Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ламаизм



Название этого направления в буддизме произошло от слова «лама» - (тиб. - высший, то есть адепт учения, монах). Это название относилось к монаху, жрецу, священнику, которые являлись основной фигурой в тибетском варианте буддизма ваджраяны. В VI-VII вв. буддизм начинает терять свои прежние позиции в Индии, перемещается в другие регионы, адаптируясь к местным условиям. Одной из таких разновидностей явился ламаизм, утвердившийся в Тибете и Монголии. Окончательно ламаизм сформировался в XII-XV вв.

В основе ламаизма - ортодоксальный буддизм. Вместе с тем здесь произошел синтез хинаяны, махаяны, ваджраяны и архаического добуддийского комплекса верований народов пригималайского региона. Новое течение буддизма стало распространяться применительно к условиям проповедниками из Индии с VII в. От махаяны унаследованы основы учения религиозно-философские тексты, превосходящие древностно палийский канон.

Ваджраяна, или тантризм (алмазная колесница) - особое направление, оформившееся в Индии в середине I тысячелетия н. э. Истоки тантризма уходят к древним культам плодородия и соответствующим обрядам. Тантризм как течение в буддизме оформился самостоятельно в середине I тысячелетия новой эры. В основе его более совершенная разработанная философия. Именно в ней введена в широкий обиход мандала - своеобразная графическая дилемма Вселенной, насыщенная магическими знаками и символами, имевшими множество вариантов и модификаций. К буддийской тантре относится и «калачакра» - своеобразная философская концепция «Колеса времени», в рамках которой 60-летний звериный цикл символизирует кругооборот человека в кармическом мире сансары.

Однако главное в ламаизме не столько идеи единства тела и Космоса, как энергетического начала сущего, сколько сама практика. В нем распространена практика йогов, подчеркивается роль озарения, утверждается достижимость нирваны с помощью медитации. Итак, медитация и ряд мистико-магических обрядов (включая сексуальную практику). Обряды сводятся к магическим приемам, ритуальному общению полов с целью приобретения энергии - шакти (спутницы божества), а также к имитации или символическому использованию этих приемов (заклинаний-мантр, изображений мандалы, яньры, диаграмм и т. д.).

В ламаизме постепенно сложился культ воплощений - бод-хисаттв. Развитие представлений о первооснове энергетического начала повлияло на складывание образа шакти - спутницы божества, его женской ипостаси. Чрезвычайно разросшийся пантеон, включивший массу местных божеств, организовывался идеей об изначальном, первичном Ади-Будде, воплощающемся своими важнейшими качествами в троице: буддах Амитабхе, Вайрочане, Акшобхье. Добавление еще двух Будд создавало пятерку покровителей Вселенной, имевших многочисленные «семьи» и свиты: спутницы-шакти, духовные сыновья-бодхисаттвы, демоны-охранители и антиподы благих качеств будд — демоны-враги.

Гаутама Шакьямуни осмысливался как будда современной космической эпохи, будда Майтрея - как будущий будда, своеобразный мессия. Обожествлялись реальные деятели буддизма, особенно великий проповедник и маг Падмасамбхава (Гуру Римпоче — VIII в.). Сложилась сложная символика и иконография. Более всего почитались бодхисаттвы: Ваджрапани - великий маг и мудрец Манджушри (Манчжугоша), носитель божественного откровения и чуть ли не устроителя Вселенной. Чтились также личные охранители - идамы, наставники - гуру, прежде всего воплощавшие первооснователей школ и монастырей. На низовом уровне почитались духи местности, предки, тотемы, воплощения животворящей силы.

История ламаизма связана с политическими событиями в регионе, этнической историей народов, особенностями их хозяйственно-культурного типа. С VII в. ареалом распространения буддизма ваджраяны стал Тибет. Преодолевая сопротивление племенных элит и жрецов местных культов, буддизм кардинально трансформировался, приспосабливался, испытывал влияние местной культуры. Его успехи, становление собственно ламаизма связывают с именем Падма Самбхавы (VIII в.) - знатока буддийского тантризма. Он был приглашен в Тибет для распространения учения.

