Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Другой ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм — веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных или растений. Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототе-ман», которое на языке одного из североамериканских индейцев племен означает «род его».
В ходе изучения тотемизма установлено, что его возникновение было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека — собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему аборигены Австралии выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к глубокому прошлому. Более поздние формы тотемизма сохранились у северных народов, народов некоторых районов Африки, островов Океании и т. д. Существуют древние предания о родстве людей с представителями флоры или фауны; о них судят лингвисты по дошедшим из глубины веков устойчивым языковым оборотам.
В поздний тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, а с другой — к изменению отношения к тотему, в частности, к появлению запретов (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах.
Поскольку тотемное животное или растение считалось предком того или иного племени, постольку общинам запрещалось наносить вред, убивать и употреблять его в пищу. Однако один раз в году какое-либо племя или этнос приносил в жертву тотемное животное. Например эвенки, почитая белого медведя, как своего прародителя, раз в году его убивали и поедали еще теплые кусочки мяса, обмакивая их в крови. Манси приносили в жертву лошадь белой масти. Подвергали ее мученической смерти: привязывали к дереву, и каждый участник этой трапезы с разбегу острым предметом ударял в бок, дабы, поразив печень, добыть кровь и выпить ее. Празднования продолжались более недели с употреблением алкогольных напитков (в последние столетия).
Трансформация этого обряда наблюдается в христианстве в таинстве причащения. Во время причащения, которое следует после исповеди, верующие вкушают просвирки, символизирующие тело Иисуса Христа, и выпивают ложку вина, символизирующую кровь И. Христа.
Приведенные культовые действия означали, что человек, съедая частицу тела тотемного животного и выпивая глоток его крови, «приобщается» к его свойствам: силе, ловкости, мужеству, бесстрашию и т. д. На основе тотемизма позднее возник культ животных и птиц, которые нередко «перешли» в гербы ряда государств, символические статуи. В других регионах и странах, например, в Индии почитается корова, в Египте — кошка и крокодил и т. д.
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!