Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложение 1. Перечень основных понятий по фонетике



АККОМОДАЦИЯ (лат. – приспособление) – частичное приспособление артикуляции двух соседних звуков (гласного к согласному или наоборот). Чаще – изменение артикуляции гласных под влиянием соседних мягких согласных, т.е. продвижение спинки языка вперед и вверх при образовании гласных, в зону верхнего неба (палатума). Гласный звук становится более закрытым, кратким, напряженным: а) в начале звучности (образования) – [ м, А тъ], в конце звучности – [м А т, ], на протяжении всей звучности – [ м, А т, ].

АЛЛОФОН (греч. – другой звук) – конкретная реализация, вариант фонемы, звук речи.

АЛФАВИТ – совокупность графических знаков (букв), расположенных в определенном порядке.

АПОКОПА (греч. – усечение) – отпадение конечного безударного гласного (или – иль, чтобы – чтоб).

АРТИКУЛЯЦИЯ – движение органов речи при образовании какого-л. звука (см.: речевой аппарат).

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВ ЯЗЫКА – три аспекта: 1) акустический (физический) – см. такие характеристики звука, как: высота, сила, тембр, темп, резонатор; 2) артикуляционный (физиологический) – см.: речевой аппарат, артикуляция; 3) функциональный (собственно лингвистический, фонологический) – анализ звука как смыслоразличительной единицы языка – фонемы (см.: фонема, фонология).

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. – уподобление) – уподобление одного звука другому в артикуляционном или акустическом отношении. Ср.: диссимиляция.

ВЫСОТА ЗВУКА – определяется частотой колебаний воздушных частиц при прохождении через голосовую щель (голосовые связки); высокий звук – 3200 колеб./сек., т.е. герц, низкий – 400 герц.

ГАПЛОЛОГИЯ (греч. - простой, учение) – выкидка одного из двух одинаковых соседних слогов, результат диссимиляции (минерало(ло)гия, знамено(но)сец).

ДИЕРЕЗА (греч. – разрыв, разделение) – выкидка звука при стечении согласных для упрощения произношения, ср.: чес(т)ный.

ДИССИМИЛЯЦИЯ (лат. – расподобление) – замена одного или двух звуков другим, не сходным в артикуляционном отношении (леХ(Г)кий). Явление в литературном языке редкое, обычно ненормативное - коЛ(вместо Р)идор, траН (вместо М)вай.

ЕДИНИЦЫ ЧЛЕНЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПОТОКА – 1) сегментные (выделяются как разные по количеству звуков сегменты речевого потока) – см. словарные статьи: звук речи, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза; 2) суперсегментные (надсегментные) – см.: интонация, ударение.

ЗВУК РЕЧИ – конкретный звук, произнесенный конкретным человеком в конкретной ситуации.

ИНТОНАЦИЯ – (от лат. intonare громко произносить), совокупность средств организации звучащей устной речи, ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении для выражения синтаксических отношений (см. ниже виды интонации) и для эмоционально-экспрессивной окраски речи. См. элементы интонации: мелодика, ритм, темп, тембр, сила (интенсивность), ударение. ВИДЫ И.: 1) И. законченности (конца предложения, фразовая) – повествоват., вопросит., побудит., восклицат.; см. также: интонационные конструкции. 2) И. незаконченности (внутрифразовая) – между речевыми тактами внутри фразы, в том числе интонация разных видов осложнения предложения: и. обособления, однородности (перечисления, противопоставления), вводности, вставки, обращения, и. между частями в бессоюзном сложном предложении: перечисление, сопоставление, причины, следствие, пояснение. 3) И. разных видов эмоций (удивления, просьбы, угрозы, вежливости, предупреждения, заискивания, страха, иронии и др.).

МЕЛОДИКА РЕЧИ – повышение и понижение голоса (тона) во фразе (см.: интонационные конструкции – средний тон, низкий тон, повествовательная, вопросительная мелодика).

ПРОКЛИТИКА – безударное слово, примыкающее к концу ударного знаменательного слова (он–ТО).

РЕДУКЦИЯ (лат. – сокращение, уменьшение) – ослабление артикуляции звука и изменение его звучания. Ср. редукцию (оглушение) согласных на конце слова – год – го[Т]. Чаще – у гласных в безударном положении (слабая позиция), выделяют два вида редукции гласных: 1) КОЛИЧЕСТВЕННАЯ р. – сокращение длительности звучания – отмечается у гласных фонем верхнего подъема <И Ы У>: с[Ы]новья.

2) КАЧЕСТВЕННАЯ р. отмечается у гласных фонем неверхнего подъема <Э О А> – не только сокращение длительности звучания, а качественные изменения артикуляционных признаков фонемы, в результате появляются аллофоны 1-й степени качественной редукции (А краткий, ИЭ, ЫЭ) и 2-й степени качественной редукции (Ъ, Ь). См. схемы позиционной мены гласных неверхнего подъема Э, О, А после твердых и после мягких согласных в учебниках по фонетике и в лекции.

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ – совокупность органов речи, участвующих в образовании звуков (артикуляция): 1) активные органы речи: язык, губы, нижняя челюсть, язычок, голосовые связки; 2) пассивные органы речи: верхнее небо (твердое и мягкое, верхняя челюсть, зубы, задняя стенка глотки, ротовая и носовая полости (резонаторы).

РЕЧЕВОЙ ТАКТ – часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами обычно короче (/), чем между фразами (//). Возможны разные варианты выделения речевых тактов во фразе, в зависимости от цели, логического центра высказывания: ДЕТИ / пойдут в театр. Дети ПОЙДУТ / в театр. Дети пойдут / В ТЕАТР.

РИТМ – сочетание ударных и безударных слогов, паузы.

