Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 12_Общая стратегия проповеди



В "Чайтанья-чаритамрите" (Ади-лила, 9.34) Господь Чайтанья говорит:

"Я единственный садовник. Сколько мест я смогу обойти?

Сколько плодов смогу собрать и раздать?"

В комментарии Шрила Прабхупада пишет:

"Здесь Шри Чайтанья Махапрабху указывает на то, что распространение Харе Кришна маха-мантры должно выполняться совместными усилиями... все преданные должны объединиться, чтобы распространять Харе Кришна маха-мантру, невзирая на время, место или обстоятельства".

Шри Чайтанья Махапрабху также говорит:

"Я приказываю каждому человеку, живущему в этой вселенной, принять Движение сознания Кришны и распространять его повсеместно".

"Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила, 9.36

Одна христианская группа провела исследование и пришла к выводу, что с того момента, как человек твердо решит: "Это мой путь!", * то в течение трех последующих лет он находится на пике энтузиазма. В ИСККОН мы можем видеть, что многие бхакты и бхактин успешно распространяют книги и делают много другого. Это происходит потому, что когда человек впервые приходит к пониманию чего-то важного для себя, то он загорается энтузиазмом и хочет поделиться этой радостью со всем миром.

Преданные-прихожане не являются исключением. В какой-то момент они, действительно, соглашаются: "Да, сознание Кришны * мой путь!", * и они находятся на пике энтузиазма. * "Это прекрасно! Это замечательно! Это то, что я искал!" Тут как раз мы и должны занять их в проповеди, иначе эти три волшебных года пройдут напрасно. И к тому времени, когда мы, наконец, решим задействовать их, от их энтузиазма не останется и следа. Начнется уже другой этап их жизни. "Куй железо, пока горячо", или, как говорят на санскрите, * шубхасья шигхрам, * "благоприятные вещи должны быть сделаны немедленно".

Как только преданный-прихожанин начинает проявлять энтузиазм, мы обязаны обеспечить ему возможность пройти обучение искусству проповеди. Это одна из ключевых идей программы "Бхакти-врикша".

Три стадии

Стратегической задачей программы "Бхакти-врикша" является вдохновить человека присоединиться к группе "Бхакти-врикша". Идея в том, чтобы помочь человеку пройти весь этот путь от первого контакта с Обществом сознания Кришны до того момента, когда он сможет принять духовную жизнь. Общая стратегия проповеди включает в себя три стадии:

1. Контакт.

2. Культивирование и налаживание отношений.

3. Принятие духовной жизни.

Эти три стадии достигают кульминации, когда человек начинает систематически практиковать и проповедовать сознание Кришны. Подразумевается, что на всех трех стадиях ключевую роль в развитии духовной жизни человека играют члены групп "Бхакти-врикша". Тем не менее, чтобы успешно применять эту стратегию, необходимы сотрудничество и скоординированные усилия всех участвующих в пропоаеди преданных, то есть руководителей храма, храмовых преданных, распространителей книг, проповедников нама-хатт и членов групп "Бхакти-врикша".

Группы "Бхакти-врикша" могут расти только засчет культивирования интересующихся людей (посредством переписки, контактов по телефону, посещений на дому, приглашения на мероприятия) и последующего постепенного приема этих людей в члены группы. Обычно в начале развития программы первые группы "Бхакти-врикша" формируются, главным образом, из уже имеющихся прихожан, но в дальнейшем для роста и успешного деления групп необходимо налаживать отношения с новыми людьми и потихоньку помогать им найти свое место в группах "Бхакти-врикша". Такая проповедническая деятельность имеет неограниченные возможности: там, где есть какие-то контакты, обязательно будет выход и на других людей, а у тех в свою очередь будут свои знакомства и т.д. Таким образом образуется бесконечная цепь связей, охватывающая всё человеческое общество.

Кратко об этих трех стадиях

1-я стадия. Контакт

Эта стадия включает:

· установление контактов (сбор имен и адресов интересующихся людей)

· сбор информации об этих контактах (сохранение карточек с записанными на них именами и адресами)

· обработка полученной информации (ввод ее в компьютер)

· распределение контактов между проповедниками для дальнейшего поддержания отношений (в зависимости от местожительства человека и его интересов).

Отношения начинаются с первого контакта. Это может произойти во время распространения книг, фестиваля, харинамы, посещения храма или ресторана Харе Кришна, на работе, через радио, Интернет и прочее. Очень важно, чтобы при первом же контакте были записаны имя, адрес и любая другая полезная информация об интересующемся человеке.

2-я стадия. Культивирование и налаживание отношений

Вторая стадия включает:

· поддержание контактов по почте (высылка информационных бюллетеней, стандартных и личных писем)

· поддержание контактов по телефону

· посещения на дому

· приглашение человека на программы Общества сознания Кришны (встречи групп "Бхакти-врикша", воскресные программы, фестивали, и т.д.)

На этой стадии необходимо культивировать человека и помогать ему найти друзей среди преданных. Для этого надо дать ему возможность заниматься каким-нибудь небольшим служением и общаться с преданными. Также на этом этапе у человека развиваются интерес и вера в сознание Кришны, Шрилу Прабхупаду и ИСККОН, и он, в конечном счете, приступает к регулярному преданному служению. Стадия включает переписку по почте, связь через электронную почту, звонки по телефону, домашние посещения, посещения встреч групп "Бхакти-врикша", посещение храма, участие в воскресных программах и фестивалях, задействование в разных видах служения, организацию домашних программ и так далее.

3-я стадия. Принятие сознания Кришны

Новый преданный может сделать это следующим образом:

· присоединиться к группе "Бхакти-врикша"

· присоединиться к преданным храма принять образ жизни храмового преданного

· стать активным участником различных постоянно действующих программ Общества сознания Кришны.

