Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возникновение христианства. Христианство - самая крупная мировая религия - возникла в Палестине, входившей тогда в состав Римской империи



Христианство - самая крупная мировая религия - возникла в Палестине, входившей тогда в состав Римской империи, в I в. н. э. Главной книгой Священным писанием - является Библия, состоящая из Ветхого завета и Нового завета (около 10 тыс. страниц). Название «христианство» получило от греческого слова «Христос», означающего - «помазанник», «мессия». Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Новое религиозное учение привлекало многих разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Христианство предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного греховного мира в себя, внутрь собственной личности. Противопоставляло грубым плотским удовольствиям строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления царства божьего на земле.

Исследователи пришли к выводу, что зародилось христианство в иудейской общине эссенов, о чем свидетельствуют найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме - ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идеи греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности. Христианское течение возникло как протест против гнета и насилия со стороны простого народа.

Относительно быстрое распространение христианства в малоазийских провинциях Римской империи и самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство успешно превращалось в мощное идейное течение.

Римская религия, как и другие религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным людям, и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идеи всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные рядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к устройству мира, выразив тем самым реальные интерес бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. В это время проявился свойственный христианству универсализм: разбросанные по огромному пространству Римской империи христианские общины явно ощущали свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей и рас. Новозаветный тезис гласит: «Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания,...варвары, скифы, рабы, свободные, но все и во всем христиане, (стих 246)». Таким образом, данный тезис провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных, антропологических и языковых границ.

Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные трактовки иудаизма, древних восточных религий, существовавшие философские, морально-этические и другие воззрения. Из иудаизма христианство заимствовало «Священное писание», которое включено в Библию в качестве первой ее части - Ветхого завета. Также оно заимствовало у иудаизма библейскую космологию и космогонию о творении мира и человека, историю развития человеческого общества. У восточных религий христианство взяло учение о сходящем на землю Боге, который рождается от земной женщины, а затем страдает, умирает и воскресает. Идея «непорочного зачатия» заимствована из буддизма.

Заметное влияние на основы христианского вероучения оказали античные философские учения, в частности, неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н.э. – ок. 50 н.э.) и учение римского стоика Сенеки (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в откровении и рассматривающего в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Филона - это священное Слово, позволяющее созерцать Сущее и познать Бога. Луций Аней Сенека заложил основы нравственного учения, в особенности о достижении добродетели, которые стали близки христианству. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. В качестве нравственного императива он признал «золотое правило морали», которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, что бы с тобою обходились стоящие выше». Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое наднациональное движение.

Христианство распадается на три главных направления: православие, католицизм и протестантизм. Внутри каждого из них имеется целый ряд мелких течений, сект, особенно в протестантизме, меньше в православии, еще менее в католицизме. Отсюда вывод, что рассмотрение христианства требует учитывать разновидности конфессий, хотя они и имеют общие корни одной религии. Отправным моментом в изучении христианства является уяснение личности Иисуса Христа. Ныне написано много книг, снято фильмов об И. Христе, в которых, по сути, проводится одна сюжетная линия «биографии» основателя христианства.

Христианская церковь утверждает, что существует единый Бог, который имеет три лица, три ипостаси: бог-отец, бог-сын святой дух. На божественном совете было определено сыну божию стать спасителем мира. Подобная необходимость была вызвана тем, что Бог предвидел грехопадение первых людей - Адама и Евы и последующую греховность всего человечества. Бог является правящим судьей и любящим отцом людей. В качестве кары Бог посылал на грешных людей огонь, землетрясения, потопы. Как любящий отец он послал «сына единородного» - Иисуса Христа, дабы люди уверовали в него и спаслись. И. Христос- невинный сын божий, пострадал за грехи людей, принял мученическую смерть, а люди восприняли его заповеди и стали последователями христианского учения.

