Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности образования в XVII в



В эту эпоху в Европе зарождаются тенденции, заложившие фундамент воспи­тания нового человека. Цель образования видели в формировании личности, в подготовке к практической, полезной счастливой деятельной жизни, обусловливающей господство человека над окружающей действительностью.

Мыслители XVII в. стремились превратить педагогику в самостоятельную область исследований. Во всем предшествующем ходе развития они искали «корни и основания» самодвижения педагогического процесса, пытаясь найти в этом раз­витии столь же объективное и непреложное, как законы природы и общества. Если прежде теоретико-педагогические интересы не были, как правило, в центре внимания крупных ученых, а то и вовсе не занимали их, то теперь положение изменилось. Учителя и философы, профессионально занимавшиеся педагогическими проблемами, стали цениться в мире науки и в обществе очень высоко наряду с теологами и политиками. Попытки внимательно изучить процесс формирования личности и с этой целью углубить познание ее закономерностей проистекали из нужд эпохи. Новые целевые установки нашли свое логическое за­вершение в идеале личности, способной решать реальные задачи и одновременно постигать мир в его единстве и многообразии. Такая ориентированность пе­дагогического воздействия потребовала, прежде всего, перестройки содержания образования. Традиционное и новое в этот переходный период экономических и политических изменений существовали вместе.

Общество было заинтересовано в знаниях, необходимых для торговли, путе­шествий, установления международных связей, а также в развитии у молодежи представлений о действительности – природе, обществе и человеке. Принцип преподавания на родном языке вступил в конкурентную борьбу с латинской эру­дицией – неотъемлемым достоянием всех ученых мира. Поэтому со всей остро­той встал вопрос об объединении обеих сфер знания в нечто целостное. С этой проблемой тесно была связана вторая: каковы рациональные и эффективные спо­собы донесения всего объема информации до детского ума.

Прогресс в области образования наблюдается во многих европейских странах. Так, а Швеции ставится масштабная задача – повышение общей грамотности населения. В конце столетия (1686) в стране принят закон о всеобщей грамотности. Как отмечает профессор Стокгольмского университета И. Фэгерлинд, согласно этому закону глава каждого домашнего хозяйства отвечал за обучение чтению своей семьи и слуг. Не умеющий читать обязан был найти грамотного человека, который бы согласился возложить на себя миссию учителя в его доме. При этом устанавливался весьма жесткий контроль за уровнем грамотности граждан. Так, один раз в год каждый человек, достигший семнадцатилетнего возраста и старше, обязан был являться на устный экзамен. Принимавший экзамен местный священник ставил прилюдно отметки, которые и заносил в специальный журнал. Подобное психологическое воздействие «окружающей социальной среды» оказалось весьма действенным.

Необходимость обмена просветительскими идеями, подражание античности приводят к созданию во второй половине XVII в. свободных обществ, независимых от церкви и городских властей, и называвшихся «академиями». В них входили ученые, поэты, философы, музыканты, просвещенные любители, ставившие своей целью поощрение и развитие наук и искусства. Они пользова­лись поддержкой и покровительством аристократии. В XVII - XVIII вв. акаде­мии получают значительное распространение, особенно в Италии. Наряду с диспутами особая роль отводилась свободному музицированию. Наиболее из­вестна римская академия dell' Arcadia (1692); собрания в ней проходили по античным традициям; ее членами были А. Скарлатти, А. Корелли. Появились общества, объединявшие исключительно профессиональных музыкантов; они занимались развитием, изучением и пропагандой музыкального искусства, ocновыванием музыкальных учебных заведений (лицеи). Наиболее известная академия этого типа – Болонская (1666); среди ее членов – В. А. Моцарт, М. С. Березовский, А. Корелли.

Педагогическая теория, по разумению той эпохи, должна была стать теорией наифективнейшего усвоения знаний и преподавания, искусством обучения, или дидактикой. Педагогическая теория развита в трудах В. Ратке (1571-1635) и Я. А. Коменского (1592-1670).

