Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МИФОЛОГИЯ 3 страница



Иудаизм выступал против многобожия и суеверий, категорически не признавал никаких других богов и духов. Ему была присуща исключительная вера во всемогущество Яхве. Богоизбраннические мотивы сыграли определенную роль в истории и судьбах еврейского народа. Убежденная вера в исключительность и избранность способствовали выработке тактики адаптации к разным условиям.

Еще на ранней стадии своего становления иудаизм перешагнул -за рамки духовной сферы и активно вторгся в общественно-политическую практику. Структура его в связи с этим приняла достаточно разветвленный характер и включила в себя, по меньшей мере, семь основных элементов:

1. учение о Боге, сущности Вселенной и человеке;

2. концепцию богоизбранности народа Израиля;

3. Священное Писание - Танах;

4. свод религиозных законов, охватывающих область светского права;

5. порядок религиозного ритуала;

6. систему религиозных институтов;

7. кодекс морально-нравственных отношений.

Священное Писание (Сфарим) известно в древнееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора (Учение), или Пятикнижие Моисеево. Самая древняя часть Ветхого Завета датируется X в. до н. э. Работа по составлению канонизированного варианта Танаха была завершена в Ш-П вв. до н. э.

Центральная доктрина иудаизма - вера в единого Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, а божья воля открывается человеку через Священное писание - Танах.

Хотя иудаизм поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля. Еще в 444 г. до н. э. старокнижники - раввины, иудаистское духовенство настояло на принятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в родство с представителями других народов. Этот запрет привел к отделению иудеев от самаритян - так стали называть приверженцев иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского пленения (586-538 до н.э.). Ортодоксальные раввины до сих пор не признают законности брака евреев с неевреями.

Жесткие требования, установленные в иудаизме, с одной стороны, не могли привести к широкому распространению данной религии, которая замыкалась в довольно узком кругу своих потенциальных сторонников представителями одного народа. За длительную историю существования еврейской религии лишь Химьяритское царство в Южной Аравии в 517-525 гг. и Хазарский каганат в VIII в., население которого не было еврейским, провозгласили иудаизм своей государственной религией. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма, безусловно, явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ, как народмессию, призванный осу­ществить цивилизаторскую миссию на земле с целью установления царства мира и справедливости.

Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н. э. наряду с процессом разложения родового строя у части еврейских племен на смену широко распространенной среди народов Древнего Востока космогонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом. Возможно, не мифические, а вполне реальные библейские патриархи (Авраам, Исаак, Иаков) начали вести борьбу с политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан и появления у них первых государственных институтов (II в. до н. э.) соотношение между мифологизированным язычеством и новой монотеистической верой явно склоняется в пользу последней. Племенной союз (завет) с Богом Яхве нашел свое выражение в «десяти заповедях», дарованных, согласно библейской традиции, пророку Моисею на Синайской горе. «Десять заповедей» обязывали евреев соблюдать весьма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы («да не будет у тебя других богов перед ликом Моим, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать твою» и т. п.).

Первоначально Богу Яхве не создавали храмы, для него возводился шатер (скиния), где размещался ковчег завета, символизировавший земное местонахождение Бога. С образованием централизованного Израильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 г. до н. э. «ковчег завета» был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н. э. сыном Давида царем Соломоном (царь 965-928 до н. э.) были возведены царский дворец и храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием священников (коханим) и их помощников (левитов), которые вместе с царской знатью составили господствующую верхушку утвердившегося в Ханаане рабовладельческого строя.

В конце X в. до н. э. от Иудейского царства, имевшего главный культовый центр в Иерусалиме, отделяется Израильское (северное) царство. Адекватно тому появляются новые места отправления культа Яхве. Однако многобожие у евреев просуществовало еще несколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639-608 до н. э.) от 622 г. до н. э. об отмене культов всех других богов, кроме культа Яхве.

После захвата в 586 г. до и. э. Иудеи войсками Навуходоносора (царь Вавилонии в 605-562 до н. э.) начинается миграция евреев в другие страны, где возникают еврейские диаспоры. Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии, где господствовал зороастризм. В результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой произошел синкретизм: в иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в загробное царство, бессмертие души. В то же время в годы вавилонского пленения усилилось стремление к освобождению, и иудаизм стал идейной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности, принявшей форму движения к возврату на землю библейских предков с целью возрождения Иерусалимского храма. Во главе «собирания» евреев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие.

