Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия средних веков



Здесь реальность рассматривалась с точки зрения ее соответствия Замыслу творца. Не отрицая реальности вещественного мира и общественного сознания, ср/вековая философия трактует их как «внешнюю видимость» более фундаментальной реальности - Духовного мира. Жизнь индивида,только получив санкцию «Благословения Божьего» (с помощью церкви) становится подлинным существованием.

Общие идеи: Для ср\вековой философии характерно удвоение бытия за счет разделения 1-чной, истинной (небесной. божественной, духовной) жизни и неподлинной (тварный, плотской, земной, ГРЕХОВНОЙ) ЖИЗНИ. Отсюда сам человек, будучи тварным существом (сотворенным Б-гом) тоже разделен как и мир на телесную и духовную части. Познание истинного мира –иррационально, не подлежит чувствам и разуму, только за счет Веры и мистического Откровения. Наиболее полно эту мысль выразил Квинт Тертуллиан: «Верю, потому что абсурдно!» Эта модель присуща и христианской и православной, и арабской и еврейской и Ср.Азиатской философии.

СПОР РЕАЛИСТОВ И НОМИНАЛИСТОВ через весь период. Прежде всего, христианских. Универсалии = общие понятия или «ИМЕНА».Существуют ли они реально, крамольность данной идеи заключалась в том., что самым общим понятием был Б-г.

Реалисты ( Абеляр, Ансельм Кантенберский, Августин). Общие понятия, в т.ч. Б-г существуют реально вне единичных предметов и явлений, порождая их. Это высшие идеальные сущности, максимально совершенные (от Платона).Основа объективного идеализма.

Номиналисты (Росцелин.Ф.Аквинский) Общие понятия существуют лишь в языке, реально существуют только единичные вещи. Но тогда проблема реального существования и ипостасей Всевышнего (Божья троица-которая противоречила идее единого б-га) Реалисты –все ипостаси существуют реально. Номиналисты- реальны только «лики» (проявления Б-га).

Концептуалисты- общее и единичное взаимосвязаны, Общее существует в единичном,а в мышлении и языке мы можем общие универсальные черты единичных предметов объединять в понятия и представления. Что собствнно и дает возможность обощать и изучать что-либо. В этом задача Разума и науки. Предназначение человека в саду Эдем –«дать имена всем тварям Божьим».

Иудейская ср\вековая философия бурно развивалась в 9-13 в.в. на Бл.Востоке. в Испании и на Севере Африки(после изгнания евреев из Испании).РАШИ, каббалисты Лурия, Ганэсроэль, поэт Соломон Бен Гебриоль,наиболее знаменит и известен врач и философ Маймонид или РАМБАМ 12 век-н.13в.. Последний пытался соединить учение Аристотеля и двух началах материальном и духовном и вечном их существовании с иудаизмом (сотворение мира Б-гом). Б-г существует вечно и он создает миры и разрушает их. Если предположить,что б-г и природа существуют вечно, то Б-г каждый миг заново Творит все мира. Б-г отделен «Шхиной» не может в нашем физическом мире присутствовать, но влияет на все происходящее через избранный народ и пророков. Высшая цель –постижение мира, через изучение Торы, но полностью постичь Творца мы не можем.,т.к. наш разум ограничен. Не может ветка дерева знать и понимать смысл дерева, не может человек понимать и знать Замысел Творца. но он должен стремится понять, насколько это для него возможно. Не думай,что выход из Египта был когда-то давно, представь, что ты сам должен выйти из Египта.

Арабская ср\вековая философия (10 -13 в.в.). Основные идеи и школы: 1. Ступени познания –физика и математика, естественные науки и метафизика. Б-г отделенная причина от сотворенного им «тела мира».Логические доказательства бытия Б-га первым Аль-Кинди, затем христианские теологи. Восточный пантеизм пытались сочетать с аристотелизмом (абстрактной моделью мироустройства). Учение о чистоте (чистые и нечистые народы, отсюда неверные).2. Суфизм близок к неоплатонизму. Познание через Божественное озарение, отрицание чувственного и рационального познания. 3. Мусульманская ортодоксия. Атомы пространства и времени не связаны друг с другом. У вещей нет пространственных свойств, они все время создаются Б-гом.

