Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МИФОЛОГИЯ 1 страница



Классической формой политеизма были древнегреческие и римские религии, которые широко известны как мифология. Миф представляет сложное культурное явление, в котором запечатлена древняя история человечества. Каждое новое по­коление «прочитывает» мифы в духе усвоенных культурных традиций. Мифология показывает уровень логического поня­тийного мышления первобытных людей, тип культуры, созда­ваемый «рациональностью» индивидов.

Миф — чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе. В нем присутствует обоб­щающее начало. Мифы объясняют появление различных при­родных и культурных особенностей, повествуют о происхож­дении Вселенной, космоса и человека, рассказывают о звездах, солнце, луне и планетах. Уделяют внимание фантастическо­му родству групп людей и тотемом, воспевают подвиги героев. Мифы отражали самые различные стихии, свойственные при­роде, человеку. В муках познания и преобразования природы люди сами создавали себе богов, одновременно полагаясь на их защиту и поддержку. Мифологическое познание — эзоте­рическое (тайное), оно передавалось через ритуальные посвя­щения особо подготовленным лицам. Мифология на протя­жении всей истории человечества была существенным ком­понентом культуры и предметом подражания искусства.

Согласно мифологическим учениям в Древней Греции и Древнем Риме сложился пантеон богов. Главным богом счи­тался Зевс, у него было множество сыновей, дочерей и жен. Все они занимали определенную нишу в иерархии богов. Апол­лон (сын Зевса) стал богом солнца (сменив ранее стоявшего на этом посту Гелиоса). Гера — одна из жен Зевса была боги­ней земли и т. д. В пантеоне богов находились Посейдон — бог моря, Аид — бог подземного царства, Афродита — богиня любви и красоты, Афина — богиня мудрости и военного ис­кусства. Аналогичные боги были в Древнем-Риме, только под другими именами — Марс, Юпитер, Юнона, Нептун и др. Боги жили на Олимпе аналогично простым людям. Также как обык­новенные люди они обладали добродетелями и пороками: они ели, пили, вступали в брак, имели детей, ссорились, ревновали, изменяли, завидовали друг другу и т. д.

Греческая религия оказала сильное влияние на римскую, начиная с III в. до н. э. Римляне отождествляли с греческим богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и т. д. Среди римских многочисленных богов также выделялись главные: Юпитер — бог неба, грома и молнии, Марс — бог войны, Минер­ва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня любви и плодородия, Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности, Аполлон — бог сол­нца и света, Юнона — покровительница женщин и брака, Мер­курий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун — бог моря, Диана — богиня луны.

В римский пантеон богов принимались иноземные боже­ства, и это считалось хорошим признаком, усиливающим мощь римлян. Был введен весь греческий пантеон богов, нашли свое место боги завоеванных восточных государств. Прибывшие в Рим рабы исповедовали свои культы и тем самым распрост­раняли иные религиозные воззрения.

Римская религия носила печать формализма и трезвой прак­тичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и по­тому скрупулезно выполняли установленные обряды и при­носили установленные жертвы. Особый штат жрецов наблю­дал за соблюдением культовых обрядов отдельных богов, сле­дил за порядком в храмах, давал советы, к какому божеству нужно обратиться с конкретной просьбой. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались пат­рициями. Плебеи почитали божественную троицу: Цереру, Либора (бога вина и веселья), Прозерпину (богиню раститель­ности и преисподней).

В Греции и Риме большое внимание уделялось внешней стороне религии, выполнению мелочных деталей обрядов. Духовное слияние с божеством не отвергалось, но этому про­цессу не придавали значения. Религия мало затрагивала чув­ства верующих, не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующими. Это порождало неудовлет­воренность, создавало почву для проникновения иноземных, особенно, восточных религий с их мистическим и оргиасти-ческим характером.

В Риме большое распространение получил культ Великой матери богови культ Диониса — Вакха. Римский сенат при­нимал меры против вакханалии и дальнейшего распростране­ния оргиастических культов, считая, что они подрывают мощь государства. В 186г. до н. э. были запрещены разнузданные вакханалии, но полностью их искоренить не удалось.

Позитивным фактором греческого влияния на римскую ре­лигию явилось распространение во II в. до н. э. греческой фило­софии в воззрениях на религию и богов. Римская аристократия, знакомясь с трудами греческих философов, начинает скептичес­ки относиться к религиозным верованиям, хотя и считает рели­гию важным средством управления народом. События граж­данских войн, частые конфискации, проскрипции — все это вело к изменениям традиционных верований. Распространяется пред­ставление о загробной жизни и блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. По­лучает развитие культ слепой судьбы — Фортуны.

