Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 4_Структура



Структура программы "Бхакти-врикша" совпадает с организационной

схемой, заложенной в основу нама-хатты Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Общий

принцип таков: в каждой группе есть лидер-слуга, несколько таких групп

курируются еще одним преданным (Бхактивинода Тхакур называет его упачакра-пати),

каждые несколько таких кураторов контролируются в свою очередь еще одним

преданным (чакра-пати), и так далее; причем, дополнительные уровни появляются

по мере роста общины прихожан.

Шрила Бхактивинода Тхакур организовал у себя 7 уровней. Их названия были таковы:

1. упачакра (сектор из 3-5 групп);

2. чакра (округ из 9-15 групп);

3. маха-чакра (36 групп);

4. мала (108 групп);

5. мандала (объединяет 3-4 малы);

6. маха-мандала (3 мандалы);

7. таранга (3 маха-мандалы);

8. плаван (108 мал);

9. маха-плаван (все, что больше, чем плаван).

В наши дни три нижних уровня руководства в программе "Бхакти-врикша" (группа, сектор и округ) занимают независимые в финансовом отношении прихожане. Над ними стоит постоянный проповедник, находящийся на обеспечении у ИСККОН и выступающий в роли брахмана в соответствии с определением, данным Шрилой Прабхупадой:

"...общество должно поддерживать прослойку интеллектуалов. Их называют брахманами... Их прямое предназначение давать правильные наставления. Они должны подавать хороший пример и обладать развитым интеллектом, а также в их обязанности входит просвещать других о смысле жизни и о том, как строить свою жизнь. Это одна сторона дела. Они не должны быть озабочены тем, как поддержать свое существование. Общество должно заботиться о них, как о своих детях, и удовлетворять их насущные потребности".

Шрила Прабхупада, вечерний даршан, Вашингтон, 8 июля 1976 г.

В достаточно хорошо развитой программе "Бхакти-врикша" ведущий проповедник будет наблюдать за 3-4 лидерами округов, каждый из которых будет в свою очередь опекать 3-4 лидеров секторов, а те в свой черед будут курировать по 3-4 лидера-слуги группы. Следовательно, в обязанности ведущего проповедника входит контролировать где-то от 25 до 50 групп, или от 250 до 500 прихожан. Но даже если программа находится на начальной стадии, когда функционируют только одна-две группы, то все равно встает необходимость в постоянном ведущем проповеднике, который будет курировать эти группы. Когда группы начнут расти и делиться, проповедник назначит себе в помощь слуг секторов и слуг округов. Но руководитель программы нужен всегда: как на начальном этапе, так и на стадии зрелости.

Задача ведущего проповедника помогать подчиненным ему или ей лидерам округов. Задача лидеров округов помогать лидерам секторов. Их задача в свою очередь помогать лидерам групп. А те должны заботиться о членах своих групп.

Разница заключается в количестве преданных, о которых надо заботиться: у лидера группы это 7-15 человек, у лидера сектора 30-40, у лидера округа 90-150, а у ведущего проповедника 250-500. Другие постоянные проповедники могут также помогать по мере необходимости, однако курировать лидеров округов это очень серьезная ответственность, требующая определенной зрелости. Наблюдение за состоянием дел в округах и их координация это очень ответственное служение, которое, несомненно, требует постоянного проповедника.

В целом, идея различных уровней ответственности заключается в том, чтобы облегчить управление и приобщить каждого члена группы к практическому преданному служению и проповеди, как завещал нам Сам Господь Чайтанья:

"Я приказываю каждому человеку в этой вселенной присоединиться к Движению сознания Кришны и распространять его идеи повсюду".

"Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила, 9.36

Лидеры программы "Бхакти-врикша" должны быть стабильными в своем служении:

"В постоянной смене руководства нет ничего хорошего. Мы достигнем гораздо больших успехов, если будем оставаться на месте и работать... К чему эта неугомонность?

... Я имею в виду, что лидеры должны соглашаться обосновываться на одном месте, даже если им придется проработать на нем всю жизнь. Таков идеальный лидер, сознающий, в чем его долг".

Из письма Шрилы Прабхупады Хридаянанде, 5 ноября 1972 г.