Согласно церковному учению, более 2 тыс. лет назад (современное летоисчисление идет с этой даты) Бог послал на землю своего сына, которому надлежало стать человеком. Местом его рождения была, избрана Иудея, а матерью - девушка Мария из Назарета. Однажды во сне к ней явился архангел Гавриил, известил, что она станет богородицей. Вскоре Марию выдают замуж за престарелого плотника Иосифа, с ним она уезжает в Вифлеем, где рождается сын Иисус. Детские годы Иисуса проходят в доме Иосифа, он ведет обычную мирскую жизнь. В 30 лет начинает проповедь, предварительно приняв крещение от Иоанна Крестителя в реке Иордан. Около Иисуса собираются 12 ближайших учеников и помощников - апостолов и еще 70 других учеников. Вместе с ними он обходит всю Иудею, ведет проповеди, творит многочисленные чудеса. Его проповеди вызвали недовольство иудейских раввинов, которые решили расправиться с ним. По приказу первосвященника Христос был схвачен в Иерусалиме и представлен перед еврейским судом - синедрионом. По решению суда и римского наместника Понтия Пилата И. Христа распяли на горе Голгофа близ Иерусалима. Казнь происходила в пятницу, а в ночь на воскресенье Иисус Христос воскрес, прожил на земле еще 40 дней, затем вознесся на небо. Такова богословская версия личности И. Христа.

Однако споры о личности, реальная она или мифическая, начатые с зарождения христианства, продолжаются до сих пор. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнений. В конечном счете, споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ - мифологической и исторической.

Представители мифологической школы считают, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские сказания не содержат реальной исторической основы, поскольку написаны много лет спустя после описанных в них событий. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, совершенных Христом, о его проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхож­дение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах.

Вторая - историческая (преимущественно церковная) школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других, непосредственно связанных с Христом. В распоряжении науки имеется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Прежде всего, сюда следует отнести Туринскую плащаницу, в которую было обернуто тело И. Христа. Следует назвать и сочинение «Древности» Иосифа Флавия (37 - после 100), в котором содержится фрагмент об Иисусе Христе, как об одном из известных ему проповедников. Правда, Иисус в описании Флавия не совершал чудеса, а его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.

Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и всех группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком. Отсюда возникала потребность в единении, поскольку она порождала убежденность среди верующих, что отдельный человек может быть слаб и нетверд в вере, а община христиан обладает Духом святым и Божьей благодатью.

Новый шаг в укреплении христианства был связан с развитием понятия «церкви», когда ей стали приписывать идеи непогрешимости. Обосновывался тезис, что церковь получила Святой дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины. Ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедно­ту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже Римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Священники, епископы, митрополиты вытесняют харизматических лидеров - пророков и сосредоточивают в своих руках всю полноту власти. Изменение социального состава общин определило и эволюцию их «социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью.

Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость в сильном духовном орудии, а потому хотела использовать силу и влияние новой мировой религии. В 311 г. христианство было объявлено дозволенным. В 313 г. император Константин (ок. 285-337) издал указ о предоставлении христианам таких же прав, какими пользовались последователи традиционно почитаемых религий. Былые гонения на христиан сменились активной поддержкой. Далее император Константин своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи, объявил себя главой христианской церкви. Через год, в 325г., под его председательством собрался в г. Никее первый Вселенский собор христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении вероучения. На Соборе был принят символ веры - краткий свод двенадцати главных догматов. Начиная с IV в., христианская церковь периодически собирала высшее духовенство на Вселенские соборы. На Соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями.

На втором - Константинопольском (381) - Вселенском соборе были преданы проклятию многочисленные ереси, которые отказывались считать Христа Богом, или отвергали три божественные ипостаси. Христианство развило идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано актом божественной воли.

Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех ипостасей: Отца - безначального первоначала, Сына - Логоса, смыслового о оформляющего принципа и Святого Духа - животворящего принципа. Сын «рождается» от Отца, Святой дух исходит от Отца (в православии от сына тоже) - все они существовали всегда, «предвечны», равны и по достоинству «равночестны».

