Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МИФОЛОГИЯ 2 страница



[gl] Тема 5. ИНДУИЗМ [:]

Другой национальной религией является индуизм, возникший на территории Индии. Истоки индуизма берут начало в Храппской, или Индской цивилизации, существовавшей в III - II тысячелетиях до н. э. в долине Инда. '

Индуизм - религиозная система, теснейшим образом связанная с историей и специфической социальной структурой народов Южной Азии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700 млн., и проживают они почти исключительно в странах Южной Азии, прежде всего в Индии (ок. 83% населения). Большинство составляют индуисты и в королевстве Непал.

Истоки индуизма уходят в древнюю религию брахманизм и джайнизм. Религиозно-философские основы составляют Веды, в содержании которых изложена сумма жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований, представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, характерных для индийского народа. Веды представляют древнеиндийские памятники культуры, которые относятся ко II тысячелетию до н. э. Главными из них являются четыре сборника гимнов, окончательно сформированных в X в. до н. э. К этим сборникам относятся Ригведы, Самоведы, Яджурведы и Атхарведы, представляющие многочисленных богов, а также нормы отношения к ним.

Индуизм обусловил параметры индийской цивилизации в ее историко-культурных аспектах. Доминантой развития индуизма было преодоление эзотерического характера ведичес-ко-брахманистских принципов древнеиндийской культуры. Возникновение, эволюция индуизма шли в процессе синтеза нескольких этнокультур. В результате возникла богатая культура современной Индии, корнями уходящая к периоду более трех тысяч лет назад. При этом системообразующим фактором стала религия древних ариев. Весьма аморфный комплекс религиоз­ных представлений, характерных для периода становления классового общества (определяемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах - сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв ариев. Наиболее существенными чертами этого комплекса можно считать представления о принадлежности последователей ведической религии к одному из трех сословий - варн ритуально полноценных людей, «дважды рожденных» ариев, идею об общении их с миром богов через посредника - жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуалу, описанному в Ведах, жертву богам.

К концу первого тысячелетия до н. э. усилился процесс социального расслоения общества, происходило становление государства. Расширялись границы за счет включения все новых этносов, преодолевалась племенная ограниченность в процессе складывания индийской культуры. Религиозно-философской система с ее архаичностью, эзотеричностью, сложившейся на основе ведических представлений брахманизм (в силу исключительной, ключевой роли в ритуале и социальной практике жреца-брахмана), - стали помехой для общественного развития. Не соответствовал брахманизм и структуре земледельческой соседской общины, поскольку в ритуальные связи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическому обряду.

Пережив кризис и значительно трансформировавшись, индуизм выдержал конкуренцию с джайнизмом и брахманизмом, смог удовлетворить общественные потребности своей органической связью и даже слиянием с кастовой системой. Все общество в Индии делилось на четыре касты: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры и самые низкие слои - «неприкасаемые» (сюда относились осужденные, пленные и др.). Кастовость общества учитывалась и буддизмом. Индуизм унаследовал и развил у ведической религии представления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брахмана как посредника в общении людей с богами, сохранив Веды в качестве священных текстов.

Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей касте. Нарушение правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло человека и влекло наказание (например, исключение из касты и лишение прав состояния), рождение в следующий раз в крайне неблагоприятном виде: в самой низкой касте, вне социума (в группе внекастовых «неприкасаемых» - изгоев общества) или в образе животного, насекомого, пресмыкающегося, рыбы, птицы, какого-либо растения.

Исторически индуизм оформился в два основных направления - вишнуизм и шиваизм, причем оба испытали воздействие мощного комплекса доарийских представлений, опиравшихся на тантрические культы, в которых содержалась идея и символика плодородия, роль женского начала, экстатичность культовой практики, значение кровавой жертвы. Созвучные идеям позднего брахманизма представления и практика тантризма повлияли на генезис таких явлений, как аскетизм йогов, отшельников.