Обучение

Каждый, кто отвечает за какую-либо функцию на определенном уровне программы, должен иметь возможность систематического обучения, участия в семинарах, практических занятиях и плановых тематических встречах. Создать всю эту культуру обучения будет задачей руководства программы "Бхакти-врикша" (президента храма, или регионального министерства проповеди прихожанам, или руковдителя программы, или других преданных, имеющих соответствующие полномочия).

Без систематического обучения каждого преданного "Бхакти-врикша" не сможет стать процветающей программой.

Разработка обучающих программ входит в задачу Международного министерства проповеди прихожанам ИСККОН, в то время как ответственность за организацию и проведение этих программ на местах ложится на местных авторитетов.

У каждого лидера есть обучающийся помощник

Программа "Бхакти-врикша" расширяется очень быстро. Количество групп за 6 месяцев может удваиваться. Поэтому на каждом уровне (группа, сектор, округ и т. д.) постоянно требуется много новых лидеров. Отсюда следует, что у каждого лидера обязательно должен быть помощник, который пока является учеником, но вскоре, как только появится необходимость в делении группы, создании нового сектора или округа, он сам сможет стать лидером.

Так заканчивается Глава 4 из книги "Ветви бхакти"

Глава 5_Группа «Бхакти-врикша»

В «Шримад-Бхагаватам» (11.3.30) один из Навайогендр, Шри Прабуддха, дает Махарадже Ними следующие наставления:

«Следует научиться прави льно общаться с преданными Господа, собираясь вместе и воспевая славу Господа. Это лучший из очистительных методов. По мере развития дружеских отношений преданные чувствуют все большую симпатию и удовлетворенность. Вдохновляя друг друга таким образом, они постепенно оставляют привязанность к чувственным удовольствиям, которая является причиной всех страданий».

Для многих прихожан участие в жизни группы «Бхакти-врикша» является единственным средством спасения от одиночества. Шрила Прабхупада пишет:

«Одиночество является результатом нашей предыдущей материалистичной деятельности. Однако для новичка в духовной практике оно не очень благоприятно. Майя постоянно атакует нас, и при первом же удобном случае пускает в ход свое жало. Поэтому вначале лучше не оставаться в одиночестве, а находиться в обществе чистых преданных. Это защитит нас от возможных нападок майи».

(Письмо Ядунандане, 26 марта 1968 г.)

Давайте проанализируем динамику развития групп «Бхакти-врикша» в сравнении с тем, как обычно обстоят дела в других группах прихожан. Какая методика дает наибольший эффект? Если сравнить два вида групп с двумя растениями, то какое из них быстрее вырастает и приносит больше цветов?

Группа «Бхакти-врикша»

Группой «Бхакти-врикша» называется небольшая компания прихожан, которая собирается раз в неделю и занимается практикой сознания Кришны под руководством и с помощью лидера-слуги группы, которого в свою очередь поддерживает лидер-слуга сектора, координирующий 3-4 группы. Кроме того, лидер-слуга обучает своего помощника, который через некоторое время сам возглавит какую-то из групп.

Члены группы «Бхакти-врикша» постоянно заняты проповеднической деятельностью. Каждая такая группа руководствуется принципом «Проповедь — наша миссия». Ее члены обучаются искусству проповеди и грамотной подаче учения Чайтаньи Махапрабху и гуру-парампары, с тем чтобы умело распространять движение харинама-санкиртаны. Прихожане обучаются культивированию доброжелательно настроенных людей, которые со временем тоже могут присоединиться к группе «Бхакти-врикша». Таким образом, благодаря обучению прихожан и заботе о них, группы «Бхакти-врикша» развиваются и растут.

Группы, не следующие принципам «Бхакти-врикши»

Группа прихожан, действующая не по принципам «Бхакти-врикши», тоже обычно собирается раз в неделю (реже ѕ раз в две недели). В ней тоже есть лидер, но он не настолько обучен и не несет ответственности за духовное продвижение членов группы. Он не отчитывается о состоянии дел в группе перед вышестоящими авторитетами. Его способности как руководителя в лучшем случае удовлетворительны. Он не готовит себе помощника, который бы в будущем сам смог возглавить группу. Сама же группа ѕ это в некотором смысле неформальное объединение без четко определенных целей и обязанностей членов.