Политеизм был свойствен многим народам на ранней сту­пени их развития. Возникновение его было связано с процес­сом обожествления природы, которая выступала по отноше­нию к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения. Олицетворение множе­ства богов с разными силами и стихиями природы и социаль­ной жизни рассматривались как желание придать сверхъес­тественные свойства существам, подобным человеку.

Исследования первобытных религий позволили обрисовать общую модель, свойственную древнему человеку и его архаи­ческому сознанию. Она основана на видении мира целостным, взаимозависимым, взаимообусловленным. По мнению иссле­дователя В. Ф. Арсеньева, для первобытных людей было ха­рактерно мистическое восприятие действительности. Все яв­ления, земные и космические, животные и люди рассматрива­лись в органическом единстве, в способности и возможности переходить из одного в другое. Возможным считалось мате­риальное воздействие на различные процессы и явления че­рез мысленные и физические манипуляции с его образом. В советское время в нашей стране внушалась мысль, что религия — плод невежественности человека, не знавшего зако­ны природы и не понимавшего социальные катаклизмы обще­ства. Считалось, что с развитием науки и совершенствованием структуры общества религия исчезнет. На этом строилась ма­териалистическая критика религия, идущая от Дидро, Руссо и Фейербаха и широко развернутая в марксистской философии.

Реальность такова, что с крупными научными достижения­ми и попытками построения бесклассового социалистического и атеистического общества религия не исчезла. Более того, в конце XX в. произошел «религиозный ренессанс» и многие маститые ученые заявили о своей религиозности (Н. Н. Моисе­ев, Н. М. Раушенбах). Можно привести довольно большой спи­сок ученых мирового уровня, которые разделяли религиозные воззрения. Назовем некоторых из них: А. Эйнштейн подчер­кивал значение веры для ученого; М. Планк, Н. Бор говорили о связи науки и религии; интуитивист А. Бергсон, органик А. Уайтхед, экзистенциалисты К. Ясперс и Н. Бердяев считали религию высшей духовной ценностью. Из религиозных прин­ципов в своей деятельности исходили политические деятели — М. Ганди, Д. Неру, М. Л. Кинг. Верующими были Д. И. Менде­леев, К. Э. Циолковский, И. П. Павлов, А. Д. Сахаров.

С дальнейшим развитием общества, постижением челове­ком природы, овладением новыми законами бытия, развива­лась способность к абстрагированию, обобщению, анализу. Мир становился объемнее в пространственно-временных границах, создавались более достоверные модели микро- и макрокосмо­са. Научные идеи и принципы не могли не оказать влияние на религиозное миропонимание. В теологических суждениях стали использоваться идеи доказательства, сформировался символический язык религиозной атрибутики, стали склады­ваться разные теософские школы.

В обществе складывается монархическая форма правления, появляются централизованные рабовладельческие империи, во главе которых стояли неограниченные во власти диктаторы, тираны. Положение в общественном устройстве сказывается на религии. Политеизм сменяется монотеизмом (греч. — еди­нобожие). Появляется вера в единого всемогущего бога. Из сонма множества богов первоначально выделяется главный бог, постепенно он становится единственным. Остальные боги «понижаются рангом», становятся приближенными главного бога (ангелы, святые, помазанники, мессия и др.). В религиоз­ной атрибутике появляются изображения бога в виде небес­ного царя, сидящего на троне с символами царской власти — скипетром и державой в руках.

Изменяются представления о загробной жизни, которая де­лится на две области: ад и рай. Душу человека в загробном мире ожидает либо райское блаженство, либо вечные мучения в аду. Меняется культовая сторона религии. Если раньше каж­дый человек мог общаться со сверхъестественными силами (прав­да, иногда с помощью знахаря-колдуна), то с появлением классо­вого общества возник штат жрецов — священнослужителей. Жрецы или духовенство объявлялось посредником между бо­гом и людьми. В руках у них сосредоточивалась большая власть над людьми, которые после смерти хотели попасть в рай.