Чтобы программа "Бхакти-врикша" развивалась успешно, члены групп "Бхакти-врикша" должны проходить систематическое обучение всем нюансам трех вышеперечисленных этапов проповеди.

Первая стадия. Контакт

Установление контактов

Карточки для сбора контактов.

Сбор контактов это продолжительный процесс, в котором участвуют все преданные: и храмовые, и прихожане. У каждого проповедника всегда должны быть с собой такие карточки, и при первой же возможности надо ими пользоваться. Необходимо приучить всех преданных к тому, чтобы карточки для сбора знакомств стали для них таким же привычным атрибутом, как мешочек для четок или кантхи-мала.

Контактная карточка должна содержать следующие графы:

· Ф.И.О интересующегося человека, его адрес, профессия, номер телефона, пол, возраст, семейное положение.

(Необходимо записывать информацию аккуратно: неверная запись фамилии или других сведений сильно затруднит работу проповедников, которые будут общаться с этим человеком по телефону или приходить к нему домой. Могут просто возникнуть какие-то недоразумения в ходе личной беседы.

Карточку надо заполнять аккуратно, печатными буквами (для удобства чтения), и тогда ее будет несложно ввести в компьютер).

· Комментарии. Они должны быть максимально подробными и содержать всю полученную о человеке информацию. Тогда у того, кто будет в дальнейшем курировать этого человека, сложится в голове наиболее полная и ясная картина того, с кем ему придется иметь дело. Чем больше данных удается узнать о человеке, тем более эффективным будет наше дальнейшее общение с ним.

· Имя преданного, установившего первый контакт с человеком и предоставившего информацию.

· Дата контакта, место его установления и обстоятельства, при которых это было сделано.

Старайтесь заполнять карточку по всем пунктам.

Карточки надо использовать при каждом удобном случае, особенно на массовых мероприятих: воскресных пирах, фестивалях и т. п. Не стоит пропускать ни одного гостя.

Совет: Если печать большого количества карточек обходится слишком дорого для вашего департамента проповеди прихожанам, то вы можете попросить лишнюю бумагу у какой-нибудь дружественной типографии. У них всегда найдутся остатки от обрезания больших листов бумаги, которые им не нужны, но для печати карточек вполне пригодятся.

Книжные вкладыши

В некоторых храмах в каждую распространяемую книгу вкладывают специальные информационные листки. На одной стороне владыша обычно изображен Кришна, а на другой напечатан адрес храма, с тем чтобы вкладыш можно было отослать назад с запросом о дополнительной информации и (или) оставить отзывы по поводу качества книги. Предусмотрено также место для имени распространителя книг. Ясно, что любой, кто найдет время для заполнения и отправки назад такого вкладыша, потенциально интересующийся человек.

Вкладыши лучше использовать наряду с карточками. Не стоит отказываться от какого-либо одного из этих методов в пользу другого * их надо использовать одновременно.

Анкеты

Еще один эффективный способ сбора имен * это просить людей, приходящих на программу, заполнить анкету. Ниже приведен образец анкеты, которую можно применять на больших программах.

Сбор и хранение информации о контактах

Все анкеты, вкладыши и контактные карточки нужно незамедлительно сдавать тому, кто отвечает за их обработку. Необходимо четко уяснить себе, что если анкеты вовремя не сданы и не обработаны, то они или потеряются, или просто не пригодятся, потому что люди успеют "охладеть". В основном, контакты теряются еще до того, как попадут в компьютер. Эту проблему можно решить, разработав стандартные формы анкет и назначив ответственного преданного, а также время и место, куда они должны передаваться. Другими словами, любой, кто заполняет анкету, должен точно знать, что с ней дальше делать: кому, где и когда передать эту анкету. Чтобы анкеты не пропадали, лидеры должны постоянно напоминать преданным, как с ними поступать. Преданные, не имеющие возможности лично передавать собранные анкеты, могут сообщать информацию по телефону или по электронной почте.

Ввод информации о контактах в компьютер

Наиболее удобный способ создать базу данных в компьютере. Храмы могут использовать различные программы, такие, как Microsoft Access, Excel или Schedule+. Контактные карточки не должны быть свалены в кучу * надо как можно скорее заносить их в компьютер. Вводить сведения в базу данных нужно аккуратно, правильно набирая имена, адреса, телефоны и т.д. Если что-то не ясно, необходимо уточнить это у преданного, заполнившего карточку его имя должно быть указано на ней.

Передача контактов проповедникам

Руководитель программы "Бхакти-врикша" должен хорошо отладить систему передачи контактов преданным, которые будут работать с ними дальше. Конкретные детали, связанные с организацией этого, зависят уже от ситуации:

" Где хранить базу данных?

" Кто имеет доступ к базе данных?

" Как информация поступает к проповеднику "второй волны": вручается лично или сообщается по телефону?

" Все ли контакты передаются проповедникам, или некоторыми из них занимается центральный офис?

В некоторых случаях более эффективным будет организовать первичное культивирование и просев базы данных центральным офисом (например, путем рассылки стандартных писем по всем адресам), а уже затем распределять контакты между проповедниками.

В любом случае, распределение и передача контактов проповедникам для культивирования * это серьезная работа, и для нее требуются опытные и расторопные люди. Контакты должны передаваться подходящим для этого преданным и не должны валяться невостребованными в течение долгого времени.

Кто работает с контактами?

Те, кто целыми днями распространяют книги, завязывают немало интересных контактов, но часто у них или не остается времени, или они слишком много путешествуют, чтобы культивировать этих людей. Что же касается обитателей храма, то они или живут слишком далеко, или их очень мало, или они слишком заняты, чтобы поддерживать и вести всех желающих.