Члены такой группы, как правило, не заняты активной проповедью. В результате, группа почти не растет, а если и растет, то рост ее не носит постоянного характера. Создается впечатление, что группа неизменна по количеству членов, хотя на самом деле из нее постоянно кто-то уходит, а кто-то ѕ приходит. Нередко «старожилы» такой группы теряют энтузиазм из-за однообразия проводимых программ.

Группа «Бхакти-врикша»

Когда количество членов группы превышает 15 человек, она делится на две новых группы. Успешно развивающаяся группа может делиться 1-2 раза в год. Деление группы не должно быть неожиданностью для ее членов: их надо с самого начала готовить к этому.

Деление группы также вдохновляет членов на проповедь, ведь это ее дхарма ѕ расти и делиться. После деления одна часть группы остается с лидером группы, тогда как другая уходит с помощником лидера, который будет ее возглавлять. Однако, если помощник лидера еще не готов возглавить новую группу, то с делением лучше повременить. Лидеру надо уделить особое внимание подготовке и обучению помощника.

Несмотря на грусть из-за предстоящей разлуки, преданные встречают деление группы с радостью и энтузиазмом. После деления обе группы продолжают свою проповедническую деятельность. Члены групп всю неделю занимаются духовной практикой, а раз в неделю собираются на встречу, которая длится около двух часов. Так они продвигаются по духовному пути и стремятся все к новым достижениям. Более опытные члены помогают новичкам в их духовной практике. Лидеры назначают новых помощников, и это дает старт очередному циклу роста и развития группы «Бхакти-врикша».

Группа, не следующая принципам «Бхакти-врикши»

Группы нама-хатты, не следующие принципам «Бхакти-врикши», часто топчутся на месте. Члены групп начинают скучать, из-за того что не заняты служением в полную меру. Некоторые уходят. Иногда общение с одним и тем же лидером «приедается» старым членам, и они начинают выражать свое недовольство им, поскольку у них нет возможности проявить свои способности в организации и руководстве проповеднической деятельностью. Деление группы предотвращает возникновение подобных тенденций, оно способствует развитию, позволяет привлекать новых людей, которым «старожилы» могут помогать в их духовном росте. Благодаря делению группы, опытные члены могут брать на себя все большую ответственность и становиться лидерами новых групп.

Группа, не следующая принципам «Бхакти-врикши», может застрять в своем развитии, потеряв верное направление и цель. Она может распасться, если ее члены не будут вести внутренней работы над собой и проповедовать. Кроме того, если лидер группы переживает трудности в личной жизни или переезжает на другое место жительства, то группа тоже, наверняка, распадется.

Отличия

группы «Бхакти-врикша»

от любой другой домашней программы

Вначале, возможно, члены некоторых групп, которые не следуют принципам «Бхакти-врикши», хорошо проводят время вместе, воспевая святые имена, слушая лекции на темы «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам» и вкушая кришна-прасад. Но хорошо проводить время еще недостаточно, чтобы быть членами группы «Бхакти-врикша». Необходимо также воспитывать друг друга и проповедовать другим. Многие группы прихожан вначале брали энергичный старт, однако потом интерес утихал, стимулы иссякали и группа в конце концов прекращала свое существование.

В начале проведения программы «Бхакти-врикша», до того, как организовать постоянные группы, руководителю программы и будущим лидерам следует собраться вместе и в течении 1-3 месяцев внимательно ознакомиться и научиться применять на практике стиль и методику «Бхакти-врикши». Такой тип подготовительной группы «Бхакти-врикша», в которой принимают участие будущие лидеры-слуги групп и помощники лидеров, называется «стартовой группой». В главе 10 «Как начать» стартовые группы описываются более подробно.

Хорошо, если будущие лидеры сами пройдут через «муки» обучения. В таком случае прогресс будет более стабильным. Иногда в начале программы «Бхакти-врикша» лидеры, не зная точно, что и как делать, пытаются экспериментировать на прихожанах. Последние чувствуют себя «подопытными кроликами» и вскоре утрачивают энтузиазм и всякое желание, «выгорают».

Лучше начинать программу «Бхакти-врикша» потихоньку, может быть, с одной группы, но имея все необходимое для ее проведения и имея элементарную программу для обучения прихожан, чем начинать с большого количества групп, но не имея базы в виде четкого плана и программы обучения.

