Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел третий 5 страница



Уроки-экскурсии с применением кинофильма в начальной школе проводят: 1) при подготовке к экскурсии; 2) в качестве до­полнения к экскурсии при заключительной беседе; 3) в случае замены экскурсии фильмом.

Готовясь к экскурсии в природу или на производство, очень важно ознакомить детей с тем, что они там увидят. Во вступи­тельной беседе учитель обращает внимание учащихся на трудно понимаемые моменты на экскурсии, намечает связи с изученным в классе материалом. Тут, особенно при объяснении скрытых про­цессов, неоценимую услугу учителю оказывает кинофильм, по­вышающий интерес к экскурсии. Во время ее проведения уча­щиеся внимательнее рассматривают те объекты, о которых у них фильм создал представление. Фильм способствует более глубо­кому пониманию сущности производства или природных объек-


тов, повышает активность учащихся на экскурсии, облегчает вы­полнение заданий, полученных от учителя на время экскурсии.

На итоговом занятии по материалу экскурсии кино­фильм играет также важную роль: имеется возможность повто­рить и закрепить основные моменты экскурсии, а также допол­нить и расширить материал и выявить уровень полученных на экскурсии знаний.

Когда провести экскурсию невозможно, кинофильм — единственное средство, заменяющее ее. Такая заме­на, разумеется, неполноценна, поскольку учащиеся получают не предметное, а изобразительное знакомство с изучаемым объек­том. Самое правильное использование фильмов—на уроках-экскурсиях, когда кинофильм дополняет экскурсию.

§ 5. Работа с кинофильмом ло развитию речи

Особенно большим успехом в начальной школе и детских са­дах пользуются одночастевые сюжетные учебные фильмы — эти простые воспитательные кинорассказы на близкую детским интересам тематику. Такие фильмы используют для развития речи. Содержание их легко пересказать или написать по ним изложение.

Выразительность и эмоциональность речи учащихся развива­ют на протяжении всего их обучения. В начальных классах и детских садах такие специальные занятия проводят, главным об­разом, используя наглядные пособия, в том числе и кинофильмы. Учитель обогащает детскую речь, переходя от понятий о пред­метах к словам, наиболее точно выражающим их действие. По­степенно вводят такие понятия, как признаки, явления погоды, употребление слов в переносном значении, слов с обобщенным и отвлеченным значением и т. п.

Такие сюжетные фильмы с ярко выраженной воспитательной направленностью широко используют и в детских садах. Прие­мы работы с фильмом с целью развития речи разнообразны. Иногда вступительное слово перед просмотром фильма воспитатель заканчивает заданиями, предлагающими де­тям проследить за поступками героев фильма и оценить их. В другом случае он заставляет придумать иной конец, что акти­визирует восприятие и повышает интерес к просмотру фильма. Воспитатель обращает внимание детей на картины природы, стараясь воспитывать понимание ее красоты; одновременно он обогащает словарь, уточняет понятия, значения слов или объяс­няет смысл незнакомых слов.

Помимо этих подготовительных приемов работы, главным всегда остается пересказ содержания фильма. Учитель добивается, чтобы дети сами выявляли причинные связи и за-

висимости происходящих в фильме событий, умели отделить главные моменты от второстепенных.

Бесе д'а, или коллективный разбор фильма по вопросам учителя, развертывается особенно оживленно после по­вторного просмотра фильма, когда дети основательнее усваива­ют его содержание и поэтому стремятся высказать свои сужде­ния. Разумеется, вопросы учителя носят различный характер и зависят от цели урока. Вначале дети отвечают на вопросы, по­ставленные перед просмотром фильма, затем завязывается бесе­да, на которой подробно разбирают содержание фильма, по­ступки героев, оценивают их, и только после этого пересказы­вают содержание фильма, характеризуют героев устно или письменно.

Составление плана—один из методических приемов, используемых при коллективном разборе фильма. В этом случае дети последовательно вспоминают и рассказывают содержание эпизодов фильма, учитель просит озаглавить каждый эпизод и за­писывает на доске. Так получается план произведения к письмен­ному или устному изложению.

Изложение по фильму ведут по записанному на доске плану, который учащиеся заносят в тетради, и пишут изложение, строго придерживаясь плана. Так дети учатся устанавливать по­следовательность развития действия, выделять главное в фильме и в каждом эпизоде, а упражняясь в придумывании заголовков, приобретают навыки в составлении самостоятельных планов со­чинений, что так важно для старшеклассников.

Рисунки по фильмам—методический прием, использу­емый самостоятельно или в комбинации с изложением. Учитель предлагает зарисовать наиболее запомнившиеся кадры или эпи­зоды (связывать инициативу детей не рекомендуется). Под рисун­ками учащиеся делают распространенную подпись. Такая рабо­та увлекает детей.

Творческий рассказ за пределы сюжетной ли­нии фильма применяют опытные учителя в классах, хорошо подготовленных к работе с фильмами. Учитель предлагает рас­сказать, как сложится судьба героев или как бы она могла сло­житься по-иному.

Работа над планом, изложением, а затем над рисунками, творческие рассказы—все это приучает детей самостоятельно думать и правильно выражать свои мысли и чувства, содействует развитию их воображения.