В реальной жизни большая часть населения попадала под влияние наиболее имущих слоев общества. Эти привилегиро­ванные слои, в свою очередь, были тесно связаны с духовенством. Созданный тандем оказал влияние на теологические концеп­ции и рассуждения. Интегрируясь с научными идеями и соци­альной практикой жизни, в теологии стали использоваться идеи доказательства (особенно в мировых религиях — буддизме, хри­стианстве и исламе). Единый Бог мыслился как первооснова мира, его первопричина, а общий принцип развития и государственно­го устройство общества — сакральными явлениями [kgl].

[gl] Тема 3. КОНФУЦИАНСТВО[:]

Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное его основателем Кун-цзы, Кон-Фу (почетный учитель), вошедшим в мировую историю как Конфуций (551-479 до н.э.). Учение его было развито и записано его последователями и вошло в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство возникло задолго до известного всему миру философа, политика и мыслителя Конфуция. Сущность его сводилась к ослаблению иррационального начала религии, возвеличению рационального начала этики, подчинению морально-этических норм требованиям социальной политики и администрации.

Система верований и культов в Китае сыграли основную роль в становлении традиционной китайской цивилизации. Главным императивом конфуцианства являлось соблюдение кастовости, подчинение порядку и «старшим» людям по социальному положению (в своей касте и по возрастному), существование земного общества на основе добродетели, растворение опосредованной личности в людском мире. Общество в Китае делилось на пять разрядов: 1) низшее, не имеющее образования и не способное постигать мудрость (не видят дальше глаз, не слышат более ушей, не проносят мимо рта); 2) грамотные люди; 3) философы - люди здравого смысла; 4) добродетельные и прямодушные; 5) люди, совершенные во всех отношениях— правители.

Возможности людей от природы неодинаковы: одни обладают высшей врожденной мудростью («Сыны неба»), другие - не способны к трудному процессу постижения знаний (чернь). Отсюда он делал вывод (беспокоясь о судьбах государства и его стабильности) о необходимости соблюдения социального статуса, то есть клановости, установленной Богом. Концепция Конфуция во главу угла ставила проблему роли и значимости человека в мире. У каждого индивида есть свое призвание стать творцом культуры. Личность осенялась «небесной благодатью» справедливого правителя. Каноны древней китайской религии были многократно усилены конфуцианством и тем самым определили на тысячелетия важные стороны жизни Китая.

Итак, учение Конфуция заимствовало первобытные верования, уходящие в глубину первого и второго тысячелетия до новой эры. Сюда входят: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка - Шан-ди. Впоследствии он стал ассоциироваться с Небом, как высшей субстанцией - божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была закодирована и в самом названии страны - «Поднебесная» и в титуле ее правителя - «Сын Неба», сохранившемся до XX в. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости «золотого века» - древности. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представлений о том, что древние мудрецы создавали институт государственного правления по божественным повелениям, дабы защитить интересы народа.

Конфуций жил в эпоху крупных социальных и политических потрясений, когда разрушался институт государства. Выступив против царившего хаоса, философ выдвинул идею социальной гармонии. В «Луньное», где записаны его. беседы с учениками, Конфуций излагал идеал совершенного человека (цзюнь-цзы), рассматривая личность как самоценную единицу. Он создал программу совершенствования человека с целью достижения духовно развитой личностью в гармоничном сочетании с Космосом.

Благородный муж (правитель)- источник идеала нравственности для всего общества. Ему одному присуще чувство гармонии и органический дар жить в природном ритме. Он являет единство внутренней работы сердца и внешнего поведения. Мудрец действует природосообразно, поскольку от рождения приобщен к правилам соблюдения «золотой середины». Его назначение - преобразовывать социум по законам, гармонии, царящей в Космосе, упорядочивать и охранять все живое. Весьма важным было изречение Конфуция о том, что лучший правитель тот, которого народ не замечает.

Для Конфуция важно соблюдать пять «постоянств»: ритуал, гуманность, долг-справедливость, знание и доверие. В ритуале он видит средство, выступающее как основа взаимоотношений людей всех сословий и кланов, представляющих единство и крепость государства. Подчеркивая значение ритуала (этикета, норм нравственности), Конфуций говорил, что 1) без ритуала вежливость гостеприимства может превратиться в излишнюю суетливость; 2) деликатность общения без ритуала превращается в скованность и страх; 3) смелость - может превратиться в неоправданную грубость.