Прошло более 2 лет с тех пор, как ИСККОН начал проводить в жизнь программу «Бхакти-врикша». Кое-где преданные, желая принять участие в программе, начинали организовывать группы прихожан. Однако вскоре становилось ясно, что эти группы не являются группами «Бхакти-врикша», так как они не следовали основным принципам программы. Члены групп недоумевали, почему группы не растут, не говоря уже о том, что не делятся. Некоторые даже начали думать, что эта программа на самом деле не такая уж и эффективная, как ее преподносят.

Здесь уместен пример с халавой. Когда вам говорят, что халава ѕ замечательное лакомство, вам хочется ее попробовать. Но если при приготовлении вы забудете положить в нее сахар или масло, то она уже не получится такой вкусной, и вы скажете: «Они так хвалят эту халаву, а на самом деле ѕ ничего особенного». Но ведь вы-то и не попробовали настоящей халавы! Подобно этому, иногда преданные вдохновляются, слушая о преимуществах «Бхакти-врикши», но потом у них не получается как следует внедрить на практике отдельные ее элементы (в основном, из-за недостатка обучения). Хотя их группы и называются группами «Бхакти-врикша», реально они представляют собой обыкновенные домашние программы (которые обычно называют «нама-хаттами») и потому не дают тех результатов, которые призваны давать группы «Бхакти-врикша».

Поэтому важно понять механизм функционирования группы «Бхакти-врикша» в сравнении с группой, не следующей принципам «Бхакти-врикши» (исследования, кстати, показали, что нама-хатты Шрилы Бхактивиноды Тхакура в большей степени отвечали требованиям «Бхакти-врикши», чем те нама-хатты, которые есть у нас сейчас. В настоящее время мы называем нама-хаттой любую проповедническую программу или группу прихожан, не важно на каком она находится уровне организации и развития. Более подробно читайте об этом в главе 16).

Несмотря на все вышесказанное, мы ничего не имеем против групп, которые не следуют принципам «Бхакти-врикши». Во многих районах, особенно в сельской местности, нама-хатты являются самым эффективным видом проповеди, поскольку там недостаточно жителей, чтобы реализовать потенциал «Бхакти-врикши» полностью и наладить регулярное деление. Поэтому для сельских районов оптимальны будут нама-хатты, которые в то же время до некоторой степени используют приемы и методы «Бхакти-врикши». Но для крупных городов «Бхакти-врикша» идеальна.

Выдача группам официальных удостоверений

Мы советуем всем руководителям программы «Бхакти-врикша» (как регионального, так и международного уровня) выдавать тем группам «Бхакти-врикша», которые действительно оправдывают свое название, официальные удостоверения. Прежде чем приступить к своим обязанностям, лидеры групп должны получать соответствующее образование и подготовку, а затем на практике воплощать в жизнь основные принципы «Бхакти-врикши». Иначе, из-за того что многие преданные склонны любую домашнюю программу, незваисимо от ее направленности и содержания, называть «Бхакти-врикшей», будут возникать недоразумения. Это все равно как мы называем храмом ИСККОН не любой наш центр, а только тот, который полностью соответствует этому названию (в противном случае мы назовем его проповедническим центром или как-то еще). Так же и наименование «Бхакти-врикша» применимо только к тем группам, которые обладают по крайней мере основными качествами группы «Бхакти-врикша» (это касается и тех районов, где программа «Бхакти-врикша» называется по-другому: «Бхакти-санга», «Клетка» и т.п.)

Необходимо заниматься преданным служением

Группы, не следующие принципам «Бхакти-врикши», менее эффективны еще и потому, что их члены заняты преданным служением всего пару часов в неделю (во время проведения еженедельных встреч). Этого вовсе недостаточно, чтобы полностью задействовать весь потенциал прихожан и увлечь их.

«Сознание Кришны столь замечательно, что чем больше служения выполняет преданный, тем больше ему хочется. В этом секрет духовной жизни. Если преданный целый день служит и не чувствует усталости, значит, он в сознании Кришны. В материальном мире все наоборот: немного поработаешь и уже устал. Нам надо полностью отдаться служению ѕ на 24 часа в сутки. Таков принцип духовной жизни».

Письмо Хамсадуте, 24 апреля 1972 г.

