Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 20: зарубежная школа и педагогика 20 века



На развитие школы с начала XX в. влияние оказали психолого-педагогические теории, призванные обновить обучение. Традиционная школа с ее схоластикой, словесным обучением уже не могла удовлетворять новые потребности общества. Школьное обучение, направленное лишь на передачу определенного объема готовых знаний и механическое воспроизведение учебного материала, вызывало негативную оценку и подвергалось критике постоянно с начала XX в.

С начала XX в. широкое распространение получила практика интеллектуального тестирования детей, определения их умственной одаренности и распределения их в связи с этими результатами тестирования в разные типы или классы школ. С помощью тестов определялся умственный возраст ребенка. Содержание тестов на самом деле выявляло уровень общего развития: словарный запас, умственные умения. Попадая в начальной школе в группу «неспособных», дети занимались по упрощенным программам, приобретая преимущественно практические навыки. У таких детей оказывались низкими уровень самооценки и притязаний, а учителя, не ожидая от детей продвижения в учении, не стремились к развитию школьников. По результатам тестов дети уже в начальной школе разделялись на потоки, занимались по разным программам, и разрыв в знаниях между потоками был значительным. А в 11—12 лет все дети независимо от потока представали перед едиными тестовыми испытаниями, и тогда определялось, на какое среднее образование они могут претендовать: академическое, практическое или общее.

Из всех течений философии наиболее сильное воздействие на педагогику имел прагматизм. С начала XX в. идеи прагматизма получили широкое распространение в школьной практике. Прагматизм — философское и педагогическое течение, его основателями были Д. Дьюи, В. Килпатрик. Понятия, теории, идеи рассматриваются прагматистами как «инструменты», помогающие в практической деятельности. Д. Дьюи и его единомышленники вели борьбу со схоластикой, книжным обучением в школе. Большинство людей, по их утверждению, имеет «узкопрактические импульсы, тенденции и склонности», лишь небольшая часть общества обладает «интеллектуальными склонностями и способностями». Поэтому новая система образования, предназначенная для массовых школ, должна помочь детям «что-нибудь делать», не пытаясь навязывать им научные знания. Цели воспитания связаны с удовлетворением спонтанных потребностей ребенка — физических и психических. Ребенок должен стать солнцем, центром, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, задача учителя — создать максимальные возможности для наиболее полного проявления индивидуальности и личности ребенка (педоцентризм). Ориентир на интересы и потребности ребенка, его личный опыт, обучение путем выполнения практических дел — в этом особенности педагогики Дьюи — «учение посредством делания» (изготовление школьной мебели, учебных пособий, постановка самодеятельного спектакля). Систематические научные программы не нужны, как не нужны постоянные классы, расписание. На идеях Дьюи основана разработка «метода проектов» его единомышленниками. Обучение «методом проектов», когда ученики, выполняя проект, узнают нужные сведения из различных дисциплин, меняет и структуру занятий, отводя учителю роль помощника, консультанта. Вместо монолога учителя — беседы с учащимися, самостоятельная работа детей над темой, игра, трудовая деятельность, занятия письмом и счетом проводятся только в связи с потребностями, вытекающими из практической деятельности.

В середине XX в. идеи прагматизма подвергли жесткой критике за отказ от научного образования. В современных условиях неопрагматизм, отказавшись от многих положений Дъюи, призывает учить учащихся изменяться и приспосабливаться к меняющемуся миру. Подвергалась изменениям и организация обучения: она осуществлялась в рамках «открытого обучения», что отразилось и на школьном интерьере: в классе вместо парт — столы и стулья, пространство класса разделяется подвижными перегородками на предметные уголки, в которых подобран учебный материал. В практике открытого обучения широко используются карточки с заданиями, не требующими однозначного ответа. Свобода выбора видов учебной деятельности, создание в классе атмосферы поиска, опора на положительные эмоции учащихся, игра — характерные черты неопрагматизма.