В начале пятого столетия острый спор разгорелся вокруг догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая константинопольским патриархом Несторием (ум. ок. 450), отвергла сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал орудием спасения грешных людей. Окончательно данные вопросы были обсуждены на третьем - Ефесском (431) - Вселенском соборе, утвердившем шесть правил по защите догмата боговоплощения.

На четвертом - Халкидонском (451) - Вселенском соборе главное внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоплощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом Евтихием (V в.) монофизиты учили, что в Иисусе человеческое естество поглощено божественным, и потому признавали в нем только божественную природу. Собор утвердил догмат воплощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога Отца по божеству, и от Девы Марии по человечеству. Императором Маркианом были изданы законы, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат.

В середине VI столетия решился спор о том, как изображать Иисуса Христа. Пятый Константинопольский (553) - Вселенский собор обязывал изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца, как это часто было. При этом требовалось, чтобы образ Христа в новом изображении подчеркивал перед взором верующих преисполненную высоту чувств смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы. С этого времени начинается иконопись, прошедшая сложный путь борьбы за право «быть».

Раздорами сопровождалось утверждение христианского культа. В первых веках церковь в категорической форме запрещала изображение святых, констатируя это как дань языческому идолопоклонству. Были даны правительственные распоряжения, запрещавшие поклонение разным изображениям и изготовление икон. Церковный собор в Эльвире в начале IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть предметов почитания и поклонения. Церковный писатель Евсевий (ок. 260-338) считал употребление икон идолопоклонством. Против поклонения иконам в VII в. продолжали выступать несториане и монофизиты. Окончательно спор разрешился только на седьмом - Никейском II (787) -Вселенском соборе. Собор утвердил правило, в соответствии которым считалось необходимым изображение святых и поклонение им.

Длительным был процесс формирования христианских таинств и непосредственно связанных с ними обрядов. Таинства представляют особые культовые действия, призванные ввести в жизнь человека нечто божественное. Поскольку Христос принял крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской, постольку христианство подчеркивает очистительную роль страдания, ограничения человеком желаний и страстей. «Принимая свой крест», человек может, побеждать зло в себе и в окружающем мире. Этим человек выполняет божьи заповеди, сам преображается и совершает восхождение к Богу. В этом заключается предназначение христианина, его оправдание перед жертвенной смертью Христа и исполнение обрядов таинства.

В конце V в. сложилось таинство крещения, позже - евхаристии (причащения). Затем в течение нескольких веков были введены миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, исповедь, священство. Таинства отправляются всеми верующими, но в каждом христианском течении есть свои культовые особенности.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за веру тюремное заключение, пытки, казнь, стали почитаться как святые. Идеал мученика в христианской этике стал центральным.

Изменения социально-политических, экономических и культурных условий в странах распространения христианства не могли не сказаться на идеологических и этических канонах религии. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства (схизмы). Ослабление Римской империи и ее крушение способствовали усилению влияния римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки. Однако шел процесс выделения церквей. Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь.

Дело не ограничивалось только разделением христианских церквей. Отдельные из них отказывались признавать решения Вселенских соборов и утвержденную ими догматику. Так, в середине V в. армянское духовенство не согласилось с осуждением монофизитов Халкидонским собором. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое положение, приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального христианства.

Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлений - православия и католицизма. Этот раскол назревал в течение У-УП вв., но разрыв между римским папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием произошел в 867 г. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.

В 1054 г. было произведено официальное разделение православной и католической церквей, в основе которой лежал конфликт византийской теологии (подчиненной по отношению к монарху) и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить светскую власть.

После падения Византии под натиском турок в 1453 г. главным оплотом православия стала Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели к расколу в XVII в., в результате чего от православной церкви отделилось старообрядчество.

