Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Шраванам — слушание



Звук является самым тонким материальным элементом. Он находится ближе всего к уму и обладает способностью проникать в самые разные сферы сознания. Шрила Рупа Госвами приводит цитату из «Гаруда-пураны», в которой говорится о том, что именно звук переносит человека из одной формы бытия в другую. Он сравнивает действие мантры на человека, находящегося в обусловленном материальном состоянии, с действием особой мистической мантры заклинателя змей (обращенной к Ананта-Шеше) на человека, укушенного змеей. В глубоко бессознательном состоянии на человека уже не действуют ни запахи, ни другие внешние влияния, и только звук может привести человека в чувство. Подобно этому, в каком бы глубоком состоянии невежества ни находилось сознание живого существа, звук, несущий духовную энергию, действует на него отрезвляюще.

Различают три формы шраванам: 1) нама-шраванам; 2) рупа-катха и гуна-катха; 3) лила-шраванам. Чтение шастр следует также относить к шраванам. Мы читаем шастры, чтобы понять их. Звук сам по себе способен перевести сознание человека в иное состояние, однако, мы прилагаем усилия, чтобы понять суть наставлений изложенных в священных писаниях. Все, о чем будет говориться ниже, относится в равной степени и к такой форме садхана-бхакти как изучение священных писаний.

Философия мимамсы выделяет шесть элементов, которые помогают человеку понять суть излагаемого предмета:

1) Упакрама — начало произведения.

2) Упасамхарана — конец произведения.

3) Абхьяса — повторение.

4) Акурвапхала — уникальный плод, — то, чем это произведение отличается от других.

5) Артха-вада — то, что особенно превозносится.

6) Упапати — вывод, логическая канва, отвержение альтернативных выводов.

Приступая к изучению какого-либо произведения, следует, в первую очередь, попытаться увидеть, что хотел сказать автор в начале его и в конце. В «Шримад Бхагаватам», например, его открывает стих джанмади асйа йатах… С самого начала Вйасадев говорит о том, что его тема — дух, Брахман, Абсолютная Истина, которая имеет личностную природу. И заканчивается «Шримад Бхагаватам» стихом:

нама-санкиртанам йасйа

сарва-ара пранашанам

пранамо дукха-шаманас

там амами харим парам

«Я кланяюсь Господу Хари, чье святое имя — при громком его произнесении — избавляет от всех грехов».

Если в начале «Бхагаватам» Вйасадев превозносит Брахман, то в последнем стихе он говорит, что этот Брахман находится полностью в имени Хари.

Далее следует обратить внимание на то, что постоянно повторяется в «Шримад Бхагаватам». Это — лилы Кришны. В каждой из песен «Бхагаватам» мы находим лилы, описанные в Десятой Песни.

Уникальный плод, отличающий «Шримад Бхагаватам» от любого другого произведения, — это према-бхакти. Према-бхакти — это то, что больше всего превозносится в «Бхагаватам». И логически «Шримад Бхагаватам» доказывает, что все, что не является бхактитьяга, тапасья, гьяна — ниже бхакти. Несмотря на это, есть люди, которые берут «Шримад Бхагаватам» и пытаются доказать, что здесь описывается имперсональный Брахман. То же самое — «Бхагавад-гита». Это писание многих сбивает с толку, но если проанализировать «Бхагавад-гиту», разложив ее на эти шесть составляющих, станет очевидно, что основное послание «Бхагавад-гиты» — бхакти.

Иными словами, чтобы процесс постижения Абсолютной Истины был полным, человек должен прилагать усилия к пониманию священных писаний, используя эти шесть элементов: упакрама, упасамхарана, абхьяса, акурвабхала, артха-вада и у папати.

Все описанные до этого анги садханы занимали ум лишь до определенной степени. Так, арчана предполагает предварительное очищение ума. В аюрведе киртан называют имбирем для ума — подобно тому, как имбирь сжигает аму в теле, киртан сжигает ментальную аму. Однако существуют анги, которые затрагивающие только ум. Это и есть анушиланам, окультуривание ума: а) смаранам — повторение гаятри; б) дхьянам — медитация; в) служение — дасьям; г) вопрошание — приччха (к этой категории относится принятие духовного учителя); д) предание себя на милость Господа — шаранапати, полная зависимость от милости Господа.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 711 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...