Как же прихожане получат вкус к духовной жизни, если не вовлекать их регулярно в преданное служение? В начале «Шримад-Бхагаватам» (1.2.16) Сута Госвами говорит:

шушрушох шраддадханасйа

васудева-катха-ручих

сйан махат-севайа випрах

пунйа-тиртха-нишеванат

«О дваждырожденные мудрецы, служить преданным, свободным от всех пороков, ѕ великое благо. Благодаря этому служению человек обретает склонность к слушать послания Васудевы».

Шрила Прабхупада пишет в комментарии:

«Слуги Господа приходят, чтобы распространять сознание Бога, и разумные люди должны всячески сотрудничать с ними. Тот, кто служит слуге Бога, доставит Ему больше удовольствия, чем тот, кто служит Самому Господу … Тот, кто служит слугам Господа, постепенно обретает качества этих слуг и становится способным слушать о славе Господа».

Именно служа Кришне, человек обретает склонность слушать о Нем. Это подобно тому, как связаны друг с другом еда и работа. Невозможно только есть или только трудиться. Точно так же невозможно лишь слушать о Кришне, не занимаясь служением Ему, и невозможно служить Господу, не подпитывая себя слушанием о Нем. Принимая пищу, мы насыщаемся энергией для работы, а в процессе работы к нам приходит аппетит. Так же и в сознании Кришны: служа мы развиваем желание слушать о Господе, а слушая, получаем вдохновение что-то делать для Него. Члены группы, которые недостаточно заняты на неделе служением Господу, могут постепенно утратить вкус к слушанию и воспеванию.

«Если вы все время слушаете лекции по сознанию Кришны, но стоит выйти за порог ѕ и вы все это забываете, то это плохо. Это не даст вам совершенствоваться. Что же делать? Киртитавйаш ча: надо пересказывать людям то, что вы услышали. В этом совершенство.

Для этого мы начали издавать «Назад к Богу». Студенты должны слушать внимательно и записывать услышанное. Киртитавйаш ча. Не только слушать. «О, я слушаю уже миллионы лет, и до сих пор ничего не понимаю». Это потому, что вы не повторяете то, что вы услышали. Надо повторять».

Лекция Шрилы Прабхупады, Сан-Франциско, 23 марта 1967 г.

Проповедь

Господь Чайтанья сказал:

йаре декха таре каха кришна-упадеша

амара агйайа гуру хана тара еи деша

«Проси каждого следовать наставлениям, которые Господь Шри Кришна дает в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Стань, таким образом, духовным учителем и попытайся освободить всех своих соотечественников».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.12.8

«Господь жаждет освободить обусловленные души, томящиеся в клетке материального тела. Долг преданных ѕ открывать обусловленным душам это желание Господа и рассказывать им о науке сознания Кришны. Это поможет обусловленным живым существам достичь уровня трансцендентного бытия и исполнить миссию своей жизни».

«Шримад-Бхагаватам», 3.29.23, комментарий

Как правило, группы, живущие не по принципам «Бхакти-врикши», не уделяют должного внимания миссии пополнения рядов преданных. Но из-за этого они упускают возможность насладиться нектарным вкусом проповеди сознания Кришны. Лишенные этого нектара, который дает проповедническая деятельность и обучение новичков, они начинают терять энтузиазм. Это факт, что проповедь дает высший вкус. Тем, кто не проповедует, вряд ли удавалось испытать этот вкус. В «Гаруда-пуране» говорится:

вишетатах своттамешу вина сангам на мучйате

сва-ничешу ту девешу вина сангам на пурйате

«Тот, кто не общается с чистым преданным Господа, не сможет достичь освобождения. Жизнь того, кто не проявляет сострадание к людям более низкого положения, лишена смысла».

Те, кто милостиво проявляют сострадание к падшим, быстро достигают успеха в духовной жизни и обретают блаженство. Те же, кто пренебрегают проповедью, постепенно теряют влечение к духовной практике. Проповедь наиболее важна в жизни группы «Бхакти-врикша». Несмотря на сильную загруженность (работа, учеба, забота о семье и детях), члены группы должны уделять какое-то время посвящению других в воспевание Харе Кришна мантры. Ведь именно эта деятельность: проповедь другим о Кришне, распространение Его книг, раздача Его прасада, приносит преданным наибольшее вдохновение. Шрила Прабхупада пишет:

«Господь Чайтанья учил, что человеку необязательно менять свое положение, но при этом он должен слушать, как рассказывают о Кришне чистые преданные, и проповедовать людям учение Кришны. Господь Чайтанья говорил: «Все вы должны стать духовными учителями. Ваш долг ѕ рассказывать о Кришне и Его наставлениях каждому встречному». Именно это и является целью Международного общества сознания Кришны».

