Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 11_Еженедельная встреча



Хотя группа "Бхакти-врикша" это нечто гораздо большее, чем просто еженедельная встреча преданных, все же сама встреча очень важна. Каждую неделю в какой-то из рабочих дней или в субботу (но не в воскресенье) члены группы собираются у кого-то на квартире, чтобы провести вместе несколько часов. Место встречи можно регулярно менять. Хозяин должен обеспечить благоприятную обстановку. Нежелательно, если что-то будет отвлекать: ежеминутные телефонные звонки или, скажем, плачущие дети или что-то другое.

6 частей еженедельной встречи группы "Бхакти-врикша"

1. Кришна-бхакта-санга общение и "ломка льда".

2. Кришна-нама-санкиртана: киртан, бхаджаны, пуджа.

3. Кришна-нама-джапа совместное повторение 1 круга маха-мантры.

4. Кришна-катха обсуждение: выделение, осмысление, применение в жизни.

5. Кришна-прачар обсуждение проповеди: отчеты и планы.

6. Кришна-прасад.

Нужно позаботиться о том, чтобы новички и гости чувствовали себя, как дома. К ним нужно проявлять особые внимание и заботу. Не стоит пугать их ИСККОНовским слэнгом и ни в коем случае нельзя холодно встречать их или проявлять фанатизм по отношению к их возможным ошибкам.

После 6-7 обычных встреч, группа "Бхакти-врикша" должна организовать какую-нибудь особенную встречу. Ее можно провести в виде пикника где-нибудь в парке или на на пляже. Так или иначе, это должно быть что-то из ряда вон выходящее, чтобы у преданных не возникало ощущения скуки, которую могут вызвать однообразные, построенные всегда по одной и той же схеме программы,. Группы, состоящие из подростков, должны разнообразить свои встречи еще чаще.

1. Общение и "ломка льда".

Встречи должны начинаться вовремя. Это очень важно. Лидеру обязательно надо начинать программу вовремя, даже если присутствует всего пара членов. Если мы ждем опоздавших, то тем самым поощряем непунктуальных и выказываем неуважение по отношению к тем, кто приходит вовремя.

Первая часть встречи начинается с неформального общения. Прийдя на нама-хатту, люди первым делом начинают беседовать друг с другом. Новые члены группы в это время могут общаться со своими наставниками, которые проверяют их домашнюю работу и обсуждают итоги недели. Затем следует ломка льда, цель которой создать теплую атмосферу сознания Кришны. Члены группы приходят на встречу из разных мест, каждое из которых характеризуется своими особыми условиями (работа, учеба, дом), и так как каждый приходит со своим особым настроением, диссонирующим с настроением окружающих, то очень важно начать с чего-то такого, что сплотило бы всех воедино. Если этого не сделать, то люди будут сосредоточены внутренне на чем-то своем, будут оставаться в своем собственном мирке на протяжении всей встречи, и из-за этого они не смогут извлечь полное благо из всех возможностей, которые предоставляет "Бхакти-врикша".

Замечания по поводу ломки льда

" Ломка льда это не просто игры.

" Ломка льда это упражнения, которые помогают людям перенести центр внимания с себя на других, с тем чтобы им стало легче общаться друг с другом.

" Ломка льда может заключаться в том, что каждый скажет что-нибудь на заранее выбранную тему (или же маленьким группам по 3-5 человек будут розданы задания, которые необходимо выполнить за короткое время).

" Ломка льда сплачивает группу.

" Ломка льда, как правило, объединяет людей на внешнем уровне, и в принципе этим она вполне выполняет свое предназначение.

" От ломки льда не следует ожидать слишком многого.

" Как следует из названия, ломка льда предназначена лишь для того, чтобы на первом же этапе растопить лед холодности, который могут принести с собой члены группы.

" Ломка льда особенно важна для тех групп, члены которых только начинают знакомиться друг с другом, но она полезна и для тех, кто собирается вместе уже на протяжении долгого времени.

" Ломка льда это средство, помогающее членам группы сделать первый шаг навстречу друг другу, после того как они не виделись на протяжении нескольких дней.

" Ломка льда ценна и тем, что уже в начале встречи помогает сконцентрировать внимание преданных в нужном направлении.

" Ломку льда стоит проводить на каждом занятии.

В чем цель ломки льда? Этих целей, по меньшей мере, три:

" сфокусировать внимание членов группы;

" развить взаимоотношения от более внешних к более глубоким;

" сплотить членов группы.

Чем больше ломка льда соответствует ситуации, тем больше пользы она принесет. Обычно используются 4 типа ломки льда, и у каждого из них своя особая функция.

1. Сплачивающие и вовлекающие

Этот тип ломки льда легко применим во всех обстоятельствах. Участникам даже не нужно знать друг друга по имени, поэтому лучше такую ломку льда проводить в группах, сформировавшихся недавно, участники которых пока еще плохо знают друг друга. Это поможет людям преодолеть чувство застенчивости и одиночества в новой компании. Когда через месяц-два группа более-менее утвердится в своем составе, можно будет прекратить эти упражнения до очередного притока новых членов.

В упражнениях этого типа участники обычно перемещаются по кругу, объединяясь друг с другом для того, чтобы выполнить какое-нибудь задание в рамках выделенного им времени. Однако в группе, где люди встретились друг с другом впервые, такие виды ломки льда обязательно должны сопровождаться знакомством.

2. Знакомство

Этот тип позволяет членам получить какое-то представление друг о друге. Это приятный и творческий способ побольше узнать о том, кто находится рядом с тобой: его имя, род занятий, чем он увлекается, кто члены его семьи, что он любит, а что нет, и так далее. Такие упражнения служат отправной точкой для поиска общих интересов и завязывания дружбы внутри группы.

