Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Дзэн-буддизм



Разновидностями буддизма являются - дзэн-буддизм, чань-буддизм, сень-буддизм. Из них наибольшую популярность получил дзэн-буддизм, проникший в Японию в I в. новой эры, как предполагают ученые из Китая или самой Индии. По сути, все вышеназванные - это эзотерические секты, возникшие на почве буддизма, имеющие свои особенности в странах распространения - Японии, Китае, Корее.

В Японии дзэн-буддизм с его принципами и нормами во многом определил морально-этические установки самураев, изложенные в «Кодексе чести». В буддизме нет понятия «свобода» в глобальном смысле, - есть обязанности перед собой, кланом, обществом. Отсюда строгое соблюдение «Кодекса чести» - «пути воина» (бусидо). «Кодекс чести» включает в себя пять основных требований: вежливость, верность, честность, правдивость, преданность. Каждое из этих требований включает в себя большое количество нормативных установок. Малейшее нарушение или несоблюдение Кодекса вело к тяжелым наказаниям, чаще - лишению жизни. Самураев воспитывали с детства, и не только мальчиков, но и девочек. Воспитывалось обостренное чувство достоинства и чести воина-рыцаря, оскорбление которой смывалось лишь кровью. Был развит культ самоубийства во имя чести и долга - мальчики обучались делать харакири, девочки - закалываться кинжалом.

Философия фатализма в сочетании преданности патрону, сопровождалась убеждением, что имя доблестно павшего будет почитаться поколениями. Концепция блаженства в потусторонней жизни синтоизмом и буддизмом не принималась Отношение к смерти, как естественному концу и закономерной судьбе каждого (несмотря на перерождение, но уже в новом качестве) в немалой степени было обусловлено воздействием буддизма и дзэн-буддизма. Все сказанное отразилось на японском национальном характере.

Буддизм, и в частности дзэн, оказали влияние на развитие японской культуры, на воспитание чувства прекрасного. Исследователи делают вывод, что японский буддизм более склонен к гедонизму, получению удовольствий, вкушению радостей жизни. Произошел синкретизм - восхищение красотой жизни и бытия с морально-этическими нормами строгости и самоограничения. Суровая строгость и церемонность порождала умение найти скрытую красоту во всем, везде и всегда. Красота интерьера, одежды, искусство составления букетов цветов - икэбана (расположить единственный цветок так, чтобы украсилось все помещение) - все это результат многовековой буддийской эстетики, в частности дзэн.

Живопись и литература несут на себе также отпечаток тех принципов, которые заложены в дзэн-буддизме. Изображение бескрайних просторов, символических образов, недосказанность и многозначительность замыслов сюжетов. Особое место занимает и архитектура пагод, домов, садов, двориков и т. д. Разбивка дзэн-садов в Японии достигла виртуозности. Миниатюрные площадки превращаются в наполненные глубокой символикой комплексы. Здесь и сад камней, грот, ручеек с мостиком, карликовые сосны, пучки мха, ракушки и т. д. С трех сторон садик огорожен высокими стенами, а с четвертой стороны находится дом, окна-двери которого свободно раздвигаются. Раздвигая двери, легко можно превратить сад в часть комнаты и слиться с природой.

Эстетика дзэн в Японии заметна во всем. Она в различных состязаниях, к примеру, по фехтованию, в технике дзю-до, в изысканной чайной церемонии (тяною). Чайная церемония представляет высший символ эстетического воспитания, который можно рассматривать по своей емкости и длительности как университетский курс японской дзэнской вежливости. Тяною - строго расписанный ритуал, в котором участвуют жрец, совершающий чайное действо (мастер чая), участники действа - кто пьет чай. У каждого свой стиль поведения, охватывающий и позу при сидении, и все движения, и выражение лица, и манеру речи. Эстетика тяною с его утонченным ритуалом подчиняется канонам дзэн-буддизма.

Чайный домик окружает небольшой сад, функция которого предназначается для медитации, как компонента церемонии. Сад должен способствовать нарастанию особого настроения, без которого церемония чаепития оказалась бы бессмысленной. Подход к дому, вступление на усыпанную камнем дорожку, слабое освещение, интерьер комнат, мелодичные звуки бурлящей воды, посуда и т. д. - все создавало завораживающее действие. Смысл чайной церемонии раскрывается в известном изречении: «Тяною - это поклонение красоте в сером свете будней».

В современных условиях такое поклонение не всегда возможно. Бурный поток жизни поглощает людей, и японцу приходится упрощать традиции. Проводится «облегченная» церемония чаепития в обычных помещениях, но разработанный дзэн-буддистами культ ревностно охраняется. На стене висит свиток с философским изречением. Он написан в стиле дзэн архаичной каллиграфией, немногие могут разобрать и понять смысл написанного афоризма. Например, «Бамбук зеленый, а цветы красные», «Вещи есть вещи, и это прекрасно!» или «Вода есть вода». Посетителям разъясняют этот смысл, на первый взгляд он прост, но глубок в философском отношении.

Дзэн проник во многие сферы культурной жизни, отразился в литературе, поэзии, архитектуре и т. д. К таковым относится роман Джеймса Клавелла «Сегун». В одном из сюжетов описывается церемония чаепития, устроенная по поводу примирения супругов. Искусство и культура Японии привлекает внимание многих современников. В разных странах Запада, в России создаются интерьеры, сады, парки с японской дзэн символикой. Процесс интеграции людей разных стран, их обычаев, интересов, культуры в информационный XXI в. достиг своего пика. Это, в свою очередь, требует взаимопонимания и уважительного отношения к национальным традициям и культуре.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...