«Шримад-Бхагаватам», 4.7.44, комментарий

Шрила Прабхупада вновь и вновь повторяет, что каждый преданный, каково бы ни было его положение, должен проповедовать.

«Движение сознания Кришны пытается поднять общество до уровня совершенства с помощью метода, который Шри Чайтанья Махапрабху описал в Своем совете брахману Курме. Его совет был следующим: оставайтесь дома, повторяйте мантру Харе Кришна и проповедуйте людям учение Кришны, как оно изложено в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.128, комментарий

«В чей бы дом ни заходил Господь Чайтанья, чтобы попросить милостыню, Он обращал жителей этого дома в Свое движение санкиртаны и давал им тот же совет, что дал в свое время брахману Курме».

Здесь очень хорошо объяснено учение Господа Чайтаньи. Тот, кто предался Ему и готов всем сердцем и душой следовать за Ним, вовсе не должен уходить из дома или менять свое положение. Он может оставаться домохозяином, практикующим врачом, инженером ѕ кем бы то ни было. Суть не в этом. Главное ѕ это следовать наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху, повторять Харе Кришна маха-мантру и обучать своих родственников и друзей учению «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.130,

перевод и комментарий

Ясно, что новичков необходимо сперва обучить грамотной проповеди сознания Кришны. Но это не значит, что человек сможет проповедовать, лишь достигнув совершенства.

Джага-дживана: «Все ли люди должны проповедовать сознание Кришны?»

Шрила Прабхупада: «Да. Прежде всего, надо знать, что проповедовать. Если человек не знает, что ему проповедовать, то что у него получится? Вы сможете проповедовать, когда обучитесь искусству проповеди. Но все же проповедовать может каждый. Это неоспоримый факт».

Утренняя прогулка, Чикаго, 8 июля 1975 года

Шрила Прабхупада: «Если вы поставите условие, что сначала нужно обрести необходимую квалификацию и только потом начинать проповедовать, то вы так и не дождетесь этого».

Утренняя прогулка, Бомбей, 30 сентября 1975 года

Программа «Бхакти-врикша» призвана предоставить прихожанам постоянную возможность совершенствования в искусстве проповеди при помощи различных семинаров, встреч для обмена опытом, практических занятий. Один из примеров, как это можно делать на практике, заключается в том, что «группа посещения» всегда состоит из двух человек, с тем чтобы более опытный преданный мог обучать своего младшего товарища.

Большие и маленькие

Иногда группы прихожан так разрастаются, что количество их членов доходит до 100 -150 человек. При этом уже утрачиваются близкие дружеские отношения: прихожане чувствуют себя затерянными в толпе. Становится трудно заботиться о духовном прогрессе каждого и вовлекать всех в преданное служение. В таких случаях прихожане, как правило, проявляют активность лишь во время крупных программ и праздников типа Ратха-ятры, когда требуется много помощников. А все остальное время прихожанам приходится выступать в приевшейся роли «молчаливого слушателя», когда приходишь на нама-хатту, слушаешь на ней лекцию храмового брахмачари, немного поешь в киртане, вкушаешь прасад и… «До встречи через неделю...»

Одно время в Дурбане, Южная Африка, действовало 36 групп прихожан, в каждой приблизительно по 100 членов. Еженедельно на встречах групп храмовые преданные читали лекции по «Бхагавад-гите». По прошествии пяти лет количество групп не увеличилось, в то время как количество их посетителей стало убывать. Почему же это произошло? Может быть, потому, что прихожан недостаточно занимали преданным служением и не делегировали им полномочия? Или потому, что не предоставляли им возможности серьезно заняться проповедью?

Каждый человек по-своему талантлив и одарен. Если, придя в сознание Кришны, преданный не использует свои таланты и способности в распространении миссии Господа Чайтаньи, он не почувствует удовлетворения и в конце концов уйдет. Те, чьи способности не задействованы полностью в распространении сознания Кришны, не могут быть счастливы. Они чувствуют свою «невостребованность» и ищут себе применения где-то на стороне (майя всегда предоставит им все возможности для этого).

