Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Разделение христианства на католическую и православную церкви



Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. В 867 г. произошел разрыв между папой Николаем I и патриархом Фотием. В 1054 г. произошло официальное разделение православной и католи­ческой церквей. В основу разделения был положен конфликт византийской и латинской теологии. В ней отражалась борьба Византийской священной державы (подчиненной по отно­шению к монарху) и Папством, как универсальной теологии, стремившейся подчинить себе светскую власть.

Основой вероучения католицизма признается Священное Писание и Священное Предание. Католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии. Правом толкования текстов Библии наделяется только духовенство. В отличие от православия в католицизме Священное предание образуют постановления всех XXI Соборов (в православии только VII первых), а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам.

Католическая церковь создает свое понимание ряда догматов. Централизация католической церкви породила принцип догматического развития и нетрадиционного толкования ряда положений. Так, на Толедском соборе в 589 г. было внесено добавление к символу веры об исхождении Святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына. В православии Святой дух исходит от Бога-отца.

Сформировалось и своеобразное учение в деле спасения людей, обремененных первородным грехом, и, особенно, приобретенном в процессе мирского жития. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь призвана помочь человеку возместить утраченную способность к достижению вечного спасения. Католическая церковь, по учению богословов-католиков, обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел, т. е. излишка добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Исходя из этого, католическая церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда возникло учение об индульгенции, об отпущении грехов за деньги, большие подаяния или какие-либо заслуги перед церковью. Заметим, этим «правом» пользовались пираты, разбойники, властелины, на счету у которых были сотни загубленных жизней. Этого нет в православии.

С «отпущением грехов», на которое имеет полномочия церковь, связано другое учение - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище. Учение о чистилище сложилось в I в. Окончательно догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским собором.

Православная и протестантские церкви отвергают догмат о чистилище. Католическая церковь рассматривает чистилище как промежуточное место между адом и раем. Души грешников, на которых лежат большие грехи, горят в очищающем пламени (возможно, это символический образ мук совести и раскаяния), а потом попадают в рай, где они блаженствуют, или в ад, где продолжаются дальнейшие мучения. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об усопшем его родные и близкие на земле.

Католицизм, равно как и православие, признает семь таинств: причащение (евхаристия), крещение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак. Однако понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Таинство крещения у католиков проводится путем обливания водой, в то время как в православии только погружением в воду. Таинство миропомазания (конфирмацию) католическая церковь совершает при достижении семи-восьми летнего возраста, и ребенок-подросток получает себе еще одно имя, которое он выбирает, а вместе с именем и образ святого, поступкам и идеям которого намерен следовать. В православии миропомазание (конфирмация) проводится одновременно с крещением в младенческом возрасте.

Отметим еще одно различие - причащение у католиков производится пресным хлебом - у православных только квасным. Для мирян-католиков допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом.

Рождественский пост у католиков называется «адвент». Он начинается в первое воскресение после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово - наиболее торжественный праздник, который отмечается 25 декабря (в православии 7 января). Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.

Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы - Девы Марии. В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950 г. - папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Богоматери, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». В 1954г. был установлен специальный праздник, посвященный Деве Марии.

В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, других реликвий и аксессуаров. Проводится канонизация (причисление, к лику святых) из числа известных и «заслуженных» личностей, происходит возведение в ранг высших чинов церковной иерархии. По католической религии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Папу избирает кардинальская коллегия (конклав) пожизненно большинством голосов - не менее чем две трети плюс один при тайном голосовании. Избрание проходит в Сикстинской капелле, при полной изоляции от мирской жизни (замуровываются даже входные двери).

В католицизме строго соблюдается обет безбрачия - целибат. В православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество).

Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшенный живописной росписью и мозаикой, великолепными скульптурами и лепками, сделанными на библейские сюжеты. Готический стиль, позднее - барокко в архитектуре придают величественность и особую торжественность базилик. И прежде всего, это относится к собору Петра и Павла, находящемуся в Риме.

Папа - не только глава католической церкви, но он наместник Бога, Иисуса Христа. Поскольку Римский папа одновременно является верховным правителем государства Ватикан, католическую церковь называют - Римско-католическая церковь (РКЦ). Особый статус римских пап обосновывается наследованием ими власти, переданной Иисусом Христом апостолу Петру, по церковной традиции бывшим первым епископом Рима. Согласно I Ватиканскому собору (1870), принявшему новый догмат, папа считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности.