В отличие от иудаизма индуизм толерантно относится к разным богам. В самой религии выделяются три божества Тримурти - Брахма, Вишну и Шива. Позднее возникает ставший весьма популярным во второй половине XX в. - Кришна, последователи которого появились на континентах Америки, Западной Европы и постепенно распространились во всех регионах. Весьма активны они и в России, часто их можно увидеть идущих организованными группами по улицам Москвы и других городов, особенно в летний период, на который приходятся основные праздники.

Религиозные учения складывались постепенно, одни адаптировались, другие отбрасывались. Религиозная доктрина трансформировалась в плане ее упрощения, «приземления», однако она сохранила некоторые представления философских теорий и метафизических построений, в частности, учения о карме с ее этической основой, о святости вед, об идее аскезы и другое. Произошла трансформация пантеона богов. Большинство богов ушло, остались немногие, которые упоминались в распространенных эпических преданиях. Даже божества брахманизма - Атман, Брахман, Пуруша, тот воспринимались в памяти небольшой частью населения.

Новая религия устранила древние обычаи кровавых жертвоприношений. Вместе с буддизмом стала распространяться практика изготовления идолов богов. Стали строиться храмы в честь того или иного божества. Одних богов можно было любить и надеяться (Вишну), других (Шива) - остерегаться, третьи боги - концентрировали сверхъестественные разносторонние действия - их надо было почитать и бояться. Индуистские боги, в отличие от древних предшественников, бывших в основном нейтральными к массам, имели конкретных приверженцев. Личная приверженность к богу, бхакти, стала характерной чертой индуизма.

В индуизме есть образ Тримурти - космического духовного начала, имеющего три ипостаси - Вишну, Шива, Брахма. В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива, главная функция которого - использовать накопленную подвижничеством энергию на разрушение и воссоздание мира. Шива - один из популярных богов в Индии, который генетически восходит к Ведическому Рудре. Практически он имеет множество имен модификаций, воплощений и перевоплощений. Главными функциями его считаются кроме разрушения, изменения, наказания, смерть.

Между бровей у Шивы имеется третий глаз, глаз разрушителя. Шива - гроза демонов, покровитель аскетов, стремящихся к разрушению и слиянию с Вечностью и Абсолютом. С течением времени Шива превратился в культ мужского животворящего начала. Поэтому каменные изваяния его обычно изображаются с подчеркнуто выразительными половыми органами. В храм к Шиве стекаются жаждущие потомства люди, бездетные женщины. Мощь Шивы воспринимается через жрецов храма, которые оказывают реальное воздействие. При этом всему процессу дается философское толкование как высшего объекта познания и «удивительного выражения» божества.

Шива - бог ритма и танца. В танце он величествен, прекрасен и грозен. По легенде бог любви Кама пытался уговорить Шиву на брак с Парватой, так как их сын должен был победить сильного и злого демона. Шива вначале не поддавался и даже сокрушил Каму, но позже вновь воскресил его. Воздействие Камы привело к созданию семьи, рождению сыновей. Согласно легенде, Шива в порыве гнева отрубил голову своему первенцу. Придя в себя, он решил исправить положение: отрубил голову проходившему слоненку и приставил к туловищу сына.

В целом можно сказать, что индусы находят много заслуг и подвигов Шивы. Сила и мощь гигантских потенций Шивы считается не столько в нем самом, сколько в его шакти, духовной энергии, которая появляется при нем периодически во время аскетических бдений и созерцаний. Это представление нашло отражение в Махабхарате. Культ шакти, по распространенному мнению, достигается быстрее через женское начало. Среди многих жен Шивы возникла богиня Шакти. С их культом тесно связан культ камы, искусство любви. С древности в Индии была развита культура половой любви. Опыт и знания ее были достоянием жрецов и специальных каст.

Противоречивость некоторых толкований о Шиве определяется по его отношению к супруге. Страшному, внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги (точнее - ипостаси, энергетически его дополняющей) - богини Кали (или Дурги, Парвати). Повелевая демонами, насылающими несчастья, болезни, катастрофы, Кали является объектом массового культа в большей части Индии, предметом почитания миллионов индийских женщин. Наиболее распространенным и почитаемым символом единства Шивы и его женской половины является весьма абстрактное скульптурное изображение первопричины их энергетического могущества - их половых признаков.