На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест, как со стороны светских верхов, так и низов общества. К началу XVI в. этот протест оформился в движение Реформации. В результате возникла новое течение - протестантизм с многочисленными разновидностями - лютеранство, англиканство, кальвинизм и др., которые представляли довольно крупные конфессии. В протестантстве образовалось множества сект, ряд из которых получили большое распространение на разных континентах и ныне претендуют на роль мировых религий (баптисты, адвентисты и т. п.).

Все конфессии христианства признают Священную книгу - Библию. В ней изложена христианская идеология, интерпретация которой в разных общинах имеет свою трактовку. Священное предание признается основными тремя течениями, но далеко не каждой сектой и толком. При толковании основ христианского учения богословы учитывают конкретное социо-экономическое пространство, эпоху и политическую ситуацию. Рассмотрим особенности трех основных направлений христианства [kgl].

[gl] Тема 9. ПРАВОСЛАВИЕ[:]

Православие - (от гр. слова ортодоксия) представляет одно из трех основных направлений христианства. Сформировалось оно в IV—V вв. в Византии, где являлось господствующей религией. Православие распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Единого центра в православии нет. Существуют автокефальные (самостоятельные, независимые) церкви, во главе которых стоят пожизненно избираемые патриархи. Наиболее значимыми и почитаемыми на протяжении ряда веков были пятнадцать автокефальных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Армянская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская. Кроме того, у многих автокефальных церквей имеются приходы в разных частях земного шара. В конце XX в. число автокефальных церквей увеличилось, что объясняется распадом многонациональных государств (СССР, Югославия) и адекватно выделением самостоятельных церквей. Пределы самостоятельности автономных церквей определя­ются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей автономию. Главы автономных церквей избираются Поместными соборами с последующим утверждением их патриархом автокефальной церкви. Константинопольский пат­риарх считается вселенским, но ему не дается право вмеши­ваться в деятельность других православных церквей. В административном отношении автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариатства, благочиния, приходы. Кроме того, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, благочиния, подворья при других православных церквах.

Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность. Изучая историю религий, следует обратить внимание на факт тесной связи религии с социальными и политическими структурами того региона, где она функционировала. Восточное христианство существовало в условиях сильной централизации государственной власти в Византии. Поэтому церковь оказалась придатком государства, а главой ее фактически стал император. Западное христианство постепенно превратилось в организацию, стремившуюся к господству во всех сферах общества, включая и сферу политики. На различиях восточного и западного христианства сказались и особенности развития духовной культуры. Восточное (Византийское или Греческое) христианство акцентировало свое внимание на онтологических, философских проблемах, западное - на юридико-правовых.

В начале V в. Римская империя распалась на Восточную и Западную. Восточная была сильным единым государством, Западная - раздробленным конгломератом княжеств, вскоре завоеванных германцами. В VI в. Константинополь освободил Рим от варваров, поставив его в зависимость от византийских императоров. Константинопольский патриарх стал именовать себя вселенским. Однако римским папам удалось сохранить свой имидж, повысить политический и экономический престиж церкви благодаря присоединению Сицилии, юга Италии.

С середины VII в. Византия подверглась атакам Арабского Халифата, который захватил Антиохию, Александрию, Иерусалим, Сирию, а славяне - Балканский полуостров. В этих условиях Италия стала освобождаться от зависимости Византии. В VIII в. Римская церковь освобождается из-под опеки Византии, образуется Папская область, и власть пап возрастает.

Конфликты между Римом и Византией происходили на протяжении всей истории, включая наступивший XXI в. Это была борьба за территориальные влияния, борьба за последователей, это были богословские и канонические споры. Не останавливаясь на исторических фактах развития взаимоотношений католической и православной церквей, рассмотрим особенности идеологии и культовой практики православной церкви.