Поэтому контакты, установленные преданными санкиртаны и прихожанами, должны быть переданы для дальнейшего культивирования членам групп "Бхакти-врикша". Основным критерием для распределения контактов является местожительство человека: насколько близко он живет к конкретной группе. Иногда, впрочем, лучше опираться на интересы, род занятий или возраст. Для проповеди студентам, к примеру, имеет смысл направлять именно преданного-студента, а не какого-нибудь человека среднего возраста, пусть даже и живущего рядом с этими ребятами. Некоторыми контактами должны заниматься сами руководители храма или проповедники, имеющие опыт в определенной сфере. Например, к профессору санскрита лучше направить того преданного, у которого уже есть опыт проповеди в университетах или работы с индологами, даже если этот преданный и живет в другом городе. Все контакты надо распределять очень грамотно, под непосредственным руководством лидеров программы "Бхакти-врикша".

Самые важные контакты - в первую очередь!

Бывает так, что интересующихся людей очень много, а преданных, которые могли бы общаться с ними, маловато. В этом случае надо выбрать наиболее важные контакты и сосредоточиться на них. Самые "горячие" контакты - в первую очередь! Во-многом, определить "срочность" контакта помогут комментарии на обратной стороне контактных карточек.

Ошибки в определении приоритетов важности контактов приводят к большой потере времени и сил.

Когда люди пишут письма в храм по собственной инициативе, очень важно как можно скорее ответить им. Тот человек, который нашел время, чтобы написать или позвонить в храм и задать интересующие его вопросы, должен цениться "на вес золота", и с ним необходимо как можно быстрее наладить отношения.

Также особый интерес представляют контакты с людьми, посещающими храм. Далее следуют те, кто посещает фестивали, концерты или другие программы и оставляет какие-то свои пожелания. Множество ценных контактов устанавливают распространители книг. Другие места для установления контактов это наши рестораны, программы в школах и институтах, "Пища жизни", связи через Internet, встречи с людьми в самолетах, автобусах и поездах. Практически любая проповедническая деятельность * организованная или спонтанная * приносит замечательные контакты.

Фактор времени

Как правило, если с ответом затягивают, то начинающий постепенно охладевает. Бывали случаи, когда человек решал немедленно предаться Кришне просто потому, что преданные оперативно ответили на его письмо. Случалось и так, что интересующийся, не получив ответа на свое письмо, расценивал это как отсутствие внимания к нему со стороны преданных и предпочитал присоединиться к какой-нибудь другой конфессии.

Люди ценят внимание и поддержку. Если мы сразу же не отреагируем и не удовлетворим их духовные интересы, то они могут оказаться в пасти крокодилов-майавади, которыми кишмя кишит океан материального существования. Если мы не проявим элементарную заботу по отношению к интересующимся людям, то их наверняка проглотят различные псевдодуховные организации.

Его Милость Шридхара Махарадж пишет в своем письме по КОМу:

"Идея создания базы данных и сбора информации по всем контактам, установленным на наших фестивалях и других массовых программах, очень важна. На протяжении многих лет я пытался обучить этому наших преданных и я полностью согласен с Джаяпатакой Махараджем по поводу важности данного вопроса.

Когда у нас есть список людей, благосклонно относящихся к сознанию Кришны, можно начать культивировать их самыми разными способами. Существует целая наука работы с базой данных, и все успешно действующие организации, включая благотворительные и религиозные, применяют ее на практике.

...хотелось бы подчеркнуть, что вы должны приступать к работе с поступающими контактами как можно оперативнее. Имена, адреса и отзывы людей накапливаются очень быстро.

Если никто не занимается культивированием и не отчитывается о результатах, то те, кто собирает эти имена, теряют энтузиазм.

Так что раздобудьте хорошую программу и начните работу прямо сейчас".

Вторая стадия. Культивирование и налаживание отношений

Существует четыре способа культивирования человека:

" по почте

" по телефону

" приходя к нему в гости

" привлекая его к участию в различных программах.

Когда мы регулярно звоним или переписываемся с человеком, то наша основная цель договориться о визите к нему домой, поэтому надо медитировать на эту цель.

Почтовая переписка просеивание общей массы

Прежде чем распределять контакты для их дальнейшего культивирования между членами групп "Бхакти-врикша", необходимо послать по всем собранным адресам стандартное письмо или открытку. Это делается, с тем чтобы выявить из общей массы полученных имен тех, кто, действительно, заинтересован (когда все распространители книг, храмовые преданные и прихожане организованно собирают имена интересующихся, то довольно быстро накапливаются тысячи имен, с которыми нужно продолжать работу). Рассылать всем адресатам первое, стандартное, письмо может или центральный офис программы "Бхакти-врикша", или специально назначенный преданный (эти детали опять же решаются в зависимости от конкретной ситуации). Рассылка стандартных писем * наиболее легкий способ выявления заинтересованных лиц.

Эффективным средством для получения ответа на ваше письмо будет вложение конверта или открытки с маркой и обратным адресом. Вместе с первым письмом можно послать и информационный бюллетень. В конечном счете, все эти затраты окупятся сторицей. Письма могут также включать анкету с просьбой отметить ответы на основные вопросы галочкой. Мы должны все максимально облегчить, чтобы для человека не составляло особого труда написать и отправить нам ответ.

В письмах всегда следует использовать местоимение "я" безличное письмо компрометирует отправителя. Лейтмотивом каждого письма должна быть просьба: "Мы хотели бы получить весточку от Вас".

Далее все зависит уже от того, сколько людей сможет заняться "просеиванием" и насколько велика база данных, которую надо "просеять". Если есть много преданных, которые смогут заняться этим служением, то можно делать это и по телефону. Если же база данных большая, то достаточно будет стандартного письма.

