальность не имеет самостоятельности”

Гегель – объективный идеалист:

“Человек – не имеет самостоятельного значения, только не в социальных отношениях, а в мировом разуме.”





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 934 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...