Другое направление индуизма - вишнуизм выдвинуло на первый план образ бога Вишну, осознаваемого в качестве хранителя мирового порядка. Вишну в индуизме выполнял охранительную функцию, он близок людям, прост, воспринимается эмоционально. Изображается с четырьмя руками, восседающим на плывущем по первобытным водам тысячеглавом драконе или на троне в виде белого лотоса. Вишну способен преобразоваться в животных, рыб, других богов, в частности, в Раму, Кришну, Будду. Упоминание Будды обусловлено смыслом включения буддизма в систему индуизма. Противоречивость понимания Вишну заключается не только в его благородных поступках, но и коварных. Таковы, к примеру, его действия по отношению к демону Бали, к которому он явился в облике карлика и попросил три шага земли. Когда Бали согласился, Вишну обернулся в великана, двумя шагами охватил весь мир, а третьим вдавил Бали под землю. Еще один пример: в образе нимфы Мохини он внес раздор в стан богов, дав некоторым из них напиток. Это послужило причиной появления яда, грозившего погубить всех. И только Шива, выпив яд, спас положение.

Вишну является в мир в различных воплощениях - аватарах. Основные и наиболее почитаемые - Рама, герой индийского эпоса, праведный царь, победитель демона; другой, более известный - Кришна, сложный по происхождению и символике, но, в общем, Бог-защитник.

Рама - герой древнеиндийского эпоса Рамаяна - любимой поэмы индийцев. Он в полной мере отражает менталитет индийцев и символизирует божество. В подобных параметрах можно рассмотреть Кришну (семантика его имени «Черный»). Культ Кришны приобрел самостоятельное значение. Будучи древним божеством, Кришна трансформировался в три ипостаси: воина, ребенка и пастушка. В этом аспекте он воспринимается и на современном этапе Обществом сознания Кришны, зародившимся в 60 гг. XX в. в странах Запада. Многочис­ленные последователи его устраивают уличные шествия с пес­нями и танцами во время религиозных празднеств по многим городам России, в том числе и в Москве.

Популярность аватары Вишну как Кришны в новое и новейшее время объясняется личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным характером его образа и культа. Именно кришнаизм наиболее ярко выразил идеи по­зднего индуизма - течения бхакти, и, прежде всего, идеи любви к богу, не нуждающейся в традиционном культе и отрица­ющей роль касты. Этот своеобразный процесс реформации в Индии породил сикхизм. Третий член Тримурти - высших божеств индуизма воплощен в образе Брахмы. Брахма выступает как первопричина мира, но в культовой практике заметной роли не играет. Брахма существенно отличается от двух других богов. Он творец. Ему присуща созидательная функция. Истоки его уходят в брах­манизм, к Брахману - Абсолюту, который создал мир, трансформировал первоначальное Единство высшей Реальности и Вечности в многообразие всего живого и преходящего. Однако в самой Индии Брахме построено не так много храмов, по­скольку его заслуги считались традиционными и не слишком значительными. Он рассматривался как бог древности, функции которого уже выполнены.

В повседневной жизни большинства индийцев фигурируют либо аватары, проявления Шивы или Вишну (под местными названиями и в свободной форме), либо второстепенные божества (мифологизированного эпоса Индии) из их окружения. В индийской семье часто поклоняются Мате­рям, осознаваемым как проявления богини Кали, Ганеше - слоноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Ха-нуману - обезьяне-герою, помощнику Рамы в борьбе с демоном Раваной и др. Огромное значение имеют паломничества к наиболее почитаемым храмам и к водам священных рек.

Условия формирования и развития индуизма философских воззрений определили своеобразие его философской системы. Характерной особенностью для индуизма стал политеизм (не ограничивающийся поклонением основной триаде - Шиве, Брахме, Вишну). Индуизм давал возможность выбора как самого объекта культа, так и формы его почитания в зависимо­сти от конкретной цели обращения к божеству, за каждым из которых были закреплены определенные функции, а также в зависимости от направления в индуизме, которого придерживался индивид, будь то шиваизм, вишнуизм или их многочис­ленные разновидности.