Люди и государство по конфуцианскому вероучению адекватно «переносились» в бесконечную иерархию живого космического сообщества. Правила семейной этики составляли «микрокосм» сферы государства. Поэтому в Китае большое внимание уделялось созданию семью, ее крепости. Конфуций дает рекомендации по созданию семьи. Возраст замужества женщины считался с 15 до 20 лет, а женитьба мужчины - с 20 до 30 лет. Девушка выбирает жениха, который не должен быть: 1) замешан в заговоре против правительства; 2) связан с семьей с расстроенными делами; 3) нарушителем законов, подсудимым; 4) хронически больным или с физическими недостатками;

5) обязанным заботиться о многочисленных родственниках - братьях, сестрах, оставшихся на его попечении. Мужчина, в свою очередь, имеет право развестись с женой в случае: 1) неповиновения свекрови; 2) ее бесплодия; 3) супружеской неверности; 4) скандальности и болтливости, разглашения семейных секретов; 5) обкрадывания мужа. Однако предусматривались некоторые ограничения в полномочиях мужчины по разводу. Мужчина не мог развестись, если женщине некуда было уйти, - у нее не было родственников и жилья; в случае, если супруги разбогатели при совместной жизни.

В основу иерархии им были положены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Правитель окружает себя умными, образованными людьми, реализует гуманные законы, проявляет заботу о народе и не допускает насилия. Чувство меры как «золотая середина» была заложена во внутреннюю суть ритуала и проявлялась через внешнее - церемонии и обряды. Таким образом, ценности гармонического общения осуществлялись на доступном уровне для каждого, приобщая их к добродетелям.

В средние века, когда в Китае получает распространение буддизм, начиная с IV-V вв., происходит модификация конфуцианства за счет включения элементов буддизма и даосизма. Была проведена кодификация канонических текстов. Появилось новое толкование древних текстов, это вылилось в неоконфуцианство. Одним из представителей данного направления стал философ Чжу Си (1133-1200). В дальнейшем конфуцианство все больше подвергалось изменениям, смысл учения переносился в сторону оправдания власти без учета «благородства» правителя - «Сына неба».

Конфуцианская элита мыслила себя носителем абсолютного знания, а синкретические верования народа, тяготевшие к даосизму, рассматривались как ересь и вульгарные суеверия. В контексте ортодоксального конфуцианства, когда государство стало и религиозным институтом, а система официальных культов приобретает законченный вид, водораздел между подданными и чиновным сословием возрос. Это поспособствовало постепенному обожествлению Конфуция. Начало его культа восходит к императорскому указу 555 г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудреца и о регулярных жертвоприношениях в его память.

Конфуцианство было взято на вооружение чиновниками, превратилось в официальную государственную идеологию. В центре внимания находилась система абсолютной святости власти, отсюда возникала проблема ее сохранения и упрочения. Трактовка Конфуция о том, что лучший правитель тот, которого народ не замечает, подверглась трансформации. Правитель, который, согласно учению Конфуция, должен был отличаться высшей добродетелью и быть «совершенным во всех отношениях», не подлежал критике, каким бы он ни был. Конфуцианство превратилось в жесткую консервативную схему, удобную для организации управления огромной империей. Китаец должен был оставаться верным своим традициям, если не в убеждениях (пусть и становился буддистом или христианином), то в поведении, обычаях, манерах и т. д.

В свою очередь культ основателя учения повлек большее обожествление императора. «Сын Неба» считался высшим жрецом и совершенством, поскольку венчал социальную пирамиду общества. Воля императора возводилась в непреложный закон. Пышные торжественные обряды поклонения Небу, исполнение которых - исключительная прерогатива императора, скрытая и таинственная жизнь императорского дворца - все это способствовало порождению раболепия и покорности подданных. Трепет и суеверный страх внушал и символ императорской власти - Дракон, могущественное и всесильное мифическое животное.

Ортодоксальное конфуцианство, отошедшее от идеалов своего основателя, подвергалось критике, особенно в XX в. После 1949 г. и в годы культурной революции учение Конфуция было полностью отброшено. Однако в настоящее время традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев. Родственники Конфуция в 67-м поколении пользуются большим уважением.

Таким образом, в течение более трех тысяч лет конфуцианство влияло на умы и чувства китайцев, формировало менталитет, превратилось в политику, административную систему, верховный регулятор экономических, культурных и социальных процессов. Ослабление конфуцианства наступило лишь в середине XX в., однако национальная культура и национальный характер народа несет на себе все его ярко выраженные черты [kgl].

