Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Анимизм



Наконец, говоря о первобытных формах верований, нельзя не упомянуть об анимизме (от лат. апгта — душа) — вера в существование душ и Духов. Термин этот был употреблен не­мецким химиком и физиологом Г. Э. Шталем (1660-1734), но в научный оборот введен Э. Б. Тайлором. Антрополог Тай-лор (1832-1917) дал детальный анализ анимистических веро-ванийв в ранее названной работе «Первобытная культура». Согласно теории Э. Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из пере­живаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии пра­вильно объяснить эти сложные явления, «первобытный фило­соф» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле чело­века и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существова­нии души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире.

Второй ряд анимистических верований возник из прису­щего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний че­ловек рассматривал все явления и предметы объективного мир* как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чув­ствами, мыслями. Отсюда возникает вера в отдельно суще­ствующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в по­литеизм, а затем и в монотеизм.

Основываясь на факте широкого распространения анимиз­ма, Э. Тайлор выдвинул формулу: «Анимизм есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих по­строениях многие религиоведы, однако в ходе обсуждения таЙ-лоровской концепции анимизма выявились и ее слабые сторо­ны. Аргументами тому служили новые археологические и эт­нографические данные, которые свидетельствовали, что рели­гиозные верования первобытных людей (например, тотемиз^ или фетишизм) зачастую не включают в себя анимистически? представления. Тем не менее несомненным фактором являет­ся то, что анимистические верования входят составной и весь­ма существенной частью во все религии мира, как то — вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модифика­ции анимистических представлений первобытной эпохи.

То же самое можно сказать и о других ранних формах ре­лигиозных верований. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, священные реликвии явля­ется ни чем иным, как пережитком первобытного фетишиз­ма. Отголоски тотемизма можно обнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах, в изображении су­ществ в облике животных. Магические верования и ритуал^ легли в основу культовой практики религий. Значительное место принадлежит магии в сфере бытовых суеверий: вера в порчу, в гадания, заговоры.

Анимизм означает веру людей в наличие души у всех су­ществ и неодушевленных предметов природы. В ранее назван­ном труде Тайлор пишет, что анимизм — это вера в наличй6 духов и души, которые управляют людьми, предметами и яв­лениями окружающего мира. В соответствие с этим он выдвигает гипотезу, согласно которой «тонкий, невещественный образ» составляет «причину жизни и мысли». На ранних эта­пах развития человечества сверхъестественными свойствами наделялись реальные явления окружающего мира. Постепен­но возникло мнение о наличии у реальных предметов и явле­ний природы двойника (нематериального подобия). С течени­ем времени этот двойник превращается в самостоятельную сущность.

Безусловно, формированию представлений о таинственном двойнике самого человека способствовало непонимание, что такое сон, вещие сновидения, смерть, общение во сне с усопши­ми и другое. Появилось мнение, что двойник может покинуть тело, продолжать жить после смерти человека, стало склады­ваться впечатление о бессмертии души. Душе стали припи­сывать человеческие потребности в пище, одежде, удовольстви­ях. Постепенно стали рисовать загробный мир аналогично земному. Это привело к становлению погребальных обычаев, дабы проведением их особым образом создать душе благо­приятные условия продолжения существования.

Поскольку душами люди наделяли всех животных, расте­ния и неодушевленные предметы, постольку в представлении возник сонм духов. С развитием абстрактного мышления, души и духи приобретают обобщенный вид — появляется вера в существования духа леса, воды, болота, ветра, здоровья, болез­ней и другое. С развитием земледелия и скотоводства прева­лирует поклонейие духам природы: духу земли, солнца, гро­ма, огня, растительности. Чтобы умилостивить духов, им на­чинают приносить жертвы, иногда человеческие.

Учение о душе и духах имеются в современных религиях. Богословие утверждает, что у каждого человека есть душа, которая в момент смерти покидает тело и продолжает жить в загробном мире, попадая в ад или рай. Во всех религиях име­ются жертвоприношения, правда, в разной форме: деньгами, продуктами, аксессуарами и т. д. В исламе это жертвоприно­шение скота в праздник курбан-байрам, в иудаизме — агнца (барашка) или курицы, а также деньгами и т. д. В современных цивилизованных религиях отсутствуют при­митивные, грубые формы культовых действий, присущих пер­вобытным верованиям. Ученые богословы и священнослужи­тели представляют религию как нечто возвышенное, чуждое суевериям и колдовству. Однако все они в той или иной мере сохраняют связи с древними религиозными воззрениями и культовыми действиями.

На ранних этапах развития человеческого общества перво­бытные формы религиозных верований не существовали в чи­стом виде, они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется не очень корректным. Видимо, речь должна идти о комплексе религиоз­ных верований. Композиция этого комплекса могла быть весь­ма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии наибо­лее предпочтительным был тотемизм с тщательно разработан­ной системой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались большей склонностью к фетишизму.

Первобытное общество было основано на равенстве людей, соответственно и в религиях не было дифференциации на высших и низших духов и богов. Каждый из них ведал своей областью. Постепенно появились более важные духи, ведав­шие жизненно необходимыми ресурсами и природными явле­ниями (солнца, воды, земли и др.). Они получили свое имя и в честь их стали строиться храмы. Так возникли многочислен­ные боги — появился политеизм, или язычество.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 503 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...