Крупные программы и грандиозные фестивали имеют большое значение в духовной жизни, однако ими все не ограничивается. Люди нуждаются и в доверительной обстановке малых групп, где можно раскрыть сердце. Каждое же воскресенье все местные группы «Бхакти-врикша» собираются на большую программу в храме. При этом одно не исключает другого: оба вида общения важны и дополняют друг друга. Встречи малых групп помогают утвердиться в знании и найти друзей, благодаря чему прихожане начинают извлекать большее благо из больших программ. А тот энтузиазм и душевный подъем, который приносят массовые программы, служит дальнейшим стимулом для продолжения общения и проповеди в малых группах. Малые группы, крупные встречи, грандиозные фестивали ѕ все эти формы деятельности важны, и необходимо грамотно поддерживать баланс между ними.

Стать членом группы «Бхакти-врикша»

Деятельность настоящей группы «Бхакти-врикша» не ограничивается еженедельными встречами. Это ключевая идея, поэтому мы повторяем ее вновь. Стать членом такой группы значит принять особый стиль жизни, смыслом которого является практика и проповедь сознания Кришны. Хотя еженедельные встречи очень важны в жизни группы «Бхакти-врикша», все же ими все не ограничивается. Это одна из причин того, почему не каждый может стать членом такой группы без предварительной подготовки. Атмосфера в группе может оказаться слишком непривычной для новичка. Поэтому следует постепенно взращивать новых людей: писать им, звонить по телефону, навещать их дома, приглашать на домашние программы, воскресные пиры и праздники. Потом можно несколько раз пригласить их на еженедельные встречи группы «Бхакти-врикша», и затем, если они готовы, принять их в члены группы. Членом группы может быть не только тот, кто повторяет 16 кругов мантры и следует 4 регулирующим принципам. Нет, членом группы может стать каждый, даже если он познакомился с движением санкиртаны недавно или еще не является вегетарианцем. Главное, чтобы человек искренне стремился к духовному росту, регулярно посещал еженедельные встречи группы и принял стиль жизни и принципы «Бхакти-врикши».

Как стать членом группы «Бхакти-врикша»

1. Человек посещает несколько встреч группы «Бхакти-врикша».

2. Он выражает желание стать членом группы.

3. Лидер группы и помощник лидера навещают его дома и объясняют:

• что такое группа «Бхакти-врикша»;

• каковы обязанности ее члена.

С помощью анкеты они определяют духовный уровень кандидата.

4. Лидер группы назначает новичку наставника.

5. Новички проходят домашний курс изучения книг Шрилы Прабхупады (включающий основы философии и духовной практики вайшнавизма).

6. На очередной встрече новичка торжественно принимают в члены группы.

Каждый является и учителем, и учеником

Когда Господь Чайтанья мыл храм Гундича вместе с другими преданными, Он говорил им:

«Хорошо потрудились. Научите других, чтобы они действовали в том же духе». «Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 12.117

«Я с большой радостью замечаю, как ты развиваешь в себе сознание Кришны, обучая других. Так и должно быть. Учись сама и обучай других, тогда наше Движение будет расти и расти».

Письмо Химавати, 14 февраля 1972 г.

Один из основных принципов программы «Бхакти-врикша» ѕ это искренняя забота о духовном росте каждого прихожанина. Важной стороной этой заботы является то, что у каждого новичка появляется наставник. Это значит, что о нем начинает заботиться какой-то более опытный член группы (параллельно о нем заботится и лидер группы, который является наставником для всех членов). Этот подход позволяет отслеживать духовное развитие вновь присоединившегося и исключает возможность высокомерного отношения к новым членам группы со стороны старых. А у наставника, в свою очередь, появляется лишний шанс утвердиться в том, что он изучил, углубить свое понимание философии и применить ее на практике.

Обязанности наставника таковы:

• обучать новичка чтению джапы и другим элементам духовной практики;

• проверять его домашнюю работу, которую он выполняет в процессе изучения книг Шрилы Прабхупады и т.п.;

• поддерживать с ним отношения не только на встречах группы, но и помимо их: лично или по телефону;

• стать другом подопечного;

• следить, чтобы никто из группы не относился к новичку свысока;

• помогать подопечному в решении его духовных проблем (если надо, можно прибегнуть к помощи лидера группы).