3. Начало общения

Этот вид помогает участникам открыть свой ум, создавая благоприятную для этого атмосферу. Обмен мнениями при такой ломке льда вполне может проходить на поверхностном уровне, дабы не ставить никого в неловкое положение, однако если лидер захочет, он может попробовать вызвать людей на большую откровенность. Такие виды ломки льда могут следовать за знакомством.

4. Развитие чувства локтя и доверительных отношений

В этом типе упражнений предусмотрено выполнение небольших заданий маленькими группами участников в течение короткого времени. Это помогает членам группы подняться на более высокий уровень сотрудничества, и особенно полезно дял людей-интровертов, кому бывает не так-то просто общаться даже с теми, кого они давно уже знают.

Примеры ломки льда

Существуют сотни различных упражнений по ломке льда. Здесь мы приведем лишь несколько примеров.

Пантомима на тему шастр

Разделите группу на команды, состоящие из 3-6 человек. Каждая команда должна выбрать какую-то историю из писаний или из других источников вайшнавской традиции и показать пантомиму на эту тему. Задача остальных членов группы угадать, что это за история.

Вариант: эпизоды из писаний пишутся на листочках бумаги, которые затем извлекаются из коробки для исполнения.

"Как вы себя чувствуете?"

Дайте каждому маленький чистый листочек бумаги одного и того же размера. Попросите каждого написать, как он себя чувствует (допустим, "счастлив", "огорчен", "встревожен", "испытываю сожаление", "чувствую себя одиноким", "мне неловко", "испытываю чувство вины", "страдаю", "умиротворен", "полон энтузиазма", "подавлен", "устал", "настроен оптимистично" и т.д). Попросите всех выражать свои мысли как можно конкретнее. Например, "не в настроении из-за приближающегося экзамена" или "не дают покоя финансовые проблемы". Также участники могут написать, как они хотели бы себя чувствовать: скажем, "избавиться от этого беспокойства по поводу работы".

Сложите эти листочки, положите их в центре группы и хорошо перемешайте. Затем вытащите любой из них, прочитайте то, что на нем написано, и предоставьте членам группы время, чтобы каждый мог дать какой-либо совет по этому поводу, привести какие-то слова мудрости, какой-то стих или какие-то другие врачующие или вдохновляющие слова, призванные помочь тому, чей листочек был вынут. В зависимости от времени, которым вы располагаете, вы можете вынимать столько листочков, сколько получится.

"Я рад, что я здесь!"

Скажите членам группы, что вы рады находиться здесь. Затем скажите: "Если бы я был сегодня не здесь, то я бы..." и назовите что-нибудь, чего вам совсем не хотелось бы делать. Затем идите по кругу, спрашивая: "А если бы вы были не здесь сегодня, то что бы вы делали такое, чего вам не хотелось бы делать?" Постарайтесь добиться того, чтобы ответы были легкими и быстрыми.

Творческие способы познакомиться

Это можно сделать любым из следующих способов.

" Попросите каждого достать какие-то два предмета, например, семейные фотографии, кредитные карточки, связки ключей из своих карманов, бумажников или сумок. Затем попросите их, используя эти предметы, представиться или что-нибудь сказать о себе.

" Попросите каждого назвать свое имя и прибавить к нему какой-нибудь эпитет, который описывает его характерную черту и начинается при этом с первой буквы его имени.

" Попросите каждого назвать прозвище, которое он когда-то носил, и объяснить причину или историю, стоящую за этим.

" Дайте членам группы немного времени, чтобы оглядеться вокруг и найти в комнате что-то такое, что, по их мнению, отображает какие-то черты их характера или характеризует их в общем. Попросите каждого участника сказать, что он выбрал, и объяснить, почему.

" Раздобудьте мягкий мячик. Посадите участников в круг. Бросьте мячик одному из участников и попросите его рассказать что-нибудь необычное о себе. Затем он может перебросить мячик любому из присутствующих, и тот должен сделать то же самое.

"Если бы..."

Соберите группу в кружок. Задайте им несколько вопросов такого рода:

" "Если бы вы могли бесплатно отправиться на неделю в любую точку планеты, то куда бы вы поехали?"

" "Если бы у вас была возможность стать президентом одной из стран мира, то какую бы страну вы выбрали и почему?"

" "Если бы вы могли отправиться в путешествие на машине времени в любую эпоху, то куда бы вы отправились и почему?"

" "Если бы вы могли поговорить с любым из ныне живущих людей, то кто бы это был?"

" "Если бы вам подарили миллион долларов, то как бы вы их использовали?"

" "Если бы вы могли изменить одну вещь в вашей жизни, то что бы вы исправили и почему?"

"Угадайте, кто я?"

Один из членов группы выбирает какую-нибудь личность из писаний, а остальные пытаются отгадать, кто это, задавая ему вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить только "да" или "нет": "Вы мужчина? Вы с этой планеты? Вы описаны в "Махабхарате"?" Вы можете ограничить количество вопросов, которые могут быть заданы.

"Ворчи-ворчи!"

Эта игра дает возможность снять излишнее напряжение, натянутость. Разбейте всех участников на пары. Попросите их одновременно выражать вслух любые жалобы, сомнения, претензии, тревоги, которые могут быть у них на уме, делиться причинами, заставляющими их сейчас внутренне негодовать или сожалеть о чем-то. Когда кто-то из участников исчерпывает все свои проблемы, он должен повторять: "Ворчи-ворчи!" до тех пор пока не закончат все остальные. Останавливайте эту игру тогда, когда становится ясно, что вся негативная энергия исчерпана и осталось только внешнее, искусственное ворчание.

