Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воображение в процессе рационализации предметности



Рациональность, понимаемая в самом широком смысле (как доступность человеческому разуму, соизмеримость с ним) является условием возможности познания. В то же время, рациональность не есть нечто, возникающее и существующее независимо от человека, от познающего разума. Можно сказать, что рациональность (как свойство предметности, а точнее, предмета познания, каковым является в первую очередь окружающий человека мир) неким образом привносится в познаваемое самим человеком. Уже Кант показал, что важную роль в этом процессе рационализации предметности играет продуктивная способность воображения. Важно отметить, что воображение в данном случае действует согласно строго определённым правилам, имеющим априорный (независимый от опыта устанавливающий для него законы) характер.

Одну из основных задач своей «Критики чистого разума» Кант видел в установлении пределов применимости теоретического (априорно познающего) разума, т. е. в очерчивании границ области рационального, поддающегося нашему познанию. Познаваемо то, что может быть дано в опыте, т. е. предметы как представления, являющиеся соединением чувственного и мыслимого компонентов. Другими словами, область рационального – это область явлений, феноменов, в которую включён и сам человек. Специфика познания заключается в том, что источником обоих моментов (чувственного и мыслимого) является деятельность (активность) самого познающего субъекта.

Для Канта предмет – это предмет возможного опыта, объект познания, уже содержащий в себе все предпосылки для возможности его познания. Кант показывает, что в основании предметности лежит деятельность самого мышления, прежде всего – способности продуктивного воображения. С помощью трансцендентальной схемы (которая является продуктом деятельности способности воображения) случайный эмпирический комплекс возводится в ранг объективной предметности. Предмет не даётся в этом эмпирическом комплексе, а сам становится его источником, приобретая характеристики всеобщности и необходимости. Таким образом, трансцендентальная схема (которая априорна) является условием возможности опыта.

Продуктивное воображение является познавательной способностью и имеет априорный, всеобщий и необходимый характер. Кант показывает, каким образом теоретическое мышление, используя трансцендентальные схемы, оформляет явления как предметы (не забудем, что для Канта предмет есть предмет познания). Являясь чистым формальным условием чувственности, схема определяет внутреннее чувство, которое есть источник синтетического единства явлений, на основании которого возможны опыт и познание (синтетические суждения).

Непрояснённым остаётся вопрос о происхождении самих схем, об источниках и механизмах их формирования, тогда как решение этих вопросов имеет непосредственное отношение к проблеме рациональности. Кант указал лишь на связь этих процессов с возникновением и развитием сознания и самосознания.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 234 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...