Падма Самбхава реформировал буддизм, пришедший к тому времени в упадок, придавая ему оттенок тантризма. Проявившие вначале к нему благосклонность правители, вскоре начали гонение на буддизм. И только в середине XI в. его ученикам, в частности, выходцу из Индии Атише, удалось возродить и укрепить буддизм в Тибете. Жречество возникавших святилищ-монастырей не соблюдало обета безбрачия и, сращиваясь с аристократией, превращалось в наследственное землевладельческое сословие. В разных местностях укрепились разные, так называемые «красношапочные» (нереформированные), направления, наиболее влиятельным из которых долго оставалась ньингмапа, основанная самим Падма Самбхавой и распространившая власть за пределы Тибета, особенно в Непале и Сиккиме.

В XIV в. возникло новое течение, которое возглавил Цзонхава (1357-1419). Уроженец восточного Тибета, он получил хорошее буддийское образование, достигнув высших духовных знаний, приобрел необычайную популярность в дискуссиях, где все­гда выходил победителем. В результате к нему стекались со всех сторон ученики и последователи, а основанные им монастыри стали самыми многочисленными и влиятельными центрами нового направления в буддизме - ламаизма. Созданная им школа - кадампа стала ареной реформаторской деятельности, которая привела к возникновению «желтошапочной» общины гелукпа, ставшей вскоре ведущей в стране.

Реформы Цзонхавы сводились к следующему. Во-первых, восстанавливался классический буддизм с его морально-этическими нормами. Было введено безбрачие и суровая монастырская дисциплина. Во-вторых, была значительно ограничена практика магических обрядов, уступив место в основном пропаганде имитационно-символических методов и приемов обретения энергии шакти.

Названные преобразования привели к росту популярности буддийских монахов. В постижении сути нового учения большую роль играл учитель - гуру, он же монах, который мог привести человека к спасению. Между учителем и учеником устанавливалась тесная связь, личная, глубоко доверительная, с беспрекословным подчинением ведомого ведущему.

Произошли изменения в социальной позиции лам. Ламы из ищущих собственного спасения монахов, погруженных в аскезу и медитацию, превратились в привилегированный социальный слой наставников-руководителей. Практика безбрачия в сочетании с обязательным обычаем богатых подарков и пожертвований монастырям привели к накоплению в этих святых обителях огромных богатств. Это привело к созданию многочисленной строгой иерархической организации, функционально близкой к католической.

Глава новой общины - Далай-лама («лама-океан» [мудрости] - монг. яз.), получил этот титул от монгольских правителей в 1578г., а в XVII в. стал духовным и светским главой Тибета. Именно этот, более строгий (в частности, с безбрачием ламства) ортодоксальный вариант ламаизма преобладал в Тибете и распространился к северу от него: в Монголию, Бурятию, Калмыкию.

В районах распространения ламаизм монополизировал духовную жизнь, внедрялся в социальную структуру. Центром политической, ритуальной, культурной жизни стал монастырь с иерархически организованным ламством (ученики, послушники, монахи, настоятели, воплощенцы - «живые боги»). Лама был не столько монахом, сколько жрецом в общинном храме с обрядами календарно-производственного цикла, семейным жрецом, исполнявшим возрастные обряды, учителем, астрологом, прорицателем, лекарем, музыкантом, танцором. Большинство лам трудилось на землях монастыря, лишь верхушка жила исполнением обрядов.

Именно обряд был основной целью ламаизма, способом вырваться из череды перерождений. Главным для верующего было накопление заслуг через исполнение дхармы, почитание сангхи, вознесение молитв и очищение от скверны греховных поступков. В монастырях накапливались, демонстрировались и использовались в ритуале разнообразные культовые принадлежности: иконы-танка, реликварии, музыкальные инструменты, ксилографированные канонические тексты Ганджур и Танджур, изображения наиболее почитаемых божеств: будды Шакьямуни, бодхисаттв, Падма Самбхавы, лам-основателей. Впечатляют и другие культовые сооружения ламаизма: деревенские храмы, часовни, молитвенные барабаны цилиндры с тысячами оттиснутых молитв, вращаемые руками или водой, стены и отдельные камни с выбитыми молитвами, флаги, чортены, происходящие от ступ-реликвариев раннего буддизма, но по форме - храмы-башенки с многоярусными крышами-шпилями.