В. Ратке с гордостью именовал себя дидактом, подчеркивая тем самым специ­фическую область своих научных достижений. Свою систему «Всеобщего на­ставления» Ратке проектировал для демократических учебных заведений, что было для его времени несбыточным мечтанием. Обоснованная во «Всеобщем настав­лени» реформа науки и содержания образования заслуживает внимания, посколь­ку в этом наставлении нашел место в структуре единой системы наук и методов познания и проект теории формирования личности. Его методологической ос­новой служила гипотеза о всеединстве гармонии между библейскими истинами веры, познанием мира вещей и описывающими то и другое языками. На этой основе возведена вся совокупность так называемых учений, т. е. педагогически препарированных научных дисциплин. Весьма показательно, что среди них име­лась наука об отправлении повседневных обязанностей бюргера: в труде, торгов­ле, доходных промыслах, а также в общественной жизни.

Педагогическая теория Ратке отличается определенными новациями. Во-пер­вых, он подчеркивал принципиальное значение педагогических знаний как существенного звена в единой цепи формирования человеческой личности. Во-вторых, Ратке применил наиболее прогрессивные для того времени методы познания и способы мышления, проецируемые на сферу педагогики.

В одном из разделов труда, названном «учения о методах учения», Ратке изло­жил содержание новой, созданной им области педагогической науки, изучающей «руководящие средства учения», т. е. теоретические «рычаги», способствующие «трансплантации» всех других «учений» (знаний) о природе, обществе и челове­ке в «голову человека». «Учение о методах учения стало основой для ряда част­ных наук о педагогическом процессе, представленных как «учение о способах запоминания», «учение о способах овладения языками» и др. Частные науки при­званы были дать теоретическое описание различных составляющих педагоги­ческого процесса.

Той же цели служило и «учение об учебной последовательности», в котором суммированы все научно-теоретические положения о структурировании дисцип­лин, составляющих в своей системе педагогическую науку. Кроме того, Ратке непосредственно подошел к теоретическому обоснованию критериев, единых для всех педагогических дисциплин, по которым должно строиться как содержание науки, так и содержание образования. Разработанные им положения об «элемен­тарной единице сообщения» и о «сложной, составной единице сообщения», об определениях и их разъяснении в ходе комментирования представляют собой первые попытки теоретического осмысления внутренней структуры, архитекто­ники системы обучения. Исторической заслугой Ратке следует признать также использование им родного языка как языка науки и педагогики в частности; осуществленный им перевод научной терминологии на родной язык положил начало целому направлению.

Эта тенденция – расширять предмет дидактики, или «искусства обучения», включать дидактику в качестве науки о формировании личности, об образовании и воспитании в целостную систему человеческого знания и внутренне структурировать ее – проявилось также и у Я. А. Коменского. Ян Амос Коменский (1592-1670) – один из выдающихся представителей реалистического течения в педагогике. На формирование его мировоззрения оказали влияние идеализм средневековья и новые материалистические веяния в науке. В его взглядах тесно переплелись элементы реализма, крайняя религиозность, оправдание суровых мер наказания за невыполнение религиозных требований.

Гуманизм и демократизм – важнейшие основы педагогики Коменского. Вся его деятельность проникнута глубокой верой в человека и заботой о его благополучии, успешном умственном развитии. В своих трудах Я. А. Коменский разрабатывает теоретические основы системы образования, охватывающей несколько стадий: детский, подростковый и юношеский возраст; соответственно народную школу, гимназию, академию (университет). Ведущим принципом предлагаемой системы является воспитание универсального человека.

Главной целью Коменского было создание теории всеобщего просвещения, которую он ориентировал на целостные, научно-обоснованные, законченные педагогические знания. В отличие от большинства своих современников, разрабатывавших дидактику, Коменский стремился дойти до «оснований», до «корней» образовательно-воспитательного процесса, определить его цели и средства. Коменский, как и Ратке, способствовал созданию «великой» дидактики, призванной не только обеспечить полный успех собственно преподаванию, но и четко профилировать все аспекты формирования личности. Эта задача требовала выхода за пределы традиционного собирания рекомендаций по воспитанию и обучению, в том числе действенных и апробированных практикой.