[gl] Тема 4. ДАОСИЗМ[:]

Даосизм возник в Китае одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной религиозно-философской доктрины. В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов, а его воззрения изложены в «Каноне о пути и добродетели», приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы, и в трактате «Чжуан-цзы», отражающем взгляды философа Чжуан Чжоу (1У-П1 вв. до н. э.). Лао-цзы считается некоторыми востоковедами фигурой легендарной. Легенды повествуют о его чудесном рождении: мать носила его в утробе несколько десятков лет и родила его стариком - откуда имя его «Старый ребенок или философ» (цзы - означает и ребенок, и философ).

В центре философской доктрины Лао-цзы - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создавал, но все происходит от него. Познать Дао, следовать ему и слиться с ним - главная цель и счастье жизни. Дао - своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Задача подвижника - познать дао, встать на путь добродетели, «естественности», под которой имеется в виду «гармония мира» - слияние человека с природой.

Другим важным понятием даосизма выступает «недеяние» - отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий.

В даосизме чувствуется влияние брахманизма в его космологии. Однако в практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве превалировал рационализм, а потому мистика занимала крайне незаметное место. Так произошло с даосизмом. К примеру, хотя в даосском трактате «Чжуан-цзы» (ГУ-Ш вв. до н.э.) говорилось о том, что жизнь и смерть - понятия относительные, акцент явно был сделан на жизнь, на ее организацию. Мистические аспекты выражались в упоминании о фантастическом долголетии - 800, 1200 лет и даже бессмертии, которое могут достичь праведные отшельники.

Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью его физического тела дух растворяется в мировой «пневме». Бессмертие достигается путем слияния с дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и т. п. Проповедь долголетия и бессмертия обеспечила даосским проповедникам благосклонность императоров. В III в. до н. э. Цинь Ши-хуанди под влиянием даосского мага Сюй Ши неоднократно направлял экспедиции на волшебные острова, где якобы находился эликсир бессмертия. Однако ни одна из снаряженных экспедиций не вернулась с волшебными снадобьями (Сюй Ши объяснял это тем, что обилие акул помешало ему пристать к острову). Жаждущий бессмертия, император иногда казнил неудачников. Это продолжалось несколько веков, но тщетно. В дальнейшем даосы изменили свою концепцию: они создали миф о богине бессмертия Сиванму, в саду которой цветут раз в 3000 лет персики бессмертия.

Отшельники-даосы уединялись на лоно природы и стремились слиться с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и в минимальном варианте долголетия предусматривало, во-первых, «питание духа». Человек рассматривался даосами обиталищем многочисленных духов, скоплением божественных сил. Этой системе телесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели счет добрых и плохих дел и определяли срок жизни человека, призывали блюсти заповеди, быть добродетельным. Во-вторых, условием долголетия является «питание тела» - соблюдение строжайшей диеты (идеально для даосских мудрецов - питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, привлекающая в организм животворящий эфир.

Философские построения древнего даосизма стали фундаментом религиозного учения даосов в средние века как части синкретического комплекса «трех учений», наряду с конфуцианством и буддизмом. Видными представителями средневековой даосской мысли были Гэ Хун (IV в.), Ван Сюаньлань (VII в.), Ли Цюань (VIII в.), Тянь Цяо (Тань Цзиншэн) (X в.), Чжан Бодуань (XI в.). Конфуциански образованная интеллектуальная элита проявляла интерес к философии даосизма, особо привлекал древний культ простоты и естественности.

Говоря об эволюции даосизма, нужно подчеркнуть, что он привлекал широкие народные массы и часто был объектом нападок со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтарско-эгалитаристских традиций. Даосские воззрения, оккультные, связанные с магией и физиогномистикой, становились идейной базой тайных обществ («Путь Великого восстания», «Желтых повязок» в 184 г.). В даосском трактате «Тайпинц-зин» (Книга о великом равенстве) обосновывалась политика и практика равенства людей. Секта Чжан Цзюэ стала вдохновителем и организатором восстания. Она провозгласила низвержение существующего строя и замену его Царством Великого равенства. 184 год был объявлен началом нового 60-летнего цикла (в Китае это приравнивалось веку) эпохи «Желтого Неба», которое принесет миру радость, счастье и покончит с эрой «Синего неба», ставшего символом зла и несправедливости. Восстание закончилось поражением, но оно заставило пересмотреть власти политику по отношению к даосизму.