Нет необходимости, чтобы назначенный наставник был очень продвинутым: вполне возможно, что он тоже пришел совсем недавно, всего несколько месяцев назад.

Наставник не должен жалеть времени, помогая своему подопечному делать первые шаги в духовной жизни. Играя роль «крестного», наставник сам развивается духовно. Шрила Прабхупада говорил:

«Более опытный ученик может обучать начинающих: «Пишите "а" вот так, а "б" ѕ вот так». Он может обучить тому, что уже умеет сам. … Таким образом, один учитель может руководить сразу сотнями учеников разного уровня. … Каждый должен быть и учителем, и учеником»

Беседа, Париж, 31 июля 1976 г.

Обучение новых членов

Каждый новый член группы должен пройти обучение, в результате которого у него сложится вайшнавская система ценностей, появится знание писаний и разовьются навыки, необходимые для духовной практики и проповеди. Однако еженедельные встречи не могут служить основой для систематического изучения философии и практики сознания Кришны, поскольку невозможно с приходом каждого нового человека начинать учебную программу заново.

Поэтому новых членов лучше обучать началам философии и элементарным практическим навыкам (как ставить тилак и т.п.) вне встреч группы, в другое время. Для обучения основам философии можно использовать в качестве учебников книги Шрилы Прабхупады. Контроль за ходом обучения наставник производит, проверяя выполнение подопечным домашних заданий. Кроме того, новичок обучается у наставника основам вайшнавского этикета и культуры, а также важным навыкам: как проводить пуджу, как предлагать пищу и т.д. Далее преданный может продолжить свое вайшнавское образование в этих двух главных направлениях ѕ обучении философии и практике ѕ в рамках различных семинаров и других учебных программ.

Что касается навыков проповеднической деятельности, то, в основном, новички знакомятся с ними и отрабатывают их на практике, участвуя в проповеди в роли помощников более опытных преданных. Они наблюдают за действиями наставника, а затем пробуют сами под его наблюдением. Так они могут учиться общаться с интересующимися по телефону, приходить к ним домой, отвечать на их вопросы и так далее.

Три уровня преданных

в зависимости от их опыта в проповеди

Ясно, что всех членов групп «Бхакти-врикша» можно разбить на три категории: новичков, младших проповедников и старших проповедников. Нет необходимости закреплять должность каждого официально, но лидер должен иметь представление, кто на каком уровне находится и кому какое служение можно поручить.

Рассмотрим вкратце каждый уровень.

Новички

Так, как они присоединились к группе «Бхакти-врикша» недавно, то лидеру стоит уделить особое внимание их обучению и развитию. Новички должны принять уровень «Шраддхаван», то есть повторять хотя бы один круг Харе Кришна мантры в день и читать книги Шрилы Прабхупады, а также регулярно посещать еженедельные встречи группы. Они могут знакомить своих друзей и членов семьи с сознанием Кришны, а также войти в состав «групп посещения» вместе с более опытными преданными.

Младшие проповедники

Они находятся как минимум на уровне «Кришна-севака», то есть повторяют не менее 4 кругов джапы ежедневно, воздерживаются от мясоедения, принимают Господа Кришну как Верховную Личность Бога, избегают явно безнравственных поступков. Хотя они не обладают достаточными знанием философии и опытом проповеди, все же они исполнены энтузиазма. Младшие проповедники могут взращивать благожелательно настроенных людей: звонить им по телефону или навещать дома. Их следует обучить основам философии и навыкам проповеди, чтобы они не «выжигали» людей фанатичной или неумелой проповедью. Чтобы называться младшим проповедником, преданный должен привести в группу по крайней мере одного нового члена.

Старшие проповедники

Они находятся по крайней мере на уровне «Кришна-садхака», то есть повторяют не менее 8 кругов в день, практикуют садхану-бхакти, поклоняясь Кришне дома и вкушая только прасад Они воздерживаются от употребления одурманивающих средств, мясоедения, азартных игр и внебрачных связей. Старшие проповедники знают философию сознания Кришны, их система ценностей более устоявшаяся, и у них больше опыта в проповеди. Они должны уметь общаться и проповедовать людям, которые совершенно не знакомы с сознанием Кришны.

Так заканчивается Глава 5 из книги "Ветви бхакти"





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 643 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...