В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсолюта, относительности истины. Широта индуизма проявилась и в выработке понятия о Вселенной, и в разработке пространственно-временных характеристик, имеющих единицей космического времени «день Брахмы», равный 4320 млн. астрономических лет. Отсюда представления о брен­ности и сиюминутности настоящего, определившие квиетизм, умозрительность и созерцательность философских систем, основанных на индуизме.

Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любого индуистского культа является реализация связи с его объектом, исчезновение противопоставления индивидуальной души (атмана) мировой (Брахману). При высокоразвитом сознании индивида противопоставление Пракрити (природы) Пуруше (вселенскому Человеку, обобщенному духовному образу Вселенной) также должно исчезнуть, подобно противопоставлению своего «я» конкретному объекту индуистского поклонения.

В соответствии с религиозно-философскими учениями индуизм разработал определенные нормы с детальной регламентацией поведения в зависимости от места индивида в социально-кастовой иерархии индийского общества. В зависимости от возрастной принадлежности выделены четыре периода (ашрама) в жизни индуса, которые подлежат исполнению: брахмачарья - ученичество, грихастха - главенство в семье, ванапрастха - отшельничество, саньяси - аскеза и отрешение от земного образа жизни.

В соответствии с изменениями общественной жизни на протяжении веков произошла реформация индуизма. Одну из наиболее серьезных трансформаций индуизм претерпел в XIX-XX вв. В этот период ранее доказывавшая свою уникальную гибкость и способность противостоять любым попыткам ассимиляции индуистская религия получила сильный стимул к развитию. Толчком послужило распространение культуры и религии британских завоевателей и начавшееся в стране развитие буржуазных отношений. В таких условиях и были предприняты первые попытки реформации индуизма.

Предтечей реформации в Индии по праву считается выдающийся бенгальский мыслитель Рам Мохан Рой (1772-1833). Обладавший широким кругозором и эрудицией, изучивший ряд языков (в том числе английский, арабский, древнееврейский, латинский, санскрит), Рам Мохан Рой стал основателем первых в Индии национальных газет и светских школ - колледжей. В 1828 г. он создает религиозное общество «Брахмо самадж» - «Общество Брахмы», в вероучении которого была заложена идея единого Бога. Этому Богу должны были поклоняться не только индусы, но и мусульмане и христиане.

В деятельности общества, как и в воззрениях Рама Роя, проявилась важная особенность всего процесса модернизации индуизма. В Индии, и вообще в ареале Юго-Восточной Азии, трудно либо совсем невозможно разделить религиозную реформацию и просветительство. В работах Рама Мохан Роя отчетливо прослеживаются просветительские тенденции в критике религиозных традиций, представления о разуме, здравом смысле как важнейшем критерии подхода к обы­чаям и вероучениям.

Значительный след в реформации индуизма оставило созданное в 1875 г. Даянандой Сарасвати (1824-1883) религиозное общество «Арья самадж». Данное общество было близко к «Обществу Брахмы» по реформаторскому духу, по монотеистическому толкованию Вед и стремлению избавиться от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия женщин и других наиболее одиозных установлений традиционного индуизма, «Арья самадж», однако, отказалось от сближения с другими религиями, провозгласив лозунг «Назад, к Ведам!».

Обращение к древней индийской традиции стало одним из важнейших слагаемых широкой популярности «Общества» (оно объединяло до 1,5 млн. индуистов, в то время как численность «Брахмо самадж» не превышала 10 тыс. человек). Важно отметить, что индийское реформаторское движение, в целом бывшее скорее брожением интеллигенции города, не привлекло крестьянских масс, как в Европе. С течением времени движение реформации «навстречу массам» все более опиралось на индуистскую традицию, восстанавливая постепенно наиболее важные черты индуизма. В этом суть восточ­ного менталитета - сохранять традиции, гармонично вплетая новшества в устоявшиеся структуры!