Главное, ради чего мы стремимся получить обратную связь, * это определить уровень заинтересованности каждого человека и то, насколько он готов к дальнейшему общению. Например, среди тех, кто посещает наши большие программы, есть такие, кто выглядят очень заинтересованными, в то время как другие могут просто стоять в сторонке. Но мы не можем определить наверняка, заинтересованы они или нет, до тех пор, пока не выслушаем их. Прежде чем тратить время и усилия на культивирование людей, всегда хорошо получить от них какую-то обратную связь и понять, насколько они сами хотят этого.

В процессе "просеивания" имен часть из них выпадает, и остаются имена только тех, кто действительно заинтересован. Последние часто пишут: "Я так рад, что получил от Вас это письмо!" В Кали-югу люди ленивы, поэтому если кто-то ответил на ваше письмо, то это значит, что он и в самом деле заинтересован в продолжении отношений с преданными. Многие люди даже не предполагают, что они могли бы продолжить знакомство с преданными, и когда они получают письмо, то это для них приятная неожиданность.

Приведем типовое письмо, используемое в Ирландии.

Уважаемый.............., Харе Кришна,

Я высылаю Вам как нашему другу это письмо, чтобы сообщить адрес, по которому Вы можете нам писать. Будьте уверены, что мы всегда к Вашим услугам. Эта переписка * часть новой замечательной программы, в рамках которой мы хотим уделить больше внимания всем тем, кто либо желает побольше узнать о Движении Харе Кришна (ИСККОН) и о философии сознания Кришны, либо просто хочет общаться с преданными, поскольку живет далеко от центра ИСККОН. Эта переписка призвана стать для нас ключом к обретению взаимопонимания и даст нам прекрасную возможность общения в сознании Кришны. Поэтому крайне необходимо уделить этому какое-то время.

Вместе с этим письмом я посылаю Вам наш информационный бюллетень "Ирландский народ".

Информационный бюллетень состоит из философских статей, фотографий различных храмов в Ирландии, содержит информацию о предстоящих фестивалях и других событиях, бланк заказа (на книги, благовония и т.д.), практические советы для духовной жизни, простые для приготовления вегетарианские рецепты и многое другое! Этот журнал * Ваш журнал, поэтому мы рады будем печатать в нем то, о чем Вы сами нас попросите.

Одна из важнейших задач для нас помочь всем нашим друзьям ближе познакомиться друг с другом. Вы, наверное, удивитесь, когда узнаете, что в Вашем районе или городе немало людей интересуется Кришной.

Последнее, что хочу сказать * это то, что преданные Кришны постоянно путешествуют по стране, распространяя книги. Если Вы хотите встретиться с ними, то сообщите мне и я передам им Ваш адрес, и когда они будут неподалеку от Вас, они зайдут к Вам.

С нетерпением жду Вашего ответа.

Ваш в служении Кришне,

Уддхава дас.

А вот письмо, которое используют в Нью-Йорке.

Уважаемый......,

Харе Кришна! Недавно из храма в Нью-Джерси мне передали Ваш адрес. Меня зовут Митравинда Даси, и я веду переписку, а также высылаю информацию людям, интересующимся Движением сознания Кришны. Вы уже читали какие-либо из наших книг? Бывали ли Вы в наших храмах? Что Вас больше всего привлекает в Движении сознания Кришны?

Вместе с письмом я высылаю каталог и пару информационных бюллетеней, из которых Вы узнаете о нашей деятельности. Я включу Вас в список адресатов, чтобы вы могли получать информационные бюллетени и анонсы наших программ и фестивалей.

Если я чем-то могу быть полезна Вам, то, пожалуйста, не стесняйтесь, пишите мне.

Харибол,

Ваша в служении Кришне,

Митравинда деви даси.

Помимо того, что переписка позволяет осуществлять "просеивание" методом стандартного письма, она также является и отличным способом налаживания отношений, особенно в тех случаях, когда невозможно личное общение или нельзя связаться по телефону.

Культивирование по телефону

Преимущества телефонных звонков

" Человек, обученный правильному ведению разговора по телефону, может за 1 вечер прозвонить более 50 культивируемых людей.

" Разговор с новыми людьми по телефону позволяет понять их интересы и собрать информацию, которая пригодится при последующих домашних посещениях.

" Телефон помогает получать свежую и достоверную информацию о духовном росте культивируемых людей.

" Заниматься этим могут все члены групп "Бхакти-врикша".

" Звонить по телефону могут и инвалиды, и те, кто вынужден сидеть дома из-за болезни, плохой погоды, необходимости ухода за маленьким ребенком и т.д.

Когда лучше звонить?

Лучше не звонить людям в то время, когда они работают, едят или спят. Нужно быть очень корректным, особенно, если мы звоним человеку в первый раз. В разных местах действуют разные нормы этикета, но основное правило * это не звонить до 8:30 утра и после 21:30 вечера. В некоторых странах лучший день для того, чтобы кому-то позвонить * это суббота, а если точнее * субботнее утро, но только не спозаранку. Вечера в будние дни * также неплохое время для звонков. Утром в будние дни лучше звонить тем, кто не ходит на работу, например, домашним хозяйкам.

Распределение контактов

В идеале, преданные, которые занимаются культивированием по телефону, должны иметь специальный бланк со всей информацией о человеке и свободным местом для отчета по результатам телефонных звонков или домашнего визита. Центральный офис программы "Бхакти-врикша" должен снабдить всех, кто осуществляет контакты по телефонам, максимальным объемом информации о данном человеке.

Обычно именно тот преданный (или группа преданных), который общается с человеком по телефону, впоследствии пойдет к нему в гости. Тем не менее в установлении отношений с этим интересующимся могут участвовать и любые другие преданные. Но важно, чтобы каждый новый факт, который они узнают об этом человеке, был своевременно и точно доведен до сведения всех, кто занимается его культивированием, особенно до сведения главного ответственного за данный контакт.

Перед тем, как набрать номер

Основная цель звонка интересующемуся * договориться о визите к нему домой в удобное для него время.

