Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Потом учитель демонстрирует картину И. И. Левитана «Осень в Сокольниках». Сравнивая ее с «Золотой осенью», учитель так ставит вопросы, что вынуждает детей нарисовать контрастирую-
щую картину унылой, дождливой поры. Усиливает это впечатление одинокая фигура девушки, бредущей по аллее.
То же настроение передает П. И. Чайковский в прослушиваемой «Осенней песни». В беседе выясняется, какие мотивы привлекают художников в осени: пышность и яркость красок—с одной стороны, и увядание, грусть по ушедшему лету — с другой. В классе читают стихотворение А. Н. Майкова «Осень». В нем звучит и любование красотой природы, и легкая грусть по теплу и солнцу. Задание на дом — выучить это стихотворение и прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Лебеди».
Так использование проигрывателя обогащает учителя новыми средствами красочного, эмоционального воздействия на детей, способствующими более глубокому восприятию художественных достоинств произведений, лучшему запоминанию текста, расширению кругозора.
Магнитофильмы или грампластинки можно использовать при обучении сочинению. Прослушав текст с описанием события, в сознании детей возникает картина, которую они должны воссоздать в сочинении. Эта работа развивает творческое мышление, воображение и способствует развитию письменной речи.
Грамзапись или магнитозапись применяют и на уроках грамматики. Учащиеся на слух воспринимают трудные для написания орфограммы в исполнении мастеров слова, что при соответствующей работе учителя положительно влияет на прочность усвоения грамматического правила.
В III классе на уроке по теме «Правописание не с глаголами» после объяснения и частичного закрепления нового материала учитель использует фрагмент с записью на грампластинку песни М. Иорданского на слова А. Пришельца «У дороги чибис». Перед прослушиванием предлагают задание: запомнить слова на изученное правило. Внимательно слушая знакомую песню, дети запоминают слова с частицей не, которых в одном только куплете оказывается четыре («не кричи», «не волнуйся», «не войдем», «не тронем»). Еще раз вспоминают правило правописания и затем приступают к письменной работе.
Желателен дифференцированный подход к учащимся: более сильным поручают написать сочинение на тему «Дети — друзья птиц», употребив в нем перечисленные глаголы с частицей не, а более слабым — придумать с этими же глаголами предложения.
Практика применения на уроках грамматики звуковых пособий показала, что они оживляют, активизируют учащихся и способствуют более прочному усвоению и закреплению правил.
Незаменим магнитофон для наблюдения над интонацией на уроках по синтаксису. Прослушав пленку с записями специально подобранных предложений, учащиеся должны прийти к нужным выводам и рассказать о замеченных интонационных особен-
ностях. Они обращают внимание на то, как эти предложения и в каком темпе произносят, где необходимы паузы и сколь длительные и т. п. Учитель поясняет причину и назначение той или иной интонации.
Для уроков пения выпускают грампластинки, рекомендуемые программой. Их прослушивают на уроках для знакомства с музыкальными произведениями и обучения хоровому пению.
В малокомплектных школах, где нет музыкального инструмента, такие пластинки с произведениями, рассчитанными на 5— 10 мин, в хоровом или сольном исполнении особенно удобны. Работают с произведениями так. Сначала прослушивают песню полностью. Затем разбирают ее строй и разучивают по куплетам в сопровождении музыкальной записи. Для контроля за качеством исполнения пение детей записывают на магнитную пленку и воспроизводят. Замеченные недостатки устраняют.
Если разучивают песню, в которой характеризуется время года (например, песня «Здравствуй, гостья зима!»), то во вступительном слове учитель вспоминает разученные стихотворения о зиме. Беседа идет о красотах зимы, учитель показывает картину К. Ф. Юона «Зима» и отмечает, какими средствами художник передал красоту зимнего леса, покой природы, бодрящий мороз. Заканчивают беседу прослушиванием произведения П. И. Чайковского «Времена года» («На тройке»).