На II Ватиканском соборе, сессии которого проходили с 1962 по 1965 гг., начался процесс «аджарнаменто» - обновления, модернизация всех сторон жизни церкви. После долгих дискуссий на нем были приняты 16 документов по различным теологическим и социальным вопросам. Соборная конституция по литургии включает многие положения, направленные на упрощение обрядов и богослужения, приспособление их к конкретным условиям. Допускается сочетание латинского богослужения с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских странах. При отправлении обрядов используются местные разговорные языки, национальная музыка. Указывается на необходимость сочетания священной традиции и современных форм культуры, использование хорового пения, полифонической музыки, народных мелодий.

Иоанн Павел II провозгласил укрепление авторитета католического вероучения и культа одной из главных задач своего служения. Все отделы католической церкви в последние десятилетия усилили свою деятельность по привлечению людей в свою веру. Особую активность проявил отдел по международным делам. Ватикан имеет своих послов - нунциев и поддерживает дипломатические отношения со многими государствами мира. Через посредство римской курии - центрального административного аппарата - папа руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. Согласно реформе, проведенной в соответствии с апостольской конституцией «Pastor bonus» («Добрый пастырь», 1988), римская католическая курия включает государственный секретариат, 9 конгрегации (курирующих различные направления деятельности церкви), 12 советов, 3 трибунала и 3 канцелярии. По решению II Ватиканского собора при папе действует с совещательным голосом церковный синод, созываемый один раз в три года. В его состав входят патриархи и митрополиты восточных католических церквей, представители национальных епископских конференций, монашеских орденов, лица, персонально назначаемые папой. В католической церкви насчитывается свыше 400 тыс. священников.

Важные позиции в католической церкви принадлежат монашеству, организованному в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит отдел конгрегации по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Мо­нашеские объединения специализируются на миссионерской деятельности и благотворительности. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются орден доминиканцев, францисканцев и особенно орден иезуитов. Создаются особые объединения священников и мирян. К самому многочисленному и могущественному из них принадлежит «Божье дело», насчитывающее более 70 тыс. членов почти в 90 странах мира. Его последователи преподают примерно в 500 университетах мира, занимают ключевые посты в правительственных учреждениях и средствах информации.

Отметим, что Римско-католическая церковь в большей степени старается войти во все светские проблемы и гражданские дела, не взирая на то, что большинством стран мира законодательно закреплено требование свободы совести. Духовенство, руководители орденов и светских католических организаций занимаются поисками новых форм пробуждения интереса к. религии всех слоев населения, особенно молодежи. Расширяется сеть духовных центров, действующих главным образом при учебных заведениях, монастырях. Наряду с проповедями и молебнами в таких центрах проводятся дискуссии по проблемам «отцов и детей», секса, выступают церковные ансамбли.

Разрабатываются методики религиозного воспитания, учитывающие возрастные особенности различных групп молоде­жи. Большие надежды церковь связывает с обновлением катехизисов - книг, содержащих (в форме вопросов и ответов) изложение основных положений христианской веры и морали. К составлению катехизисов привлекаются авторитетные педагоги, психологи, лингвисты. Некоторые авторы (голландские) катехизисов представили католические догматы, трактуемые до сих пор как незыблемые, в виде нерешенных, дискуссионных проблем. Например, о существовании, дьявола и ангелов, о первородном грехе, библейском рае и т. д. Вместе с тем в католицизме сохраняют влияние консервативно настроенные теологии и духовенство, выступающие против каких-либо нововведений.

Социальное учение римско-католической церкви представляет совокупность общественно-политических, экономических, и этических концепций. Обновление социальной доктрины церкви широко проводилось с 80-х гг. XX в. Наиболее доступной для понимания и толкования явилась пастырская конституция «Радость и надежда», в которой содержится заявление о том, что церковь не связывает себя «с какой-либо формой человеческой структуры или политической, экономической, социальной системы». Впоследствии эта установка была подтверждена в энцикликах Павла VI и Иоанна Павла II.

