Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Хинаяна



Хинаяна или Тхеравада является самым ранним течением буддизма. В своей ранней форме он сохранился и развивался в ряде стран на юге и на юге-востоке Азии, в основном на Цейлоне и в Индокитае, а также в доисламской Индонезии. Философия хинаяны базируется на учении о дхармах. Дхармы представляют центральную концепцию буддизма, они представляют некие непознаваемые единичные сущности, но истинно реальные. Дхармы вечны и число их бесконечно, они могут находиться в состоянии покоя и движения. Разная комбинация их создает окружающий мир и человека. Комбинация любых проявлений создается на краткое время - «мгновение», после чего возникает другая комбинация из иного набора дхарм и возникает новая «вещь». Отсюда вывод: все происходящие и существующие дела и вещи есть бесконечно сменяющие друг друга сочетания проявления дхарм.

Существование человека связано с движением дхарм, а это сочетается с их страданием («волнением»). Освобождение от страданий означает успокоение дхарм, следовательно, прекращение существования человека, обретение им нирваны. Развернутое учение о дхармах изложено в компедиуме хинаянистской философии трактате «Абхидхармакоша» крупного индийского философа Васубандху (V в.). Его сочинение изучалось во всех школах распространения буддизма.

Бесчисленное количество дхарм философ сводил к 75 разновидностям, которые группировались по различным признакам, но находились во взаимосвязи друг с другом, подчиняясь закону всеобщей причинности. Условно дхармы можно разделить на две большие группы - «подверженные бытию» (связаны с четырьмя процессами: рождение, пребывание, изменение и исчезновение) и «не подверженные бытию» (не участвуют в комбинации дхарм). Из числа активных, находящихся в состоянии «волнения», дхармы могут попасть в так называемую группу «спокойных», отражая психическое состояние - «религиозное прозрение».

Комбинации дхарм в свою очередь образуют два вида: «мир имеющих чувство» и «мир-сосуд», то есть окружающий живые существа мир, среду их обитания. Эти две сферы составляют органическое единство и имеют сложную структуру. Но главный акцент делается на «мире имеющих чувство», поскольку живое существо является единственным объектом спасения. «Имеющие чувство» делятся на четыре группы:

1)появившиеся из чрева;

2)появившиеся из яйца;

3)появившиеся из мокроты;

4)появившиеся путем превращений.

«Волнение» дхарм обуславливает пребывание живого существа в каком-либо из пяти «миров-состояний»:

1) адском,

2) голодных духов,

3) «скотском или животном»,

4) человеческом,

5) божественном.

Вышедшие из чрева, то есть первого состояния (люди, животные), могут перейти на второй, третий и даже четвертый круг состояния. Появившиеся из яйца и мокроты (рыбы, пресмыкающие, птицы) могут находиться в третьем и четвертом состоянии. В пятом, то есть божественном, - находятся духи, демоны, а также вставшие на путь спасения люди, «появившиеся путем превращений». Причины попадания в тот или иной мир зависят от «деяний» (внутренних дхарм, воспринимаемых сознанием), и «внешних», к которым относятся «заблуждения».

По характеру производителей «деяния» выделяются три группы: деяния тела, то есть любые физические действия; речь и высказывания как «деяния рта»; деяния мысли. При этом каждая из названных трех групп включает в себя десять хороших и десять плохих подгрупп. «Заблуждения» делятся на два класса: основные и побочные. К основным - (их десять) относятся: алчность, гнев, самодовольство, сомнения, болезни и негативные взгляды. Побочных заблуждений насчитывается 98, а в общей сложности тех и других - 108.

Теоретики хинаяны разработали пути спасения путем преодоления заблуждений. Они обосновали две «благородные истины»: все есть страдание, страдание имеет свои причины возникновения. Преодоление страдания возможно при условии обретения высшей мудрости, которая включает в себя знание Закона. Это знание приведет к преодолению земных желаний и постижению «исчерпывающих знаний» и «знаний о нерождении».

Непременным условием достижения просветления является выполнение обетов и медитация. Цель медитаций заключается в изменении психического состояния человека, так как на уровне обыденного сознания невозможно постичь «высшую мудрость», следовательно, выйти из круга перевоплощений, чтобы достичь нирваны. В хинаяне используются семь типов медитаций, наиболее эффективной из них считается «чистое сосредоточение», которое приводит к успокоению дхарм, нирване.

Применять методы медитаций и выбрать путь освобождения от сансары могли люди, отрешенные от мирской жизни - монахи, то есть узкий круг буддистов. Отсюда и название хинаяны - малая повозка. В хинаяне основные обряды совершаются священнослужителями, они пользуются большим почетом, относительно населения (по удельному «весу») многочисленны и только они же могут достичь нирваны.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 240 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...