Основой вероучения православие признает Священное писание и Священное предание, а также решения семи Вселенских соборов, проходивших в IV-VIII вв. Признаются труды крупных церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст и др. После VII Вселенского собора (787), осудившего иконоборчество и сыгравшего весьма положительную роль для развития православной культуры, никаких новых модернизованных догматов из Вселенских соборов в православии не принималось. Ранее принятые догматы (на Никейском в 325 г. и Константинопольском в 381 г. Вселенских соборах) составили основу вероучения как символа веры, сформулированные в 12 частях, или членах.

В первом члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси троицы. Во втором члене - о вере в сына божия единородного - Иисуса Христа. В третьем заключен догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии. Четвертый член символа веры - о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления. Пятый - о воскресении Иисуса Христа. В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо. В седьмом - о втором, грядущем пришествии - Иисуса Христа на землю. Восьмой член символа веры гласит о вере в Духа святого. В девятом - заключено отношение к церкви. В десятом - о таинстве крещения. В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении мертвых. В двенадцатом члене - о жизни вечной.

В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение Блаженного Августина (354-430). На рубеже V в. в исповеди «О граде божьем» он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина говорилось, что в сферу «избранных», предопределенных к спасению может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.

Важное место в православии занимают обряды таинства, во время отправления которых, по учению церкви, на верую­щих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

§ Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-отца и Сына и Святого духа обретает духовное рождение.

§ В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

§ В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает само тело и кровь Христова для вечной жизни.

§ Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

§ Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

§ Таинство брака совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

§ В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Следует отметить, что православный культ с течением времени существенно не менялся, однако в отличие от религиозной идеологии он был более изменчив. Это нашло отражение в дополнениях к молитвам, богослужениям, праздникам и обрядам. Церковь продолжала канонизировать новых «святых», объявляла «чудотворными» новые иконы, «нетленные мощи» и т.д. Видоизменялась архитектура храмов, сочинялись новые мелодии для церковных хоров и др.

Обряды и символы составляют содержание всей богослужебной практики или культа. Нужно выполнять ряд ритуалов: произносить молитвы, совершать крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, выслушивать поучения, участвовать в богослужениях.

Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста – это очищение и обновление человеческой души, приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православие четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Пасха занимает первое место среди главных праздником. Ей предшествует семинедельный пост, после чего проводятся торжества, посвященные воскресению Иисуса Христа. Помимо данного праздника православная церковь широко отмечает двунадесятые праздники, к которым относятся: Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница), Воздвижение креста Господня, Благовещение, Рождество Богородицы, Успение Богородицы. Троица – посвящена новозаветному рассказу о том, что на пятидесятый день после Пасхи на опечаленных апостолов сошел Святой дух. Основным сюжетом Сретения стал евангельский рассказ о благословении родившегося Иисуса в Иерусалимском храме как Бога. Крещение Господне (Богоявление) – праздник установлен в честь крещения Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем. Преображение Господне – посвящено евангельскому рассказу о преображении Христа на горе в присутствии его учеников. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – в основе праздника лежит евангельский рассказ о посещении Христом и его учениками Иерусалимского храма, откуда он изгнал менял и торговцев, а его дорогу устлали пальмовыми ветками (на Руси они заменены вербовыми ветками). Вознесение Господне отмечается как вознесение Христа на небо на сороковой день после воскресения. Воздвижение Креста Господня – посвящен найденному императрицей Еленой кресту, на котором был распят Христос на Гольгофе. Рождество Пресвятой Богородицы, Введение в храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери – четыре из двунадесятых праздника – посвящены матери Иисуса Христа.

К числу великих праздников православная церковь относит также Обрезание Господне, Рождество Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Божией Матери. Если учесть религиозные праздники меньшей значимости или регионального, местного характера, то на каждый день года приходится по одному, а иногда и по два праздника [kgl].

[gl] Тема 10. КАТОЛИЦИЗМ[:]

Католицизм является самым крупным направлением в христианстве. Католицизм получил наибольшее распространение в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия), в Латинской Америке и США. Католицизм исповедует часть населения прибалтийских государств (Литва, Латвия), а также западных областей Украины и Белоруссии. В той или иной степени католицизм распространен почти во всех странах земного шара, но все католики подчинены Римскому папе, который проживает в государстве Ватикан.

