Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рационализм в философии XVII в



Р. Декарт (Картезий) явился основоположником современной западной философии рационализма. В отличие от Бэкона, обращался не к опыту, а к разуму. Был экспериментатором и исследователем, крупнейшим ученым — создателем современной алгебры и аналитической геометрии, одним из основателей механики. Своей задачей ставил создание философии на основе математики.

В основе «картезианской революции» — критическое отношение к традиционным убеждениям (критизм).

Он выдвинул основные направления критизма:

1)искоренение предрассудков;

2)критика сенсуализма;

3)методическое сомнение,

Причины наших заблуждений он видел в предупреждениях нашего детства. Вторая причина — неспособность в зрелом возрасте освободиться от привычных мнений. Третья причина — трудность и утомительность интеллектуального напряжения и сосредоточения. Четвертая причина—дезориентирующая сила слов, не столько обозначающих, сколько затемняющих наши понятия.

Опасность также представляют мнения, переходящие от поколения к поколению: обычаи, традиции, верования, воспринятые по преданию, из древних книг и от признанных авторитетов.

Важным представляется критика сенсуализма. С точки зрения Декарта, непосредственные чувственные восприятия, не подвергнутые анализу и проверке в свете разума, могут вводить в заблуждение и не являться сами по себе гарантами достоверного познания.

Всеобщим и универсальным требованием является методическое сомнение. Сомнение не допускает никаких догматов, принимаемых «без экзаменов».

Сомнение — метод познания, основанный на рационалистическом критерии истины.

Картезианское сомнение — не скептицизм. Это защита рационализма, преодолевающего всякие сомнения. Скепсис Декарта—скепсис методологический, который должен привести к первичной достоверности.

Философия Декарта является защитой не Божественного разума, а нашего собственного, земного, человеческого. Не восстановление Бога как гаранта истины, а рационалистически обоснованное право на сомнение в его бытии сделало Декарта одним из главных источников философии Просвещения.

«Я мыслю, следовательно, существую» — поворотный пункт от негативной к позитивной стадии движения картезианской мысли.

Достигнув «я мыслю», разум осуществляет переход от «ничто» к «нечто», к бытию, от отрицания к утверждению. Очевидное и достоверное утверждение «я мыслю» означает в то же время, что это ОС I ь. То, что обладает каким-то свойством, осуществляет какую-то функцию. Если нельзя усомниться или заблуждаться в том, что я мыслю, даже если я при этом сомневаюсь или заблуждаюсь, знание достоверно хотя бы в том, что сомнение существует.

Декарт положил в основание философии не просто принцип мышления как таковой, а именно пережитый процесс мышления, от которого невозможно отделить мыслящего. Неестественно считать, что то, что мыслит, не существует.

Основная черта философии Декарта — дуализм, двойственность:

1)дуализм двух субстанций — мышления и материи, души и тела;

2)дуализм идеалистической метафизики и материалистической физики;

3)дуализм механицизма (метафизики) и диалектики как теории развития;

4)дуализм рационализма и религиозной веры.

Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала, нематериальную и материальную субстанции, «порядок мышления» и «порядок протяжения». Основное свойство нематериальной субстанции — мышление, материальной — протяжение, распространенность.

«Я мыслю» Декарта — это мыслящая субстанция, которая открыта нам непосредственно, в то время как другая, материальная, субстанция раскрывается нам опосредованно. Таким образом, мыслящая субстанция — это мышление, а материальная субстанция — это тело. Она обладает акциденциями — формой, положением, движением и т.д. Мыслящая субстанция неделима, телесная субстанция делима на отдельные части до бесконечности. Мышление является предметом изучения метафизики, а материя - физики.

Мышление и материя не зависят друг от друга, субстанция — это такая вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, а только в самой себе. Декарт приходит к выводу, что совершенной субстанцией является только Бог, который лишь гарант истинности познания. Бог не способен обманывать человека, как это случается сплошь и рядом в жизни.

