Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Были еще с десяток школ, различающихся трактовкой взамиодействия психического и физического, души и тела, материи и духа



Древнекитайская философия. Предпосылки в мифологическом учении «Шу-цзин», состоящей из 5 книг. Большинство философских учений Китая - этико-политические. Основные школы:

1. Даосизм (основателем считают Лао-цзы)700-600лет до нашей эры..Книга перемен. Дао –закон, букв.-ПУТЬ. Одновременно и космический закон мироустройства и нравственный закон.«Дао то сокращается, то расширяется до бесконечности». Отрицательные определения Дао –бестелестный, безликий, повсюду. Оставил культ неба, но скорее как ритуал: «И времена года идут, вещи рождаются, но разве небо говорит?». Лао-цзы считал, что все человеческие представления плохи, надо подражать природе, идти в горы, познавать природу, заниматься естевознанием. Эта линия была продолжена в школе инь и янь (народная философия) и современнной концпции «Пульсирующей Вселенной».

2. Конфуцианство- центральное понятие «Долг». 6 видов долга: перед государством, перед страной, перед народом, перед правителем, перед семьей, перед самим собой. (по Убыванию). Плохое в жизни людей - результат их необразованности- главное Просвещение и нравственное воспитание, прежде всего воспитание чувства долга и самоконтроля. Конфуций писал: «Не может управлять государством. людьми человек, который не может владеть самим собой.». Этика разумного эгоизма: «Делай другому то, что ты хотел бы делали тебе»(позже у фр. Просветителей и Н.Чернышевского). Золотое правило нравственности.

3. Моистская (основатель Мо-цзы)- 5-3 ст. до н.эры. Трактат Мао-цзы (ученики) с разделами «Похвала мудрости», «Прославление единства», «Всеобщая любовь», «Против нападения», «Про экономию в расходах», «Воля неба». Критиковал конфуцианство. Считал главным в отношениях между людьми- взаимопомошь, уважение талантов, экономию, ненасилие, всеобщую любовь.Они помогают избежать политического хаоса, решать социальные конфликты. Используя традиционное понятие «Воля неба», учил,что небо карает тех, кто не проявляет любви к ближнему. Но не разделял фаталистических взглядов, что небо определяет судьбу человека. Судьба зависит от действий человека. Был противником иерархичной этики, агрессивных войн, борьбы аристократичных кланов. Первым ввел категорию «причины и рода», анализировал процесс познания. Истиною считал то, что основано на положительном опыте прошлого и полезно для народа. Знания не врожденны, а преобретаются в ходе практики жизни.

4. Легитская – гл.тема- Закон и устройство мироздания как общества. Строгая иерархия сфер и элементов, законов, обязательность их соблюдения. Закон- отец и мать народа. Закон выше правителей (обуздание произвола). Этико-политическое учение об управлении человеком, обществом и державой.

5. Школа имен (близкие идеи софистам Др.Греции)- сомнения в возможности человека познать мир, многозначность смыслов, ускользание Истины.

Общие идеи, характерные как национальная особенность философии, вошли в современный буддизм и кришнаитскую модель: Мироздание-арена борьбы противоположностей. Главные Инь и Янь (м и ж начала) (знак).Они конкретизируются в других противоположностях: свет/тьма, тепло/холод, добро/зло и т.д. Взаимодействие Инь и янь порождает 5 основных элементов: вода, огонь,дерево, металл, земля. Из этих начал возникает все сущее. Позднее появляются идеи о некой «пневме» («ци»)-первобытной субстанции, состояниями которой являются инь и янь и безликом мировом законе Дао. А развитие –означает развертывание свернутого. Кризис –это и затруднение и новые возможности.

Древнееврейская философия. Возникает 600-500 лет до нашей эры одновременно с греческой. Предпосылки –иудаизм. Основные черты и идеи: религиозность (монотеизм), историзм (направленность развития), Смысл и цель истории, эсхатология. Гпредставители илель, Р.Аккива, Мудрецы Талмуда, Рашби.

1. Единство мира обосновывается Единством Б-га, невидимого и Вездесущего. Вечен только Б-г. Миров много, а Б-г один. Качества Б-га (противоположности, объединяемые третьей чертой (Хесед-Гвура- Мелах….)-они же качества и строение мира, они же свойства человека.

2. Мир был сотворен Б-гом из ничего (концепция цим-цум (сжатия), разбиения сосудов и эманации- нисхождния внжние миры). Идея развития мира по Божьему Замыслу. Всевышний создавал наш мир и смотрел в Книгу.

3. Идея творения Человека (мужчину и женщину) из праха, но по образу и подобию - Божественная душа.Идея предназначения и особой миссии человека в этом мире. Идея свободы воли (выбора) и личной ответственности человека перед Всевышним. Идея Союза Б-га и человека. Высшая ценность-это жизнь. Равноценность всех людей и богатых и бедных и высоких по рождению и простых пред Творцом. Гл. задача человека – строить Вс-нему Дом в этом мире, исправляя его своими добрыми делами, одухотворяя материальную повседневную жизнь, выполняя Заповеди и постигая Волю Всевышнего. Внесение духовного в материальное –миссия людей в нашем мире.

4. Идея исправления мира человеком и искупления первородного греха. Идея активности человека и Суда после смерти. Идея милосердия и прощения. Основные заповеди общечеловеческой этики. (10 заповедей). Главная - Возлюби ближнего как самого себя – (Гилель). Человек изначально ни добр и ни зол, ни грешен, ни праведен. Хорошое или плохое зависит от оценки, от последствий его деяний. В нем есть и Божественная душа и га-норци (дурные намерения и склонности).

5. Идея общественной жизни человека, только через род, народ может быть выполнена Миссия. Идея связи поколений и коллективной ответственности.

6. Познание Б-га через познание мира. Единство и равнозначность мысли, слово и действия. Разум и сердце выполняют разные функции, главное слушать глас Божий.

7. Диалектика. Мир состоит из противоположностей. это закрепилось в языке: «УРИМ» и «ТУММИМ» противоположности. «Урим» -светлое, позитивное, утверждение и принятие (ДА). «Туммим» -темное, омраченное гибелью мира. «Тум» говорят о человеке и «Тумими»о мире, но они одновременно светлое и мрачное, горнее, дальнее и близкое в нем смешаны противоположные вещи и да и нет одновременно. Урим- да, однозначно радостное, веселое… Вместе «урим» и «туммим» не создают противоречия, а показывает загадочный факт, что если взяв нравственный мир как целое, выделять из него часть (светлое или темное), то ей (части) по-прежнему будет противостоять целое.В математике в теории множеств эта идея получит продолжение в понятии «бесконечно малое». Буквальный перевод «урим и туммим» -да/нет-да, пр. акцент делается на втором ДА. С точки зрения формальной логики,первое Да уничтожается НЕТ и остается второе ДА, но для древних евреев это не так: Темное (второе) «Да» из Туммим является отголоском, продолжением светлого утверждающего первого ДА., содержит его, как сказал бы Гегель «в снятом виде».

Древне греческая философия. Оказала огромное влияние на европейскую и мировую философию. Делится на периоды: досократовский, классический и поздний.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 268 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...