Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интенциональная мотивация воображения



Рассуждения о «воображении» следует начать с определения его смысловой содержательности, ибо в разговорном, научном и философском языках оно толкуется по-разному. В контексте представляемых рассуждений «воображение» полагается как форма интеллектуальной интуиции, продуктивно репрезентирующая ирреальные образы действительности и потенциально бесконечная в силу трансцендентности сознания, креативности мышления и исторического многообразия антропологического опыта.

Онтологический универсализм воображения предстает в конкретности его форм. Так, принято выделять репродуктивный образ (ранее воспринятое), образ прошлого (воспоминания, реконструкция), образы настоящего (эйдосы, универсалии, идеи вещей-в-себе, вымыслы, фантазии, конструирование и др.), образы будущего (проектирование, целеполагание, моделирование, протенция, актиципация /Гуссерль/) и др.

В философии сложилась традиция исследования воображения как образов сознания, репрезентированных в наличных, ставших, конкретно-идеальных формах, но проблемным остается вопрос интенциональной мотивации воображения, или иначе, чем инициируется сам акт воображения, каковы побудительные причины выстраивания ирреальности, что «направляет» субъективность на создание воображаемых миров?

Исходными положениями ответа на поставленный вопрос могут служить тезисы: о безусловной необходимости другого для развертывания субъективности, о креативности мышления и продуктивном характере деятельности человека, о ценности полноты жизненного опыта личности, о «сокрытости» вещи, инобытия, внеположенной субъекту реальности и о феномене цельности бытия в его единстве.

Феномен интенциональности сознания возможен только при наличии другого, как онтологического условия интенционирования мышления, ибо чистую мысль можно полагать только трансцендентным условием ее актуализации, без наличия иного любая мысль (и воображение etc.) есть только потенция. И потому воображаемое предстает как вариативность соотнесенности сознания к внеположенному ему (сознанию) началу, т.е. инобытию.

Творчески-продуктивое свойство сознания трансцендировать, т.е. выстраивать мир идеального, выходя за границы предельно-наличного бытия, оказывается всеобще-необходимым условием интенциональной мотивации воображения. Обратим внимание на факт единичности человека в существовании, которую индивид иррационально и осмысленно стремится преодолеть, укореняя себя в бытии и обретая истину в открывающемся мире. Мышление, открывая субъекту иной, кроме имманентного, мир, оформляет его в воображаемых образах, которые в процессе деятельностной ориентации становятся и целью, и планом, и способом действия. Универсальным средством включенности человека в со-бытие предстает язык, звуковые и семантические формы которого, будучи символами и знаками бытия, интенционируют воображение.

Мысль, слово, действие, укореняя человека в объективную реальность, формируют его жизненный опыт, потребности, интересы, цели, ценности которого проектируются в воображаемом. Целостный опыт души, чувств, ума, мудрости, практического умения и знаний порождают новые ирреальные образы, которые могут и не состояться как объективность, но они есть и останутся как проективность. Интересна мысль о том, что полнота жизненного опыта, его ценностная выраженность предопределяют полноту и богатство воображения.

Условием инициации воображения полагается феномен тайны, сокрытости сути вещей, неразвернутости бытия /Хайдеггер/. Вещь-данность открывается чувственному восприятию в неполноте формы и свойств, которыми она свидетельствует о себе как о единичности, так и о соотнесенности, соразмерности, сходстве и различии ее с другими, а потому рациональность и наделяет эту вещь смыслом, сущностью, законом. «Жизненное пространство» вещи в ее динамике побуждает мысль достраивать ее скрытую полноту (причины существования, сущность, смысл, закон связи). Вещь открывается как системное начало, в котором чувства только предугадывают ее тайну, которая и порождает воображение-проекцию, фантазию и иной ряд ирреальных образов о ней.

Вещи, события, факты, ситуации как существующее организованы, упорядочены причинно-следственными отношениями; функциональность вещей олицетворяет принцип универсальной взаимозависимости всего в бытии, что порождает вопрос о характере связи, отношений, единства, структурности. Субъект, сознание есть единичная и самостоятельная точка этой цельности бытия, а потому воображение воссоздает фрагменты этой цельности в истории, культуре, прошлом, настоящем и будущем. Воображение из мозаики существующего выстраивают образную цельность и полноту бытия.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 300 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...