"Расскажите о..."

Выберите одну или несколько нижеперечисленных тем и попросите каждого что-то сказать на этот счет.

" Самый счастливый момент в моей жизни

" Последний раз, когда я по-настоящему гневался

" Как произошло, что Кришна стал для меня больше, чем просто звуком

" Где я жил в возрасте от 7 до 12 лет

" Каковы мои планы на следующий месяц

" Чего я опасаюсь (но что может случиться)

" Лучшее событие, произошедшее со мной на прошлой неделе.

2. Киртан и бхаджаны

После ломки льда группа поет небольшой киртан (можно спеть и бхаджаны). Громкость зависит от того, какие у вас соседи. Параллельно можно провести небольшое арати.

3. Джапа

Группа повторяет вместе один круг маха-мантры. Это можно делать в унисон: все члены группы повторяют одновременно. Хотя повторение в унисон занимает немного больше времени, приблизительно 12-15 минут, все же оно имеет свои преимущества:

" все заканчивают в одно и то же время;

" это позволяет сконцентрироваться на святом имени, не беспокоясь о том, как бы успеть за остальными;

" меньшая скорость позволяет более отчетливо произносить каждый слог;

" это создает дух единения;

" повторяя по отдельности, некоторые члены группы становятся невнимательными.

4. Обсуждение

Это время для анализа священных писаний и духовного образования. Обсуждение отличается от лекции. Лекция - это когда один говорит, а все слушают, но в обсуждении возможность говорить есть у каждого, а роль лидера заключается в том, чтобы наблюдать за участием каждого в обсуждении. Руководитель здесь является в большей степени ведущим, чем учителем. Он не должен говорить все время сам. Он должен делать так, чтобы говорили другие. Это требует некоторого отречения, в особенности, если руководитель на самом деле знает больше, чем другие. Особенный акцент при обсуждениях на таких еженедельных встречах должен делаться на практическое приложение сознания Кришны в повседневных ситуациях. Наша цель заключается в том, чтобы мы умели применять философию сознания Кришны во всех обстоятельствах жизни.

Обсуждение может проводиться только в небольших собраниях преданных, и в этом одно из преимуществ маленькой группы. Нередко даже от новых членов можно почерпнуть что-то очень ценное, какую-то мысль, которая всех вдохновит. Или ребенок скажет что-то такое, что никому в голову не пришло, но в то же время заставило всех улыбнуться. На обсуждении дети вполне могут принимать участие наравне со взрослыми, в то время как на лекциях им обычно сидеть скучно, из-за чего они начинают озорничать и всем мешают.

Некоторые преимущества обсуждения:

" атмосфера ишта-гоштхи создает вдохновляющий взаимообмен между преданными;

" даже в отсутствие опытного лектора становится возможна содержательная кришна-катха;

" благодаря своему участию в обсуждении каждый узнает больше;

" преданные учатся сотрудничать, работать сообща;

" становится ясно, как кто понимает философию;

" не допускается пассивное настроение, "синдром наблюдателя";

" никто не скучает, не зевает и не спит;

" хорошая школа для обучения проповеди;

" преданные могут делиться сокровенными мыслями в непринужденной, располагающей к тому обстановке;

" каждый обогащается пониманием других.

Лекции необходимы для больших собраний, таких, как воскресные пиры или фестивали. На больших собраниях лекция, проводимая опытным проповедником, более уместна, чем групповое обсуждение. Но в маленьких группах, которые начинают использовать обсуждение вместо того, чтобы проводить обычные формальные лекции, преданные испытывают новую жизнь. Они чувствуют большую близость друг к другу, и их понимание быстро растет, поскольку они могут спокойно задавать вопросы, которые они постеснялись бы задать во время лекции. Ниже приводится всего лишь пара оценок этого метода со стороны прихожан со среднего Востока.

"Встречи группы "Бхакти-врикша" позволяют лучше осмыслить философию и научиться применять ее в жизни. А непринужденная обстановка позволяет делиться сокровенными мыслями".

"Я с удовольствием изучаю философию, общаясь с другими. Участие в обсуждении помогает развивать процесс мышления и побуждает меня изучать книги Шрилы Прабхупады".

Шрила Прабхупада пишет в комментарии к "Шримад-Бхагаватам" (3.29.17):

"Преданный должен общаться с другими преданными, чтобы, проводя время в беседах на духовные темы, они помогали друг другу обрести духовное знание. Такое общение называют ишта-гоштхи. В "Бхагавад-гите" сказано: бодхаянтах параспарам, что значит "обсуждая между собой". Как правило, чистые преданные проводят все свое время за чтением и обсуждением повествований о разнообразных деяниях Господа Кришны или Господа Чайтаньи. Пураны, "Махабхарата", "Бхагаватам", "Бхагавад-гита" и Упанишады содержат бесчисленное множество историй, которые могут обсуждать между собой двое и более преданных. В дружеские отношения должны вступать люди, чьи интересы и взгляды совпадают".

Когда преданные в тесном кругу группы "Бхакти-врикша" беседуют о Кришне, о Его философии и наставлениях, о служении Ему, это ни с чем не сравнимое завораживающее ощущение. В "Падма Пуране" Господь говорит Нараде Муни:

нахам тиштхами вайкунтхе йогинам хридайешу ва

татра тиштхами нарада ятра гаянти мад-бхактах

Кришна говорит, что Он не на Вайкунтхе и не в сердце йога Он там, где Его преданные воспевают Его славу.