Проводят внеклассные занятия специально по эстетическому воспитанию. Для детей младшего возраста выпущены разнообразные грампластинки с записями не только литературных композиций, но и детских опер — «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Снегурочка». Для более старшего возраста созданы музыкальные спектакли «Золушка», «Сказка о царе Салтане» и др.
На таких занятиях детей знакомят с понятиями — опера, увертюра, ария, дуэт. Прежде чем приступить к прослушиванию оперы, учитель напоминает содержание произведения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Вступительную часть оперы называют увертюрой. По мере развертывания действия акцентируется внимание детей на передаче в музыке событий жизни Мухи. Просто и доходчиво музыка рисует портреты действующих лиц. Вот прилетает первый гость — Бабочка, и при ее появлении меняется характер музыки. Мелодия вальса изображает ее полет. Учитель комментирует появление Таракана с его медлительными шуршащими шагами. Возникает грустная мелодия, когда Муха просит гостей спасти ее от злого Паука. Грозная, мажорная музыка характеризует Паука. В веселом ритмическом танце празднуют свадьбу Мухи.
В конце занятия проверяют музыкальную память детей: выбирают отдельные фрагменты оперы, и дети должны узнать, о чем говорит это место оперы.
Такую же работу следует проводить с оперой «Мойдодыр», которая рекомендуется для детских садов. Ее содержание доступнее, а музыка доходчивее, и малыши прекрасно это чувствуют, • особенно грозное шествие умывальника и ритм бега мальчика.
Многие классические музыкальные произведения доступны младшим школьникам. Требуется только помочь им прочувствовать силу воздействия этих произведений. От прослушивания детских опер нетрудно перейти к теме «Родина в музыке М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского». Дети слушают отрывки из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»—«Славься! Славься!»; «Рассвет на Москва-реке» М. П. Мусоргского и «Во поле березонька стояла» из Четвертой симфонии П. И. Чайковского. На другом занятии можно познакомить с музыкой Э. Грига «Пёр-Гюнт», часть «Утро» и т. п.
Это последнее занятие может послужить подготовкой к уроку, на котором музыку Э. Грига используют для развития речи. Такие работы проводят по записанным на пленку литературно-музыкальным радиопостановкам. Для занятий в начальной школе применим, например, специально перемонтированный магни-тофильм по рассказу К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
После прослушивания записи следует беседа, во время которой на доске выписывают новые слова и имена. Затем составляют вопросы: 1) Назовите героев рассказа. 2) Где происходит действие? 3) Кто такой Григ и что вы о нем знаете? 4) С кем встретился Григ в еловом лесу? 5) Что особенно поразило Грига в девочке? 6) Передайте разговор Грига с Дагни. 7) Почему Дагни так огорчилась, получив ответ, что подарок будет сделан через 10 лет? 8) Расскажите о подарке Грига 9) Какое впечатление осталось у Дагни от этого неожиданного подарка?
Из вопросов вытекает и план изложения, который учащиеся составляют самостоятельно, а обсуждают коллективно. Пленку прослушивают вторично, и класс приступает к письменной работе (затрачивается на все 2 ч).
Одновременное воздействие высокохудожественного текста и не менее прекрасной музыки сказывается на яркости и живости изложений учащихся. Исполнительское мастерство помогло им запомнить авторские обороты речи, но не лишило и самостоятель ности: в тексте много сравнений и метафор. За счет изобра зительных средств объем изложения получился больше обыч ного.
Применение звукозаписи в процессе обучения и воспитания располагает большими, еще далеко не полностью раскрытыми возможностями.
Глава XVII
ОСНОВЫ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКА
§ 1. Понятие о звуке
Звукозапись широко применяют в народном хозяйстве, науке и технике. В наши дни записанный звук управляет работой машин, поточной автоматической линией, дает справку по телефону. Звукозапись позволяет зафиксировать разговор космонавта с Землей и т. п. Радиовещательные передачи, выступления на исторических съездах и совещаниях обычно записывают на магнитную пленку.
Такую запись используют и в учебном процессе начальной, средней и высшей школ. Разнообразен и красочен мир звуков окружающей нас жизни: пение птиц, голоса животных, шум деревьев, тихий шепот листьев и трав. И все, что воспринимает наше ухо, можно записать и использовать в учебных целях.