Значительное влияние на развитие педагогической теории и практики XX в. оказали идеи М. Монтессори — известного итальянского врача и педагога. Символом ее педагогики стало обращение ребенка: «Помоги мне это сделать самому». Задача воспитания должна заключаться в развитии инициативы и самостоятельности ребенка. Действуя самостоятельно, ребенок приобретает различные навыки: учится ставить цель и находить пути ее достижения, контролировать свои ошибки. В дидактических рекомендациях четко указаны материалы, цель деятельности, описано, как работать с материалом, какие упражнения выполнять, как осуществлять контроль над ошибками, как применять навыки.

ТИПЫ ШКОЛ. К середине XX в. во всех западных странах имелась обязательная средняя государственная школа.

Начальная школа. Эта ступень школы являлась образовательной и охватывала детей в возрасте 5-16 лет; в разных странах сроки обучения различны: в Великобритании — с 5 до 11 лет, во Франции с 6 до 14—15 лет. Начальная школа имеет 2 ступени — младшую и старшую. Первая ступень — четырех-, шестилетняя начальная школа, ее посещали все дети. Уже в рамках начальной школы действовал отбор «по способностям», в соответствии с которыми строилась программа обучения. Методы преподавания в начальной школе: а) традиционные; б) чаще же использовались комплексный метод и метод проектов, которые призваны активизировать работу учащихся. Школьники овладевали навыками чтения и письма, счета, художественного труда, получали знания по географии и истории своей страны, природоведению, гигиене, занимались музыкой и физкультурой. В обязательную программу часто включается религия. В 10—11 лет учащиеся проходили через тестовые испытания и определялись во вторую ступень начальной школы. Более «способные» определялись в гимназии (ФРГ) или в дополнительные классы (Франция), где изучали гуманитарные дисциплины. По окончанию начальной подростки определялись среднюю школу.

Средняя школа — срок обучения 4 — 9 лет, сюда могли поступать лишь те, кто по результатам тестовых испытаний имел высокий уровень так называемой умственной одаренности. Только их окончание давало доступ в университеты. Возраст обучающихся в них 10-19 лет. Обязательным являлось изучение древних языков — латыни и греческого, математики, родного языка. Все обучение в средней школе сопровождалось отбором и отсевом учащихся, оканчивала ее лишь часть поступивших; только эти выпускники и могли поступать в вузы.

Высшее образование: университеты, институты, академии, «большие школы». Все они разнотипны по профилю, организации, условиям приема, уровню подготовки. С середины XX в. под влиянием критики теории умственной одаренности и деления учащихся на основе тестовых испытаний школы разных типов западных стран реформировались, что внесло заметные изменения в их работу. Так, в Великобритании стали создаваться объединенные школы с тремя отделениями: гуманитарным, техническим, естественно-математическим, где результаты тестирования не сказывались так жестко на судьбе ученика. Во Франции сближены классическое и современное образование.

ВОПРОС 21: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В КИЕВСКОЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (до 18 века)

На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с 14 века. Уже в первой половине 11 века известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования:


Тривиум:

· грамматика

· риторика

· диалектика

Квадриум:

· арифметика

· геометрия

· музыка

· астрономия


Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи. Православные монастыри сыграли во время татаро-монгольского ига роль хранителей и распространителей образования. Укрепление Московского государства повлекло некоторый подъем образования: возникают приходские и частные школы, создана система православного образования. В XVI–XVII вв. центрами просвещения в славянских землях были Украина и Белоруссия. Украинские и белорусские просветители основывали «братские школы». На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия. На Украине и в Белоруссии возникали типографии, где создавались и издавались учебники. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ.

Изменения в методике начального обучения:

1. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым.

2. Вместо буквенного обозначения цифр стали использоваться арабские цифры.

3. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы.

4. Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся.

