Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2. История этических учений_____________________ 4Т_



стическую ошибку», нарушают законы формальной логики. Фун­даментальные понятия своих теорий — «счастье» (эвдемонизм), «на­слаждение» (гедонизм), «польза» (утилитаризм) — они отождеств­ляют с категорией «добро», а ее, в свою очередь, вновь определяют с помощью этих терминов. На самом деле добро и зло рационально неопределимы. В силу их всеобщности к ним невозможно подоб-

(

рать родовой признак и указать видовые отличия, как требует логи­ка, они чисто интуитивно постигаются в каждом конкретном слу­чае. Следовательно, натуралистическая этика так же ненаучна, как и религиозно-идеалистическая.. В 1940-60 гг. этический негативизм в рамках неопозитивистско­го течения Частично преодолевается школой лингвистического ана­лиза (С. Тулмин, Р. Хеар, П. Ноуэлл-Смит, П. Стросон). Пытаясь хо­тя бы косвенно раскрыть объективное содержание фундаментальных нравственных категорий, это направление обращается к рассмотре­нию естественного языка морали, обыденного словоупотребления, спо­собов включения нравственных высказываний в органически прису­щие им контексты человеческой коммуникации («языковые игры»). Создается даже самостоятельный метод этической аргументации и особая деонтическая логика, призванная раскрыть рациональную структуру морального долженствования (Р. Хеар). Таким образом, этика частично реабилитируется в качестве научной дисциплины, но зато «обвиняется» в философско-обобщенном характере.

Еще одна разновидность положительной интерпретации проблем морали в рамках рационалистического подхода — этика прагма-тизма, возникшая в США в конце XIX века, когда Ч. Пирс (1839— 1914) выступил с критикой иррационализма и догматизма, абсолю­тизирующих нравственные ценности в качестве вечных и неизмен­ных. Популяризатор его идей У. Джемс (1842-1910) сформулировал два фундаментальных, принципа: 1) добро не является абстрактной категорией, оно всегда отвечает какой-либо потребности; 2) каждая моральная ситуация уникальна и неповторима, следовательно, не существует «абсолютных» истин, всякий раз требуется новое реше­ние. Он также продолжил разработку «прагматического правила», которое провозглашает критерием истинности той или иной нравст­венной нормы ее работоспособность, конечный результат, ее практи­ческие последствия.

Ни наука, ни религия сами по себе не являются высшим благом, рассу­ждает У. Джемс. Однако если человечеству нужен технический про-


48 Раздел I. Предмет этики и история этических учений






Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 213 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...