Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Художественная культура в XVII в. представлена многими блестящими именами, среди которых М. Сервантес и Ф. Лопе де Вега, П. Корнель, Ж. Расин и Ж. Б. Мольер, М. Караваджо, Дж. Л. Бернини, Н. Пуссен, Д. Веласкес, П. П. Рубенс, X. Рембрандт. Искусство XVII в. стало в целом более экспрессивным, личностным, нежели в период Возрождения. Эпохе, пришедшей на смену Возрождения, были свойственны парадоксальная противоречивость и дисгармония: политическая абсолютизация и острие конфронтации в общественной и духовной жизни; контрреформация, инквизиция и пуританизм с его идеями уравнительства и аскетизма; накопление, бурное развитие научного знании, активное наступление религиозной идеологии, рост индивидуального самосознания и усиление зависимости ученых, художников и музыкантов от двора и церкви. Трагическое мироощущение в образной форме воплотил известный итальянский поэт Дж. Марино: «И разве не есть наш мир эта разбившаяся о землю партитура?» За поэтической метафорой стоит драматический характер мировосприятия, кризис возрожденческих идеалов гуманизма, уверенности в гармоническом устройстве мира. Музыкальная культура развивается чрезвычайно динамично; эта эпоха – подлинный калейдоскоп стилей: барокко, классицизм, рококо.
Стиль барокко характеризуется обращением к культуре Возрождения, к «чистым идеальным формам гуманизма и гармонии мира» (С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Мазаччо); к проблематике личности и жизни (Леонардо да Винчи), личности и природы (В. Тициан, Джорджоне, Я. Тинторетто, Тоскано, Рафаэль). Особенно созвучно идеям барокко творчество Микеланджело. Специфичны для барокко, будь то музыка, архитектура, живопись, литература, сложная динамичность композиций, повышенная экспрессивность; многоплановость художественных решений, совмещение реальности и иллюзий; способность воздействовать на эмоциональный мир человека (А. Вивальди, Дж. Л. Бернини, М. Караваджо, П. П. Рубенс, П. Кальдерон).
Гуманизм все более обретает трагические «ноты» в связи с обострением противоречий между отдельной личностью и обществом. Проникая в тайны природы, познавая самого себя, человек осознает свою зависимость от внешних факторов. Поэтому в литературе и искусстве особо доминирует внимание к внутренним переживаниям, к психологическим подтекстам. Для образного строя художественных произведений характерны подчеркнутая патетика, эстетическая масштабность эмоций, тяготение к монументальности, многоплановое столкновение контрастов: света и тьмы, возвышенного и низменного, реальности и фантастики.
Наряду с художественным направлением барокко наивысшего развития в Европе XVII в. достиг классицизм, особенно в культуре Франции. Принципы классицизма, свойственные различным видам искусства, – это нормативность творчества, ясность и конструктивная четкость стиля, композиционная соразмерность, тяготение к гармоническим формам. Эстетическая концепция данного стиля опирается на рационализм Декарта с его идеалом ясности и порядка, культом разума, представлением о мире как сложной целостной системе. Основные прогрессивные эстетические принципы представителей классицизма в Европе (П. Корнель, Ж. Расин, Н. Пуссен, М. Ж. Шенье, Ж. Л. Давид, И. Гайдн, В. А. Моцарт, в России – Д. Фонвизин, Г. Державин, А. Сумароков, В. Баженов, А. Воронихин и др.) – верность природе, гармоническая ясность мышления, равновесие чувственного и интеллектуального. Вместе с тем теоретики классицизма и, в частности, Н. Буало (трактат «Поэтическое искусство», 1674) ратовали за регламентированность творчества, его разделение на «высокие» и «низкие» сферы, подчинение средств художественной выразительности жестким формальным принципам.
В музыке этой эпохи о зрелом классицизме можно говорить в известной мере условно. Трагедии Корнеля и Расина, архитектура Версаля, живопись Пуссена или Лебрена не имеют эквивалентов в музыке предбаховского периода.
Классицизм имел сложное взаимодействие со стилями барокко и рококо (от фр. rocaille – раковина), который наиболее полно выразился в архитектуре и декоративном искусстве (мебель, роспись на фарфоре и тканях, мелкая пластика). Для рококо характерны: тяготение к изящной асимметрии композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура, эмоциональная сдержанность, прихотливый орнаментальный ритм. Получивший распространение при дворе Людовика XV (в творчестве архитекторов Ж. М. Оппенора, Ж. О. Мейсонье, Г. Ж. Бофрана, живописцев А. Ватто, Ф. Буше) стиль рококо в музыкальном искусстве достиг расцвета в XVIII в.; ярчайшие его представители – Ф. Куперен и Ж. Ф. Рамо. На протяжении XVII в. музыка Западной Европы развивалась с большой интенсивностью и в итоге достигла самостоятельного художественного признания в небывалых ранее масштабах.