Но не стоит сосредотачиваться только на этом. Человек должен чувствовать с вашей стороны искреннее внимание и заботу, а не стремление только "сорвать" что-либо с него, что-либо заполучить, втянув его в некую религиозную группу. Он должен понять, что его расценивают как личность, а не просто как галочку в каком-то списке или как очередного "новообращенного".

Помните, что мы представляем миссию Шри Чайтаньи Махапрабху и Движение Шрилы Прабхупады. Действуйте в молитвенном настроении, искренне желая говорить только самые правильные слова и только из самых чистых побуждений. Тогда вы сможете дать человеку ощущение его тесного родства с преданными и поможете ему встать на путь преданного служения.

От сознания, в котором мы действуем, зависит результат.

Прежде, чем звонить, вы можете произнести следующую молитву:

"Дорогой Шрила Прабхупада, по милости Кришны и духовного учителя удачливая личность после долгих скитаний по всей вселенной в различных формах жизни обретает семя чистого преданного служения. Этот человек соприкоснулся с Вашим Международным обществом сознания Кришны и начал свой путь назад домой к Богу. Позвольте мне стать послушным инструментом в Ваших руках, чтобы помочь этой душе прогрессировать в духовной жизни".

И опять же: нужно досконально изучить всю имеющуюся у вас информацию о данном человеке.

Во время диалога

" Если у человека сложное или труднопроизносимое имя и вы его не разобрали, то попросите повторить имя еще раз. Затем сами четко повторите его (вы можете записать правильное произношение: это пригодится при последующих разговорах).

" Иногда информация о человеке может быть неполной или неточной. Тогда нужно постараться узнать во время разговора побольше сведений о нем и, таким образом, пополнить или откорректировать те сведения, которые уже были.

" Некоторые люди проявляют искренний интерес и благодарят за звонок, в то время как другие, бывает, выказывают безразличие. Но в любом случае звонящему следует быть вежливым, смиренным и доброжелательным во время разговора. Смысл в том, чтобы приобрести друзей и не оставить о себе плохого впечатления.

" Говорить следует ясно и отчетливо.

" Нужно быть чутким и слушать человека внимательно, стараясь понять не только его слова, но и настроение.

" Лучше вести диалог в непринужденной, ненавязчивой манере.

" Не нужно гнаться за цифрами ("Что-то в этом месяце у меня мало договоренностей о встречах * надеюсь, этот звонок будет удачным...") или привязываться к результатам ("Мне больше всех везет в отношении удачных звонков"). Важен сам человек: надо стараться помочь ему стать ближе к Кришне * пусть даже это и потребует больших затрат времени и энергии. Нужно быть заботливым и сострадательным представителем гуру и Кришны.

" Продолжительность разговора и его характер зависят от настроения вашего собеседника. Лучше, если разговор будет не очень продолжительным, однако торопиться тоже не стоит.

" Звонок не должен быть долгим, но при этом следует его распланировать так, чтобы хватило времени на заключение договоренности о предстоящем визите.

Темы, которые можно обсудить во время разговора

" Если человек посетил воскресный пир, фестиваль или какую-нибудь другую программу, проповедник может узнать его впечатления * понравилось ли ему мероприятие.

" Если у человека есть книги Шрилы Прабхупады, то можно спросить, читал ли он их и насколько они ему понравились.

" Проповедник может поделиться с собеседником, как он присоединился к Движению сознания Кришны и что это ему дало.

" Можно также рассказать немного о нама-хаттах типа "Бхакти-врикша".

" Если человек задает вопросы о философии, постарайтесь ответить на них (если вы уверены, что знаете правильный ответ), но только не начинайте длинных философских дискуссий и не пытайтесь прочитать лекцию по "Бхагавад-гите"!

" Не стоит втягиваться в спор с человеком.

" Если договариваетесь о встрече, то учитывайте интересы человека. Например, если он желает обучаться приготовлению блюд вегетарианской кухни, договаривайтесь о встрече, посвященной вопросам кулинарии, если же он больше склонен к изучению философии, то вы можете предложить ему обсудить вместе какие-то моменты из "Бхагавад-гиты", и так далее, в зависимости от его интересов.

" Договариваясь о визите, уточните адрес, номер квартиры и все другие необходимые данные, а также узнайте, как лучше всего добираться.

Другие функции телефонных звонков

" Телефонные звонки являются также способом дальнейшего поддержания контакта после посещения.

" По телефону мы можем приглашать людей на еженедельные встречи, воскресные программы и другие мероприятия.

" Мы также можем звонить человеку, чтобы подготовить почву для визитов к нему других членов группы и чтобы представить их.

" Мы можем предлагать людям любую приемлемую помощь и поддержку со стороны членов группы "Бхакти-врикша".

" Можем поздравлять человека с днем рождения.

Отчет о телефонных звонках

Аккуратный отчет о работе с контактами не менее важен, чем сам телефонный разговор.

Отчеты необходимо подавать специально назначенному преданному. Как правило, это должен быть член группы "Бхакти-врикша".

Отчеты должны быть правди-выми и четко характеризовать уровень заинтересованности дан-ного человека. Всегда надо указывать дату контакта и имя звонившего.

Посещение на дому

"Члены Движения сознания Кришны нисколько не заинтересованы в том, чтобы заниматься так называемой медитацией где-нибудь в Гималаях или в лесу, которая, на самом деле, представляет собой лишь некую показуху, и точно так же они не склонны открывать многочисленные школы йоги и медитации в городах. В то же время каждый последователь Движения сознания Кришны неустанно ходит от двери к двери, пытаясь убедить людей в истинности учения "Бхагавад-гиты как она есть" и учения Господа Чайтаньи. Такова цель Движения сознания Кришны. Члены Движения сознания Кришны должны быть твердо убеждены в том, что без Кришны человек не сможет стать счастливым".

