Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Древнеиндийскую философию можно было разделить на ортодоксальную (признающую авторитет Вед) и неортодоксальную. Вторая развивалась как чарвака-локаята (нечто вроде материализма, быстро пришла в упадок), джайнизм и буддизм. Общий вопрос – как избавиться от страдания?
Джайнизм: существует цикл перерождений (колесо сансары), который происходит из-за того, что к человеческой душе прилипает карма (вещество действия). Чем меньше человек вмешивается в происходящее в мире (то есть действует), тем меньше к его душе прилипает карма (как отрицательная, так и положительная).
Буддизм: есть страдание, есть причина страдания (желания), есть избавление от страдания, есть путь, который к нему ведёт. Всё сущее состоит из дхарм – мельчайших частиц пространства, времени и психического опыта. То есть не мы видим стол, это существуют дхармы, в которых есть это конкретное место, время и наше восприятие стола. Всякое существование – это поток постоянно возникающих и исчезающих дхарм, наличие потока есть страдание. Избавление от страдания – это когда поток дхарм исчезает. Будда и его учение – это возникновение дхарм, в которых отразился весь поток. Такое возникновение случайно, поэтому каждый может стать буддой
Из ортодоксальных школ наиболее известны санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса и веданта. Мимансаки стояли за реформу традиционного брахманизма и вынесение учения вед в массы. Благодаря им веды стали доступны для трёх старших варн (вместо одной – брахманов), а в жреческие ритуалы стали активно вовлекаться простые смертные. Согласно мимансе, у каждой варны есть свой долг (дхарма), а долг жрецов – проводить ритуалы. В ходе ритуалов их участники получают особую силу – апурву, благодаря которой способны в следующей жизни родиться в более высокой ксте. Боги считались придатком ритуалов.
Веданта: всё живое обладает душой-сущностью (атманом). Если начать разбираться, то окажется, что душа-сущность человека (атман) и душа-сущность мира (Атман) – это одно и то же, и они являются Брахманом – безликим мировым духом, а сам мир – это иллюзия, сон Брахмана, его творческая сила (майя). Человек должен понять это и пробудиться как Брахман, но для этого придётся прожить множество жизней, поднявшись от низшей касты к высшей и каждый раз исполняя свой долг (дхарму).
Неоведанта (ближе к XVIII веку): в йогических практиках соединяются все религии.
Древнекитайская философия отвечала, за редким исключением, на вопрос «Как себя вести?». Исключением являлась китайская натурфилософия (школа инь-ян) и школа имён (мин-цзя). Первая вобрала в себя классические китайские представления о мире: есть небо, земля и человек, земля состоит из огня, воды, камня, дерева и железа. Человек развивается согласно законам земли, земля – неба, небо – согласно Дао (о нём ниже). У всего сущего есть два начала – Инь и Ян (свет и тьма), которые находятся в неразрывном единстве. Когда их баланс нарушается, в данном объекте нарушается поток космической энергии ци.
Школа имён: каждому имени соответствует своя сущность. То есть у быка 5 ног – просто «нога быка» и 4 конкретных ноги.
Даосизм: Человек развивается согласно законам земли, земля – неба, небо – согласно Дао, Дао – согласно самому себе. Дао непрерывно развивается. Все предметы (и само бытие) следует считать ограничением Дао (как красные цветы – ограничение понятия «цветы»). Таким образом, нельзя говорить, что Дао существует, так как существование – это ограничение всех возможностей Дао. Человек должен жить согласно Дао, чтобы стать бессмертным. Такое поведение предполагает максимальное невмешательство в дела мира, идеал – состояние младенца в утробе матери.
Конфуцианство: внутренним ориентиром поступков человека должна быть «гуманность» (жень), каждый акт такой гуманности выражен в виде соблюдения ритуала (ли), которые дарованы человеку небом. Надлежащее поведение – соблюдение ритуалов, уважение традиций, почитание старших (предков, глав общины, государственных властей – именно в таком порядке).
Легизм (фа-цзя): природа человека порочна, единственное, что может указать ему надлежащее поведение – установленный государством закон и строгая карательная система, обеспечивающая его соблюдение.
Дзен-буддизм (точнее – чань-буддизм): существует в версии для монахов и для простых смертных. Во второй версии он является классической религией со своими богами, святыми и ритуалами. В первой он сохраняет все черты классического буддизма, за одним важным исключением: состояние нирваны (то есть избавление от страдания) должно прийти к человеку внезапно, его задача – постоянно готовить к этому своё сознание.
Неоконфуцианство, неодаосизм, неочаньбуддизм (ближе к XIV веку): не бывает правильных учений, бывают правильные учителя, способные передать своим ученикам специфическое психическое состояние.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 471 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!