Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МИФОЛОГИЯ 4 страница



Согласно легендам, Будда перерождался 550 раз: 83 раза был святым, 58 - царем, 24 - монахом, 18 - обезьяной, 13 - торговцем, 12 - курицей, 8 - гусем, 6 - слоном. Он приходил также в образе монаха, плотника, кузнеца, принимал облик рыбы, крысы, лягушки, зайца и т. д. Соответственно догмам рождение Будды в семье царя было последним, дабы спасти мир, погрязший во мраке неведения. Однако это не означало приход последнего Будды. Будды будут приходить, пока существует мир, дабы помочь человечеству избавиться от страданий.

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, основным из которых является священная книга «Три-питака» (Тройная корзина). Она состоит из 10 тыс. страниц, разделенных на три части. В первой книге (Виная - питака) излагаются правила управления буддийскими общинами, содержится Устав монахов. В ней имеется 111 плит, говорится о запретах (их 250) и основных канонах, но просматривается динамика от крайнего аскетизма к приемлемому быту.

Во второй книге (Сутта - питака) содержатся поучения, которые приписываются Будде. В ней пять сборников, 410 плит, заключающих в себе комплекс нравственных наставлений. Одной из главных мыслей является трактовка: все существующее обречено на разрушение, поэтому нужно неустанно добиваться спасения морально-этическими нормами поведения. Особенность трактатов- многозначность и иносказательность, (что, впрочем, характерно для многих религий), что, в свою очередь, дает возможность для разных интерпретаций и толкований.

В третьей книге (Абхадамма - питаки) имеется семь разделов, 208 плит. В ней сформулированы основные догматы и философские трактовки мира, бытия, человека, его сознания, психики и т. д. Одной из центральных трактовок является учение о «дхарм» - мельчайших частицах, из которых создано все окружающее. Дхарм находятся в постоянном движе­нии и разных комбинациях, различные сочетания которых образуют многообразие предметов и явлений природы. Распад дхарм приводит к исчезновению предмета, его смерти, однако распавшие частицы вступают в новые соединения и возникают новые живые существа. Так происходит круговорот рождений и смертей.

Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тщательно разработанным в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком - санскритом. Суждения Будды и его последователей вписывались в идейно культурный фон брахманизма и включали: принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался, от коллективного метода к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный «праведный» путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.

В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этом пути - повышение статуса будущего рождения - была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишенных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа брахманов признавать за «единождырожденными» права на участие в культе. Главная же цель буддиста - выход из цепи перевоплощений.

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц - дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т. д. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с зако­ном кармы — воздаяния в зависимости от поведения в преды­дущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих страдания, означает достижение нирваны - состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни (восьмиречного пути), среди которых акцент делается на «правильное поведение» и «правильное знание».

«Правильное поведение» означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. Для монашества эти требования приобретают более строгие и усложненные правила - основной линией поведения должен быть аскетизм. Буддийским монахам запрещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели, пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом и серебрим; а также есть после полудня. «Правильное знание» подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию. До сих пор вызывает удивление способность медитирующих монахов делать выводы о мироздании, Галактике и Космосе аналогично тем, какие делали научно-исследовательские институты. «Правильное поведение» и «правильное знание», согласно канонам буддизма, позволят человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.

По буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда (отметим, что Будда не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам по себе), а также бодхисатвы-существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, помогая людям обрести спасение. Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований неиндийских народов, принявших буддизм.

Буддизм представляет своеобразную религию, напоминающую философское учение. В этом его сила и притягательность для многих современных людей. Буддизм не представляет бога в виде конкретной личности, а признает существование некоего безликого духовного начала. В некоторых трактовках это называется «Будда в себе», «Будда в нирване». Сам образ Будды является лицом, проповедовавшим данную религию. Он пророк, мессия. Особенностью буддизма является признание непрерывного изменения в мире, взаимосвязи и взаимозависимости всех предметов и явлений природы, которые регулируются законом причины и следствия. Хотя в буддизме много философских положений, он остается религией, так как в нем наличествует вера в сверхъестественное, соблюдение культа и религиозная организация.