Различные звуки — человеческая речь, шумы, музыка — воспринимаются органами слуха. Что такое звук и как он возникает? Звук рождается колеблющимися телами. Оттянем и затем отпустим, например, басовую струну на гитаре: нетрудно заметить, что она начнет колебаться и при этом возникает звук. Колебания струны передаются воздуху, и в нем образуются невидимые глазу воздушные сферические волны—звуковые волны, распространяющиеся от источника звука во все стороны.
Ухо человека улавливает звуковые колебания, реагирует на них, посылает импульсы нервного возбуждения по слуховому нерву в мозг, и человек ощущает звук. Следовательно, звук—это колебания частиц воздуха, воспринимаемые ухом человека, а источник звука—колеблющееся тело. Звуковые волны могут распространяться не только в воздухе, но и в воде, в твердых телах и другой среде. Скорость распространения звуковых волн зависит от свойств среды, в которой они движутся.
Источники звука могут излучать различные по силе звуки. Колеблющаяся струна отклоняется от своего первоначального положения (состояния покоя). В этом случае она сперва переместится вправо до крайнего положения, потом вернется до положения покоя и переместится влево до крайнего положения, снова займет положение покоя и т. д. Величина наибольшего отклонения тела (например, струны) от положения покоя, т. е. размах звучащего тела, называется амплитудой колебания.
Величина амплитуды колебания определяет силу звука, которая тем больше, чем значительнее амплитуда колебаний. На силу звука, кроме амплитуды, влияет и плотность среды. Ухо человека способно воспринимать слабые звуки (например, шепот) и очень сильные (например, взрыв, орудийный выстрел), т. е. различные по силе.
В месте приема звучание одного и того же источника воспринимается по-разному. Чем дальше находится источник, тем слабее воспринимается его звучание.
Оценивают звук в месте приема по его громкости. Громкость звука измеряют логарифмом отношения интенсивности оцениваемого звука к интенсивности наименьшей силы звука, воспринимаемой ухом, и выражают ее в децибеллах (дб).
Громкость звука зависит не только от силы, но и от частоты. При одинаковой силе звуковых волн очень высокие и слишком низкие звуки кажутся менее громкими, чем звуки средней высоты. Можно заставить одну струну совершать малое число колебаний в секунду, а другую — большое число колебаний. В первом случае ухо услышит звук низкого тона, во втором — высокого тона. Значит, высота звука определяется частотой колебаний. Чем больше частота колебаний, тем выше звук. Число колебаний в 1 сек, называемое частотой колебаний, выражается в герцах {гц).
Звуки, воспринимаемые ухом, образуют диапазон звуковых частот, который очень ограничен. Исследования показали, что человек с нормальным слухом ощущает звуки с частотой колебаний от 10—20 гц (нижний порог) и до 15—20 кгц (верхний порог). Но у большинства людей верхний предел слышимости составляет всего 10—12 кгц. Колебания с частотой меньше 10 гц и больше 20 кгц не вызывают ощущения звука; наиболее низкие звуки называют инфразвуков ы ми, а наиболее высокие — ультразвуковыми колебаниями или ультразвуками. Колебания звуковой частоты 10—300 гц вызывают у человека ощущение низких звуков, а колебания с частотой 5—20 кгц воспринимаются как высокие звуки.
Звуки голоса человека ограничены сравнительно узкой полосой частот.
Чрезвычайно разнообразные звуки, существующие в природе, можно разделить на звуки речи, музыкальные звуки (музыкальных инструментов) и ш у м ы.
Звуки речи человека и музыкальных инструментов представляют сложные колебания, состоящие из многих налагающихся друг на друга простых (гармонических) колебаний, называемых тонами. Следовательно, любое колеблющееся тело издает много различных тонов. Нижний тон называется основным и определяет частоту звука, а тоны с иными частотами — о б е р -
тонами (верхними тонами), которые всегда выше основного тона. Обертоны позволяют отличить даже одинаковые по высоте звуки различных музыкальных инструментов и голоса людей. Обертоны придают каждому звуку своеобразную окраску, называемую тембром звука, позволяющую отличать разные звуки одного тона.
