Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2. История этических учений 49





гресс, расширение власти над природой, оно обращается к пауке. То же и с верой в Бога. Исповедуя позицию умеренной религиозности, «утонченного супранатурализма», У. Джемс считает, что в Бога сле­дует верить не потому, что он реально существует (это недоказуемо), а только ради практических последствий этой веры: психологического комфорта, уверенности в завтрашнем дне, надежды па жизнь после смерти.

Такая аргументация вообще характерна для этики прагматиз­ма. Так, Дж. Дьюи (1859-1952) отмечает, что человек постоянно решает конкретные задачи по достижению целей, отвечающих его волевым импульсам. Роль разума при этом состоит в выборе аде­кватных средств, ведущих к достижению поставленных целей {ин­струментализм), в нахождении правильного типа действий, га­рантирующих благо. Эти средства и действия и будут моральными. Прагматизм, связавший моральные понятия с интересами, потреб­ностями, успешностью поведения, придает им ситуативный ха­рактер. При этом мораль, традиционно рассматривавшаяся как ис­точник внутреннего недовольства, интерпретируется как средство достижения душевного комфорта и удовлетворения жизнью.

Рационалистическо-сциентистские учения, опирающиеся на на­учно-технические достижения современности, не занимают, однако, в XX веке того доминирующего положения в этико-философской культуре, которое безоговорочно принадлежало им в начале и се­редине XIX столетия. На смену им приходят течения, отводящие интеллектуальной деятельности второстепенную роль. Их основ­ная цель — объединить человечество, преодолеть экологический кризис, противостоять конфликтным ситуациям в области соци­альных и межличностных отношений. Так же, как и в конце XIX века, эти течения распадаются на две большие группы. Пер­вая — иррационалистические этико-философские системы, пы­тающиеся решать нравственные проблемы современности, обра­щаясь к совершенно новым теориям. К ним, в первую очередь, относятся фрейдизм и неофрейдизм (этика психоанализа), экзи­стенциализм, персонализм. Вторая — неорелигиозные системы, стремящиеся, подобно этико-философской мысли русской религи­озной философии, наполнить традиционные религиозные учения новым эмоциональным пафосом, вдохнуть в них новую жизнь с уче­том современных тенденций. Наиболее типичны в этом отношении


этика неотомизма (в рамках католицизма) и неопротестантиз­ма, хотя аналогичные процессы можно обнаружить и в других ре­лигиозных течениях.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...