В социальной доктрине католицизма обличаются многочисленные проявления кризиса современной цивилизации. Говорится о потребительском характере ведущих индустриальных государств Европы и Америки, их ценностных ориентациях, распространении эгоизма, равнодушия к страданию и горю других людей. Осуждаются такие явления, как угроза ядерного апокалипсиса, экологического кризиса, возрастание опасности самоуничтожения человечества. Выход из кризиса видится в возвращении к христианским ценностям.

Католическая церковь оказывает существенное влияние на политическую жизнь многих стран мира. Католическая церковь, в отличие от православной, располагает широко разветвленной системой самых различных институтов, политических партий, профсоюзов, молодежных, женских организаций. Для проведения в жизнь социального учения она активизируется деятельность мирян. Ставится задача превращения каждого верующего в активного проводника идей христианства в политике, экономике, профессиональной деятельности [kgl].

[gl] Тема 11. ПРОТЕСТАНТИЗМ[:]

Третьим течением христианства является протестантизм (лат. Reformation - преобразование, исправление). Оно возникло в XVI в. как протест со стороны светских верхов (особенно германских правителей), нарождающегося нового слоя буржуазии, а также широких слоев простого общества. К началу XVI в. этот протест оформился в движение Реформации - антикатолического движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение средневековых установок, сдерживающих прогрессивные факторы развития общества. К этим движениям можно отнести «лоллардов» (бедных священников) в Англии Х1У-ХУ вв., «гуситов» в Чехии в это же время и др. Ян Гус (1369-1415), проповедовавший отказ церкви от богатств и от продажи индульгенций, был схвачен властными органами и сожжен на костре 6 июля 1415 г.).

В реформе были заинтересованы и некоторые государи, недовольные сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и их вмешательством в политику. Поэтому группа немецких князей провела в своих владениях евангелические реформы. В 1529 г. они заявили «протест» папе против отмены права решать вопрос о религии подданных, и других ограничений. С этим событием связано происхождение термина «протестантизм», который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией.

Особенности вероучения в протестантизме как нельзя лучше сказаны К. Марксом. К сожалению, отечественная литература наследие марксизма-ленинизма подвергает резкой критике или игнорирует (в отличие от Запада, где эти теории изучаются). Маркс писал: «Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека» (Соч. т. 1, с. 422-423). Безусловно, в приведенной цитате есть элементы негативного отношения к религии в целом, однако отдельные аспекты, свойственные протестантизму, подмечены точно.

Все религиозные течения в протестантизме наряду с отличительными особенностями имеют немало общего, что отличает их от католицизма и православия. Рассмотрим некоторые из них. Протестанты признают только один религиозный источник - Библию. При этом основное внимание они уделяют Новому завету и, особенно, Евангелию. Исходя из этого, многие их церкви называются евангелическими, а сами верующие - «евангельскими христианами» (хотя существует именно такая секта).

Существенной особенностью протестантизма является учение о «спасении одной верой». Вера рассматривается как сугубо личное отношение религиозного человека к Богу. Верующий может и должен общаться с Богом непосредственно, не нуждаясь в посредничестве духовенства и церкви. Из этого вытекает вывод о ненужности целой касты служителей культа. Спасение человека зависит от его веры, а не добрых дел, не от молитв за него церкви, не от участия в богослужениях и обрядах. У верующего должна быть внутренняя вера в Бога, в искупительную жертву Иисуса Христа.

Заметим, идея о спасении одной верой вела к обмирщению религии, потому что побуждала рассматривать земную жизнь и деятельность человека как своеобразное служение Богу. Добросовестное отношение к труду, семейным, гражданским обязанностям расценивается как исполнение воли божьей. Искать спасения верующий человек должен в практической деятельности, а не «бегстве» от мирской жизни. Отсюда логически вытекало отрицание безбрачия, монашества и др.

Протестантизм упразднил подавляющее большинство религиозных праздников и обрядов. Он не признает поклонение иконам и мощам, культ Богородицы и святых, отрицает монашество, крестное знамение, священные облачения. Из семи таинств христианства в протестантской религии сохранились только два - крещение и причащение. Согласно евангельским сюжетам они были установлены Иисусом Христом. Остальные таинства упразднены на том основании, что о них прямо не говорит­ся в Евангелии, и они внесены впоследствии церковью.