Религиозно-философское учение буддизма изучается в шести основных школах:

o миманса, здесь обучают религиозным ритуалам, жертвоприношениям, связанным с пониманием мира и места человека в нем, ищущего свое спасение;

o веданта, дается философская интерпретация возникновения мира из Брахмы. Центральное учение заключается в трактовке, что Вселенная самосоздается, саморастворяется, самопроявляется. Происходит постоянный круговорот рождений и смертей, главное при этом - достижение бесстрастия и свободы;

o санкхья, идейные предписания формирования буддизма, заключенные в 4 истинах: страдания, желания, подавление желаний и следование пути Будды;

o йога, комплекс физических упражнений и приемов для достижения особого духовного состояния и регуляции собой;

o ньяя, правила логики, которые включают и восьмиречные и двенадцатиречные правила и нормы жизни;

o вайшешика, представляет шесть видов положительной реальности (субстанция, качество, действие (карма),всеобщность, особенность, присущность), а также отрицательную реальность - небытие. Физический мир создан из атомов (дхарм), движущей силой является Бог.

Буддизм учит, что материальный мир не существует самостоятельно, а является проявлением божественного духовного начала. Жизнь есть сплошная цепь бесконечных перерождений, в которых наблюдается известная преемственность. Каждое живое существо и каждый человек несут ответственность за все предыдущие перерождения. В определенной мере из этого следует, что общественное положение и условия жизни человека зависят от его поведения и ранних перерождений. Если человек богат и знатен, значит, он был добродетелен в предыдущих перерождениях. Если он беден и влачит жалкое существование, то в прошлом он вел греховную жизнь.

В буддизме действуют астрологический календарь (имеются разные вариации - индийский, китайский), который пользуется на современном этапе большой популярностью. В этом календаре годы называются по наименованию знаков зодиака: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Эти названия сочетаются с основными элементами природы: дерево, огонь, земля, железо, вода. В результате получаются 60-летние циклы. Знак предполагает тотемное родство человека, трансформирует его качества, отраженные в характере.

Толкователей астрологического буддийского календаря много, однако, считается, что можно доверять только буддийским монахам, остальные интерпретации не выдерживают критики. Лама-астролог составляет на новорожденного гороскоп, в котором рассчитывает все данные, основываясь на начальных особенностях года рождения, предсказывает судьбу, предостерегает от опасностей, дает необходимые заклинания, рекомендует выбор невесты (когда и на ком можно жениться). В зависимости от года рождения по этим знакам можно предвидеть гармоничное сочетание людей или их несовместимость.

Согласно буддийским канонам, человек, нарушивший нравственные нормы, при инкорнации может превратиться в другие виды животных или растений. К примеру, убийца - в хищное животное или осла, пьяница - в моль или ужа, вор - в крысу или ястреба, занимающийся прелюбодеянием - в терновник или кровожадное животное. Процесс перерождений будет продолжаться до тех пор, пока душа не воплотиться в тело нравственного добродетельного человека, после смерти которого в идеальном случае сможет попасть в нирвану - состояние вечного покоя.

Космология и космогония в буддизме имеют древние представления о плоской Земле, в центре которой находится гора Сумэру. Вокруг нее вращаются солнце, луна и звезды. По разным сторонам расположены 4 больших и 8 малых материков и различные моря. На небесах обитают духи и боги. Существуют два невидимых мира:

o высший мир- обиталище высочайшего Божества, царство пустоты и покоя - нирвана;

o царство блаженства, в котором находятся праведники (махатмы в Индии), не достигшие еще совершенства и не погрузившиеся в нирвану. Это место называют шамбалой.