Наиболее успешную попытку примирения реформаторских и ортодоксальных взглядов предпринял жрец калькуттского храма Кали Рамакришна Парамахамса (1836-1886), учивший, что каждый определенный круг решения религиозных проблем и соответствующие формы культа составляют одну из стадий познания единого Бога. После смерти Рамакришны его последователями была создана всеиндийская неоиндуистская организация, получившая название «Миссия Рамакришны».

Возглавивший миссию ближайший ученик Рамакришны Свами Вивекананда (1863-1902) сделал следующий шаг в создании учения, цель которого - охватить не только все религиозные и морально-этические учения, но и вообще все духов­ное начало в мире. Развивая мысль Рамакришны об истинности и непротиворечивости всех религий, Вивекананда приступил к реальному воплощению идеи духовного мессианства Индии. Утверждая, что все дороги ведут к истине через моральное очищение, Вивекананда в своих действиях руководствовался постулатом: «Европа должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преуспели в развитии одной фазы человечества, они - в другой. Соединение обеих - вот что необходимо». Миссия Рамакришны, основанная им в 1897 г. как всемирная организация, распространяет сегодня идеи неоведантизма по всей Индии и в десятках стран мира.

Активное включение индуизма в политическую жизнь страны отмечается в XIX в., которое происходило в общем контексте борьбы индийского народа против колонизаторов. Протекало оно параллельно с процессом трансформации этой религии, вызванным коренными структурными изменениями в жизни индийского общества, и, прежде всего, становлением и развитием капиталистических отношений. В политике Индии 80-х гг. XX в. «индуистский фактор» преломился сквозь призму индуистского «коммунализма». «Коммунализм» включал апеллирование к традиции, использование идей, понятий и ценностей индуизма для достижения политических целей. При этом использовался метод отождествления религиозной и этнической общности («индиец = индуист, индус»). Отчетливо обнаружилось историческое противостояние индуистской и мусульманской общин, охватывающих соответственно около 83% и 11% населения страны. Взаимоотношения индуистской общины с конфессиональными меньшинствами (сикхами, христианами и пр.) не носят столь напряженного характера, но внимание «коммуналистов» приковано к электоральному поведению представителей этих религий.

Ранее, до завоевания независимости, в Индии возникли две крупные «коммуналистские» организации - Хинду Махасабха (прекратила свое существование после 1947 г.) и Раштрия Сваямсевак Сангх (РСС), объединившая десятки тысяч индусов. РСС выполняет роль главного центра и поставщика кадров индуистских «коммуналистов». Будучи запрещенной организацией, РСС теснейшим образом связана с рядом партий, открыто участвующих в политической борьбе. С начала 80-х гг. выразителем политических устремлений РСС стала Бхара-тия Джаната Парти, набравшая силу и популярность в течение десятилетия и добившаяся феноменального успеха на выборах в парламент страны 1991 г. Особенностью 80-х гг. стала резкая конфессионализация общественно-политического сознания подавляющей части населения. Об этом свидетельствует рост численности различного рода «коммуналистских» организаций и группировок (в стране их насчитывалось более 500), которые пользуются поддержкой нескольких миллионов человек.

Современный индуизм, как и много веков тому назад, сохраняет разработанное на рубеже нашей эры учение о трех ценностях - духовно-религиозных (дхарме), материальных (артхе) и любовно-чувственных (каме). Культ камы был возведен на ступень социального значения. Искусством любви должен был владеть каждый. Семья была крепка и благодаря каме, поскольку искусство любви призвано было компенсировать отсутствие практики браков по любви. Носителями и практиками камы считались храмовые танцовщицы-девадаси, жрицы любви (аналоги - португальские баядеры, японские гейши, греческие гетеры и т. д.). Красота и искусство этих жриц привлекали внимание, профессия эта передавалась по наследству.

