Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Большинство римских мыслителей придерживались концепцией эллинистического периода. Фактически единственными школами, разработанными именно в этот период, были неоплатонизм и гностицизм.
Основные положения неоплатонизма были разработаны Плотином, в зрелом возрасте прожинавшим в Риме. С точки зрения неоплатоников, нельзя понять жизнь субъекта вне космоса, равно как и жизнь космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое - Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому - Благу.
Единое - это подлинно первосущее, охват всего в одной точке. Если, считают неоплатоники, вы признаете существование разного, например разумного и неразумного, то выше него есть предел того и другого, что уже не является ни тем ни другим. Единое - Благо постигается не рациональным путем, а лишь в результате сверхразумного экстаза.
Единое как бы переполнено собой, оно «изливается», образуя Мировой Ум. Единое существует посредством Ума.
Мировой Ум включает числа и идеи в их взаимосвязанном системном виде. Ум есть первообраз всех Вещей.
Эманация Ума, в свою очередь, приводит к Мировой Душе, которая выражает собой все одушевленное. Душа производит все живые существа. Все, что движется, образует космос. Низшей формой бытия выступает материя. Сама по себе она не активна, косна, она — восприемница возможных форм и смысла.
Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко прочувствовать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло — снизу, от Материи. Зло — не сущее, оно никак не связано с Благом. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удается подняться по лестнице нематериального:
Душа - Ум - Единое. Лестнице Душа - Ум - Единое соответствует последовательность чувство - мысль - экстаз, который включает в себя все богатство мысленного и чувственного.
Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за которые отвечает Единое-Благо. Даже хаос гармоничен. Что же касается жизни людей, то она тоже, в принципе, не может противоречить всеобщей гармонии. Люди — актеры, они лишь осуществляют, каждый по-своему, сценарий, который заложен в Мировом Уме.
Гностицизм — это религиозно-философское учение, возникшее и I - II вв. на почве объединения христианских идей о Божественном воплощении в целях искупления, иудейского монотеизма и пантеистических построений язычески" религий - античных, вавилонских, персидских, египетских и индийских. Важнейшей исторической предпосылкой этого синкретизма явилось проникновение римского владычества на Восток и установление экономических и культурных связей с отдаленными восточными частями империи. Гностицизм явился формой связи новой, христианской религии с мифологией и философией эллинизма.
В основе гностицизма лежит мистическое учение о знании, достигаемом посредством откровения и тем самым указывающем человеку путь к спасению. Гностицизм учил о сокровенной и непознаваемой сущности первоначала, проявляющего себя в эманациях - зонах. Этим эманациям противостоит материя, источником которой является Демиург — особое творческое начало, лишенное, однако, Божественной полноты и совершенства. Борьбе греховной, отягощенной злом материи с Божественными проявлениями гностики, посвящали целые трактаты мистико-мифологического и философского характера, носившие дуалистическую форму.
Учению о мировом процессе соответствует и этическая система гностицизма, согласно которой задачей человеческого духа является искупление, достижение спасения, стремление вырваться из уз греховного материального мира. Эти цели достигались у гностиков посредством специфического философского познания, для чего гностики организовывали аскетические союзы, философские школы, религиозные общины и т.д.
Таким образом, это учение заключалось в том, что основой бытия трактовался уже не чувственно-материальный космос, но абсолютная личность, которая выше всякого космоса, которая его творит и им управляет. Это - христианство. А с другой стороны,
поскольку все античные божества, будучи обобщением природных явлений, сами тоже весьма несовершенны и физически, и психологически, и духовно, то это несовершенство было приписано и новооткрытому абсолютному и личному Божеству. Появилось чудовищное и с точки зрения Античности, и с точки зрения христианства
учение о том, что это абсолютное Божество само грешит, само совершает разного рода преступления, само кается и само всячески старается спасти себя самого.
Абсолютный персонализм совмещался здесь с натуралистическим персонализмом. И это было вполне естественно, поскольку тысячелетнее язычество исторически не могло сразу и мгновенно перейти в христианство.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 701 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!