В организационной структуре протестантских церквей выразилось влияние новой общественной и культурной ситуации, новых духовных запросов личности, освобождающейся от сословно-корпоративных пут. Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы.

В протестантизме признается принцип всеобщего священства. Каждый христианин получает силу крещения и посвящение; благодать равно дается всем крещенным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Протестантизм ликвидировал духовенство как особый институт, однако здесь имеются служители культа. Общины избирают или призывают специальных служителей - пастора, пресвитеров, проповедников, благовестников, епископов и др. Представители клира не наделены особо «божественной благодатью», не имеют особых прав и полномочий, нежели остальные верующие. Они имеют навыки «пастырского» служения. Заметим, с конца XIX, особенно в XX вв. стали открываться духовные учебные заведения протестантского направления.

Протестантизм выступил за упрощение и удешевление культа. Этим объясняется сокращение числа служителей культа, резкое уменьшение культовых обрядов, а вслед за тем значительное снижение денежных расходов на церковь и траты времени на выполнение религиозных обязанностей. Реформация не изменила существа христианства, не отменила главных ее догматов, а коснулась в основном культовой стороны и церковного устройства. Чтение Библии, проповедь составляют основу богослужения. Большое значение имеют индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов. Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, унаследованные от католического церковного года, главным образом связанные с жизнью Иисуса Христа. Некоторые протестантские объединения включают в свой календарь гражданские праздники.

Протестантизм не является единой централизованной организацией - это собирательное понятие, представляющее совокупность разнообразных самостоятельных христианских церквей и сект, объединенных общностью своего происхождения от Реформации. Каждая из протестантских церквей и сект самостоятельна в административном и религиозном отношении. Протестантская религия получила распространение в развитых капиталистических странах и является типично буржуазной разновидностью христианства. В то же время следует подчеркнуть, что в протестантизм входят весьма разнородные течения, как лютеранство, кальвинизм, англиканство, цвинглианство, квакеры и более поздние направления - баптизм, адвентизм, методизм и др.

Реформация выступила не против христианства, как таковой религии, а против католической церкви, засилие которой наблюдалось во всех сферах общественной жизни. Католицизму противопоставлялась новая церковь, приспособленная к интересам и запросам буржуазии. Она была упрощена в об­рядности, убранстве храмов, положении священнослужителей.

В Реформации, которая в социальном отношении не была однородным движением, проявилось два оппозиционных крыла: умеренное бюргерское (М. Лютер) и радикальное крестьянско-плебейское (Т. Мюнцер). Первое стремилось восстано­вить пошатнувшееся влияние католической церкви в народе в силу новых социально-экономических преобразований, связанных с индустриальным развитием. Второе - было выражением протеста против всякого насилия господствующей элиты; целью его было проведение религиозных, социальных и политических реформ [kgl].

[gl] Тема 12. ИСЛАМ [:]

Ислам - (арабское - муслим, означает «предание себя Ал­лаху - Богу»), в широком смысле трактуется как «покор­ность», - третья мировая религия возникла на Ближнем Во­стоке в VII в. на территории современной Саудовской Ара­вии. «Покорность» в аналоге ислама означает мир и гармо­нию человека и природы, как творений Аллаха. Это в свою очередь, подразумевает разумность действий человека в соот­ветствии с закономерностями развития флоры и фауны. В эти­мологическом смысле ислам включает три понятия: 1) при­ветствие и пожелание здоровья, 2) мира и спокойствия, 3) бла­гополучия и довольства.

Ислам со времени своего возникновения стал быстро рас­пространяться. Всего лишь за четверть века он сумел проник­нуть на большие территории Азии, Северной Африки и Евро­пы. Ныне по степени распространения ислам занимает второе место в мире после христианства. По данным Всемирной ис­ламской конференции, состоявшейся в октябре 2003г. в Ма­лайзии в мире начитывается около 1 млрд. 300 млн. мусуль­ман. Мусульманские общины имеются более чем в 120 стра­нах. В 35 странах мусульмане составляют большинство насе­ления, а в 29 странах последователи ислама представляют со­бой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной иди официальной религией. Среди них: Еги­пет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман проживает в За­падной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 589 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...