Носителями основ индуизма, его культуры, культа были брахманы - каста жрецов, наиболее почитаемая и самая высокая по рангу. Из их среды цари выбирали советников, диктовали через них народу нормы жизни. Из данного сословия выходили авторитетные учителя - гуру, чиновники и др. Роль брахманов как священнослужителей, безусловно, в политической сфере не очень велика, хотя полностью игнорировать их нельзя. Важной социальной функцией брахманов было и есть удовлетворение религиозных потребностей всех слоев населения. Распространенной формой религиозных обрядов является произношение мантр, медитация и колдовство. Обратим внимание, что через многие столетия эти традиции, трансформируясь, перекочевали в современную жизнь и находят нема­ло последователей в цивилизованных европейских странах среди различных слоев населения, в том числе и в России [kgl.

[gl] Тема 6. ИУДАИЗМ [:]

Вторую группу религий составляют национальные религии, среди которых появились монотеистические религии. Древнейшей из них является иудаизм - религия древних евреев. Эта религия зародилась на территории развития ранних цивилизаций, где в III тысячелетии до н. э. сформировалась идея абсолютной власти и высшего суверенитета обожествления правителя (Египет, Шумеры). Так, подданные египетского фараона в своем повелителе видели «высший божественный» символ, олицетворявший этнокультурную и социально-политическую общность. Аналоги концентрации земной и небесной власти способствовали вызреванию идеи монотеизма.

Идея монотеизма была выражена в иудаизме. История возникновения и развития иудаизма довольно полно отражена в Ветхом завете Библии. Термин «иудаизм» (на иврите «яаадут») происходит от названия еврейского племенного объединения - Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских колен (Числа 1:27). Согласно трактовке Ветхого завета, в начале II тысячелетия до н. э. евреи, как и многие народы Ближнего Востока, были политеистами. Предполагается, что Яхве был одним из наиболее почитаемых богов иудейского народа. Истоки народа уходят к праотцу Аврааму, его сыну Исааку, внуку Иакову и его двенадцати сыновьям, по числу которых существовало количество племен (колен). Все племена оказались в египетском полонении. С рождением (в колене Левия) Моисея еврейский народ обрел своего вождя, который вступил в непосредственный контакт с богом Яхве. Моисей, следуя советам Яхве, вывел израильский народ из египетского плена в страну обетованную - Палестину.

Моисей явился первым еврейским законодателем, ему принадлежат десять заповедей, начертанных на скрижалях, якобы по наущению Яхве. Моисей обладал чудодейственной силой: мановением руки он заставил отступить море, чтобы могли пройти евреи, из скал высек воду, чтобы напоить жаждущих, жестом предоставил «манну небесную», которой накормил народ. Глубокая идеологическая мысль заложена в утверждение, что Моисей водил народ 40 лет по пустыне, дабы новое поколение не знало прошлого «рабского» положения своего народа. Легендарный исход евреев из египетского полонения и появление их в Палестине (Ханаане) приходятся на XIV-XIII вв. до н. э., на период правления и радикальных преобразований в Древнем Египте фараоном Эхнатоном.

На территории Палестины евреи создали свое государство, разоряя и уничтожая города, плодородные области местного населения. Правители нового государства - Саул, храбрый Давид, мудрый Соломон (Х1-Х вв. до н. э.) описаны в Библии. В пантеоне местных богов стал возвышаться культ Яхве. Для поклонения ему Соломоном был построен Иерусалимский храм из почитаемого ливанского кедра. Постепенно Иерусалимский храм (особенно, после реформ иудейского царя Иосии в 622 г. до н. э.) превратился в центр, где совершались ритуалы и жертвоприношения в честь Яхве. До 586 г. этот период назывался периодом - Первого храма, когда происходила концентрация жизни народа и политики государства вокруг Яхве. Однако в названном году Иерусалим был разрушен Вавилонией, и множество евреев во главе со священнослужителями были взяты в плен.