Католицизм - от лат. всеобщий, вселенский - строго централизованная разновидность христианства, имеющая единый центр в Ватикане. Ватикан - небольшое клерикальное государство, расположенное в Риме (площадь его примерно 44 га, подданных около 1 тыс.). Государство Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, жандармерию, тюрьму, почтовые знаки. Здесь находится самый знаменитый и большой собор Святого Петра и Павла, резиденция папы - высшего должностного лица в католической религии.

Истоки католицизма уходят в первую христианскую общину, первым епископом которой, по преданию стал апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался в III-V вв., когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной областями Римской империи. В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную части. Римские епископы воспользовались ослаблением власти, стали добиваться своей независимости и с 1У-У вв. назывались папами. Умело, используя противоречия между различными феодальными государствами, папы захватывали некоторые функции светской власти, укрепляли свое положение.

В 756 г. в Италии возникло папское государство - Церковная область, главой которой становятся папы. Постепенно это государство превратилось в центр западноевропейского феодализма. Король франков Пипин Короткий отдал папе Рим и область в благодарность за содействие занять престол. Преемники короля расширили территорию папских владений. Высшие иерархи католической церкви превратились в крупных феодалов. РКЦ стала обладать духовной и светской властью. Амбиции католической церкви возрастали, и она стала претендовать на роль высшей власти в Западной Европе. Папы стремились подчинить себе королей и императоров, стали ини­циаторами крестовых походов.

Наибольшего могущества католическая церковь достигла в Х1-Х1П вв., став крупнейшим феодальным землевладельцем, влиятельной политической и идеологической силой. В Западной Европе господствующей становится католическая идеология. Папство резко выступает против науки и всякого свободомыслия. На кострах инквизиции сжигаются сотни тысяч людей (по непроверенным данным от 30 до 40 тыс.).

С XV в. влияние РКЦ ослабевает в связи с нарастающим народным, буржуазным и, наконец, Реформаторским движением. Правда, разгул католической инквизиции, борьба РКЦ за былое могущество продолжались до середины XVIII в. В XIX в. католическая церковь меняет свои установки: от былой враждебности к буржуазии переходит к союзу с ней. Революционные движения Х1Х-ХХ вв. осуждаются и, более того, объявляются дьявольскими происками, надлежащими уничтожению. Католическая церковь блокируется с фашизмом.

Как современное государство Ватикан образовалось в 1929 г., в результате договора, заключенного между папой Пием XI и фашистским правительством Муссолини. В период второй мировой войны папа Пий XII открыто поддерживал фашистскую Германию и ее союзников. После окончания войны РКЦ включилось в «холодную войну».

Новый этап наступил с приходом на пост папы Иоанна XXIII в 1958 г. Иоанн XXIII в своих энцикликах изложил миролюбивую политику, провозгласил принцип мирного сосуществования капиталистических и социалистических государств. Его преемник папа Павел VI активизировал деятельность по мирному урегулированию взаимоотношений между странами. После кончины Павла VI в 1978 г. впервые папой был избран не итальянец, а поляк - кардинал Кароль Войтыла, принявший имя - Иоанн Павел II. Именем подчеркивалось, что он будет продолжать политику своих ближайших предшественников.

Иоанн Павел II в отличие от всех пап, положил конец затворнической политике, он объездил многие страны мира, про­поведуя высокие гуманистические идеалы человечества. В октябре 2003 г. католический мир отметил 25-летие понтифика Иоанна Павла II, переживающего тяжелый недуг болезни. Сам папа, оставаясь на высоком посту церковной иерархической лестницы, заявил, что он смиренно принимает страдания, ниспосланные свыше и до последних дней жизни намерен служить Богу. Такова краткая историческая справка РКЦ.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 631 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...