Как проводить обсуждение

Прежде всего, необходимо выбрать тему обсуждения. Это должно быть сделано заранее и чем раньше, тем лучше чтобы ведущий мог как следует подготовиться. Темой обсуждения может быть либо стих из "Бхагавад-гиты" или "Шримад-Бхагаватам" на какую-то актуальную для всех тему, либо лекция, прочитанная недавно в храме, либо проповедь Шрилы Прабхупады на видеокассете и т.п.

Руководители программы могут выбрать какую-то последовательность стихов, скажем, из "Бхагавад-гиты", затрагивающих важные темы, или, по крайней мере, выбирать тему каждую неделю, с тем чтобы во всех группах на очередном занятии обсуждалась одна и та же тема. Это упрощает задачи лидеров групп.

Ведущий должен избегать спорных моментов, которые могут сбить с толку новых членов группы или подорвать их веру. Если такие темы всплывают во время обсуждения (часто находится кто-то, кто поднимает их), то лидер должен сказать что-нибудь вроде: "Прабху, сейчас не самое лучшее время и место для обсуждения этих вопросов мы можем поговорить об этом позже, наедине", или "Мы спросим об этом у президента храма, а сейчас давайте придерживаться темы обсуждения". Ведущий должен также избегать споров и ни в коем случае не допускать оскорблений в адрес вайшнавов.

Все участники обсуждения (а их обычно от пяти до пятнадцати человек) должны сидеть в кружок. Это очень важно, потому что когда преданные сидят в кружок, им легче общаться друг с другом. Не допускайте, чтобы кто-то сидел сзади, в стороне от всей группы.

Можно разделить группу и на более маленькие подгруппы, по нескольку человек в каждой. Если это сделать с учетом индивидуальных особенностей участников, то преданным в таком тесном круге будет легче откровенно делиться своими мыслями и переживаниями.

По окончании киртана и джапы ведущий обсуждения зачитывает выбранные места из книг Шрилы Прабхупады. Это должно занимать не более пяти минут. После чтения (или слушания записи, или просмотра видео, или чего-то другого, что было запланировано) ведущий начинает обсуждение, которое должно состоять из трех этапов: выделения, осмысления и применения. Основные выводы различных частей обсуждения необходимо записывать, чтобы на них потом можно было ссылаться и чтобы можно было на их основе отчитаться перед руководителем сектора.

Выделение

Ведущий задает вопросы следующего характера:

"Какие важные моменты мы можем выделить из прочитанного?"

"Какие мысли больше всего запомнились?"

После того, как группа выявит две или три центральные идеи, их надо записать. Эти ключевые мысли должны быть сформулированы в простых и общепонятных терминах. Тогда новичкам будет легче следить за ходом обсуждения. Данная часть обсуждения стимулирует память и позволяет сфокусироваться на определенном вопросе.

Осмысление

Цель этой части обсуждения - более четко и глубоко осмыслить обсуждаемую тему. Ведущий может направлять ход беседы следующими вопросами:

"Какие примеры были использованы здесь для того, чтобы проиллюстрировать эти положения?"

"Какие аналогии использует Шрила Прабхупада, чтобы объяснить эту мысль?"

"Уяснил ли кто-то для себя что-то новое?"

Применение

Эта часть помогает научиться применять философию сознания Кришны в жизни, учит, как стать более интроспективным, как "добавить больше Кришны" в свои мысли и дела.

Вопросы здесь могут быть такими:

"Какая часть комментария затронула вас больше всего? Почему?"

"Как мы можем практически приложить эти наставления в нашей жизни?"

"Помогло ли вам какое-то из этих наставлений лучше разобраться в своих личных проблемах?

"Какой вывод вы сделали из этого отрывка?"

"Как бы вы изложили эту мысль в беседе с непреданным?"

"Можете ли вы поделиться каким-то опытом, который подтверждает эту мысль?"

Каждый должен принимать здесь участие, открывая свой ум и сердце. Эта часть обсуждения призвана быть взаимообогащающим духовным обменом между преданными, в результате которого обретаешь более зрелое понимание сознания Кришны.

В своем еженедельном отчете перед лидером сектора руководитель группы должен подводить итоги различным частям обсуждения: выделению, осмыслению и применению чтобы лидеру сектора было ясно, каково настроение членов группы, какие проблемы их волнуют и т.п. Тогда лидерам будет виднее, на чем стоит сосредоточиться в ближайшее время.

Шрила Прабхупада всегда бывал очень доволен, когда получал отчеты о проведенных ишта-гоштхи. Так, в письмах от 19 февраля и 22 марта 1968 года он пишет:

"Моя дорогая Балаи даси, прими, пожалуйста, мои благословения. Я очень благодарен тебе за отчет об ишта-гоштхи и за твое замечательное письмо от 14 февраля 1968 года. Я внимательно прочитал их. Пожалуйста, продолжай посылать мне отчеты о ваших встречах. Мне очень нравится читать о том, как мои ученики наслаждаются беседами о Кришне и Его спутниках".

"Моя дорогая Балаи даси, прими мои благословения. Я получил твое письмо от 19 марта вместе с отчетом о вашем ишта-гоштхи. Я всегда очень радуюсь, когда узнаю, как замечательно проходят ваши ишта-гоштхи, и с нетерпением жду твоих писем с отчетами о них. Спасибо тебе большое".

Искусство обсуждения

Ниже мы приводим отрывок из книги Бхуриджаны прабху "Искусство обучения". В нем рассматриваются практические приемы успешного проведения обсуждения.