Шумы— это множество различных негармонических колебаний, с быстрыми и резкими изменениями их высоты и силы (например, шорох, стук, удар, взрыв, визг пилы, шипение, свист и др.).
§ 2. Краткие сведения из истории записи звука
Человек издавна стремился записать звук. Еще физик Джам-батиста Порта в 1589 г. заявил, что «звук не исчезает бесследно, и его можно как-то сохранить». Многие ученые, в том числе знаменитый астроном Иоганн Кеплер (1634), также высказывали мысль о возможности сохранения звука. Впервые зафиксировать звуки удалось в 1807 г. английскому физику Томасу Юнгу. Он записал звуковые колебания камертона на закопченной бумаге (рис. 123), расположенной на барабане. В 1857 г. француз Леон Скотт создает звукозаписывающий аппарат — фоноавтограф, по-зво-ляющий фиксировать «личную подпись» звука. Аппараты, созданные Юнгом и Скоттом, предназначались только для фиксации звука, но не могли его воспроизводить.
Француз Шарль Кро (1842—1888) впервые предложил записать звук в виде канавки на диске из мягкого материала при помощи иглы, а затем воспроизвести эту запись. При воспроизведении звука игла, связанная с мембраной, должна была двигаться по канавке и передавать колебания мембране, которая колеблет воздух, поступающий в окружающее пространство через рупор. Ш. Кро не создал такого аппарата.
Впервые звук был записан и воспроизведен в 1877 г. выдающимся американским электротехником, изобретателем Т. А. Эдисоном. Он изобрел фонограф (рис. 124), в котором звук записывался на восковом валике (глубинная запись). Для воспроизведения звука игла в фонографе двигалась по канавке вращающегося валика и при помощи мембраны и рупора воспроизводила записанный звук. Такая запись звука называется механической. Основной недостаток фонографа — нельзя получить копию записанного звука.
На смену фонографу пришел граммофон, предложенный Эмилем Берлинером, который в 1888 г. демонстрировал его в Филадельфийском университете. В этом изобретении применена поперечная запись на диске, используемая и в современном граммофоне.
Рис. 123. Запись на закопченной бумаге.
Примерно в 1907 г. был создан усовершенствованный граммофон, названный оксетофоном, обладавший более громким звуком. Это позволило сопровождать лекции демонстрацией диапозитивов и воспроизведением звука с грампластинок.
Прогрессивная научная общественность России уже в те времена понимала значение экранных пособий в сочетании со звуковой техникой в просвещении народа. Так, газета «Раннее утро» 13 октября 1909 г. писала: «Секретарем Общества фабричных врачей И. Д. Астрахановым в громадном зале при фабрике Гюбнер, на Девичьем поле, была прочитана лекция для ра-
Рис. 124. Общий вид фонографа,
бочих «Знаменитый врач и человек Ф. Гааз». На лекции демонстрировались туманные картины и, кроме того, исполнение на оксетофоне (усовершенствованный граммофон) ряда песен каторжан, собранных композитором Гартвельдом. Присутствовало более тысячи рабочих, — громадный зал не мог вместить всех желающих» '.
Одновременно с развитием и совершенствованием механической записи звука многие ученые и изобретатели продолжают искать иные способы записи звука. Наш соотечественник А. Ф. Викшемский в 1889 г. впервые в мире предложил аппарат для оптической записи звука на светочувствительный материал. В 1888 г. выдающийся русский физик А. Г. Столетов создал первый в мире фотоэлемент, а в 1900 г. И. Л. Поляков, использовав фотоэлемент, предложил воспроизводить звук с фотографической фонограммы
В 1929 г. советские профессора П. Г. Тагер и А. Ф. Шорин разработали новые способы оптической записи звука на кинопленку, которые явились основой для создания и развития звукового кино в Советском Союзе.
