Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эмпиризм в философии Нового времени



Ф. Бэкон—родоначальник опытной (экспериментальной) науки, представитель эмпиризма. Главное произведение — «Новый органон».

Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, — господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Его девиз: «Знание—сила».

Критерий успехов наук — те практические результаты, к которым они приводят. Бэкон убежден в возможности достижения в плане достоверного знания.

В основе знаний лежит опыт.

Бэкон различает два вида опытов:

1)плодоносные, цель - принесение непосредственной пользы человеку;

2)светоносные, цель—познание законов явлений и свойств вещей.

Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, т.к. без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.

Недостоверность известного знания, по Бэкону, обусловлена ненадежностью умозрительной формы умозаключения и доказательства. Опираясь на логику Аристотеля, схоластика считает такой формой силлогизм. Силлогизм состоит из суждений, суждения — из понятий. Но понятия добываются обычно путем слишком поспешного и недостаточно обоснованного обобщения. Поэтому необходима реформа науки, первым условием которой является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция (движение от частного к общему), то логическим основанием реформы науки и должна быть новая теория индукции, совершенствование методов обобщения. Главное - постепенное образование новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Путь индукции выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам.

В противовес индукции через простое перечисление Бэкон выдвигает индукцию, дающую новые выгоды не столько на основании наблюдения подтверждающих фактов, сколько на основании явлений, противоречащих доказываемому положению. Факты, которые опровергают обобщение, противоречат ему, Бэкон назвал «негативные инстанции». Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение, пренебрежение к отрицательным инстанциям — главная причина ошибок, суеверий и предрассудков.

В индуктивный метод Бэкона входят следующие этапы: сбор фактов и их систематизация; проведение эксперимента. Опытное обобщение фактов — стержень метода Бэкона.

Условием реформы науки должно быть также очищение разума от заблуждений. Бэкон различает четыре вида заблуждений, или идолов.

Идолы рода - истолкование природы по аналогии с самим собой. Коренятся в самой человеческой сущности; проистекают из несовершенства человеческих чувств под влиянием различных желаний, влечений (например, приписывание природе конечных целей, которые ей не свойственны, стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям).

Идолы пещеры — индивидуальные особенности людей. Ошибки, которые присущи не всему человеческому роду, а только некоторым группам людей вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых. Одни больше видят различия между предметами, другие — их сходства; одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому.

Идолы площади — обобщение людей, использование языка. Во многих случаях значения слов были установлены на основании совершенно случайного впечатления от предмета. Слова — только имена, знаки для общения людей между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Люди принимают слова за вещи. Идолы театра — вера в авторитеты, препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями, подчинение ума ошибочным воззрениям.

Идолы театра — вера в авторитеты, препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями, подчинение ума ошибочным воззрениям.

Знание видов препятствий, подстерегающих ум человека при исследовании природы, помогает избежать ошибок. Однако это знание — лишь негативная задача при создании научного метода, т.е. «как не надо делать».

Эмпирический метод Бэкона опирался на разум при анализе фактов. В науке четко выступают два пути, или метода, исследования: метод догматический и метод эмпирический. Ученые следуют догматическому методу, начинают свою работу с общих умозрительных положений и стремятся вывести из них все частные случаи. Догматик похож на паука, который из самого себя ткет свою паутину (таковы схоласты).

Ученый следует эмпирическому методу, стремится только к максимальному накоплению фактов. Он похож на муравья, который беспорядочно тащит в муравейник все, что попадается ему на пути (алхимики).

Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, которые доставляет опыт. Ученый, следуя такому методу, похож на пчелу, которая собирает из цветов сладкие соки, но не оставляет их в том виде, в каком высасывает, а перерабатывает их в мед собственной деятельностью.

Метод — это путь, главное средство исследования. К нему относятся, во-первых, орудия, совершенствующие способность нашего восприятия, во-вторых, орудия, совершенствующие саму человеческую мысль.

Таким образом, науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е. намеренное, активное испытание природы.

Исследуя свойства предмета, необходимо выяснить их сущность или форму. Так, сущностью теплоты является определенный вид движения. Исследование внутренне присущих материи форм составляет, но Бэкону, основную задачу истинной индукции.

Чтобы найти форму (сущность) некоторого свойства предмета, необходимо исключить из предмета все, что связано случайно с искомой формой и что не относится к рассматриваемому свойству. Это — мысленное, логическое исключение, отвлечение, или абстракция.

В физическом аспекте форма — род движения материальных частиц, из которых состоит тело, также материальны свойства, или качества, предмета. Бэконовские формы — это формы свойств, которые изучают физики.

Сочетание простых различных форм — все разнообразие реальных вещей. Понимание формы у Бэкона противостоит умозрительному толкованию формы у Платона и Аристотеля, т.к. для Бэкона форма—движение материальных частиц, составляющих тело.

Учение о причинности (в теории познания). Непосредственная задача познания — исследование причин предметов. Последние могут быть или действующими причинами (то, что обычно называется причинами), или конечными причинами, т.е. целями. Наука о действующих причинах - физика, о целях, или конечных причинах, — метафизика. Задача науки о природе — исследование действующих причин. Суть естествознания Бэкон видит в физике. Знания о природе используются для улучшения практической жизни. Механика занимается применением знания действующих причин. Применением знания конечных причин занимается «естественная магия». Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь «вторичных причин», за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. Прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляет веру. Он утверждал, что «легкие глотки философии толкают норой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии».

Классификация наук. В основе лежат способности человеческой души: память, воображение (фантазия), разум. Соответственно, главные науки — история, поэзия, философия.

Философия Бэкона оказала огромное влияние на современное ему естествознание и последующее развитие философии.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 231 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...