На иудеев оказал влияние эллинизм, особенно после захвата Палестины Александром Македонским (356-326 до н. э.) в 322 г. до н. э. Это привело к тому, что большая часть евреев, расселившихся в странах Восточного Средиземноморья, не знала иврита - языка Торы. Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах - на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название Септуагинта. Полностью процесс канонизации Танаха в Иудее был завершен около 100 г. н. э.

Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением многих палестинских городов, в том числе и Второго иерусалимского храма (70 г. н. э.), массовыми гонениями на евреев. В этих условиях борьба против римского господства принимает религиозные формы, а в самом иудаизме возникло несколько религиозно-политических течений, наиболее крупными из которых были фарисеи, саддукеи и ессеи, что явилось отражением расслоения еврейского общества Иудеи на различные имущественные и сословные категории. Освободительная борьба евреев против Рима дала толчок распространению идей иудаизма среди других народов. Сами выступления евреев (66-73 гг., а также антиримского восстания Бар-Кохбы в 135 г.) были подавлены. Однако происшедшие события обусловили массовую депортацию верующих иудеев из Палестины и расширили географическую зону их расселения.

Иудаизм как монотеистическая религия и культурная сфера с философским социально-бытовым потенциалом оказал влияние на многие народы и две мировые религии - христианство и ислам. Влияние иудаизма на народы носило разноплановый характер и отличалось по степени воздействия. Первым государством, в котором иудаизм стал официальной признанной идеологией, был Хазарский каганат, где проживало тюркское население. После гибели этого государства часть хазар, принявших иудаизм, стала называться караимами. Их потомки более или менее компактными группами живут на территории Литвы, Украины, Крыма.

Из других народов, принявших данную религию, следует назвать кавказских горцев, бухарских евреев, «черных евреев» («фалашев» или «феллахов») в Эфиопии. Переход этнических общностей в иудаизм был обусловлен проникновением в их среду определенного количества евреев. К тому же следует сказать, что сконцентрированные еврейские общины представляли довольно богатые и влиятельные слои населения, занимающиеся торговлей, разными отраслями экономической, культурной и политической жизни.

Выше говорилось о синагоге как собирательном и руководящем центре иудаизма. Особенно важна была ее роль в общественно-религиозной жизни диаспоры. Синагога стала не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний, на которых решались важные политические и гражданско-правовые вопросы. Примечательно, что постепенно жреческое сословие утрачивает господствующее положение, и руководство синагогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы - раввинам. Институт раввината с самого начала не имел иерархии, и приобретение звания равви­на зависело от личных способностей, знания Торы и умения ее истолковывать.

Так, в конце II - начале III вв. самым авторитетным стал раввин Палестины - Иегудой. На основе многочисленных комментариев к Торе он составил сборник правовых норм, получивший название Мишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха (Закон) и Агада (Предание) - собрание рассказов и притч, поясняющих фрагменты из Танаха и Галахи. В IIV-Vвв. толкователи добавили к Мишне новые законодательные положения. Этот труд был назван «Гемара» (Завершение). Гемара вместе с Мишной составили Талмуд (Учение). Различают Талмуд иерусалимский, составленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в диаспоре.

Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. Одна­ко вскоре большинство его предписаний перестало действовать либо по причине их архаичности (например, закон о жертвоприношениях), либо в силу того, что они были вытеснены законодательными актами тех стран, где жили евреи.

Со средних веков до наших дней большинство евреев соблюдают лишь один из разделов талмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд). Самые значительные из них: шаббат (суббота) - время отдыха и запрета на любую деятельность; йом - киппур (день всепрощения), предполагает суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) - праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот - праздники, посвященные сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) - празднуется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге.

Многие евреи соблюдают также обряды инициации - обрезание мальчиков на восьмой день после рождения и церемонии бар-мицва и бат-мицва, освящающие вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, пищевые запреты и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются только немногими ортодоксально настроенными верующими евреями.

После канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления. К первому относится консервативное течение, отвергающее институт раввината, а зачастую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому направлению относятся, например, караимы). Второе — модернистское, пред­ставители которого выдвинули свои варианты адаптации иуда­изма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так, в странах Арабского Халифата в Х-Х1П вв. под влияни­ем исламской и неоплатонической философии широкое хож­дение получили идеи рационалистического толкования иуда­изма (Саадия Гаон, (892-942), Шломо ибн Габирол (1021 — ок. 1050), Иегуда га-Леви (ок. 1075-1141) и др.).

Наряду с рационалистической школой развивались мисти­ческие направления — Мэркава (Божья Колесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка дешифровать бук­венную символику Торы в целях раскрытия истинного смыс­ла божественного откровения нашла свое наиболее полное выражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидиз­ма в средневековой Европе в эпоху крестовых походов и раз­гула инквизиции.

В ХП-ХП1 вв. среди религиозных мыслителей преоблада­ющим мировоззрением становится система философских взглядов Каббалы. Она быстро распространилась в странах Европы, особенно в Испании, а также среди евреев Палести-НЫ- Священной книгой каб-балистов является — «Зохар» (Си­яние). Каббалисты исходят из того, что в Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские вопросы о (сотворе­нии мироздания и человека. На протяжении столеттий они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога и человека, вели умозрительные поиски форм эмманации божественного в материальном мире.

Наряду с Каббалой, основанной на принципах филоософской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонниики ухо­дили от реальностей жизни и в уединении предавалисьь мисти­ческому созерцанию. Каббалисты этого направления пяосле ин­тенсивных специально разработанных тренировок моргли вво­дить себя в состояние экстатического транса, которое в I их пред­ставлении символизировало приобщение человека к божествен­ному откровению. Хотя сторонники традиционного тто л кова­ния Торы и каббалисты всегда уживались друг с другсом, мис­тицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался аннафеме. Так, на редкость привлекательные в XVII-XVПI вв. и^деи каб-балиста Саббатая Цви (1625-1676), объявившего себя м^ессией, вызвали крайне неодобрительную реакцию со сторонзы боль­шинства раввинов, а последователи Саббатая Цви былли отлу­чены от общины иуд аистов.

Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма ев XVIII-XIX вв., который в это время становится доминирующем тече­нием еврейской общественной мысли, особенно в Воосточной Европе. Согласно хасидскому учению, каждый, кто со&блюдает заповеди Торы, при жизни способен стать цадиком - хранителем божественных тайн, лидером общины. Бааль ГШем-Тов (ум. 1760) был первым, кто начал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым языком идеи хасидизяма с его эсхатологическими представлениями о мире, элементаами каб­балистической мистики и призывами к аскетизму. Офрициаль-ный раввинат первоначально противился влиянию хассидизма и даже возглавил противостоящие движение «митнагдиим», ко­торое ставило своей целью отлучение хасидов от иу/даизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий аввторитет в широких народных массах, что оба течения скоро смиирились друг с другом и стали мирно сосуществовать.

С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне социально-политических и духовных перемен, связанных с эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические ответвления этого движения получили собирательное название - реформизм. Существует и консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное звено между ортодоксальными и реформистскими направлениями в иудаизме.

С конца XIX - начала XX вв. приобретает влияние сионизм - явление еврейской общественной мысли, представляющей собой политизацию иудаизма. Основателем этого течения считают Т. Герцля, написавшего в 1897 г. книгу «Еврейское государство». В основе сионизма лежит идея воссоединения разбросанных по миру евреев в одно государство, богоизбранности еврейского народа, превосходства иудеев.над всеми людьми, и в силу этого «призванность» евреев господствовать над всем миром.