Датский физик В. Паульсен в 1898 г. впервые предложил магнитный способ записи звука на стальную проволоку. Теперь эта запись, получившая широкое распространение, стала высококачественной.
Применяют три основных вида электрической записи звука:
1) механический—для производства граммофонных пластинок;
2) оптический (фотографический), используемый только в звуковом кино (описан в § 4 главы IX).
3) магнитный, применяемый в радиовещании, звуковом кино, в учебных и научно-исследовательских целях, в быту (любительская запись звука) и т. д.
§ 3. Механическая запись и воспроизведение звука
При записи звука фонографом акустическая энергия звуковой волны попадает в рупор и колеблет мембрану с иглой, т. е. превращается в механическую энергию. Колеблющаяся игла вырезает или выдавливает звуковую канавку на вращающемся восковом валике или диске. Такой способ записи называют акустическим. Этот способ записи в настоящее время не применяют.
1 Л Ф Волков-Ланит. Искусство запечатленного звука. М, «Искусство», 1964, стр. 37,
Совершеннее электромеханическая запись звука, применяемая исключительно для изготовления грампластинок. На рис. 125 показана блок-схема электромеханической записи звука. Звуковые волны воздействуют на микрофон /, преобразующий звуковые колебания в электрические колебания звуковой частоты, подводимые к усилителю 2, где повышается их мощность. От усилителя усиленные электрические колебания поступают к рекордеру 3. Его сапфировый или алмазный резец вырезает звуковую канавку — механическую фонограмму — на вращающемся восковом диске 4.
Рекордер— это смонтированный на суппорте (особом устройстве) звукозаписывающий электрический прибор, преобразующий электрические колебания тока в механические колебания резца. Резец укреплен на конце якоря с обмоткой, помещенного между полюсами постоянного магнита. При записи звука через обмотку якоря протекают усиленные переменные электрические колебания звуковой частоты (микрофонные токи), и в это время якорь вместе с резцом быстро колеблется влево и вправо относительно точки покоя, в соответствии со звуковыми колебаниями источника звука. Так записывают звук на восковом диске.
Диск 4 устанавливают на металлический диск звукозаписывающего аппарата, и оба они равномерно вращаются электродвигателем. Одновременно при помощи специальной передачи перемещается и суппорт. При записи звука резец за счет непрерывного смещения суппорта движется от внешнего края к центру диска, причем с каждым оборотом диска резец смещается по его радиусу на одну и ту же величину, называемую шагом записи. Звуковая спиральная канавка, нарезаемая при записи на восковом диске, имеет сложную форму. Окончив записывать, с воскового диска изготовляют пластмассовые копии — грампластинки.
Этот процесс сложный. Рассмотрим его в упрощенном виде. Записанный восковой диск поступает в гальванический цех фабрики, где его покрывают электропроводящим составом. Затем в ванну с электролитом погружают диск и наращивают на него слой меди. Медный диск отделяют от воскового, получая металлическую форму — матрицу. Первую металлическую копию, называемую первым ори-
Рис. 125. Блок-схема электромеханической записи звука на диск.
г и н а л о м, не используют для изготовления грампластинок—ее сохраняют. Рельеф поверхности этой копии, обратный рельефу воскового диска, называется поэтому негативной копией С первого оригинала гальванопластическим путем изготовляют вторые оригиналы (вторые металлические копии) — позитивы. Со второго оригинала изготовляют третий оригинал—негатив, с третьего—четвертый оригинал, а с него — пятый оригинал. Третий и пятый оригиналы (негативы) служат матрицами для изготовления грампластинок массовым тиражом, так как со второго и четвертого (позитивы) печатать грампластинку нельзя.