СИЛА ЗВУКА (ИНТЕНСИВНОСТЬ) – определяется амплитудой колебания воздушных частиц. Восприятие силы звука (громко – негромко) часто субъективное.

СИНТАГМАТИКА ФОНЕМ – сочетаемость фонем в потоке речи:

а) Гласный + Гласный: практически нет ограничений в сочетаемости, кроме ЫЫ, но в русской речи встречается не так часто, обычно на стыке морфем или в корнях заимствованных слов (н еи нтересный, вид ео);

б) Согласный + Гласный: нет ограничений в сочетаемости, кроме того, что с Ы сочетаются только твердые согласные, а с И, Э – мягкие. Исключение: ряд фонетически неосвоенных заимствованных слов с твердым согласным перед Э: [ТЭ]мп, [ТЭ]мбр, шо[ССЭ], пю[РЭ] и др.

в) Согласный + Согласный: здесь ограничений много. Они связаны с тремя видами ассимиляции согласных (по мягкости, по звонкости и глухости, по месту и способу образования). Обычно регрессивное влияние последующего согласного. Уподобляются по мягкости, по месту и способу образования чаще всего переднеязычные зубные звуки <Д Т З С>: го [ С, Т,] и, ле [ Ч, Ч,]ик и др. (см. таблицы ассимиляции согласных по мягкости и по месту и способу образования в Приложении 3).

СЛОГ – а) минимальная произносительная единица речи (меньше чем на слоги речь не членится): б) сочетание гласного и согласного (согласных) звуков, в котором один из звуков (гласный) отличается наибольшей звучностью; в) сочетание звуков, произносимых на одном толчке выдыхаемого воздуха.

СЛОГОДЕЛЕНИЕ – процедура деления фонетического слова на фонетические слоги.

СОНОРНОСТЬ – слышимость звука на расстоянии.

ТЕМБР – индивидуальная окраска голоса, сочетание разных по частоте и силе колебаний тона (основного звука как результата колебания голосовых связок по всей их длине) и обертонов, или тоников (дополнительные звуки – результат колебания 1/2, 1/4, 1/8 голосовых связок). Различают мужской, женский, индивидуальный тембр.

ТЕМП – скорость протекания речи во времени, в том числе паузы между речевыми отрезками, например, замедленная речь и скороговорки.

УДАРЕНИЕ – выделение одного из слогов в слове силой и долготой звука (в частности, ударение в русском языке) или другими фонетическими средствами.

Признаки ударения: 1. Ударный слог произносится с большей силой (силовое ударение). 2. Гласный ударного слога произносится с большей длительностью (долгОтное ударение). 3. Ударный гласный может отличаться от безударного гласного по качеству (у безударного гласного может быть качественная редукция: л Е са – л[ ИЭ ]сА)

Особенности ударения в русском языке:

1. Разноместное: может стоять на любом слоге в словах (мАма, домА, садОвник).

2. Слогофиксированное: сохраняется во всех формах (стУл, стУла, стУлья, стУльев).

3. Подвижное: может стоять на разных слогах в разных словоформах ОДНОГО слова (лЕс – лесАх).

4. В сложных словах может быть 2 ударения – основное (/) и побочное (\): вИдеоз А пись (первое ударение побочное, второе – основное).

Функции словесного ударения:

1. Разграничение омографов (зАмок – замОк, бЕлок – бЕлок).

2. Разграничение разных форм одного слова: рУки – рукИ, пАспорта – паспортА.

3. Организация звуковой оболочки слова, его ритма (чередования ударного и безударных слогов).

Виды ударения:

1. Словесное ударение (в пределах одного фонетического слова, включающего проклитики и энклитики): ВысокО в-гОры впОлз Уж (Г.) – 4 словесных ударения

2. Тактовое ударение – основное словесное ударение в рамках речевого такта (часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами обычно короче, чем между фразами): ВысокО в- гОры / впОлз Уж (Г.) – 2 тактовых ударения (слова с тактовыми ударениями подчеркнуты).

3. Фразовое (логическое) ударение – словесное ударение, которое выделяет слово, самое важное в смысловом отношении в пределах фразы (выделено жирным шрифтом): ВысокО в- гОры / впОлз Уж (Г.).

ФОНЕМА – 1. Минимальная единица звуковой системы, звук языка, выполняющий смыслоразличительную (сигнификативную) функцию. Хотя сами фонемы не имеют значения, но с помощью их различают разные слова и формы слов: рок – ток – сок – лог – мок, дам – дом – дум – дым. Фонемы могут выполнять и перцептивную функцию, т.е. способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем на основе сходства их звуковых оболочек: садсад ы – сад ов…. 2. Абстрактный лингвистический звукотип (термин Р.И. Аванесова), объединяющий сходные в физиолого-акустическом отношении звуки речи. 3. Совокупность, пучок дифференциальных признаков, которые устанавливаются на основе оппозиции одной фонемы другой (с точки зрения Пражской фонологической школы, см.: Трубецкой Н.С. Основы фонологии, пер. с нем. М., 1960). Если у двух звуков языка хотя бы один конститутивный (постоянный) признак является дифференциальным, то это разные фонемы. Ср.: <Б> – <П> – разные фонемы, так как отличаются звонкостью: Был – Пыл.

ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО – часть речевого потока (такта), если она не делится на такты, объединенная одним ударением. В составе фонетического слова могут быть безударные, обычно служебные, слова – см.: энклитики, проклитики.

ФРАЗА – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц более длительной паузой (//). В составе сложного предложения может быть несколько частей – фраз.

ЭНКЛИТИКА – безударное слово, примыкающее к началу фонетического слова: А-он.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 518 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...