Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Научно-рационалистическая линия в этике XX века



Основная задача, к решению которой стремится аналитическая философия позитивизма, состоит в разработке строгих критериев научности, разграничении подлинно научных разработок и псевдо­научных религиозно-мифологических построений. В начале XX века это направление стремится сосредоточиться на вопросах методоло­гии естествознания, вывести за рамки философского анализа гума­нитарное знание, не являющееся непосредственным источником тех­нического прогресса, в том числе этику в двух ее основных разно­видностях: религиозно-идеалистической и натуралистической. Аргументация научно-рационалистических концепций в XX веке строится следующим образом.

Этика эмотивизма (Б. Рассел, А. Айер, Р. Карнап, Ч. Стивенсон) для дискредитации религиозно-мифических трактовок морали ис­пользует принцип верифицируемости, согласно которому всякая ПС' тинно научная теория всегда готова к эмпирической («опытной») проверке, что является одним из важнейших критериев ее научности. Нормативные же суждения типа «Это — добро, а это — зло»,, из ко­торых обычно состоит этика, неверифицируемы. Они отражают не реальное «положение дел», как, к примеру, законы физики или мате­матики, а всего лишь личные эмоциональные предпочтения обычного человека или религиозного проповедника. Последний подкрепляет свои нравственные призывы ссылкой на сверхъестественные силы, существование которых экспериментально также недоказуемо, посколь­ку является предметом религиозной веры. Поэтому подобные выска­зывания не обладают каким-либо научным содержанием, а представ­ляют собой всего лишь основанный на эмоциях приказ для слушате­лей. Традиционная религиозная этика ненаучна — таковы выводы эмотивизма.

В рамках логического позитивизма эмотивистская концепция до­полняется теорией интуитивизма. Основоположник последней Дж. Мур (1873-1958) в работе «Принципы этики» выступает про­тив натуралистического подхода к нравственной проблематике. По его мнению, все мыслители этого направления (Аристотель, Бейтам, Спенсер и др.) совершают круг в определении, делают «иатурали-






Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 361 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...