"Шримад-Бхагаватам", 7.9.44, комментарий.

Посещающая группа

Прежде чем посетить культивируемого человека, необходимо предварительно договориться с ним по телефону. Обычно культивируемого человека посещает тот же преданный, который договаривался с ним об этом по телефону. В случае, если с ним пойдет кто-нибудь еще, договаривающийся должен предоставить своему спутнику всю информацию о посещаемом человеке, стараясь сообщить ему как можно больше деталей (а также предупредить посещаемого, что с ним будет кто-то еще). Посещение должно осуществляться двумя членами группы "Бхакти-врикша" (назовем их "посещающей группой"). Формировать эти команды входит в обязанности лидера-слуги, и он делает это в согласовании со всей группой "Бхакти-врикша". Из двоих членов посещающей группы один должен быть более опытным преданным, и в его обязанности входит обучать второго, менее опытного. Лучше всего, если эти двое будут заниматься совместной проповедью в течение нескольких недель. На протяжении этого периода они должны постоянно обсуждать и планировать предстоящие посещения и звонки, а также отслеживать уже достигнутые результаты.

Во время нескольких первых посещений менее опытный преданный (с точки зрения опыта посещений) должен наблюдать за действиями более опытного преданного. После нескольких посещений последний должен попросить своего напарника возглавить их группу и затем оценить его действия. После посещения члены посещающей группы должны открыто обсудить друг с другом все сильные и слабые стороны прошедшей проповеди. Необходимо заранее решать, кто будет говорить большую часть времени во время посещения.

Посещения на дому всегда должны делаться 2 преданными и ни в коем случае не одним! Посещение вдвоем очень важно, потому что:

1. Вдохновляет обоих преданных.

2. Менее опытный преданный обучается проповеди, наблюдая за действиями более опытного.

3. Проповедь 2-х преданных имеет больший эффект, чем проповедь одного.

4. Оба члена группы поддерживают и помогают друг другу.

5. Если один из них ведет себя неправильно или говорит что-то не то, другой сможет сообщить об этом лидеру нама-хатты.

6. Посещение в одиночку может быть рискованно с духовной точки зрения.

7. Посещение в одиночку может быть опасно с материальной точки зрения.

8. Если проповедник идет один, то он не сможет обучать других.

Посещения должны осуществляться только по предварительной договоренности с посещаемым!

Посещения должны осуществляться только по предварительной договоренности с посещаемым, и договариваться нужно, по крайней мере, за день до посещения. Предварительная договоренность:

1. Создает атмосферу доверия: каждый знает, что от него ожидают.

2. Дает время посещаемому психологически подготовиться к встрече гостей.

3. Предотвращает бесполезную трату времени в том случае, если посещаемый отсутствует.

4. Позволяет уточнить, как лучше добраться.

Длительные отношения

Не стоит думать, что можно один раз посетить человека и на этом успокоиться. Основная идея общей стратегии культивирования состоит в том, что для воспитания нового преданного требуется определенное время. Для того, чтобы подготовить человека к вступлению в группу "Бхакти-врикша", могут потребоваться долгие месяцы. Но разве мы что-то потеряем от этого? Даже если каждый член группы "Бхакти-врикша" будет по году общаться с кем-то из интересующихся, прежде чем тот решит тоже присоединиться к группе * разве это плохо? Ведь это будет означать, что каждый год число людей, участвующих в программе "Бхакти-врикша", удваивается.

Посещая кого-либо, группа посещения, в действительности, принимает на себя обязательство заботиться о нем. Проповедники должны быть готовы культивировать интересующихся людей неделями и месяцами, чтобы привести их на тот уровень, с которого они смогут серьезно начать свою духовную жизнь.

Даже если человек не готов принять сознание Кришны на этом этапе своей жизни, проповедники все равно должны регулярно поддерживать с ним контакт * звонить по телефону, посылать открытки на день рождения, бюллетени и т.д. Ваш домашний визит к человеку может явиться началом долгосрочных отношений. В любом случае, проповедники должны искренне заботиться о культивируемом человеке * независимо от того, приносит ли их деятельность мгновенный результат или нет.

Посещая кого-либо, проповедники должны стараться познакомиться и с членами его семьи. Проповедники всегда должны помнить, что близкое окружение человека * его сва-бандху-мандала * также может состоять из потенциальных преданных, которые могут посвятить себя преданному служению даже быстрее, чем тот, с кем был установлен первоначальный контакт. Проповедники всегда должны искать потенциальных преданных. Следует записывать имена членов семьи и друзей интересующегося человека и отвечать взаимностью на любые проявлениям интереса с их стороны.

Посещение

Члены посещающей группы должны прийти к человеку в строго назначенное время. Опаздывать нежелательно. Если посещающая группа пришла раньше, чем договаривались, то надо подождать под дверью и позвонить в нее точно в оговоренное время: если вы появитесь раньше, то это принесет больше беспокойств, чем если бы вы опоздали.

Члены посещающей группы должны захватить с собой какой-нибудь подарок для посещаемого человека, например, прасад, маленькую книгу, четки для джапы, журнал, бюллетень, визитную карточку, буклет и т.д.

Первое впечатление о вас является наиболее важным, и у вас есть только один шанс оставить о себе хорошее первое впечатление. Члены посещающей группы не должны громко разговаривать друг с другом или смеяться под дверью.

Если после звонка в дверь никто не откликнулся, то члены посещающей группы должны оставить записку с сообщением о том, что они приходили, а позже позвонить этому человеку.

Проповедники должны искренне интересоваться своим подопечным. В момент посещения он должен стать для них центром внимания. Им следует быть вежливыми и чуткими к его реакции на их поведение, то есть вести себя как джентльмены (или леди).

В первую очередь, члены посещающей группы должны поблагодарить хозяина за то, что он позволил им прийти к нему домой.