Что такое обсуждение?

Обсуждение это беседа в группе, имеющая определенную цель. Обсуждение - прекрасное средство обучения, возможность выявить и разрешить какую-то насущную проблему, хороший способ для прояснения философских вопросов. По высказываниям участников ведущий может легко определить, насколько они усваивают философию.

Когда люди обсуждают какие-то темы и прислушиваются к точке зрения других, они овладевают искусством сотрудничества. Это происходит естественным образом, но при условии, что участники слушают, понимают и ценят опыт и точку зрения собеседника. Благодаря внимательному слушанию, мы учимся находить конструктивные моменты во мнениях других людей. Помимо этого, обсуждение развивает мышление, поскольку в его процессе как на ладони становятся видны такие вещи, как логические ошибки, эгоцентризм и недальновидность. Будучи членами ИСККОН, мы должны жить и трудиться сообща, поэтому обучение искусству обсуждения само по себе важный социальный навык для нас, не говоря уже о пользе, которую приносят выводы, получаемые в процессе обсуждения.

Ведущий

Вести обсуждение - это не то же самое, что читать лекцию. Это требует немного другого настроения. Роль ведущего заключается в том, чтобы структурировать обсуждение, определяя его фокус, не позволяя отклоняться от темы и способствуя обмену идеями. Он не пытается доминировать он направляет группу настолько, насколько она в этом нуждается, и цель этого помочь группе глубже усвоить какие-то конкретные моменты.

Ведущий может иногда слушать, иногда задавать вопросы, прояснять ответы, вдохновлять участников, фокусировать внимание на определенных моментах, следить за ходом обсуждения и формулировать окончательные выводы.

Информация, приводимая здесь, обращена к руководителям, которые проводят обсуждение для всей группы. Большая часть этой информации, однако, будет полезна и в том случае, если руководитель разбивает свою группу на меньшие части. В этом случае руководители должны обучить этой технике своих помощников с тем, чтобы они также могли эффективно вести обсуждение.

Как сделать, чтобы обсуждение началось?

Иногда это целая проблема для ведущего начать обсуждение. Ниже приводится несколько простых методов. Для успешного начала обсуждения важно уметь правильно сформулировать первый вопрос. Избегайте таких вопросов, на которые можно ответить короткими фактическими утверждениями или словами типа "да" или "нет".

Сила ожидания

Люди, не привыкшие к обсуждению, могут ответить молчанием. Ведущий должен научиться ждать. Если люди знают, что ведущий останавливается только на три или четыре секунды, а затем продолжает говорить, они научатся избегать ответа. Если группа видит, что ведущий спешит и ему самому ответ не очень интересен, у них не будет желания отвечать. Если же ведущий открыто гневается на группу за то, что она не включается в обсуждение, то обсуждение начнется с еще меньшей долей вероятности.

Ответ на молчание

Следующий метод хорошо приучает группу к обсуждению. Допустим, вы спросили, на какие три главных момента Шрила Прабхупада указывает в этом комментарии. Закончив формулировку вопроса, начинайте считать в уме: "Харе Кришна - раз, Харе Кришна - два...", - и так до десяти. Таким образом, пройдет примерно десять секунд. Десять секунд - это не очень большой период молчания, хотя вам он может показаться равным дню Брахмы, если вы не будете считать про себя. Медленно оглядите комнату и встретьтесь глазами с каждым. Оставайтесь спокойным и расслабленным. Ожидание первого ответа не будет слишком долгим. Даже если вы уже досчитали до десяти, медленно повторите вопрос. Спросите (если это уместно), есть ли какие-то идеи, и затем снова спокойно начните молчаливый отсчет. Ваше молчание будет означать: "Я никуда не тороплюсь и могу спокойно подождать". Если вы готовы ждать столько, сколько потребуется, то группа оценит это и предастся. Этот метод, если вы его примените хотя бы раз, покажет группе, что вы серьезны. И так как умело проведенные обсуждения приносят удовлетворение сами по себе, то вам очень редко придется применять этот метод, а может быть и вообще никогда. Имейте в виду, чтотруднее всего, как правило, получить ответ именно на первый вопрос. Но после того, как заговорил первый человек, остальные обычно легко подключаются.

Как получить новые ответы?

Для того чтобы вдохновить группу продолжать давать ответы, сформулируйте суть первого ответа, который вы получили. Затем скажите что-нибудь более или менее позитивное, например: "Интересно", или "Хорошо", или "Спасибо". Если вы не уверены, что поняли смысл того, что было сказано, то можете добавить: "Если я вас верно понял, вы имеете в виду..." Вы можете попросить этого человека более подробно пояснить свой ответ, но помните, что ваша главная цель заключается в том, чтобы обсуждение продолжалось, и вы должны вдохновить на участие и других. Слишком строгая оценка первого ответа может напугать тех, кто только собирается с духом. Небольшая же улыбка или взгляд на группу вдохновят остальных принять участие.

Если вы на самом деле хотите услышать, что думают члены вашей группы, то обсуждение будет удаваться легко.

Основные моменты в управлении процессом обсуждения

Задача ведущего так направлять обсуждение, чтобы оно развивалось в нужную сторону. Иногда главенствующая роль ведущего очевидна когда он, например, предлагает сконцентрироваться на определенном вопросе. В других случаях она будет не столь очевидна: допустим, когда он побуждает людей говорить, прибегая к технике молчаливого ожидания.