Небезынтересно отметить, что сионизм возник в Западной Европе первоначально в среде крупной буржуазии. Затем он охватил средние слои населения, интеллигенцию. Марксизм нередко рассматривается порождением сионизма. Отсюда трансформируется мысль, что, появившись в Вене, трактат «Еврейское государство», был переведен на русский язык и распространен в России с разрешения Николая II, дабы «сбить» революционные настроения евреев, представлявших значительное число руководителей революционных, антиправительственных выступлений. Своеобразие ориентации отдельных групп в иудаизме связано и с наличием различных этнических общин, среди кото­рых выделяются сефарды и ашкенази. Начиная со средневековья евреи селились в Палестине и жили автономными общинами в четырех городах: Иерусалиме, Хеброне, Тверии и Цфате. Еврейское население этого времени состояло в основном из сефардов - выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Балканских стран. В позднее средневековье наблюдается устойчивый рост ашкеназийской общины - выходцев из Европы, Америки, Австралии и ЮАР.

В период османского владычества в Палестине (1517-1917) обе общины существовали за счет халуки (средства, собиравшиеся среди верующих диаспоры и поступавшие в Палестину для поддержания еврейских богомольцев на святой земле). Сефардская община была признана турецкими властями, в то время как ашкенази считались иностранными подданными, однако, как и сефарды, обладали своими раввинатскими судами, религиозными школами, синагогами. С началом британского колониального управления в Палестине в 1921 г. был избран Верховный раввинатский совет, возглавляемый двумя главными раввинами - ашкеназийским и сефардским. Традиция общинного двоевластия в Верховном раввинате сохраняется до сих пор. Отправление культа у сефардов, образ их жизни, многие обычаи и традиции, в том числе и язык, несколько отличаются от ашкеназийских. Собственных общинно-религиозных традиций придерживаются йеменские и немецкие евреи, общины самаритян и караимов.

Иудаисты не имеют единого координационного центра, однако с образованием Израиля в 1948 г. это государство становится центром притяжения для верующих иудаистов всех направлений и течений. Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно оформленного статуса государственной религии, его институты финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в светские области. Главной религиозно-политической партией, представляющей интересы раввината в парламенте (кнессете) и в правительстве, является Мафдал (национально-религиозная партия).

В городах и поселках Израиля действуют около 200 религиозных советов, в них работают примерно 450 раввинов, находящихся на государственной службе. Они ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом (система религиозных правил хранения, приготовления и употребления пищи), ведут соответствующую работу в армии. В десяти городах страны, действуют 24 раввинатских суда.

Особенно сильные позиции Верховный раввинат удерживает в системе образования Израиля. Хотя религиозные школы (ешибот) составляют 17% от числа всех среднеобразовательных учебных заведений страны, четвертая часть учебного времени во всех израильских школах отводится на изучение религиозных дисциплин. Квалифицированные кадры для религиозных институтов готовятся в основном в религиозном университете имени Бар-Илана, а также на факультетах иудаистики в Еврейском университете Иерусалима.

Продолжается почитание и посещение синагоги, где раввины и другие знатоки Торы толкуют священные тексты, молятся Яхве, решают споры и проблемы, возникшие у прихожан. Составленный в Ш-У вв. Талмуд остается основным регулирующим документом, сводом религиозных правил и предписаний иудаизма.

Синагогальная организация, авторитет раввинов, вероучение иудаизма - все направляется на то, чтобы сохранить интегрирующий «центр» единства рассеянных по всему свету евреев. В определенной степени этому способствует соблюдение обрядов, ритуалов, традиций. К ним относятся: потребление кошерного мяса, соблюдение постов, а в дни пасхальных праздников употребление в пищу мацы, регулярное проведение омовения, соблюдение праздника судного дня (иом-кипур) и священнго дня - субботы.

С возникновением новых мировых религий, чьи учения, культовые обряды превосходили иудаизм, последний стал утрачивать свое влияние. Правда, в рамках своих общин он продолжал сохраняться. Активность иудаизма как религии и как политического течения проявилась в 70-е гг. XX в., когда пра­вительство Г. Мейер объявило о решимости собрать всех евреев в единое государство Израиль. В какой-то мере данная политика стала реализовываться, однако обосновавшиеся в разных регионах мира представители еврейской диаспоры оста­вались в благополучных местах [kgl].