Период Второго храма начинается с 539 г., когда персидский царь Кир завоевал Вавилонию и разрешил евреям вернуться в Иерусалим. Был заново отстроен разрушенный храм. В этот период были созданы основы теократии, стал резче и последовательнее осуществляться культ единого и всемогущего Яхве. Жрецы храма боролись против политеистических верований, поэтому запретили изготовление любых идолов, как атрибутов язычества. Адекватно тому не вошло в практику изображение Яхве.

Вернемся к истории становления иудаизма, чтобы выделить кульминационные моменты формирования его учения и культовой практики. Вышедшие из египетского полонения еврейские племена создали Новое Израильско-Иудейское государство. Это государство достигло своего могущества при царе Давиде (конец XI в. до н. э. - ок. 977 г. до н. э.), являвшегося представителем рода Иуды. Данное обстоятельство обусловило привилегированное положение населения иудейского рода в древне-европейском государстве, а также тот факт, что термин «иудей» стал часто использоваться как эквивалентный слову «еврей». В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже П-1 тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-этических, философских, в том числе и религиозных, представлений, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев.

Возникновение и формирование религии иудаизма происходило в условиях древних цивилизаций Ближнего Востока - Месопотамии, Египта и Ханаана. Иудаизм, отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность, вместе с тем никогда не был обособлен от внешних влияний. Постоянная необходимость адаптации в процессе исторического развития, сопровождавшаяся упразднением или модернизацией тех или иных доктрин иудаизма, порождала многочисленные противоречивые толкования при оценке основных его принципов. Так, теософская школа рабби Симлая (III в. н. э.) полагала, что иудаизм насчитывает 613 догматов. В средние века чрезвычайно популярным было учение раввина из Египта М. Маймонида (1135 или 1138-1204), разработавшего 13 принципов веры еврейской религии. Наряду с этим существовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме вообще нет догматики.

Итак, в основе учения иудаизма лежит Ветхий завет, части которого начали составляться со П-1 тысячелетия до н. э. Ветхозаветная часть Библии состоит из ряда книг. Во-первых, это знаменитое Пятикнижие, приписываемое Моисею - Тора. В первой книге - «Бытие» рассказывается о сотворении мира, об Адаме и Еве, всемирном потопе, об Иосифе и египетском плене. Вторая книга - «Исход» повествует об исходе евреев из Египта, о Моисее и начале организации культа Яхве. Третья - «Левит» представляет свод религиозных догм, правил, ритуалов. Четвертая - «Числа» и пятая «Второзаконие» посвящены истории евреев после египетского плена. Толкование Торы привело к созданию многотомного Талмуда, который является основой учения и культовой практики всех раввинов во всех иудейских общинах мира.

В Ветхом завете имеются книги судей и царей израилевых, пророков, сборник псалмов Давида (Псалтырь), Песнь песней Соломона, Притчи и др. Они почитались древними евреями, их ценность перешла через века и стала сакральным учением многих верующих, в том числе и христиан. Ветхозаветные тексты учили евреев смирению перед волей Яхве, повиновению ему, а также жрецам и пророкам, говорящим от его имени. В текстах содержатся раздумья о мироздании, о взаимоотношениях между людьми, субординациях и моральных нормах.

Главное в ветхозаветных преданиях - чудодейственная связь Яхве с евреями, которым он покровительствовал. Здесь содержится и другое утверждение - щедрое наделение сверхъестественной мудростью патриархов и предводителей этого народа. Данная идея была заложена в Священном писании как первоначальная. Так, первый патриарх Авраам высоко ценится Библией. Его жена Сарра на старости родила сына Исаака, который по первому слову Яхве готов был принести в жертву своего первенца. В награду за почитание и повиновение господь благословил Авраама, Исаака, Иакова и все племя и возвел израильский народ в число избранных. Таким образом, квинтэссенция иудаизма - в идее богоизбранности еврейского народа. Характерно, что иерусалимские жрецы строго следили за сохранением «чистоты генофонда» народа, а потому бдили, чтобы евреи не вступали в брачные связи с иноплеменниками. К числу обязательных обрядов относился обряд обрезания, который проводился на восьмой день рождения младенцев мальчиков.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 273 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...