Задавайте вопросы, которые позволят людям ошибаться. Вместо того чтобы спросить: "Что Видура говорил об отречении?" - спросите: "Что приходит вам в голову, когда мы говорим об отречении?" или "Что отречение означает для вас?" Включайте в свои вопросы фразы типа "Расскажите, что вы знаете о...", или "Что можно заключить из...", или "Что это означает для вас?" Эти фразы покажут группе, что вы хотите узнать их мнение, а не просто правильный ответ.

Направляйте мысль группы короткими замечаниями после каждого ответа, или дополнительными вопросами, основанными на этих замечаниях. Хороший вопрос для того, чтобы способствовать критическому мышлению - "А есть ли другие ответы на этот вопрос?" или "Что можно возразить на этот аргумент?" или "Как бы на это ответил человек с противоположной точкой зрения?" Избегайте задавать вопросы, которые подразумевают: "Я уже знаю ответ, а вы должны просто догадаться, что я думаю". Старайтесь не отвечать на замечания и утверждения словами: "Вы не совсем правы". Не вызывайте тех, кто говорить не хочет.

Как правило, контроль со стороны ведущего должен быть как можно более ненавязчивым.

Поднимание рук

Самый простой метод управления ходом обсуждения - это просить участников поднимать руки и говорить тогда, когда их попросят. Это позволяет ведущему выбирать, кому дать слово. Это также сдерживает более агрессивных и шумных участников. Если вы приучили членов вашей группы поднимать руки перед тем, как говорить, то вы имеете право не принимать те ответы, которые будут выкрикиваться с места.

От поднимания рук можно отказаться тогда, когда члены группы в достаточной степени овладеют этикетом обсуждения.

Другие рекомендации по ведению обсуждения

Ведущему обсуждение стоит развить следующие навыки для того, чтобы научиться получать ответы от членов группы.

Наблюдение

Наблюдайте за группой постоянно, независимо от того, проводите вы обсуждение, лекцию или даете указания. Тогда вы научитесь "чувствовать" группу и это поможет вам решать, когда лучше переключиться на другую деятельность, когда нужно повторить свои указания, а когда переменить тему лекции.

Во время обсуждения следите за тем, всем ли оно интересно. Будьте особенно внимательны, если один из членов группы пытается доминировать, или если обсуждение затягивается.

Наблюдая за группой, вы можете определить, внимательно ли все следят за ходом обсуждения, по следующим признакам:

" Поза: Повернуты ли люди к тем, кто говорит, или нет?

" Поворот головы: Люди смотрят на говорящих или в сторону? Подняты их головы или опущены?

" Лица: Выглядят ли они сонными или живыми? Какое на них выражение: отсутствующее или участвующее, скучающее или заинтересованное?

" Ответы: Преданные отвечают впопад или невпопад?

Почаще оглядывайте комнату, чтобы сразу замечать тех, кто хочет что-то сказать. Многие тянут руку высоко и даже размахивают ей, в то время как другие, особенно более тихие преданные, лишь слегка ее приподнимают. А некоторые могут поднимать всего лишь один палец. Если вы не будете внимательно смотреть на группу, то вполне вероятно, что вы не заметите поднятых рук или более скромных знаков со стороны тех, кто стесняется.

Ведущий должен внимательно слушать то, что говорят участники. Хорошо, если он запоминает, кто что сказал, и иногда цитирует кого-то из участников. Невозможно следить за обсуждением, не обращая внимания на его эмоциональную окраску. Чтобы достичь этого, ведущий должен отмечать в уме существенные моменты в словах каждого, а также замечать невербальные формы реакции со стороны преданных и пытаться понять, что участники думают об обсуждаемой теме и какие чувства она у них вызывает.

Использование похвал

Похвала подвигает людей на более активное участие в обсуждении. Она может быть простой, например: "Хороший ответ!", или "Хорошо!", или "Довольно интересно!" Она может быть и несловесной, например, улыбка, кивок головы, хлопок по спине или дружеский взгляд. Но самое важное в похвале - это искренность. Поскольку некоторые преданные стесняются публичной похвалы, используйте для них несловесные формы. Имейте в виду, что частая похвала за пустяки со временем перестанет давать результаты.

Использование чьих-то идей

Использование идей участников - это особая форма поощрения, которая вдохновляет их активно участвовать в обсуждении и дальше. Принятие идеи от участника обсуждения может подтверждаться простым указанием этого или выражением радости с вашей стороны. Или вы также можете повторно сформулировать эти идеи и обобщить их в конце обсуждения.

Идеи участников могут быть использованы и как подкидная доска для дальнейшего развития обсуждения: "Это хорошо. Может ли кто-нибудь развить это положение дальше?" Идеи различных участников можно сравнивать между собой: "Она сказала то-то... а он то-то... А вы что думаете об этом?"

Вышеперечисленные методы вовлекают людей в обсуждение. Когда какой-нибудь застенчивый человек подключается к обсуждению, вы обязательно должны постараться использовать его идею. Даже не совсем верные утверждения могут быть использованы, если мы выделим верную их часть и проигнорируем остальное.

Другие полезные приемы

Зовите людей по именам. Когда мы обращаемся к людям по имени, атмосфера улучшается. Но она может серьезно испортиться, если мы будем вызывать тех участников, которые не проявляют особого желания говорить.

Используйте мел и доску. Доска может быть использована в ходе обсуждения для записи ключевых идей.

Заставляйте участников говорить друг с другом. Желательно, чтобы участники группы обращались прямо друг к другу и обсуждали утверждения друг друга. Если группа сидит в кружок, это способствует такому общению. Преданные, естественно, будут смотреть друг на друга и более свободно обращаться друг к другу. Иногда руководитель группы может сводить к минимуму свое собственное участие в обсуждении, чтобы сделать общение между преданными максимальным.