Необходимо также осмотреть обстановку в его квартире, обратить внимание на окружающие предметы, чтобы понять, какие вещи являются предметом его интереса. Затем можно задать вопросы об этих вещах, но не доводя до праджалпы. Необходимо найти какие-то точки соприкосновения с посещаемым человеком, на основе которых можно было бы подружиться с ним. Общение с ним должно идти, скорее, в форме дружеской беседы, нежели лекции. Надо говорить с человеком, а не поучать его или выступать перед ним.

Целью посещения является установление дружеских отношений с посещаемым. Он должен почувствовать, что преданные * это близкие ему по духу люди. В некоторых ситуациях сознание Кришны можно представлять более открыто, в других * какими-то более косвенными методами. Например, некоторые уже во время первого визита к ним готовы к тому, чтобы учиться повторять джапу, в то время как для других может потребоваться больше времени "на раскачку".

В любом случае проповедники должны избегать конфликтных ситуаций. Если в ходе беседы возникают какие-то противоречия или она перетекает в спор, надо постараться смягчить ситуацию и сменить тему разговора. Людям не нравится, когда с ними общаются свысока или строят из себя снисходительного доброжелателя. Никогда не помешает заручиться чувством юмора. Необходимо также следить за тоном голоса человека и выражением его лица и отмечать,

заинтересован ли он тем, о чем идет речь в данный момент, или просто скучает. Членам посещающей группы важно понять, действительно ли рад человек их приходу или он просто выжидает, пока они уйдут, проявляя лишь из вежливости деланный интерес.

Если вам предлагают какое-то угощение или напиток, то в зависимости от ситуации можно принять это (если возможно) или вежливо отказаться. В некоторых странах люди сильно обижаются, если гость отказывается съесть или выпить что-либо в их доме. Проповедники должны стараться следовать своим обетам и в то же время стремиться удовлетворить посещаемых людей: фанатичное поведение может все испортить.

Если проповедники не могут ответить на все вопросы посещаемого или человек просит у них что-то такое, чего у них нет с собой, то они должны пообещать ему, что к следующему разу узнают ответ (или принесут то, о чем он их просил). Позже, после посещения, они должны подготовиться (достать то, о чем их просили) и как можно скорее вновь явиться к этому человеку. Также надо оставить культивируемому свои адрес и телефон и сказать, что он может звонить, если ему что-то понадобится.

Возможные темы для разговоров во время посещения

" Как человек познакомился с сознанием Кришны, и что это ему дало.

" Повторение святого имени: техника и духовное благо, которое получает воспевающий (лучше, если проповедник расскажет об этом, опираясь на факты из личного духовного опыта, а возвышенные цитаты из писаний прибережет на потом).

" Приглашение человека к себе в гости.

" Потребности человека и то, как сознание Кришны может помочь ему в их удовлетворении.

" Группа "Бхакти-врикша": ее деятельность, ее достоинства, и что за люди в ней собираются.

" Какое духовное благо может получить человек, став членом группы "Бхакти-врикша".

" Приглашение человека на встречу группы "Бхакти-врикша", воскресный пир или какие-либо другие программы Общества сознания Кришны.

" Приглашение на различные курсы и семинары (например, курсы по обучению приготовлению вегетарианских блюд).

" Разговоры по интересам (если они связаны с сознанием Кришны).

" Философия * не слишком много и не слишком навязчиво * и только если посещаемый сам начнет задавать вопросы.

" Можно узнать, желает ли человек совместно изучать книги Шрилы Прабхупады.

Члены посещающей группы не должны задерживаться слишком долго, но в то же время и не должны убегать через пять минут.

Второе или третье посещение обычно дает человеку понять, что члены посещающей группы на самом деле интересуются им и искренне желают заботиться о нем. При первом посещении между людьми начинают устанавливаться определенные взаимоотношения, а при последующих визитах эти отношения становятся более прочными.

Участие в программах Общества сознания Кришны

Цель четвертого этапа культивирования вдохновить человека к участию в деятельности Общества сознании Кришны: фестивалях, воскресных пирах, собраниях групп "Бхакти-врикша" и т.д. При этом, даже если человек уже берет на себя различное преданное служение, все равно не нужно отказываться от остальных способов его культивирования. Надо продолжать переписываться с ним, звонить по телефону, приходить в гости.

Что думают гости

Приходя на программы Общества сознания Кришны, новичок обычно пытается осмыслить происходящее:

" Чем они тут занимаются?

" Насколько они дружелюбны?

" Как они настроены по отношению ко мне?

" Хорошо ли мне здесь?

" Чувствую ли я себя здесь как дома?

Проповедники (в том числе члены посещающей группы) должны быть рядом со своими подопечными, когда те приходят на различные собрания преданных (фестивали, воскресные пиры, еженедельные собрания группы "Бхакти-врикша" и т.д.). Их обязанность заботиться о пришедших гостях, чтобы те чувствовали себя в компании преданных как дома, чтобы они увидели, что здесь их ждут, любят и ценят.

Многие люди по своей природе очень робкие. Пока кто-то сам не предложит им своей дружбы, они будут скромно держаться в сторонке. Другие те, кто открыты и коммуникабельны, быстро находят свое место в новой компании. Проповедники должны чувстовать, с кем имеют дело. Для робкого гостя проповедник должен стать своего рода "мостиком" к другим преданным. Застенчивый человек нуждается в том, чтобы его представили, угостили прасадом и т.д. И если он почувствует себя комфортно в обществе преданных, то он захочет прийти снова.

После того, как человек впервые побывал на программе Общества сознания Кришны, он обычно думает: "Первый визит сюда произвел на меня хорошее впечатление. Почувствую ли я себя так же хорошо в следующий раз?"