Механицизм Декарта. В природе нет ничего абсолютно неподвижного. Движение как всеобщее и неотъемлемое свойство материи является перемещением по отношению к другим подвижным телам или частям тела. Таким образом, миропонимание Декарта было кинетическим, оно носило законченно механический характер.

Для Декарта Вселенная не является неизменной, возникшей такой, как она есть. Здесь центральная идея Декарта — становление, эволюция. Эволюционная теория мироздания Декарта основана на принципе сведения всех форм движения как производных к механическому движению.

Картезианский парадокс — провозвестник эволюционизма (космогоническая гипотеза Канта—Лапласа) — был в то же время родоначальником механизма.

Декарт объясняет все явления в эмбриологии и биологии теми же движущими силами и закономерностями, которые действуют в неживой природе. Переход от неорганической материи к органической осуществляется на основе универсальных законов механики. Любой организм есть не что иное, как усложненный механизм.

Если Галилей доказал вращение Земли, то Декарт доказал ее становление, и не только Земли, но и всей Солнечной системы, всех образующих ее звезд, планет, комет. Это становление происходит в процессе центробежных вихревых движений. Первичное хаотическое движение материи упорядочивается по механическим законам.

«Я показал, — пишет Декарт, — как горы, моря, источники и реки могут образоваться естественным путем, металлы - появиться в рудниках, растения — произрасти на полях». Согласно Декарту, явления природы легче понять, видя их постепенное возникновение, а не рассматривая их как совершенно готовые.

Проблема движения. Источники движения — вне материи, тел. Если приведенное в движение тело движется, то его может привести в состояние покоя нечто такое, что находится вне поля его действия. В космогонической гипотезе Декарта роль Бога состояла лишь в создании материи и придании ей первоначального толчка.

Это была четко механистическая позиция.

Основной принцип механизма Декарта - человек представляет собой машину, своеобразную, но машину, лишенную какой-либо души — растительной или чувствующей. Действия человека в своей непроизвольной, безусловно, рефлекторной форме подобны действиям животного.

Учение о страстях. Человеческий организм обладает страстями, которые отражают те или иные состояния человеческого тела. Шесть основных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.

Человек - разумное существо, которое отличают, прежде всего, целесообразная деятельность и речь. В этом проявился рационализм Декарта.

Психофизиологическая проблема — соотношение духовного и телесного. Декарт признавал независимость духовного от телесного. Для Декарта мыслительное, интеллектуальное является единственно истинным, начальным и преобладающим. Центр связи материальной и духовной субстанций — шишковидная железа мозга.

Механизм Декарта кончается там, где начинается несовместимая с физикой идеалистическая метафизика, построенная на учении о непротяженной, мыслящей субстанции.

Познание освещено светом разума, а заблуждение возникает вследствие того, что человек обладает свободной волей. Это — иррациональное начало в человеке.

Усмотрение истины возможно, поскольку существуют врожденные идеи, или истины:

1)независимые от внешних предметов;

2)ясные;

3)отчетливые;

4)простые.

Высшим врожденным понятием выступает понятие Бога. Кроме врожденных понятий, существуют и врожденные аксиомы, например: «Две величины, равные третьей, равны между собой». К врожденным идеям также относятся и логические законы.

Врожденные идеи — не готовые, сформулированные истины, а лишь задатки или предрасположение ума к аксиомам, положениям.

Правила истинного, достоверного познания: 1) не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностью; 2) разделить каждый из вопросов на необходимое количество частей, чтобы эти вопросы лучше разрешить; 3) свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших и наилегче познаваемых; 4) стараться не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе логического хода мыслей.

В процессе познания исключительную роль Декарт отвел дедукции. Исходными положениями являются аксиомы. Следующие за аксиомами отдельные звенья дедукции будут также достоверны при неослабевающей силе памяти. Непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.

Таким образом, интуиция и дедукция — предпосылки рационализма Декарта. Рационализм Декарта сложился, как попытка объяснить свойственную математическому знанию всеобщность и необходимость. Соответственно, источником достоверности знания может быть только сам разум. Как писал Гегель, Декарт исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 435 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...