Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русско-украинская философия Нового времени



1. Г.Сковорода. Возращение к философии как мудрости. Гл. предметом философии считал –человека. Философия сердца. «Сердце –есть корень жизни, обитель огня и любви».Оно всем руководит и держит «круг земной и порох нашей плоти». Логика жизни. В мире существует две природы- видимая (внешняя, темная) – мир материальных объектов, вещей, предметов, земли и невидимой (внутренней, светлой). Третий мир- символический –мир Библии. Философия – образно –эмоциональный стиль чувственного переживания. Вместо абстрактной теории, стремление отобразить действительность в форме символов, образов. Притчевая форма, афоризмы, опора на народно-эпические произведения и пословицы. Философия показывает человеку пути достижения счастья. Философия организует и направляет все дела к этой мечте, чтоб дать жизнь нашему духу, благородству сердца и света мыслям. Критиковал крепостничество и паразитизм панов, идеалом общественного устройства считал «Горный Иерусалим» или горную республику, где отношения между людьми будут регулироваться только библейской моралью, свободой,равенством и духовной сущностью.

2. Русские революционеры демократы Герцен, Чернышевский, Добролюбов. Идеи демократии и гуманизма, идея свободы человека, индивидуальность каждого, критика российской государственности, необходимость народного Просвещения как способа улучшения нравственности народа. Этика разумного эгоизма. Идея революционного изменения режима.

3. Шевченко и Кирилло-мефолдиевское братство. - центральные темы социально-политического характера. Идея борьбы против социального (крепостное право) и национального угнетения народы. Создание независимой украинской державы – «нарижний камень» данной философской школы. Кроме того, Т.Шевченко волновали проблемы человека, его стремлений и переживаний, интересов и потребностей, вопрос о смысле жизни и счастье, рассматривались им в контексте осуждения бесправного положения личности в условиях крепостничества, монархической власти, тирании и своеволия панов. Солипсизм.

4. Философия сердца Юркевича.. возвысил украинскую философию до уровня западноевропейской. Работы «Идея»,»Материализм и задачи философии»,»Сердце и его значение в духовной жизни человека». Концепция «Философия сердца». Юркевич отбрасывал односторонний материализм и идеализм. Негативно оценивал учение Гегеля. Недостаток их видел в игнорировании индивидуального, неповторимого и конкретного. Его учение попытка преодолеть эти недостатки. Сердце- основа неповторимости и уникальности человеческой личности, тогда как разум выявляет фиксирует только общее. В сердце происходят такие действия, какие невозможно рационально вывести. Источник индивидуальности и особенности человека среди других существ также находится в сердце, оно не может быть объяснено ни одним общим понятием или законом. Разум руководит, планирует и управляет, но порождает все явления человеческой духовной и душевной жизни- сердце. Там где правильность и закономерность- сердце не вмешивается, а только наблюдает, раскрывая себя в иной сфере.

5.. В.Соловьев. Русский философ второй половины 19в.в. – ученик Юркевича. Развивал идеи гуманизма, занимался философией религии, в частности идею Троицы и триединства. Особое значение Богородицы (в поэзии символистов). Попытка создания мировой религии.

6. О. Потебня. Философско-лингвистическое направление. Основная работа «Мысль и язык». Рассматривает процесс познания с материалистических позиций, связывая их с языком (материальный носитель идеи). В основе познания у него – чувственный опыт, но он сам по себе не дает знания общего и необходимого, которое обеспечивает рациональное мышление. Развитие мышления без языка невозможно. Благодаря языку люди могут творчески действовать и их духовное развитие также связано с языком. «Речь–способ, не столько выражающий готовую истину, сколько помогающий ее искать.»

7. Драгоманов. В работах «Рай и прогресс», «Про волю веры» -считал главной задачей- борьбу с самодержавием, в нем видел причину социального неравенства и бедности. Предпочитал эволюционные методы развития общества, но не исключал и революционных, в мирных формах. Среди неотъемлемых прав человека выделял право спилкування на рідної мове,,необходимость развития украинской культур,как и культуры других народов, населяющих Украину. В национальных вопросах придерживался демократических позиций. Критиковал оголтелый национализм. Решение проблем нации выдел в политических свободах, связывая социальный и национальный гнет в один узел проблем. Будущую украинскую державу представлял в виде Федеративного союза 4-х вольных республик. Во взглядах на природу и развитие материальных процессов был натурфилософом, этот же подход переносил на общественную систему. Индивид (атом) – община (молекулы) – человечество (макротело). Мировоззрение Драгоманова сочетало в познании –рационализм и позитивизм, в онтологии материализм и атеизм,в общественных взглядах – космополитизм, общинный социализм, либерально-прогрессивный демократический тип общества как идеал,

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Характерные черты украинской философии и ее основные проблемы.

2. Классический период украинской философии. Философские воззрения Г. Сковороды.

3. Философская мысль Украины второй половины Х1Х - начала ХХ в. Философия сердца П. Юркевича.

4. Философия украинской национальной идеи. Новейшая украинская философия.

Домашнее задание. Законспектировать таблицу. Обзор основных школе и течений в истории философии (классический период). В отд.файле или далее.

Таблица ко второму вопросу. Обзор основных этапов, школ и учений. Законспектировать дома





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 465 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...