Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Единство материального и идеального как основа понимания воображаемого



Под идеальным понимается полная совокупность определённостей сущего, а под материальным – то «о чём» данная определённость, то есть, материальное есть полная совокупность всех качеств этого же сущего. Таким образом, само сущее выступает как единство материального и идеального. На уровне человека это единство представлено единством мозга (материальное) и мысли (идеальное). Главное отличие человека от вещи состоит в способности человека к продуцированию идеального за счет внутренних процессов, в то время как вещь изменяет своё идеальное только под внешним воздействием. Продуцированное идеальное обозначено далее как воображаемое. Способность человека к воображению основана на возможности синтеза и анализа в рамках указанного единства.

С позиции механистического материализма единство материального и идеального в человеке может быть понято как единство материальных процессов мозга и определённости этих процессов, которые и есть мысли. Ограниченность механистического материализма начинается тогда, когда воображаемое «уходит» из нашего сознания. С позиции механистического материализма «уход» идеального из сознания со стороны материального, может означать либо «разрушение» соответствующих материальных процессов мозга (но тогда не понятно, как быть с памятью), либо эти процессы должны быть сданы на хранение в склад памяти (но тогда не понятно, каким образом хватает материального мозга для хранения всего идеального человеческого сознания), ведь эксперименты с регрессивным гипнозом убедительно показали, что человек хранит в своей памяти каждую мелочь каждого идеального когда-либо возникшего в его сознании.

Трудности механистического материализма связаны с прошлым идеальным сущего. Рассматривая идеальное как определённость, можно сделать вывод о том, что существование настоящего идельного не отличается от существования прошлого идеального. Этот вывод следует из того, что определённость может быть понята как граница между сущими. Это хорошо видно на примере изменения двух пограничных геометрических фигур (А и В). Если настоящая граница фиксирует, какие точки относятся к А, а какие – к В, то прошлая граница между ними фиксирует то, какие точки относились ранее к А, а какие – к В. При этом сама граница не содержит никаких точек, ни точек фигуры А, ни точек фигуры В. Таким ообразом, единственное изменение, которое произошло с границей – это изменение во времени, зафиксированное в терминах «относятся» и «относились», то есть настоящее и прошлое время. При этом принципиально важным является то, что прошлая граница «прекрасно сохранилась», более того со своей содержательной стороны она вообще не изменилась, осталась тождественна сама себе. Таким образом, идеальное есть совокупность всех определенностей сущего как в настоящем, так и в прошлом.

Мозг, хотя и представляет собой сущностную часть человека, всё же не исчерпывает собой всего материального в человеке. Обозначим оставшуюся, кроме мозга, часть материального в человеке термином «тело». Исходя из единства материального и идеального, мы должны телу (материальному) поставить некоторое соответствующее идеальное, кроме того идеального (мысли), которое соответствует мозгу. Это легко сделать, понимая под идеальным тела все его определённости. Идеальное тела, по-видимому, как и любое вещное сущее лишено способности воображать. Связь между телом и мозгом обуславливает связь между мыслью и телесным идеальным. Со стороны материального эта связь является обязательной, то есть любое изменение влечёт за собой соответствующие изменения в мозге. Стало быть, любое изменение телесного идеального влечёт за собой соответствующие изменения мысли. Для понимания роли воображаемого важно то, что обратный канал этого взаимодействия имеет статус возможности, то есть воображаемое может иметь, а может и не иметь своим следствием изменение телесного идеального. Существуют два канала связи между любыми двумя сущими – это материальный и идеальный канал. Материальный канал реализуется через воздействие материального одного сущего на материальное другого сущего с соответствующими изменениями обоих идеальных. Идеальный канал реализуется через воздействие идеального одного сущего на идеальное другого сущего с соответствующими изменениями обоих материальных. В условиях человека эти каналы представлены рациональным (материальным) каналом и иррациональным (идеальным) каналом. Если мы будем учитывать только материальный (рациональный) канал, то мы должны будем признать, что в наших мыслях есть лишь то, что есть в наших ощущениях. В этом случае мы не сможем объяснить многие широко известные явления, такие, например, как интуиция и внушение, которые поддаются объяснению с учётом идеального (иррационального) канала воздействия. Таким образом, учёт обоих каналов позволяет значительно расширить круг объясняемых явлений, часть из которых связана с использованием воображаемого в человеческом поведении.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 405 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...