[gl] Тема 7 БУДДИЗМ[:]

Буддизм является одной из первых мировых религий. Христианство моложе его более чем на пять столетий, ислам - на двенадцать. Приверженцы буддизма живут в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Китае, Вьетнаме, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, Таиланде, Цейлоне и др. В России буддизм традиционно исповедуют в Бурятии, Калмыкии, Туве, а также в ряде городов, где имеются буддийские общины, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

В 1950 г. было создано Всемирное братство буддистов, целью которого было - объединение и координация функционирования буддийских общин, выработка единых стратегических и тактических установок по глобальным проблемам человечества. Ныне насчитывается более 700 млн. буддистов. Полных данных нет и быть не может по многим причинам, в том числе и потому, что многие верующие стран Юго-Восточной Азии параллельно могут исповедовать другие религии. В буддизме выделяются три основные течения: махаяна (путь большой колесницы или большая повозка), хинаяна (путь малой колесницы или малая повозка), ламаизм и многочисленные секты, к которым можно отнести чань-буддизм в Китае, дзэн-буддизм в Японии, сень-буддизм в Корее.

Возникновение буддизма было обусловлено целым рядом политических, экономических и социальных факторов развития народов Юго-Восточной Азии. В середине VI в. до н. э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях политеизма, разных этносов и социально-духовного господства в Северной Индии брахманизма. Религиозная система региона восходила к племенным культам древних ариев, которые признавали высшим авторитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний - Веды. В Ведах сочеталась высокоразвитая религиозно-философская мысль с архаическими социальными нормативами, закреплявшими племенной принцип принадлежности к социальной группе, в первую очередь к сословию - варнам (определенным социальным группам). Было распространено понятие: высшей считалась варна брахманов, из нее выходили правители (голова); второй по значимости считались кшатрии - воины и военачальники (руки); к третьей варне - вайшьи - относились торговцы, ремесленники и др. (туловище); последнюю варну составляли крестьяне, простой люд (ноги и ступни).

Господствовали две варны: брахманов и кшатриев, восходившие - реально или номинально - к ариям. Их считали «дважды рожденными», но даже и они были бессильны перед возникавшими отношениями собственности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах деятельности культовая практика племени. Семьи все более смещались в соседскую общину, неоднородную в социальном, этническом и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась войском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия. Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этносов, территориальных образований, которые состояли из новых представителей порожденных из ариев привилегированных варн брахманов и кшатриев. Прежняя ортодоксальная сословность оставалась социально и ритуально приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших государствах.

Распадались родовая организация, традиционные связи. Распад основной производственной ячейки - большой патриархальной семьи, и переход к земледельческой соседской общине подрывал власть племени и требовал нового механизма социального регулирования и защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности. Становление нового большого государства и его мощной идеологии, которая могла выразиться в единой религии - буддизме, стали настоятельным требованием времени.

Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из мира аскетами. Их активное противостояние существующему миропорядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широких масс населения, что, в свою очередь, заставило влиятельных лиц и правителей обратить внимание на наиболее талантливых и популярных проповедников новых идей. Это могло быть хорошим подспорьем для крепнущей новой элиты.

В северных районах Индо-арийского культурного ареала, в предгорьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личчхавов, Бриджи. Они были в политическом отношении оппозиционно настроены к архаичным элитам и центральным структурам со слабым влиянием брахманов, но усвоившим культурное наследие брахманизма. Именно здесь, в среднем течении Ганга, чаще появлялись, активнее выступали и привлекали больший интерес мудрецы, учителя, возникали школы, предлагавшие свое видение мира. Среди нескольких основных направлений наибольшее влияние приобрел буддизм.

Этот буддизм заявил о себе в Индии в середине I тысячелетия до н. э. В основу его взяты многие древнеиндийские ведические учения, подвергавшиеся проверке на практике. Канонические учения окончательно сложились и были приняты на трех Соборах буддистов: в V, IV, и III вв. до н. э. Появление буддизма обусловлено изменениями в общественно-политической жизни страны в VI в. до н. э. Индия в этот период переживала переход от родоплеменной раздробленности к рабовладельческому строю. Брахманизм - старая индийская религия- не удовлетворяла социально-политические интересы верховных кланов. Буддизм выражал замыслы правителей и высших каст и вполне укладывался в лоно официальной идеологии.

