Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фетишизм



Все термодинамические функции выражаются через статистические суммы веществ

Q = Si gi exp(-ei/kT)

mk = G k = -RT ln Q/NA + U 0. (10.13)

Kc = exp(-DrU00/RT) (10.14)

Q/V= q - статистическая сумма единицы объема

Оглавление

Лекция № 1. 4

Лекция №2. 10

Лекция № 3. 15

Лекция № 4. 21

Лекция № 5. 27

Лекция № 6. 32

Лекция № 7. 38

Лекция № 8. 44

Лекция № 9. 52

Лекция № 10. 57

Курс лекций по физической химии

Учебно–методическое пособие

Подписано в печать ……………..…Формат 60х84\16. Бумага писчая.

Отпечатано на ризографе. Уч. изд. листов Тираж 100 экз. Заказ №…

Лицензия на издательскую деятельность

ИД № 03507 (рег. № 003792) код 221

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова

Издательско-полиграфический центр.

119571 Москва, пр. Вернадского 86.

ФЕТИШИЗМ

Одна из форм первобытных религиозных верований полу­чила название «фетишизм» от португальского слова /Шсо (ма­гическая вещь), которое, в свою очередь, является производ­ным от латинского слова {асШшз (магически искусный). Данную религию, по некоторым мнениям, впервые обнаружи­ли португальские моряки в Западной Африке, а затем много­численные аналоги фетишизма были выявлены во многих районах мира.

Культ заключался в поклонении неодушевленным предме­там, которым приписывались сверхъестественные свойства. Фе­тишизм возник на почве бессилия и слабости людей перед си­лами природы и окружающей действительности, как стремле­ние оградить себя от бедствий. Сверхъестественные способности предписывались предметам природы — камням, когтям или зубам животного, отдельным элементам растительного мира и т. д. Отсюда возникло ношение оберегов, талисманов, символи­ческих аксессуаров в виде подвесок, бус, ожерелий и другое.

По сути фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной фор­мы, кусок Дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались не при­сущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т. п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и остав­лял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим.

Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным почтением к выбран­ному ими предмету: за оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказывали. В этом плане интересен африкан­ский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их.

Трансформация этой формы религии нашла отражение во всех современных религиях и светских обычаях. К примеру, в христианстве это выражается в ношении крестиков, поклоне­нии иконам, в исламе — почитание полумесяца, в иудаизме — сакрализации звезды Давида, в буддизме — преклонении сту­пам и скульптурам Будды. В светском обществе отголоски фетишизма можно найти в ношении украшений с определен­ным камнем, подобранным по гороскопу, приобретении ве­щей, соответствующих знаку зодиака и т. д.

Нередко отголоски фетишизма проявляются у школьников и студентов в их учебной деятельности. Так, перед сдачей экзаме­на учащиеся надевают какой-либо костюм и ли платье, некогда принесшие удачу. Надевают разные амулеты, кладут «пятак» в обувь, ставят чернильное пятно на палец и т. д. Надо отметить, что с психологической точки зрения «сакральные» вещи помо­гают некоторым людям чувствовать себя уверенней.

МАГИЯ

Другой формой первобытных верований и связанной с ними практики была магия (треч. та#е1а — колдовство, чародей­ство) — совокупность представлений и обрядов, в основе кото­рых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных дей­ствий. Истоки этой формы религиозных верований были наи­более полно описаны английским этнографом Б. Малиновс­ким в его работе «Магия, наука и религия». Изучая жизнь туземцев тихоокеанских островов, Малиновский подметил очень любопытную закономерность. Оказалось, что туземцы используют магию в земледелии при посадке клубневых рас­тении, урожай которых не был стабильным, зависел от при­родных условий. Однако магия не применялась при культи­вировании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабиль­ный урожай.

В рыболовстве магические приемы практикуются при про­мысле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается магическими обрядами, при строитель­стве же домов магия не используется. Это позволило Б. Мали­новскому сделать вывод,; что магические представления воз­никают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от самого человека, сколько от множества привходя­щих факторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощь таинственных сил и совершать магические действия.

В глубокой древности магические представления и обряды носили недифференцированный характер, но в дальнейшем произошла их дифференциация. Современные этнографы клас­сифицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с.объектом, на который направлено действие), инициальную (магический акт направлен на объект, который недосягаем

для субъекта магической деятельности), парциальную (опос­редованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи), имитативную (воздействие на подобие объек­та). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.

Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди — знахари, колдуны, шаманы и другие. Эти люди верили в свою способность общаться с духами, пере­давать им просьбы и надежды коллектива. Но главное состо­яло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Соответствен­но этому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.

По мысли английского ученого Дж. Фрезера, именно магия стала предшественницей науки, так как она исходила из тех же детерминированных оснований. Представление о наличии сверхъестественных сил вызывали у людей желание исполь­зовать их в выгодном направлении. С этой целью они стали брать на вооружение магию — обряды, действия, заклинания, основанные на вере в способность человека при помощи от­дельных слов и действий влиять на окружающий мир. Дей­ствия направлялись на природу, на других людей, на живот­ных и растения, на воображаемых богов и духов. Магические обряды были чрезвычайно разнообразными и охватывали многие стороны жизни первобытных людей.

Главным вопросом в жизни первобытных людей была до­быча средств существования. Поэтому значительная часть магических обрядов была обусловлена хозяйственной деятель­ностью, охотой, рыболовством. В этих обрядах имели место песни, танцы, изображения животных, птиц, рыб, то есть тех трофеев, на добычу которых предполагалось потратить уси­лия. Считалось, что проведенные обряды могли способство­вать удаче.

Высоко ценилась лечебная магия. Она проводилась по двум направлениям: над больным произносились различного рода заклинания, изгоняющие якобы «злого духа», совершались ри­туальные пляски колдуна; применялись методы народной медицины — лечение настоями трав, припарки, массажи. Ле­чебная магия, направленная на выздоровление человека, на­зывалась белой магией и постепенно трансформировалась в медицину.

Наряду с ней была и черная, вредоносная магия. Ее зада­чей было причинить вред, несчастье, болезнь или смерть вра­гам. Обряды черной магии совершались обычно над изобра­жением жертвы. Изображение или статуэтку врага прокалы­вали или сжигали, тем самым навлекая смерть на него. Дей­ственными считались манипуляции, которые совершались над различного рода предметами или частями тела, принадлежа­щими недругу (ногтями, волосами, одеждой и др.)

Вера в магические действия сохранилась и сейчас. В со­временных религиях это элементы тех или иных культовых обрядов, к примеру, осенение «крестным знамением», миропо­мазание и другое. Многочисленны современные знахари и колдуны, которых рекламируют средства массовой информа­ции. Они «готовы» снять порчу, принести успех в бизнесе, из­лечить от всевозможных болезней, снять «обет безбрачия», «приворожить» нужного человека и т. д. К удивлению, часть людей подвержена их влиянию и находит в себе утешение и поддержку в их действиях.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 502 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...