Искусство задавать вопросы

Некоторые из участников в большей степени, чем другие, стремятся отвечать на вопросы. Но пассивность многих людей может быть уменьшена, если обращать вопросы к тем, кто отвечает редко. Постарайтесь направить свое внимание на участника, используя его имя: "Кришна дас, не мог бы ты..." - вместо того, чтобы начинать прямо с вопроса.

Вовлекайте в обсуждение как можно больше участников, обращаясь в первую очередь к тем, кто говорит редко, и только потом к любителям высказаться. Почти в каждой группе выделяется несколько участников, которые будут доминировать в обсуждении, если лидер не будет активно вовлекать остальных. Задавая вопрос, осмотрите всю комнату. Не спешите обращаться к тому, кто поднял руку первым, особенно если он высказывается часто. Подождите, и наверняка кто-то из молчаливых участников тоже захочет что-то сказать. Если несколько человек поднимают руки одновременно, выберите того из них, кто говорил меньше всех. Однако помните и об остальных и возвращайтесь к ним, как только первый человек закончит свою речь, даже если они уже не поднимают руки. Даже те, кто очень любят поговорить, испытывают уважение к ведущему, который позволяет принять участие в обсуждении как можно большему количеству людей.

Пауза

Задав вопрос, некоторые ведущие ждут не более секунды, прежде чем обратиться к кому-нибудь за ответом. Более того, даже обратившись к кому-то, они опять же ждут не более секунды, и тут же спешат ответить сами, или спрашивают кого-то еще, или повторяют вопрос, или дают подсказку. Однако более длительные паузы приводят к активному участию большего процента людей, а также улучшают качество ответов. Особенно это полезно в группах с не очень искушенными участниками. Конечно, людям надо давать время подумать, поэтому оптимальный период ожидания перед тем, как вызвать кого-то, варьируется в зависимости от вопроса и от ситуации. Если вопрос предназначен для того, чтобы побудить преданных поразмышлять и сформулировать свое оригинальное суждение, а не просто вспомнить что-то, то еще важнее будет выделить достаточно времени.

Обращайте вопрос сначала ко всей группе

Прежде чем спросить кого-то одного, полезно сначала адресовать вопрос ко всей группе. Надо дать всем время подумать и только по прошествии нескольких секунд обратиться к кому-то непосредственно. Обращаясь сперва ко всей группе, вы заставляете всех ее членов поразмышлять над ответом. Если же вы сразу спрашиваете кого-то одного, то только он один и будет слушать вопрос внимательно и думать над ним. Иногда, впрочем, бывает полезно обратиться с вопросом к какому-то конкретному участнику. Это имеет смысл в следующих случаях

" если ведущий желает вернуть невнимательного человека к обсуждению;

" если ведущий хочет задать следующий вопрос тому, кто отвечал только что;

" если ведущий обращается к застенчивому участнику, который будет смущен, если его вызвать без предупреждения.

Реакция на ответы

Группа должна получать информацию о правильности или неправильности своих ответов. Реакция ведущего с одной стороны поощряет людей, а с другой стороны способствует обучению. Кроме случаев, когда отсутствие ответа понимается всеми как указание на его правильность, ведущий должен давать комментарий всякий раз, когда кто-то из участников высказывает свое мнение. Этот комментарий не обязательно должен быть длинным и подробным. Зачастую кивка головы или короткого замечания типа: "Хорошо!" - вполне достаточно, чтобы преданные поняли, что ведущий согласен с их ходом мышления.

Последовательность вопросов

Первые вопросы должны подвести группу к выделению ключевых мыслей (стадия выделения). За ними следуют вопросы, цель которых осмыслить, понять выделенные идеи, а за ними в свою очередь вопросы, помогающие уяснить, как применять полученное знание практически.

Вот пример: "Сейчас мы с вами определили различные виды оскорблений и поняли, как можно избавиться от их последствий. Итак, что бы вы посоветовали тем, кто столкнулся со следующими проблемами:

" критика в адрес своего друга-вайшнава, вырвавшаяся в момент вспышки гнева;

" блуждание ума во время джапы?"

Завершение обсуждения

В конце обсуждения хорошо подытожить основные обсуждавшиеся моменты. Часто заключительные слова ведущего запоминаются надолго. Подведением итогов должно завершаться любое обсуждение, независимо от его продолжительности. "Хочет ли кто-нибудь подытожить основные моменты и сделать вывод по нашему обсуждению?" Такой вопрос позволяет хорошо обобщить обсуждение и сделать завершающий вывод.

Даже самое оживленное обсуждение должно когда-то закончиться. Следите за группой, чтобы определить оптимальное для этого время. Когда этот момент наступит, подытожьте основные моменты и, если уместно, поздравьте группу с хорошо прошедшим обсуждением (при этом вы можете отметить моменты, которые вам особо понравились). Если вы сумеете завершить обсуждение прежде, чем группа заскучает, то это всем придется по душе и в следующий раз все будут участвовать с еще большим энтузиазмом. Подытоживая основные моменты, вы одновременно завершаете занятие и улучшаете запоминание.

Помните, что то, как закончилось обсуждение, будет влиять и на успех обучения преданных, и на их желание участвовать в обсуждении в следующий раз.

Когда обсуждение приближается к концу, стоит предупреждать группу об этом. Это можно сделать в форме следующего вопроса: "Будут ли какие-то заключительные замечания прежде, чем мы закончим?" Этот вопрос позволит тем, у кого еще есть что сказать, высказать свою мысль, а тем, кто еще не говорил, даст понять, что они или могут высказаться сейчас, или уже не успеют. Не забывайте, что слишком долгие обсуждения никому не по душе. Опытный ведущий, учитывая это, завершает обсуждение, когда все еще горят интересом и каждому хочется продолжать.