В III-VI вв. создаются самостоятельные теократические образования даосов- «государство» даосских пап-патриархов. Власть их в Китае передавалась по наследству до середины XX в. 63-й даосский папа из рода Чжанов после 1949 г. переехал на Тайвань, где была создана четко структурированная организация. Несмотря на важную роль наследственной теократии Чжанов, которым приписывались чудодейственная сила, и даже власть над демонами и духами, все они оставались духовной инстанцией, своеобразными хранителями принципов и догматов учения.

Разработав учение о Западном рае, месте обитания богини Сиванму - нерожденной Матери, прародительницы всех людей, даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости. Популярность этих идей усиливалась и тем, что даосская религия восприняла древние анимистические верования, культ Неба и культ святых мудрецов. Выйдя из недр народных верований, даосизм средневековья был неразрывно связан со всеми аспектами быта и духовной культуры китайцев. Даосы верили в царство демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами Небеса, уготованные для праведников. В средние века учение о бессмертии обернулось культом долголетия, а доктрина дао как источника жизни - культом многодетности, богатства и т. п.

С IV-VI вв. многие положения даосского учения подверглись трансформации, а потому стали постепенно пользоваться официальным признанием. Стала создаваться иерархически построенная крупная организация. Был выработан даосский канон.

В VII-VIII вв. возник институт монашества и монастыри. В VII в. на севере Китая появляется много школ, и одна из них - «Учение совершенной истины» - сохранилась до наших дней. В ранних школах и монастырях давалось учение о достижении бессмертия прохождением длинного и изнурительного испытания. Даосы предлагали ограничение в еде - путь, основательно изученный индийскими отшельниками-аскетами. Кандидаты в бессмертие вначале отказывался от; мяса и вина, затем следовал отказ от грубой и пряной пищи, далее - от овощей и зерна. Постепенно удлинялись перерывы между приемами пищи, человек переходил к редкому употреблению фруктового суфле, микстур из орехов, корицы, ревеня и др. Специальные снадобья готовились по строгим рецептам, дабы включали ингредиенты с магической силой. В итоге, как было сказано ранее, кандидат должен был утолять голод с помощью собственной слюны.

Другим важным элементом обучения являлись физические и дыхательные упражнения, начиная от невинных движений и поз: поза тигра, оленя, аиста, черепахи и др. Определенное внимание уделялось взаимоотношению между полами, мужчин и женщин. Система физических упражнений нашла отражение в гимнастике йогов. Здесь и умение задерживать дыхание до «утробного», массажи, включая бесконтактные и др. Однако эти упражнения развивались на китайской почве, поэтому они отличались от индийских. Здесь значительное место уделялось практическим действиям в реальной жизни.

В средние века даосы пытались превратить свое учение в государственную религию. Они разработали по буддийскому образцу заповеди, составили список заслуг и проступков добропорядочных подданных. Главное в учении дасов- достижение бессмертия - проникало во все сферы морально-этических установок. Даосская теория достижения бессмертия придавала чрезвычайно большое значение добродетелям. Так, кандидат в бессмертие должен был совершить не менее 1200 добродетельных акций, при этом даже один безнравственный поступок сводил на нет все благодеяния. За совершение злых дел человека постигало наказание. Самые суровые кары полагались за государственную измену и бунт.

Даосизм оказал сильное влияние на культуру, на традиционные формы знания. Занятия алхимией способствовали накоплению богатого эмпирического материала в области химии, в традиционной медицине, как в теории, так и на практике: в иглотерапии, фармакологии. Даосские сочинения сохранили рецепты лекарств, описание свойств металлов и минералов. С 1980-х в нашей стране стали популярными астрологические календари, атласы, карты, разработанные даосами более 2 тысяч лет назад. Не менее популярной стала и геомантия (фэншуй), в содержании которой взаимосвязаны небесные явления, звезды, планет, знаки зодиака, космические силы и символы (Небо, Земля, инь, янь, пять первоэлементов и др.). Геоматы разработали сложную систему взаимодействия между этими силами и рельефом земли.

На современном этапе даосизм остается популярным в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов. Религиозные синкретические группы, практикующие и даосизм, подверглись в КНР разгрому в 1960-х гг., а с начала 80-х начали активно восстанавливать свое влияние почти повсеместно, и особенно на периферии. Активно действующие храмы божеств китайского пантеона обслуживают шаманы-медиумы, гомеопаты, предсказители судьбы, хироманты, физиогномисты. Даосские храмы, монастыри и святые места посещают сотни тысяч верующих [kgl].





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 413 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...