Существует также третий видимый материальный мир, он относится к низшим. Здесь находятся животные, люди, погруженные в ежедневные заботы. Дух связан с материальным миром и борется за свое освобождение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны.

Всего существует 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармалока - 11 ступеней, рупалока - 12-27 ступеней, арупалока - 28-31 ступени. Кармалока считается низшей ступенью познания. Эта полностью телесная материальная сфера бытия, здесь действует закон кармы (воздаяния). Рупалока представляет более высокий уровень созерцания, воображения, однако еще связанного с материальным миром, формами вещей. Арупалока - сфера, отрешенная от материального мира и форм, близ­ка к нирване.

Центральное место в учении буддизма занимают 4 истины:

• жизнь есть сплошное страдание,

• причина страдания - желания,

• избавление от страданий — в подавлении желаний,

• избавление от желаний — в следовании учению Будды.

Путь, ведущий к устранению страданий - благой восьмиречный путь. Он заключается в следующем: праведные воззрения, праведные стремления, правильные речи, правильное поведение, правильная жизнь, правильное учение, правильное решение, правильное сосредоточение и размышление. Для проживающих в мире сансары (переселения душ) разработаны четыре этические нормы.

Буддизм учит людей избавлению от тягостных сторон человеческого существования: страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая ее чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, так как последнее есть череда перевоплощений, смена телесных оболочек.

Буддизм не является монотеистической религией, и в то же время его нельзя отнести к политеизму. Будда признает существование других богов и сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада и др.), но считает, что все они подчинены действию кармы (сила, определяющая конкретные черты перерождения, закон возмездия).

Культ и монашеская организация -сангху - два важнейших элемента в раннем буддизме. С укреплением религии в сангху принимали выборочно. Вступающий должен был отказаться от мирской жизни - от семьи, касты, собственности, во всяком случае, на время пребывания в монастыре. Одновременно он принимает 5 обетов: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не пьянствуй. Членство в сангхе не было обязательным, в любой момент монах или послушник мог вернуться к мирской жизни. В таких странах, как Шри-Ланка, Таиланд, Бирма, Кампучия почти каждый мужчина на несколько месяцев, а то и на 1-2 года поступал в монастырь, приобщаясь к святыням и получая образование.

Чтобы стать профессиональным служителем, нужно было пройти довольно сложную процедуру. Послушника подвергали суровому экзамену, испытывая его дух и волю. Иногда применяли такой метод, как сжигание пальца перед алтарем Будды. После принятия монаха в полноправные члены сангхи на него накладывали еще пять обетов-обязательств: не пой, не танцуй, не спи на удобных постелях, не ешь в неположенное время, не стяжай, не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет. Кроме 10 основных обетов в сангхе существуют множество запретов и ограничений. Об­щее число их достигает огромное количество, из них зафиксированных — 253.

В культовой практике буддизма смешались многие прежние обряды древних народов, среди которых он распространился. В буддийском пантеоне имеется много богов, заметим, что среди них находится и Чингисхан. Буддийские божества разделены на две категории — смиренных и свирепых. Поклонение совершаются как тем, так и другим. В жилище буддистов обычно имеется семейный алтарь со скульптурным изображением Будды. Здесь находятся и другие аксессуары - чашечки для жертвоприношений, свечи, цветы, колокольчики, свитки молитвенных текстов.

Богослужения в буддийских храмах совершаются только духовенством. Кстати, только оно имеет право носить желтый или оранжевый цвет одежды (цвет солнца и золота). Миряне допускаются к участию в больших религиозных церемониях - мистериях, которые проводятся вне храма два-три раза в год. Праздников в буддизме мало, но отмечаются они с большой пышностью и сопровождаются сложными ритуалами. Самым значительным является праздник Майдари-хурал, посвященный грядущему Будде, который должен вновь прийти на землю, дабы спасти людей. Праздник отмечается летом. Организуется большая процессия, в центре которой находиться колесница с позолоченным изображением Майдари и украшенная цветами и другими аксессуарами. Колесницу тянут ламы, окружают музыканты, танцующие верующие.