Развитие ламаизма в Тибете, его реформа в XV-XVII вв. сделали этот район «метрополией» по отношению к соседним странам, средоточием монастырей - основателей различных течений. Столица Тибета - Лхаса до 1959 г. была резиденцией Далай-ламы. В названном году в Тибетском районе Китая вспыхнуло восстание, имевшее национально-религиозную окраску. В результате выступлений Далай-лама, а вместе с ним более 100 тыс. тибетцев (из примерно миллиона человек) перебрались в Непал, Бутан, Индию, где и находится резиденция главы ламаистов.

В Непале буддистами являются более 100 тыс. неваров долины Катманду, среди которых ваджраяна начала распространяться еще в I тысячелетии н. э. В долине были построены крупнейшие буддийские храмы Бодхнатх и Сваямбхунатх. Однако симбиоз с кастовой структурой индуистского Непала и политическое давление ослабляют буддизм неваров. Впрочем, в высокогорных районах около 100 тыс. этнически близких тибетцам непальцев исповедуют «красношапочный» ламаизм (ньингмапы), адаптированный к местным традициям методом поглощения местных культов.

В Бутане проживает более 100 тыс. ламаистов, принадлежащих в основном к другому течению - карьюпа. Ведущую роль в распространении буддизма на волне переселений из Тибета с XII в. сыграл в XVII в. монастырь Ралунг в Южном Тибете. Была установлена: теократия по образцу государства Далай-ламы, опиравшаяся на крупные монастыри-крепости - дзонги. В XX в. в Бутане усилилась светская власть, однако функционирует более 200 монастырей. Есть среди них такие гиганты, как Ташичхолинг Дзонг в Тхимпху, где находится более тысячи монахов. До сих пор дзонги - центры экономической, социальной и культурной жизни, у их стен проводятся ярмарки, вершится суд.

В Индии районами распространения ламаизма являются Ладакх и соседние земли в Западных Гималаях и Сикким (с 1975 г. штат Республики Индия). В Сиккиме ламаизм ньингмапы распространялся с XVI в., сохранилось более 60 монастырей с приходами, число лам более 3 тыс., а число исповедующих около 70 тыс. В гималайских районах Индии и Непала ламаизм наиболее тесно связан с верованиями древней добуддийской религиозной системы, обобщенно называемой «бон».

Учитывая неграмотность основной массы населения (кочевников), ламаизм упростил процесс молитвы: ввел «молитвенные колеса», в которые кладутся записанные молитвы. Считается, что, вращая колесо, верующий прочитывает молитвы. Иногда бумажные тексты молитв укрепляются на шесте у входа в жилище. Их шелестение при ветре, входе или выходе из двери означает прочтение молитв.

Характерной особенностью ламаизма является проведение религиозных праздников, связанных с культом воплощения и институтом лам. В эти дни массы верующих съезжаются в монастыри, где совершаются пышные мистерии. Культ воплощения заключается в том, что некоторые ламы объявляются «живыми богами», которым воздаются всяческие почести. В ламаизме сильно развит институт духовенства, что обуславливает наличие большого количества лам. К примеру, в Монголии в 1918г. на 600 тыс. населения было около 100 тыс. лам. Такого количества священнослужителей нет ни в одной мировой или национальной религии.

На территории нашей страны буддизм распространился в форме ламаизма. Долгое время считалось, что буддизм проник в нашу страну в форме ламаизма через Тибет и Монголию. Исследователями установлено, что буддизм имел распространение в Средней Азии в первые века нашей эры и проникнуть сюда мог непосредственно из Индии. Однако большинство верующих избрали ламаистское течение.

В нашей стране ламаизм распространен в Бурятии, Калмыкии, Туве и в Иркутской и Читинской областях. Центральное Духовное Управление избирается на Духовном соборе буддистов страны. Председатель Духовного Управления носит звание бандидо-хамбо ламы. Его резиденция находится в Иволгинском дацане (монастыре), расположенном в 40 км южнее Улан-Удэ.

Рост национального самосознания последних лет повлек за собой возрождение традиционных ценностей, в том числе и буддийских, воспринимаемых как этноспецифичные. Вновь совершаются ламаистские и общебуддийские обряды, Во многих местностях открываются храмы и монастыри, играющие все более важную социальную роль. В школах обучают национальному и тибетскому письму и языку, знакомят с историей буддизма, с основами тибетской медицины, устраиваются празднества. Возросло количество буддийских общин в столичных городах РФ, особенно в Санкт-Петербурге, где находится крупнейший их центр.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 682 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...