Дальнейшие телефонные звонки и домашние визиты проповедников дают людям понять, что ими интересуются. И рано или поздно человек решает, наконец, заглянуть на встречу группы "Бхакти-врикша".

Когда человек первый раз приходит на еженедельное собрание группы, его обычно волнуют следующие вопросы:

" Найду ли я здесь друзей?

" Буду ли я принят в их компанию?

" Не буду ли я ощущать дискриминацию по отношению к себе?

" Понравится ли мне здесь?

" Будет ли это соответствовать моим интересам?

" Действительно ли я здесь кому-то нужен?

Если в группе созданы все условия для того, чтобы каждый вновь приходящий чувствовал себя желанным гостем, то у людей будет складываться очень хорошее впечатление о группе, и они будут задумываться: "А не присоединиться ли мне к ним?" Но опять же, проповедники должны поддержать это желание своими звонками и визитами в гости. Как правило человек решает официально присоединиться к группе "Бхакти-врикша" после того, как несколько раз посетит ее в качестве гостя.

Третья стадия. Принятие духовной жизни

Новичок может присоединиться к Движению сознания Кришны самыми разными способами. Он может стать храмовым преданным, может приступить к серьезной практике садхана-бхакти у себя дома, может посвятить себя активному участию в каком-то из проектов ИСККОН и т.д. Мы же рассмотрим случай, когда новичок, несколько раз посетив еженедельные встречи группы "Бхакти-врикша", решает присоединиться к ней и стать ее постоянным членом.

Когда человек решает присоединиться, лидер группы со своим помощником должны прийти к нему в гости и серьезно побеседовать с ним, чтобы составить себе полную картину о том, что он собой представляет, каковы его духовный уровень, менталитет, общественное положение и т.д. Их задача ясно объяснить этому человеку основные принципы группы "Бхакти-врикша" и рассказать о том, что значит быть ее членом. Затем, на встрече группы, нужно торжественно принять этого человека в члены "Бхакти-врикши". Прием не должен быть чистой формальностью иначе новичок может отнестись к своему членству легковесно и не осознать всей полноты ответственности, которую берет на себя. Если он будет так настроен, то наверняка будет пропускать встречи группы, позволять себе опаздывать или вовсе будет рассматривать "Бхакти-врикшу" скорее как некую "тусовку", недели серьезную возможность практиковать и проповедовать сознание Кришны. Задача лидера группы назначить наставника новому член, чтобы тот помогал ему систематически изучать философию и практику сознания Кришны.

Присоединение к группе "Бхакти-врикша"

1. Культивируемый человек посещает несколько еженедельных встреч в качестве гостя.

2. Человек выражает желание стать постоянным членом группы.

3. Лидер группы вместе с помощником приходят в гости к этому человеку и объясняют ему, что такое группа "Бхакти-врикша" и какие требования предъявляются к ее члену. Они также задают ряд вопросов этому человеку, чтобы понять, что он из себя представляет как личность, какие у него интересы и каков его духовный уровень.

4. Лидер группы прикрепляет наставника к новому члену.

5. Новый член получает учебник по основам философии и практики сознания Кришны, изложенным в книгах Шрилы Прабхупады.

6. На следующей еженедельной встрече новичка официально принимают в члены группы.

Но культивирование и налаживание отношений продолжаются...

Когда новый человек присоединяется к группе, "Бхакти-врикша", нет никакой гарантии, что он в ней задержится надолго, если не почувствует, что он влился в эту группу как полноправный член. Идеальный вариант * когда новичок уже в первые недели своего пребывания в группе находит в ней по крайней мере двух хороших друзей. Если возможно, неплохо бы провести одну из встреч группы у него дома. Он также должен принять на себя ответственность за какое-нибудь служение и потихоньку присоединяться к проповеди. Если этого всего не будет сделано, то велика вероятность, что новый член в скором времени станет несерьезным и уйдет из группы.

Одна из главных идей "Бхакти-врикши" заключается в том, чтобы создать постоянно растущую общину вайшнавов, свободную от налета имперсонализма и легкомысленной беспечности, и в которой все преданные связаны друг с другом тесными любовными взаимоотношениями, так описанными Шрилой Рупой Госвами:

"Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом * таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу".

"Нектар наставлений", стих 4.

Шрила Прабхупада пишет в комментарии к этому стиху:

"Международное общество сознания Кришны было основано именно для того, чтобы дать преданным возможность строить свои отношения на основе этих шести принципов".

Неформальные личностные взаимоотношения помогают человеку приблизиться к Кришне. Элементарная забота может оказать гораздо большее воздействие на человека, чем научные лекции по "Веданта-сутре". Людей не интересует объем ваших знаний. Их интересует, что вы представляете собой как человек. Дружеская забота и теплота сразу находит отклик в сердце человека.

Вот выдержка из одного письма Шрилы Прабхупады, оканчивающегося таким личностным и, казалось бы, не относящимся к делу, замечанием:

"...Никто не сможет жить здесь вечно, в этом материальном мире, но если человек принял сознание Кришны, то, несомненно, оставив свое тело, он возвратится домой, к Богу. Как сказал Господь Кришна в "Бхагавад-гите", в стихе 4.9,

джанма карма ча ме дивьям

эвам йо ветти таттватах

тьяктва дехам пунар джанма

наити мам эти со'рджуна

"Тот, кто познал трансцендентную природу моего явления и моих деяний, покинув свое тело, не родится более в этом материальном мире, но достигнет моей вечной обители, о Арджуна".

Я надеюсь, что это письмо застанет Вас в добром расположении духа.

Ваш вечный доброжелатель,

А. Ч. Бхактиведанта Свами.

n.b. А почтовую марку США я высылаю для Вашего сына".

Из письма Шриману Сушилу Ашнани, 9 мая 1976 г.

Так заканчивается Глава 12 из книги "Ветви бхакти"





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 579 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.05 с)...