Ибн-Сина (Авиценна) 11 в. Книга Исцеления. Философия есть наука о бытии как таковом. Делил философию на 3 части: физика (учение о природе),логика (учение о путях познания) и метафизика (учение о бытии в целом).Законы и формы логики должны соответствовать вещам, законам объективного мира (= бытия и мышления). Как и для Ибн-Рушди для него общее существует только в единичных вещах.

Ибн Рушди (Аверэс) 1 2век. Аристотель объяснял природу, Аверроэс объяснял Аристотеля с позиций мусульманской концепции. Б-г «совечен» природе, он вечный источник жизни, единственная основа бытия мира, источник возможности существования природы. Материя и Форма не существуют друг без друга, они составляют единство, их можно делить только мысленно. Диалектика возможности и действительности. Они тоже составляют единство. В действительности есть только то, что было в возможности. Универсальный и вечный источник материи - движение. Движение вечно и непрерывно, т.к. каждой новое движение вызывается предыдущим Учение о 2ственности Истины - религия предписывает человеку как ему поступать -это практическая Истина, а философия постигает мир и Б-га- это Абсолютная Истина.

Арабские философы освободили учение Аристотеля от схоластических наслоений ранней европейской средневековой философии. Считали логику искусством, а не наукой.

Западноевропейская ср.\вековая философия (католицизм и протестантизм). 5- 15 века.

Блаженный Августин. Жил в 5 веке. «Люди удивляются высоте гор и огромным волнам морским, и гигантским водопадам, и безбрежности океана, и звездным путям,однако они не обращают внимания на самих себя»…(не заботятся о своем Спасении).

1. Б-г высшее благо.

2.Принципиально новое понимание времени. В античности-цикличность, круговорот, вечное повторение движения, - смены периодов, равные отрезки измерения времени Линейные часовые ритмы. Здесь периоды не равноценны и не равны по продолжительности. Идея направленности развития. Начало, развитие и конец Света. (иудаизм, христианство и мусульманство). Необратимость времени- не откладывай на потом. Возможность появление Нового, того, чего раньше не было. Поступательность развития, хотя и ограниченного Божьим Промыслом. Борьба града земного и небесного. Прошлое существует только в памяти, а будущее как надежда. Реальностью обладает только настоящее. Каждый момент важен.

3. Примат воли над разумом, веры над знанием. Субъективно-иррациональная трактовка процесса познания. Был канонизирован и общепризнан до Фомы Аквинского.

Абеляр ( 11-12в.) Преподавал в Парижском университете. Был объявлен еретиком. Критика «слепой веры». Отцов церкви, догматиков называл «слепыми поводырями слепых», которые не зная ничего из того, что они говорят, осуждают чего они не знают и очерняют то,чего сами не способны достичь.» Объединение и подкрепление веры знанием, наукой, разумом. Рационально- логическое обоснование положений теологии не нашло поддержки, он обсуждал с учениками не только противоречия и ошибки в теологической литературе, но и в текстах Св.Писания, высказав предположение о более поздних вставках. Зло = сознание совершенных дурных поступков, раскаяние- Добро. Изложил свои взгляды в трактатах «Да и нет».Идея автономии Разума и Совести человека. Можно верить только в то,очто познано Разумом, интеллектом. В споре реалистов и номиналистов занял среднюю позицию, получившую название «концептуализм».

Фома Аквинский. (13 век). Основатель томизма- официальной религиозной философской доктрины католицизма в 20веке-неотомизм.. Логическая аргументация бытия Б-Га (5 доказательств), человек – неповторимая индивидуальная сущность, что связано с неповторимостью бессмертной души. Но бестелесное существование души является неполным. В день Страшного Суда душа вновь соединится с воскресшим телом. Идея единства души и тела., их неповторимсть (гуманизм)





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...