Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Главный путь патристики — объединение христианства с платонизмом.
Крупнейшим христианским мыслителем и наиболее выдающимся из отцов церкви был Аврелий Августин (354-430). Главное произведение Августина—трактат «Ограде божьем». Творчество Августина не имеет монолитного характера, оно не образует единой системы, однако это источник, из которого долго черпала христианская философия. Центральный пункт философии Августина - Бог. Она исключительно тео-центрична. Согласно Августину, Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего. Все остальное определяется Божественной волей и зависит от нее.
Креационистская доктрина: Бог первичен, т.е. выступает причиной любого существования и всех изменений в мире. Бог сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема творения (креационизм) раскрывается Августином с различных сторон. Августин стоит на позициях дуализма Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью зависят от него, Бог же от человека и природы никак не зависит.
Проблема теодицеи: оправдание Бога за существующее зло По Августину, Божественные идеи творят только добро, а зло возникает вследствие искажения материей Божественного образа и уменьшения добра в вещах.
Как и другие отцы церкви, Августин превозносит веру за счет разума. Им провозглашена формула «Верую, чтобы понимать», по которой вера предшествовала пониманию. В вопросах познания он считал, что чувственное познание не способно дать достоверного знания и только человеческий ум в состоянии преодолеть скептицизм. Августин утверждал, что человек не может сомневаться в своем мышлении, и это является несомненным фактом. «Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это (свое сомнение) как некоторую истину».
Моральная доктрина. Исходный пункт — безграничная любовь к Богу. Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь человека, вытеснить любовь к человеку. Это Августин продемонстрировал своей собственной жизнью, выгнав перед обращением в христианство (33 года) свою любимую жену с единственным ребенком «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу», — пишет Августин. Отсюда проистекает аскетизм морального учения Августина. Добродетель состоит в отказе от большинства вещей, которыми живет обычный человек. Цель человеческой жизни — счастье, которое состоит в познании Бога и испытании души.
Социальные взгляды. Неравенство людей — необходимое явление в социальной жизни. Неравенство навсегда сохранится в обществе, и здесь бессмысленно что-либо менять, т.к. богатство одних и бедность других обусловлены Божественным промыслом.
Философия истории. Августин сделал попытку объяснить ход истории человечества одним из первых. Понимание истории Августином является провиденциалистским, т.к. власть и воля Бога распространяются им не только на жизнь отдельного человека, но и на все общество, его историю. Августин выделял шесть периодов истории земных обществ по аналогии с шестью днями творения, шесть возрастов человеческой жизни: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость.
Для Августина все происходящее в мире определяется борьбой двух царств: царства Божьего и царства земного. Августин переносил дуализм Бога и природы на общественное развитие. Божье царство состоит из людей избранных, на которых снизошла Божественная благодать к спасению, земное царство состоит из людей, которые обречены на греховную жизнь. В первом царстве обитают те праведные люди, которые руководствуются в жизни только любовью к Богу, во втором - те, которые о нем забывают.
Философия истории Августина заложила основы теории общественного прогресса. История общества имеет начало и все время развивается по пути совершенствования. Эта история имеет смысл и предназначение - победу христианства во всемирном масштабе.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 393 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!