Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика западно - европейской философии XVII в



Зарождающийся капитализм развивал инициативу и активность личности, и мыслители Возрождения ставят в центр мироздания человека. Именно человек является главной творческой фигурой и высшим судьей всего разумного и целесообразного. Освобождаясь от авторитета средневековой философии, мыслители Возрождения создают антропоцентристское мировоззрение, обосновывая индивидуализм. Натурфилософией был нанесен первый удар по религиозной картине мира.

В XVI-XVII вв. вместе с накоплением знаний ощущается потребность в их философском анализе. Центральной проблемой философии становится познание, а его отношение к изучаемым материальным предметам — стержнем новых философских проблем.

Новые философские концепции оказываются гносеоцентристскими. Одна из них — рационализм — выдвигает на первый план логические основания науки.

Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы создаются врожденными способностями человека. Однако ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать точное, правильное или истинное знание об окружающем мире, что гарантирует эту истину, рационализм не может.

Другая концепция — философский эмпиризм. Обосновывая экспериментальное естествознание, ее представители утверждают, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить из опыта и наблюдения непосредственно.

Внутри каждого из этих направлений в явной или скрытой форме происходит борьба идеалистических и материалистических воззрений. И рационализм, и эмпиризм, сосредоточиваясь на отдельных странах процесса познания, дают его одностороннее изображение.

Родоначальником эмпиризма Нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечение господства человека над природой. Гоббс явился создателем первой всесторонней системы материализма. А Декарт, являясь основоположником рационализма, стремился разработать универсальный метод для всех наук. Характерная черта Декарта—дуализм «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Спиноза противопоставил дуализму Декарта материалистический монизм. Локк развил сенсуалистическую теорию познания в традициях материализма Бэкона.

Материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим. Идеи, противоположные материализму, развивались субъективным идеализмом в разных его вариантах (Беркли и Юм). Объективно-идеалистическое учение разрабатывал Лейбниц, высказавший ряд глубоких диалектических идей.

Импульсом для развития философии Нового времени было естествознание: важнейшие открытия в области естественных наук. И. Ньютон сформулировал основные законы классической механики, в т.ч. закон всемирного тяготения. Р. Бойль применяет механику к химии, определяет понятие химического элемента. У. Гарвей открывает кровообращение и эмпирически исследует его роль. Английский физик Гильберт выдвигает идеи о роли эксперимента и количественного измерения в науках о природе. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии вносят Р. Декарт и Г. Лейбниц.

Особое значение имело математическое естествознание; создание Галилеем и Ньютоном теоретической механики. Ньютоновская механика впервые построена по типу гипотетико-дедуктивной научной теории. Разрабатывается и гипотетико-дедуктивный метод, который сыграл решающее значение для прогресса науки. Отсюда — рациональная направленность философии XVII в.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 489 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...