Для музыкальной культуры характерна разветвленность, сложность и своеобразное смешение музыкально-эстетичесхих тенденций, экспериментаторство. Своеобразными оказались в XVII в. пути различных инструментальных жанров: в одних преобладала опора на «ученые» полифонические традиции, в других – на гомофонные, отчасти связанные с бытом, третьи складывались в процессе синтеза достижений полифонического и гомофонного письма. От XVI столетия западноевропейская музыка унаследовала ряд форм (мотет, мадригал, ричеркар, канцона) различного происхождения, масштаба и степени сложности. Однотемные и многотемные канцоны и ричеркары для органа непосредственно поддерживали традицию вокально-полифонических структур. В свою очередь они послужили основой для развития фуги, а токкаты и фантазии предвосхитили импровизационно-полифонические формы. Иная линия в инструментальной музыке шла в XVII в. от бытовых танцевальных (отчасти и песенно-танцевальных) форм к сюите как циклу из динамически-контрастирующих частей.
Подобно тому, как в литературе выходят на первый план крупные жанры (роман, различные виды драматургии), в музыкальном искусстве XVII в. все большее значение приобретают синтетические жанры, прежде всего опера. Начиная с XVII в. опера неизменно играла роль ведущего жанра в профессиональном музыкальном творчестве: она синтезировала самые прогрессивные и жизнеспособные музыкальные явления современности. Именно в опере, прежде всего, формировались новые художественные идеи (в частности, Г. Перселла: «Дидона и Эней», «Королева фей»).
В неразрывной связи с оперным искусством сложились впоследствии хоровое искусство Г. Генделя и И. С. Баха, классический симфонизм. Чрезвычайно высоко ценилась опера в Италии и Франции. Можно полагать, что именно широкое развитие оперной культуры являлось жизненно важным условием крупной национальной школы, будь то Германия, Австрия, Италия, Франция, Россия.
Клаудио Монтеверди – один из выдающихся музыкантов XVI - XVII вв. был первым, кто осуществил синтез многоголосия и монодии, ввел варьированную куплетность и рондо, свободные декламационные сцены, драматургические дуэты и ансамбли, народно-песенные жанровые номера, блестящую кантилену, т. е. по существу все важнейшие элементы оперной драматургии вплоть до лейтмотивов. Центральное место в творчестве Монтеверди занимают темы страдания и сострадания. Однако смелые идеи Монтеверди, опередившие эпоху, не были по достоинству оценены современниками. Естественно, новые образы, темы, характерные для музыкального искусства XVII столетия, потребовали адекватных средств выразительности: значительного обновления музыкального языка, стилистики, а также новых принципов формообразования. Это не означает, что все достигнутое раньше было отвергнуто. Даже полифония строгого письма, против которой яростно выступали новаторы из флорентийской камераты на рубеже XVI - XVII вв., получила богатое дальнейшее развитие на новой гармонической основе. Вместе с тем возникли оригинальные жанры, связанные с иным музыкальным мышлением, в частности, кантата, оратория как своего рода антитезы классической полифонии XVI в. К укрупнению тяготеет и инструментальная музыка с ее циклическими (сюитными, сонатными, концертными) тенденциями.
Рельефной грани между сферой полифонии и гомофонии в музыке XVII в. не было. XVII в. – эпоха взаимного влияния полифонии и гомофонии. Стилевой перелом, происшедший к началу века с возникновением монодии с сопровождением, не получил прямого непосредственного отражения и области инструментальных форм, но и не остался для них без последствий. Новое чувство мелодической выразительности, индивидуальной, говорящей мелодии одухотворило и инструментальный тематизм теснее и рельефнее воплощается музыкальный образ как таковой, и одновременно возрастает стремление к контрастам значительно более многоплановых образов по сравнению с искусством предшествующего периода; расширяется содержательная сфера инструментальных жанров, – таково главное завоевание XVII в., выделившего инструментальную музыку Западной Европы в самостоятельную область среди художественных жанров.
Именно в эту эпоху развиваются определенные инструментысо своим репертуаром: клавесин (верджинал – в Англии), скрипка, новый камерный ансамбль (две скрипки и basso continuo), расширяется сфера воздействия органа, обогащается репертуар. Орган как инструмент, давно и прочно освященный традицией в музыкальной культуре Западной Европы, с его многоголосым звучанием большого диапазона, регистрово-динамическими контрастами, отвечал особым эстетическим запросам эпохи.
Ослабевает зависимость музыкального искусства и его различных жанров от церкви. Опера возникает как программный жанр светского искусства, возрождающий принципы античной эстетики. Оратория, несмотря на определенную связь с духовными сюжетами, со временем перерождается в концертную оперу.
Противоречивая эпоха XVII в. выдвинула новых, оригинальных художников. Во многом они подняли целину музыкального искусства, создав оперу, кантату, ораторию, новые инструментальные жанры, подведя в итоге музыкальное искусство Западной Европы к величайшим творениям И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Победа человеческого духа, одержанная в поистине драматичных условиях, сообщает особую значимость искусству XVII столетия.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1067 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!