О музыке Я. А. Коменский высказывался в следующих работах: «Духовные песни» (1615); «Перед Богом» (1624); «Материнская школа» (1630); «Некоторые новые песни» (1631); «Великая дидактика» (1633-38); «Аналитическая дидактика» (1639); «Сказания» (1649); «Пансофическая школа» (1650-51); «Речи...» (1651), «Мир чувственных вещей в картинках» (1653-54); «Кансионал» (1656) и др.

По Я. А. Коменскому, музыкальное воспитание должно начинаться с момента рождения ребенка. Другая перспективная идея Коменского – необходимость всеобщего музыкального воспитания детей. «Надо всех приучать к музыке, – заявляет он в работе «Помпедия». Необходимость массового музыкального воспитания детей он обосновывает тремя обстоятельствами. Во-первых, музыка помогает воспринимать гармонию во всех вещах и явлениях, «...ибо все должно быть гармоничным, а здесь (в музыке) наиболее явственно проступает гармония». Во-вторых, музыка есть предмет, доставляющий человеку удовольствие, наслаждение, «ибо она служит пристойному отдыху». В-третьих, музыка дает возможности восхвалять Бога, и «все могут соревноваться в подражании Давиду». Как видим, здесь сочетаются взгляды древнегреческих мыслителей (Пифагора, Аристотеля и др.) с гуманистическими воззрениями, а также христианскими средневековыми традициями.

В процессе воспитания все средства имеют свою ценность, но только в комп­лексе они приобретают действенность, эффективность. Эта важная мысль позднее наиболее последовательно была реализована в музыкально-педагогической кон­цепции Марии Монтессори (ХХ в.).

Любопытно, что термин «школа», которым пользуется Я. А. Коменский, происхо­дит от греческого «схолэ» и означает отдых, но не бездеятельный, а отдых как интелектуальное, эмоциональное развлечение. Римляне передавали это слово латинским «людус», что означает подвижную игру, состязание. «Этим названием («школа») указывается на то, что дело обучения и учения само по себе и по своей природе приятно и сладко и представляет собой чистую игру или забаву духа», – поясняет Коменский («Материнская школа»).

В трудах Коменского, кроме общих замечаний о музыкальном воспитании, содержится много конкретных рекомендаций и советов по методике воспитания, детей различного возраста.

Содержание курса музыки было распределено Коменским по классам следу­ющим образом:

В первом («подготовительном» или «преддверном») «из музыки изучались гаммы, ключи и начальные сведения по сольфеджио. Ибо нельзя допустить, чтобы питомцы были несведующими в музыке; потому-то некогда Фемистокл, оттолкнувший лиру, считался необразованным человеком».

Во втором («вступи­тельном») во время уроков музыки и пения «стояла задача в совершенстве изу­чить сольфеджио».

В третьем («зальном») изучалась так называемая «симфоническая музыка», многоголосие (от греческого слова «симфония» – созвучие).

В четвертом («фило­софском») к пению прибавлялась инструментальная музыка (игра на музыкаль­ных инструментах).

Наконец, в старших классах («логическом», «политическом» и «богословском») продолжалось изучение церковных гимнов, псалмов и молитв. Кроме того, каж­дый учащийся обязан был участвовать в церковном общинном пении. «Когда община начинает петь псалмы, то не молчи, как новичок среди христиан, – на­ставляет учащегося Коменский. – Пусть каждый превращает сердце и уста в орга­ны Божьей славы.

Все содержание огромного педагогическго труда Коменского, изданное более чем в ста трактатах и учебниках суммировано в большом теоретическом сочине­нии «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1645-1670). Таким образом, Ян Амос Коменский оказался первым педагогом стремившимся охва­тить музыкальным воспитанием и образованием все периоды обучения, начиная с младеннчества. Впервые он наметил контуры системы массового начального музыкального воспитания и выработал основные принципы обучения, предложил практические советы родным и педагогам. Наиболее ценные и перспективные идеи Коменского в области музыкального воспитания и образования позднем получили развитие в трудах и деятельности Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Фр. Фребеля, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, М. Монтессори, С. Судзуки и других выдающихся педагогов прошлого и настоящего.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1212 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...