Другой праздник - цагалдан, приуроченный к началу лунного Нового года. Он длится 16 дней, сопровождается большим количеством обрядов. К примеру, ламы сооружают из теста фигуру человека, олицетворяющего врага буддийской веры. Эта фигура, после чтения сакральных молитв, ритуально разрубается на 12 частей.

Из числа других праздников следует назвать дзул-хурал и обо. Дзул-хурал - это святильный обряд, который проводится поздней осенью. Верующие зажигают многочисленные свечи, молятся и каются в грехе плохого обращения с животными. Плохой корм, побои и непосильная работа, вызывающие страдания животных, считаются в буддизме тяжким грехом, потому что в каждом животном может жить перевоплотившийся человек.

Обо - это обряд, предназначенный для задабривания «духов местности». Совершается он летом, верующие просят духов о хорошей погоде, обильном урожае и т. д. В определенном священном месте, обычно на вершине холма сваливается куча камней, около которых и на них оставляются ламами и простыми верующими различные приношения: деньги, пища, одежда и др.

Само буддийское учение было составлено в период с III в. до н. э. по VII в. н. э. Идеи первоначального буддизма способствовали его распространению. В III в. до н.э. правитель Ашока (ок. 268 — ок. 231/232 до н.э.), объединил большую часть Индии, создав большое государство. Он объявил себя покровителем буддийского монашества — сангхи и защитником этических норм буддизма - дхармы и тем самым укрепил центральную власть империи в соперничестве с местными элитами. Вскоре буддизм превратился в государственную религию. На проведенном под контролем государства III Соборе в Паталипутре начался процесс канонизации учения. Было утверждено положение о «трех ценностях» буддизма: учителе - Будде, учении - дхарме, хранителе истины - сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, который указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Ключевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего весь путь к нирване или большую его часть - архата или бодхисаттвы. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало его приспособление к местным условиям, освоение местных культов.

Учитывая сильную морально-этическую и регулирующую роль буддизма, царь Ашока способствовал распространению буддизма как в Индии, так и за ее пределами. В Ш-1 вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами Индии в южном и юго-восточном направлениях, в основном в форме учения хинаяны (тхеравады). С рубежа нашей эры начинается его движение на север, северо-запад, а затем и на северо-восток, причем в форме махаяны. Этому способствовало объединение разных племен в единой Кушанской державе Северной Индии, Средней и Центральной Азии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на Дальний Восток, где он обрел вторую жизнь. В самой Индии, выдержав конкуренцию в соперничестве с типологически близкими учениями и школами, такими, например, как учение адживиков или религия джайнизма, буддизм начал быстро вытесняться индуизмом. Индуизм, в свою очередь, претерпел существенные изменения, многое заимствовал от буддизма, а главное - прочно связался с укрепившимся в Индии кастовым строем. Буддизм исчез на века из Индии под ударами мусульманских завоевателей, целенаправленно разрушавших последние оплоты буддийской учености - монастыри-университеты. Уцелевшие монахи, спасая себя и драгоценные рукописи, бежали в Непал и Тибет.

Буддизм как религия трансформировался в различных социально-психологических, культурно-бытовых и политических условиях, приобретая разные течения, о чем ранее упоминалось. В I в. нашей эры в буддизме образовались две ветви: хинаяна - путь малой колесницы или «малая повозка» и махаяна - путь большой колесницы или «большая повозка». Хинаяна теснее связана с ранним буддизмом. Она признает Будду как человека, нашедшего путь к спасению через монашество, то есть уход от мирской жизни. Махаяна исходит из возможности спасения, как отшельников-монахов, так и мирян. Упор делается на активную проповедническую деятельность, воздействие на других через буддистов (культ индивидов, готовых и способных войти в нирвану). Махаяна, легче приспосабливаясь, породила множество толкований и течений.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 397 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...