Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Субъективная реальность и воображение



Онтология всегда занималась поисками «сущего», «бытия» или реальности. Проблема всегда состояла в том, что у человека есть не только чувственное восприятия, но еще и творческое воображение вкупе со свободным мышлением. В свое время Я. Э. Голосовкер утверждал, что бытие это и есть воображение. Попробуем обосновать это утверждение со своей точки зрения, для чего воспользуемся понятийным аппаратом из наук, сопредельных с философией.

Известные американские социологии, последователи М. Вебера, Э. Гуссерля и А. Щюца — П. Бергер и Т. Лукман детально развили учение о социализации человека, активно используя при этом такое понятие, как «субъективная реальность». Если брать реальность человека не как уже готовую, а в ее генезисе, да еще и с позиции сознания развивающего ребенка, то получится следующее.

С самого начала восприятие младенца никак не определено, поскольку человек не обладает силой необходимых инстинктов, как у низкоорганизованных животных. Затем он сталкивается с настойчивым влиянием внешнего мира через воздействие так называемых «Значимых других», и прежде всего — матери и отца. Что делают эти значимые другие? Буквально — натаскивают восприятие младенца на определенность форм действий с ними. Так задается определенный алгоритм чувственного восприятия с выделением «необходимого» и отвлечением от «ненужного». Но хаос восприятия не станет космосом, если не произвести целый ряд необходимых операций над сознанием ребенка: во-первых, это интернализация, связанная с обучением человеческой речи, во-вторых, это легитимация как многослойная система объяснений, без которых мир человека будет лишен рациональных смыслов. И, наконец, задаются основы самоидентификации человека, которые сначала есть только как набор первичных идентичностей, «считанных» с поведения значимых других, а уже затем произойдет необходимая интеграция в форму «самосознания», которую трудно назвать таковой, поскольку все содержания «себя» человек получил из внешнего мира. Именно этот внешний мир, мир социокультурного бытия, становится первой и единственной реальностью для вырастающего человека, хотя и он пребывает в сознании индивида как субъективная реальность. На самом деле этот «объективный мир» объективен и неоспорим как реальность лишь потому, что все формирование субъективной реальности ребенка основано на заранее определенных, всеобщих принципах, таких как:

а) коллективный характер оценки реальности;

б) соответствие между «согласованным опытом» и «согласованным понятием о реальности»;

в) базовое состояние сознания, где бодрствование дополняется наличием необходимых механизмов социального самоконтроля, где уже «снят» весь генезис сознания в систему правил и навыков.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: не только миры сновидений, или мечтаний, не только миры, созданные литературой и искусством, но и самая вульгарная обыденная реальность построена на базе воображения, с той лишь разницей, что творческая имагинация обладает внутренний свободой, а процесс социализации и создания исходного мира субъективной реальности человека строится как схоластически принудительный, да еще совпадает с этапом, когда развивающий человек не способен этого осознать.

Отсюда понятно, что посредством того же воображения человек способен выходить за пределы социокультурного пространства, которое построено как большой интерсубъективный и все-таки тоже «субъективный» мир, если брать во внимание онтологический характер воображения, способного рождать генерализирующие идеальные формы.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...