Предметы:

§ Наиболее слабо было поставлено преподавание математики. Только в XVII веке стали появляться учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями.

§ Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие.

§ Астрономия тоже была чисто прикладной областью (составление календарей и др.).

§ В XII веке распространилась астрология.

§ Развивалась практическая медицина и фармацевтика.

§ Очень высок был интерес к истории.

На Руси издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей ежегодно (буквари описывали не живой разговорный русский язык, а церковно-славянский). В XVII веке появились первые учебники риторики и логики.

ВОПРОС 22: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В 10-17 ВЕКАХ. «ПОУЧЕНИЕ В. МОНОМАХА ДЕТЯМ»; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В «ДОСМОТРЕ»; Е. СЛАВИНЕЦКИЙ «ГРАЖДАНСТВО ОБЫЧАЕВ ДЕТСКИХ»; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С. ПОЛОЦКОГО

Развитие педагогической мысли в Древней Руси можно проследить, лишь начиная с XI—XIII вв., о более ранней эпохе сведений нет. Педагогические представления Древней Руси определили характер и развитие отечественного воспитания и обучения на века вперед. Особое место заняла Псалтырь. Ее текст, переведенный Кириллом и Мефодием, вошел в обязательное содержание «ученья книжного». Псалтырь стала «настольной» книгой для народа. Она содержала изложенные в образно-поэтической форме назидательные наставления и афористические высказывания о воспитании человека в «страхе Божьем»,её заучивали с детства. Характерными чертами сочинений отечественных авторов было внимание к нравственным вопросам, преобладание назидательно-наставительного тона.

«Поучение детям» (1117) князя Владимира Мономаха. Для Владимира Мономаха, ратовавшего за упрочение семьи, пример родителей являлся самым лучшим воспитательным средством. Особое внимание уделялось воспитанию милосердия, сострадания: не мсти, наставлял Владимир Мономах, терпи, сам помогай обиженным, сиротам, вдовам, больного проведай, покойника проводи, ни единого человека не пропусти без доброго слова. Помимо такого рода назиданий детям разъяснялись правила поведения, определенного этикета. Главными человеческими качествами, которые надо воспитывать с детства, Владимир Мономах считал религиозность, уважение к старшим, самообладание, находчивость, хладнокровие в опасных ситуациях и умение управлять своим домом.

Симеон Полоцкий: окружающий мир он называл книгой, написанной Богом, и задача учителя состояла в том, чтобы научить детей читать эту книгу. От учителя зависело, что будет в ней изображено. Симеон Полоцкий считал необходимым осуществлять светское воспитание юношества, этому содействовал устроенный им школьный театр, который помогал преподавать риторику, развивать у учеников дикцию, память, воображение, овладевать ораторским искусством. Он говорил о необходимости самопознания как пути к постижению человеческой души и как начала всеобщего знания («Не знающий себя, ничего не знает»), большое внимание он уделял домашнему, семейному воспитанию. В вопросе физических наказаний он следовал сложившейся практике, считая их одним из необходимых средств воспитания.

Епифаний Славинецкий считается переводчиком на русский язык книги Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». Он разделил весь текст на вопросы и ответы, которые учат нормам бытового поведения, светскому образу жизни, манерам, гигиене тела, умению одеваться, играм, и т.д. Эта книга была для детей, потому содержала много примров, чтобы сделать текст доступным детскому восприятию. Епифаний Славинецкий предварил основной текст рассуждениями о необходимости в первую очередь религиозно-православного воспитания, затем — о важности школьного светского обучения и только потом об овладении культурой поведения. Таким образом автору перевода удалось сохранить главную педагогическую задачу — воспитание христианина. Появление «Гражданства обычаев детских» в XVII в. свидетельствует о том, что еще до петровских реформ в России начало усиливаться внимание к светской, европейской культуре.

Таким образом, к концу XVII в. проблема соотношения веры и знания приобрела в российском сознании особую остроту. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 8158 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...