5. Обсуждение проповеди

В этой части встречи преданные отчитываются о проповеднической деятельности за прошлую неделю. Члены группы делятся своим опытом и открытиями. Каждый может рассказать о своих достижениях, поделиться проблемами, с которыми пришлось столкнуться, рассказать, как удалось их преодолеть. Более опытные члены группы могут дать советы менее опытным. Также во время этой части встречи очень хорошо обсуждать возможные ответы, которые можно давать на стандартные, наиболее чаксто задаваемые во время проповеди вопросы. Члены группы могут также прочитать 1-2 вдохновляющих абзаца из книги "Проповедь наша миссия".

Кроме того, на обсуждении проповеди члены группы могут составлять планы проповеди на следующую неделю или большие промежутки времени: допустим, кто займется культивированием определенных контактов, какие двое преданных отправятся вместе в качестве группы посещения и так далее.

Не впитав воистину этот дух проповеди, группа "Бхакти-врикша" рискует застыть в своем развитии. Могут начаться какие-то внутренние конфликты, и со временем они могут стать основной чертой жизни группы. Поэтому не стоит пренебрегать частью, посвященной проповеди: она всех вдохновляет и побуждает уходить со встречи с горячим желанием искать новых преданных. Систематическая проповедь это одно из принципиальных отличий группы "Бхакти-врикша" от любого другого вида домашней программы.

6. Прасад

Прасад на встрече "Бхакти-врикши" не должен быть очень роскошным. Тогда он не будет ложиться финансовым бременем на плечи хозяев, и у них не будет необходимости проводить весь день на кухне, чтобы его приготовить. Изысканный прасад может иногда спровоцировать соревнование в мирском духе: "Он сделал прасад хорошо, но в следующий раз я "утру ему нос" и покажу, на что я способен!" В особых случаях, когда празднуется чей-то день рождения или другое радостное событие, можно устроить пир.

Динамика встречи

Очень важно, чтобы все 6 вышеперечисленных частей входили в еженедельную встречу. Каждая из них обладает своей особой функцией, и когда каждая проводится как следует, то после встречи все уходят в приподнятом настроении духа и с желанием поскорее прийти вновь. Упражнения по ломке льда, чье имя говорит само за себя, ломают "лед". Они привносят теплоту и сплачивают всех после недельной разлуки. Возникающее в процессе ломки льда чувство единства помогает преданным настроиться к моменту киртана на нужный лад и снять напряжение. Когда во время киртана все поют сосредоточенно, то и джапа затем проходит с хорошей концентрацией. Обсуждение, если оно протекает гладко и если во время его все активно участвуют и слушают друг друга, приносит чувство удовлетворения и духовного подъема. Проповедническая часть отчеты и планы вдохновляет участников на проповедь и духовную помощь другим людям. А прасад это кульминация встречи, после которой все уходят домой в счастливом и радостном расположении духа.

Если встреча проходит по другой схеме, без ломки льда, то есть риск, что во время киртана каждый будет погружен во что-то свое и не сможет по-настоящему сосредоточиться на святом имени. Продолжая думать о чем-то, что происходило перед встречей, он не в состоянии будет "навести мосты" с другими членами группы. Это может продолжиться и при чтении джапы. Настроение участников может еще больше ухудшиться, если обсуждение затянется, или если во время обсуждения агрессивные члены начнут проявлять чрезмерную активность или если оно перерастет в хаотический спор. Скучное проведение или пропуск проповеднической части чреваты исчезновением у членов группы импульса к миссионерской деятельности, в результате чего на первый план будет выходить что-то другое. А если на встречах не будет прасада, то это всех окончательно "добьет". Уходя домой с такой разочаровывающей встречи, человек задумается, стоит ли вообще приходить в следующий раз...

Искусство успешного проведения встречи включает в себя и контроль за временем. Если встреча затягивается, то это приносит неудобство тем, кому на следующий день надо идти на работу или на учебу. Поэтому лидеру стоит придерживаться установленных временных рамок, избегая в то же время грубо прерывать ту часть встречи, которая захватила членов группы.

В различных местах встречи могут иметь разную продолжительность. Скажем, план встречи, рассчитанной на два с половиной часа, может выглядеть примерно так:

Ломка льда - 10 мин.

Киртан - 25 мин.

Джапа - 15 мин.

Обсуждение - 60 мин.

Проповедь - 20 мин

Прасад - 20 мин.

Итого - 150 мин.

На вышеприведенном графике толстые линии показывают уровень сознания членов группы во время разных частей программы.

На встрече "А" сознание группы постоянно растет, быстро достигая "уровня комфорта" и затем поднимаясь выше его. К концу встречи все счастливы и воодушевлены.

На встрече "Б" участники так и не почувствовали полного удовлетворения. Ломка льда была пропущена. К концу встречи сознание членов группы было на уровне, который лишь с натяжкой можно назвать комфортным.

Это всего лишь два из многочисленных вариантов прохождения встречи. Во всех случаях определяющим фактором является то, какие части были включены в программу (отсутствует, как правило, проповедническая часть), и то, насколько хорошо была проведена каждая из частей. Киртан и джапа, к примеру, могут пройти великолепно, в то время как обсуждение довольно-таки плохо.

Такого рода графики вполне можно использовать для оценки прошедших встреч.

Так заканчивается Глава 11 из книги "Ветви бхакти"





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1791 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.04 с)...