Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Первый украинский философ Илларион (11 в.) в летописи «Слово про Закон и благодать» описывает исторические процессы иначе, чем в принятой в то время исторической концепции бл.Августина. Оптимистическая трактовка истории и Киевская Русь как воплощении ветхозаветной истории, т.е. всемирная история реализуется через историю отдельных народов, которые выходят на первый план. Основной смысл реальной истории -это борьба Добра и Зла в жизни людей (града земного и града небесного).Это борьба между Законом и благодатью. Закон оправдывает, но не спасает, благодать не оправдывает Зло, но спасает душу». Это начало правовому нигилизму, столь характерному украиснкому и русскому менталитету до сих пор.
Клемент Смолятич (11век) – первый философ книжник. Самым великим считал Пифагора. Роль разума в процессе познания, в том числе понимании и истолковании основных понятий Библии (античная герменевтика). Гл.мысль- не надо понимать Библию буквально. Там есть Скрытый смысл. (позже эти идеи у Г.Сковороды). Познание не должно ограничиваться Библией. Познание природы так ж необходимо как самостоятельная ступень в постижении Б-га как Творца, познание истории зависит от самого человека.
Кирилл Туровский. – основные проблемы – схоластика. Большое влияние Абеляра. Пытался найти моральные критерии деятельности человека (на пр. законов Владимира Мономаха). Гносеологические взгляды- Библия – источник всякого знания. Разрабатывал методы изучения Библии: а) ассоциативного мышления, б) метод аналогии. в) метод параксизма – принцип «Познай веруя»..(бл.Ф.Аквинскому).
Философия эпохи Возрождения. Движение мысли от гуманизма к классической механике, а далее технократизму. Сначала отрицательная огульная критика средневековья, затем постренессанс, то, что объединяет философию и культуры эп. Античности Возрождения и Нового времени.
Основные идеи:
1.Диалектика конечного и бесконечного, вечного и преходящего. Бесконечному и вечному миру была противопоставлена Личность. От идеи неповторимой человеческой личности(вместо абстрактного носителя «первородного греха»).Мысль при шла в эп.Возрождения к локальным элементам Вселенной, как носителя Мировой Гармонии. Но был еще слаб математический аппарат. Понятие бесконечного малого в математику внес философ Лейбниц (чуть позже).Процесс начал смещаться с категории Вечности на категорию Время. Для ср/вековой философии вечность отрицательное понятие= отсутствие движения во времени. А бесконечность пространства определяется через отказ от протяженности (пустое).Эп.Возрождения стала материализацией времени, заполнением его пространственными событиями (так. как гл. в культуре той эпохи было искусство).Тут бесконечность времени –это бесконечность эволюции пространственно-временной субстанции. Появляется понятие пространство-время (в физике т. В ХХвеке).Объяснение мира исходя из бесконечно малых элементов движения. ДжБруно – бесконечность во времени и пространстве как вечное обновление и рождение нового из старого. Идея множественности миров бесконечность мира состоит из конечных миров,картина мира становится не застывшей,а динамичной и непрерывной, смысл бытия в локальных, коненых элементах, постигаемых в чувственном опыте.
Трансформация культуры началась в 13 веке с работ Данте Алигьери (Божественная комедия) и заканчивается Галилием
(Диалог). Именно в этот период произошло разделение критериев Истины и Красоты, закрепленное в философии Нового времени. Внутренняя связь Образа и Идеи, чувственного и рационального способов постижения мира здесь еще сохраняются. (Мысленно представить себе, охватить Разумом Красоту мира.)
2. Центральная мысль – обоснование возможности познания бесконечности (трансцендентного) земным, конечным человеческим разумом (Данте, Бруно, Коперник и Галилей) с помощью математики и логики, а также чувственного практического опыта. Особое внимание течению времени: антагонистическое переплетение между «раньше»- «позже». Здесь уже не ссылаются на Абсолютную и Божественную Истину, но еще не полагаются на Абсолютную, эмпирически проверенную и математически рассчитанную Абсолютную истину науки(17-18век).
3. Развитии культуры и мысли шло не линейно, а РЕЗОНАНСНО (волнами, скачками, всплесками). Общеевропейские процессы вырастали из развития отдельных национальных государств. Диалектика общего и особенного, всеобщего и локального, интеграции и дифференциации также разрабатывались в философии этого времени.
Например, в живописи -многокрасочная картина, пронизанная эмоциональным тоном сменяется сухим четким рисунком(графика).Описания сменяются рассуждениями и трактатами. (Эразм Ротердамский, Н.Кузанский,Свифт).
Тенденции:
· Стремление к объективной, освобожденной от субъективности, монохронической концепции Бытия (Направленной во времени), но само это движение было эмоциональным и полихроничным (параллельным во времени) Эмоциональный колорит эпохи с 1 стороны –трагичный (Данте,Микеланджело,Бруно), другой оптимистический (Копрник, Галитлей, Кузанский, Да Винчи).Что отраждает противоречивость бытия человека в мире. Оптимизм Галилея основан на матеамитической проверке единичных фактов (локальные ситуации познания) и их накоплении.
· Внимание сосредоточено на ЗДЕСЬ-ТЕПЕРЬ, но не заслоняло Идеалы (совершенного человека, национального рынка, мирного объединения народов Европы)
· Гл. тема- движение, динамика развития в форме творчества, борьбы идей, мимолетность жизни, краткость мгновения.
· Процесс познания становится тоже развивающимся, бесконечным в развитии науки и поколений (психологичский эффект трагического гимна человеческой активности дополнялся оптимистической верой в безграничные возможности человека). Компонента вопрощания. Поиск ответов на вопросы – путь познания.
· Инверсия античных и средневековых идей и учений- обоснование эмоционально эмпирического познания (в новое время станет центр. Идеей)
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 453 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!