Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Центральный вопрос: существуют ли реально универсалии (общие понятия) или нет. В антропологическом плане — это вопрос о характере родов и видов, о том, существуют они в природе или только в разуме, в мысли. Если существуют в природе, то отделены от чувственно воспринимаемых вещей или содержатся в них. Римский философ Боэций, благодаря произведениям которого проблема соотношения общего и отдельного перешла в средневековую философию, считал, что общее возникает в уме на основе тех общих свойств, которые присутствуют в единичных вещах.
Основа спора: отношение общего и единичного, индивидуального. Реализм (реалис - «реальный, действительный») приписывал существование лишь общему. Крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях; общее—это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. Умеренный реализм исходил уже из аристотелевского учения об общих рабах, согласно которому общее реально существует в вещах, но не вне их. Номиналисты (иомен — «имя»), наоборот, не допускали реального существования универсалий, общее существует лишь после вещей. Крайний номинализм — общее есть лишь пустой «выдох голоса», звуковая сторона слова. Умеренные номиналисты также отрицали реальность общего в вещах, но признавали его, как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании.
Номинализм—одно из главных направлений схоластическом философии. Отрицал онтологическое содержание общих понятии. Кик фундаментальное гносеологическое течение появляется в Античности. Греческие философы (Антисфен, древние стоики) настаивали пи преимущественной объективности единичного. Они дали номиналистические образцы решения гносеологической проблемы общего и единичного. Но в Средние века она возникла как бы заново.
К течению номинализма в схоластической философии относится Росцеллин (1050-1120). Он утверждал, что действительным объективным существованием могут обладать только единичные вещи. Что касается общих понятий, то это только наименования. Крайний реализм понятий, когда словам придается чрезмерное онтологическое значение (вербализм), породил у Росцеллина свою противоположность - крайний номинализм. Он объявил универсалии «звуками голоса», имеющими к вещам лишь косвенное отношение. Не только роды и виды, но и категории Аристотеля выражают отношения вещей, служат нам для классификации одних лишь слов.
Только язык позволяет нам, например, создать слово «белизна», которое ничего не выражает, т.к. в действительности существуют только белые предметы. Подобно этому, родовое слово «человек» существует лишь в языке, тогда как в действительности могут быть Сократ, Платон и другие люди как индивидуалисты. Тем самым номинализм Росцеллина отвергает какую бы то ни было объективность общего не только в бытии (как любая разновидность номинализма), но и в уме познающего субъекта. Росцеллин стоял в самом начале средневекового номинализма.
Номинализм подрывал схоластику изнутри, разрушал «единство» науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового естествознания.
Таким образом, характерными чертами средневекового способа философствования были:
1) в средневековой философии изменилась картина мира по сравнению с античным этапом. Космоцентризм поменялся на теоцентризм. В центр мира был поставлен Бог;
2)средневековая философия - новый этап в развитии гуманизма. Проблема космоса, места в нем человека, отношения к природному миру, характерная для Античности, в средневековой философии отходит на второй план. Человек начинает осознавать свою специфичность и персонифицирует ее, в принципе, н абсолютной личности, в Боге;
3) средневековая философия - это религиозная философия, монотеизм. Ее основой было толкование (герменевтика) Библии — священной книги христианства;
4) средневековая философия делится на патристику и схоластику. Главная фигура патристики — Аврелий Августин (354-430); главная фигура схоластики — Фома Аквинский (1225-1274);
5)влияние античной философии выражается в двух формах: в платонизме (преимущественно до XII в.) и аристотелизме (в основном с XIII в.);
6)основные проблемы:
а) вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно или он сотворен Богом
б) соотношение веры и знания, теологии и науки (философии);
в) спор номинализма и реализма. Вопрос о соотношении единичного и общего;
г) доказательство существования Бога, теодицея.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1850 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!