Для изготовления грампластинки две металлические матрицы устанавливают в прессформу и нагревают до температуры 150° С. Между матрицами помещают определенное количество разогретой и размягченной пластмассы и две этикетки. При сжатии горячей прессформы пластинка прессуется, т. е. пластмасса принимает форму граммофонной пластинки. Одновременно с прессованием пластинки прессформу охлаждают. По окончании прессования и остывания прессформы ее раскрывают и вынимают готовую грампластинку, которую шлифуют по борту. По виду материала, из которого изготовлены грампластинки, они делятся на шеллачные, винилитовые и полихлорвиниловые. Винилитовые пластинки (изготовленные из искусственной смолы) лучше пластинок из другого материала: они не создают шума (шипения) при воспроизведении звука и позволяют получать записи более высокого качества.
До 1950 г. промышленность выпускала только обычные грампластинки, которые при воспроизведении звука должны вращаться с частотой 78 об/мин. Позднее стали выпускать долгоиграющие пластинки с микрозаписью звука. При таком способе каждый записанный след звука занимает гораздо меньший отрезок канавки, чем на обычной пластинке. Кроме того, удалось сблизить и сузить звуковые канавки и тем значительно удлинить фонограмму. В результате продолжительность звучания долгоиграющей пластинки обычного формата увеличилась в несколько раз. Долгоиграющая грампластинка рассчитана на частоту вращения 45, 33'/з, 16'/5 и даже 8V3 об/мин. Наиболее распространенная частота—ЗЗ^з об/мин. Следовательно, обычные и долгоиграющие пластинки различаются между собой шагом записи.
Акустический способ воспроизведения звука с граммофонных пластинок, осуществляемый патефонами (портативными граммофонами), пока еще распространен.
В чемодане патефона смонтированы: пружинный механизм вращения, диск с ручным тормозом, стабилизатор частоты вращения, звукосниматель и рупор изогнутой формы. Для воспроизведения звука граммофонную пластинку устанавливают на диск, вращаемый пружинным механизмом, рассчитанным только на 78 об/мин. Постоянное число оборотов обеспечивает стабилизатор частоты—центробежный регулятор. Останавливают диск ручным тормозом. Заводят пружинный механизм ручкой,
связанной с ним червячной передачей. Началом рупора, расположенного в чемодане, служит полая трубка тонарма. Выходное отверстие рупора расположено у верхней крышки чемодана. Узкая часть рупора резонирует на звуки высокого тона, широкая—на звуки среднего и низкого тонов, самая широкая—на самые низкие тоны.
Звукосниматель (рис. 126)—мембрана, укрепленная на тонарме, — воспроизводит звук с грампластинки. Во время проигрывания пластинки игла /, вставленная в держатель 2 мембраны, движется по звуковой канавке, колеблется с частотой и амплитудой записанного на пластинке звука. Колебания иглы передаются мембране 3, и она в свою очередь колеблется в соответствии со звуками, записанными на пластинке. Колебания мембраны вызывают колебания воздуха, которые через рупор передаются в окружающее пространство. Следовательно, в любой момент воспроизведения звука механическая энергия мембраны преобразуется в акустическую энергию звуковых волн, возбуждаемых в рупоре.
Наиболее существенные недостатки акустического способа воспроизведения звука: невозможность получения громкого звучания, которое необходимо для прослушивания грамзаписи в большой аудитории; нельзя регулировать громкость и тембр звука; неудовлетворительное воспроизведение низких частот и недостаточно хорошее — высоких. Кроме того, значительная масса мембраны вызывает повышенный износ грампластинки.
Для воспроизведения звука с грампластинки электрическим способом применяют электропроигрыватели, и электрофоны. Звук с пластинки в них воспроизводится электрическим звукоснимателем, который преобразует механические колебания иглы, скользящей по звуковой канавке пластинки, в электрические колебания. Эти очень слабые колебания подаются на вход усилителя низкой частоты радиоприемника или телевизора и после усиления преобразуются громкоговорителем в звуковые колебания.
Существуют электромагнитные, пьезоэлектрические и пьезокерамиче-ские звукосниматели. Электромагнитный звукосниматель состоит из стального якоря с иглой, который движется внутри катушки, расположенной в по-
Рис 126. Звукосниматель для воспроизведения звука акустическим способом.
Рис. 127. Пьезоэлектрический звукосниматель.