Основателем буддизма считается реальная личность - Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (позже Будда), дата жизни которого точно до сих пор не установлена. Ученые и исследователи, занимающиеся этой религией, на основании разных источников составили биографию родоначальника буддизма. Существует несколько биографий Будды, но наиболее распространенными считаются из них пять («Махавасту», «Лалитавистара», «Буд-дхачарита», «Ниданахатха», «Абхинишкраманасутра»).

Большинство исследователей признают две биографии, датируемые 623-544 гг. и 564-483 гг. до н. э. Имена основателя буддизма отражают черты и свойства личности как в реальной, мирской жизни, так и последующей - религиозно-мифологической. Имена означают следующее: Сиддхартха - личное имя, Гаутама - имя рода, Шакьямуни - «мудрец из племени шакьев», Будда - просветленный, Татхангата - так приходящий или уходящий, Джина - победитель, Бхагаван - торжествующий. Самое распространенное - Будда - просветленный, «разбуженный». От него и пошло название религии.

Согласно легенде у царя из рода Шакьев и его жены Майи долгое время не было детей. Когда Майе исполнилось сорок пять лет, ей приснился сон: боги перенесли ее ложе на вершину Гималаев и поставили под тенистым деревом. Явился белый слон, в образе которого скрывалось божество, и вошел в ее правый бок. Спустя девять месяцев у Майи родился сын, появление которого сопровождалось различными чудесами. Мальчик родился с тридцатью двумя главными и восьмидесяти второстепенными признаками «великого мужа» (золотистая кожа, знак колеса закона на ступне, широкие пятки, длинные пальцы рук и небольшие перепонки, определенные родимые пятна и т. д.). Все свидетельствовало о том, что его ждет великое будущее: он станет могущественным правителем или будет великим отшельником. Аскет, тибетский монах Асита Девала предрек второй путь, сказав, что это случится тогда, когда Сиддхарта встретится с болезнью, старостью, смертью и страданиями мира.

Богатый и знатный царский род сделал все, чтобы окружить юного принца лаской, заботой и роскошью. Отец старался сделать все возможное, чтобы предсказание не сбылось. Сиддхартха вырос и в 16 лет женился на красавице дочери князя Сопрабудхи Яшодхару, у него родился сын -Рахула.

Вторая жена Гопа была из более низкого сословия - из шудр. Она отличалась своим глубокомыслием, нравственными качествами и Сиддхарта любил проводить с ней время для размышлений. Однако усилия родителей привязать сына к дворцу на всю жизнь оказались напрасными. С помощью слуги Чандаку принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца и увидеть три бедствия:

В первый раз он встретил больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги.

Во второй раз он увидел утомленного, оборванного старика и понял, что молодость не вечна.

В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.

Столкновение с человеческим горем и несчастьем, о существовании которых Гаутама не подозревал, сильно потрясли его. Одержимый мыслью познать окружающий мир, он решил покинуть дом и отправиться путешествовать по свету, дабы найти пути избавления человечества от страданий.

В 29 лет он покинул дворец и начал вести отшельническую жизнь аскета. У него появились сподвижники - монахи, которые вместе с ним бродили по разным местам. В местности Гая, когда он сидел под развесистым деревом баобабом, на него снизошло Просветление: отныне он стал Буддой, которому открылся путь спасения человечества от страданий. Сиддхартхе было 35 лет. Он стал проповедовать учение, странствуя по разным местностям. У него появились ученики и последователи, которые вскоре образовали первую монашескую секту. Более сорока лет бродил Будда вместе со своими учениками по многолюдным поселениям и глухим местам Индии, проповедуя свое учение.

В возрасте 80 лет Будда умер в местечке Кушинагара. Тело его было сожжено в соответствии с обычаями Индии, а прах развеян. В представлениях буддистов Гаутама - воплощение многих предыдущих Будд, соединивших в себе бесчисленных индивидов и предстоящих новых. Согласно религиозному учению, Будды появлялись многие миллионы лет в борьбе с силами зла. Одни утверждают, что до Гаутамы было шесть Будд. Поэтому в Центральной Индии в честь их в Санчи и Бхархуте воздвигнуты семь храмов и посажены семь священных деревьев баньянов. По другим источникам, существовало 24 поколения Будд, по третьим - тысяча.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...