Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Схоластическая философия



Цель - изложение и доказательство истины откровения посредством разума, т.е. философии. Задачи: с помощью разума проникнуть в истины веры и приблизить их содержание к мыслящему духу человека; при помощи философских методов придать религиозной истине систематическую форму; исключить критику святых истин, используя философские аргументы. Сущностью схоластической «диалектики» является ее формальное рассуждение о понятиях, категориях без рассмотрения их реального содержания. Все подчинено авторитету христианского вероучения.

Начало схоластики приходится на IX столетие. Схоластика - «школьная философия». Различие, между схоластикой и патристикой: в период патристики стояла задача создания систематической догматики из того, что содержалось в Священном Писании, схоластики уже располагали догматической конструкцией; их задача - сделать ее доступной для вновь перешедших в христианство, вообще для необразованных людей.

Первым отцом схоластики называют Иоанна Скота Эриугену (ок. 810-877). Его главное произведение — «О предопределении» Эриугена создал всеобъемлющую, единую систематическую философскую систему, которая разрабатывалась последующими поколениями. Он защищал тезис о том, что между откровением и разумом нет противоречия. Орудием разума является диалектика, которую он понимает подобно Платону, т.е. как искусство сталкивать противоположные точки зрения в беседе, а затем преодолевать различия с целью выделить истину. Решающую роль в познании, считает Эриугена, имеют общие понятия.

Эриугена придавал большое значение разуму, он становится одним из первых защитников рационализации теологии. Он провозглашает, что авторитет основывается на истинности разума, но не истинность разума — на авторитете. У Эриугены заметно проявляются пантеистические выводы. Он отождествляет Бога с природой, Схоластическое философское мышление сосредоточивалось на двух проблемах.

1) спор номинализма и реализма;

2) доказательство существования Бога.

В схоластике считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и, чтобы выявить ее, вывести всю полноту ее логических следований, необходимо применить систему правильно построенных силлогизмов (силлогизм — форма дедуктивного умозаключения). В этом отношении схоластика опиралась на формальную логику Аристотеля. Схоластика со стороны своей техники характеризуется как «схоластический рационализм».

Представителем теологического рационализма был Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Его девиз: «вера ищет разум». Он считал, что, в принципе, все догматы христианского вероучения могут и по возможности должны быть подкреплены рациональным обоснованием Именно Ансельм поставил вопрос об участии интеллекта в раскрытии тайн веры. Ансельмовский принцип: «Верю, чтобы понимать». Толкования этого принципа: «Верю, а потому знаю» и «Не только верить, но и понимать», вера предшествует разуму. Положения веры не только образуют посылки рассуждения, но предопределяют и выводы, к которым человек обязан прийти в процессе уразумения.

Ансельм Кентерберийский строит свое знаменитое онтологическое доказательство бытия Божия. В этом он уже отходит от традиции ибо последняя требует простой ссылки на авторитет. Основой этого доказательства послужило положение крайнего реализма, отождествлявшего понятийные конструкции с самим бытием: чем более общим является данное понятие, тем реальнее, объективнее его существование в качестве особой сущности.

Если существуют вещи, которые имеют некоторое свойство по отношению к некой иной вещи, то и эта иная вещь должна существовать. Полезность некой вещи предполагает абсолютную полезность и добро, а этим и определяется Бог. Существование релятивных вещей предполагает абсолютное бытие — Бога.

Сотворенные вещи несовершенны, они образуют ряд возрастающего совершенства, но этот ряд, как каждый реальный ряд, не может быть бесконечным. Должна существовать сущность, совершеннее которой ничего нет, ею и является Бог. Из понятия Бога как идеи высшего совершенства выводится доказательство его реального существования.

Пьер Абеляр (1079-1142) — один, Из самых значительных философов периода схоластики. В вопросе об отношении веры и разума Абеляр уже открыто и настойчиво провозглашает задачу рационально обосновать богооткровенные истины. Необходимо самостоятельно размышлять и исследовать веру с помощью разума. Он писал, что тот, кто не понимает Священного Писания, подобен ослу, стремящемуся извлечь из лиры стройные звуки, ничего не понимая в музыке.

Абеляровский принцип: веровать должно лишь такой истине, которая стала понятна для разума. Только философия может достичь истины. По вопросу универсалий Абеляр полагал, что универсалии суть в вещах. Это значит, что абсурдно утверждать, как это делал крайний реалист Гильом из Шампо (1070-1121), что реальной является лишь «человечность», а не люди; «лошадность», а не отдельные лошади. Было бы ошибкой также говорить (как это делал крайний номиналист Росцеллин), что лишь единичное является реальным и существенным и что понятия суть лишь имена. Общим понятиям соответствует реальное существование сущности в единичных видах. Абеляр является первым представителем умеренного номинализма.

Фома Аквипский (1225-1274) -самый крупный представитель схоластической философии периода ее расцвета. Главными трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Учение Фомы (от лат. «тома») называется томизмом.

Отношение знания и веры. Придает достижение объективного знания о закономерностях мира. Это задача науки. Но истины сверхъестественные, такие как Божественное Откровение, Благая Весть, содержатся только в вере. Этим занимается богословие. Между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Любая истина происходит от Бога. Философия — орудие теологии. Философия должна служить вере тем, что:

1)толкует религиозные истины в категориях разума;

2)опровергает аргументы против веры.

Учение о бытии. В мире все разделено на соподчиненные ступени:

1)неживая природа;

2)мир растений и животных;

3)мир людей;

4)Бог—вершина, смысл и цель всего сущего.

Дуализм Бога и мира. Всякое сущее состоит из сущности (эссенция) и существования (экзистенция). Только у Бога сущность совпадает с существованием. У сотворенных вещей они не совпадают. Сущность - это родовое (для всего класса вещей) содержание. Существование - это индивидуальное, единичное содержание. Материальные вещи - синтез пассивной материи и активной формы. Сущим, существованием вещи становятся потому, что формы входят в пассивную материю. Различие между материальным и духовным миром состоит в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи; духовное имеет лишь форму.

Концепция универсалий. У Аквинского позиция умеренного реализма:

1)общее понятие существует в единичных вещах как их сущностная форма;

2)общие понятия образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного;

3)они существуют до вещей как идеальный прообраз индивидуальных предметов в Божественном разуме.

Бытие Бога. Аквинат отвергает онтологическое доказательство Бога, которое дал Ансельм. Выражение «Бог существует» не является для разума очевидным и врожденным. Бытие Бога должно быть доказано разумом. Познать Бога можно в трояком смысле: познание опосредствовано Божественным влиянием в природе; на основе подобия Творца и сотворенного, т.к. понятия напоминают Божественные творения; все может быть понято лишь как частица бесконечного совершенного Бога. По Аквинату, сотворение можно также пошить лишь через откровение. В сотворении Бог реализует свои Божественные идеи.

Социальная доктрина. Человек помещен в общество и государство. Выступает против социального равенства. Сословные различия он считает вечными. Лучшая форма государства - монархия. Монарх (король) должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а Бог — в мире. Роль церкви выше, чем государства. Светская власть должна быть подчинена власти духовной.

В 1323 г. Фома Аквинский был провозглашен святым. Постепенно томизм становится официальной доктриной церкви. В 1879 г. умение Фомы провозглашается обязательным для всей католической церкви. В XIX и XX вв. на его основе развивается неотомизм.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 854 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...