ле постоянного магнита. Колебания иглы, а следовательно и якоря, вызывают в витках катушки э.д.с., создающую в ее цепи переменные электрические колебания.
Действие пьезоэлектрического звукоснимателя (рис. 127) основано на явлении пьезоэлектрического эффек-т а, свойственного некоторым кристаллам. Эффект этот заключается в том, что на поверхности ряда кристаллов (кварца, сег-
нетовой соли и др.) при изгибе, растяжении и т. п. возникают электрические заряды. Биморфный элемент (пьезоэле-мент) / (рис. 127, а) находится в головке 3 (рис. 127, б) пьезоэлектрического звукоснимателя и состоит из двух сложенных пластин. Один его конец укреплен на основании головки, к другому концу приделан иглодержатель 4. Игла 5, движущаяся по звуковой канавке проигрываемой пластинки, при этом колеблется. Игла зажимается в держателе винтом 6. В результате деформаций пьезоэлемента, вызываемых этими колебаниями, на его гранях образуются электрические заряды, снимаемые с кристалла при помощи токопроводящих обкладок 2 и проводников. Величина и частота снимаемых электрических зарядов соответствуют амплитуде и частоте колебаний иглы. Следовательно, пьезоэлектрический звукосниматель преобразует механические колебания иглы в электрические колебания звуковой частоты.
Пьезоэлектрический звукосниматель позволяет воспроизводить широкую полосу частот от 50 до 10000 гц. Недостатки такого звукоснимателя — хрупкость и чувствительность к влаге, а также изменению температуры. С ним следует обращаться аккуратно и ставить на грампластинку плавно, не ударяя.
У пьезокерамического звукоснимателя устройство и принцип работы не отличаются от пьезоэлектрического. Пьезо-элемент у него состоит из керамического титаната бария. Пьезокерамический звукосниматель по сравнению с пьезоэлектрическим обладает большей механической прочностью и стабильностью в работе (не чувствителен к влаге и изменению температуры). Полоса воспроизводимых частот—30— 120005t{.
В последнее время стали выпускать звукосниматели, в головке которых установлены две иглы: одна — для проигрывания
обычной, а другая — для долгоиграющей пластинки. Подвижная головка таких звукоснимателей, называемая универсальной, поворачивается на 90°, чтобы можно было проигрывать обычную и долгоиграющую пластинки.
Электрические звукосниматели работают со специальными корундовыми иглами, срок службы которых порядка 150 ч, т. е. практически они не тупятся и называются «вечными».
Для воспроизведения звука с обычных и долгоиграющих пластинок электрическим способом применяют электропроигрыватели. Их соединяют при воспроизведении звука с радиоприемником или другим звуковоспроизводящим устройством.
В чемодане (футляре) электропроигрывателя смонтированы:
электропривод для вращения диска с грампластинкой, автостоп и звукосниматель. Электропривод состоит из фрикционного механизма, устройства переключения частоты вращения и электродвигателя.
Автостоп автоматически выключает электродвигатель в момент выхода иглы звукоснимателя на последние (выходные) канавки записи. Одним проводом электропроигрыватель включают в штепсельную розетку электросети, другим соединяют звукосниматель с радиоприемником.
Электродвигатели различных проигрывателей включаются по-разному: путем подъема звукоснимателя с опорной стойки; поворотом в сторону диска или в сторону от диска; тумблером или нажатием кнопки.
Порядок работы с электропроигрывателем. Чтобы воспроизвести звук с грампластинки, устанавливают переключатель напряжения на 127 или 220 а (в соответствии с напряжением электросети). Затем соединяют вилки провода звукоснимателя с гнездами «Адаптер» или «Звукосниматель» радиоприемника. Провод звукоснимателя имеет две однополюсные вилки, а провод электродвигателя — одну двухполюсную вилку. Потом устанавливают подвижную головку звукоснимателя так, чтобы игла соответствовала обычной или долгоиграющей пластинке. В неуниверсальную головку звукоснимателя для проигрывания обычной пластинки помещают стальную иглу «тихого тона», а в долгоиграющую — специальную корундовую.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 554 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!