В учебных кинофильмах нередки методические недостат­ки, на которые учитель указывает во вступительном слове или после показа фильма. Кроме того, в снятых давно фильмах мате­риал частично устаревает. В этом случае во вступительном сло­ве или в пояснениях в ходе демонстрации учитель вносит исправ­ления и дополнения. Если в фильме содержится очень актуаль-


ный материал, учитель связывает его с происходящими в стра­не или в международной жизни политическими событиями.

Кинофильм, как и всякое наглядное пособие, сам по себе не дает прочных знаний учащимся. От искусства учителя, от его умения применять те или иные методические приемы зависит, насколько учащиеся усвоят материал урока. Пояснения, углуб­ляющие содержание фильма, в сочетании с беседой в классе— вот та основа, которая обеспечивает успех урока.

§ 6. Проблемное обучение и учебный кинофильм

В настоящее время в школе актуально проблемное обучение как один из методов активизации процесса обучения. Этот метод основан на привлечении личного опыта учащихся в близких их интересам жизненных ситуациях. В каждой ситуации, подобран­ной соответственно силам и возможностям детей, они должны решать одну из нескольких трудных проблем. На основе имею­щихся знаний и опыта у учащихся рождаются новые мысли. К решению проблемы дети приходят в результате отклонения оши­бочных гипотез и выбора правильных.

Итак, учебная проблема—это созданные учителем практиче­ские и теоретические трудности, преодолеваемые учеником в результате собственной исследовательской активной работы. Пре­одолевая трудности, ученик овладевает новыми знаниями и опы­том, самостоятельно делает выводы, которые-закрепляются мно­го лучше, чем при заучивании готовой информации. Иногда учи­тель излагает только фактический материал, описывает явление, событие, процесс, а сущность явления учащиеся находят самосто­ятельно на основе своих знаний.

Неоценимую услугу учителю в создании проблемной ситуа­ции может оказать учебный кинофильм. Он побуждает учащихся к самостоятельной творческой деятельности, заставляет искать пути к решению поставленной задачи, наконец, фильм подводит и к правильным выводам. Но главное—в фильме овеществляет­ся та ситуация, которую ученик вынужден был изучать мысленно. Интересный фильм заостряет внимание учеников. Активность их проявляется в том, что каждый ученик ищет правильного реше­ния задачи и сравнивает его с предлагаемым фильмом.

В фильме объединены такие компоненты, как динамический зрительный ряд, слово, музыка, естественные звуки, шумы и т.п. В нем можно показать не только настоящее живо и наглядно, но и рассказать о прошлом увлекательно и эмоционально. В умелых руках учителя фильм дает богатый материал для постановки пе­ред учениками проблемной ситуации.

Обычные учебные фильмы не рассчитаны на создание про­блемной ситуации, так как в них не только описывается явление,

но характеризуется его сущность и делаются выводы. В этом случае учитель может выключить звук в соответствующем ме­сте, и ученик станет очевидцем событий, которые ему пред­стоит самостоятельно осмыслить, проанализировать и сделать выводы.

Когда перед классом поставлена познавательная задача, то учащиеся в ходе оценки показанного события высказывают раз­личные точки зрения. В развернувшейся дискуссии ошибочные точки зрения вскоре отклоняются, так как авторы не могут при­вести убедительных доводов в их защиту. Все сходятся на един­ственно правильной точке зрения, которая восторжествовала только потому, что учащиеся применили к конкретной ситуации имеющийся у них запас знаний и жизненный опыт. Так учитель умело направляет поиск, дополняет и углубляет его результаты и подводит к хорошо аргументированным выводам.

Используя фильм для создания проблемной ситуации, учи­тель не ограничивается простейшими приемами, а активизирует учебный процесс, вносит в него элемент самостоятельной работы учащихся, поиска и учебного исследования вопроса, заставляет выполнить различные логические задачи и т. д.

Глава XIII

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ С ПРИМЕНЕНИЕМ КИНОФИЛЬМА

§ 1. Окончательный выбор, определение времени демонстрирования фильма на уроке

Учитель заранее планирует применение кинофильмов на пред­стоящую четверть учебного года. Непосредственно готовиться начинают незадолго до урока или занятия. От тщательности под­готовки урока в значительной степени зависит успешность его проведения.

Выбор фильма. Учитель подбирает фильм к темам програм­мы, пользуясь фильмографической литературой— аннотирован­ными каталогами-справочниками, выпущенными издательством «Просвещение», а также рецензиями, публикуемыми в журна­лах «Народное образование», «Начальная школа» и др.

Монтажные листы, прилагаемые к каждому учебному филь­му, помогают закреплять в памяти последовательность действия в фильме. В них, помимо выходных данных, имеется краткая


РАЗДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ

ЗВУКОТЕХНИКА

Глава XVI

ПРИМЕНЕНИЕ ЗВУКОЗАПИСИ В ШКОЛЕ И ДЕТСКОМ САДУ

§ 1. Виды звуковых пособий, их значение и способы применения

Грампластинки применяют в школе давно. Вначале их ис­пользовали на уроках иностранного языка, затем — на уроках литературы и русского языка. С появлением долгоиграющих пластинок заметно расширились возможности механической за­писи звука. Ни одно техническое средство не сравнится с грам­записью по удобству и простоте обращения с аппаратурой. По­этому в пропаганде образцов искусства слова и музыки или при иллюстрировании слова учителя звуковым пособиям на уроках (грамзаписи) следует отдать предпочтение.

Как много случаев в учебно-воспитательной работе, когда важно показать учащимся «живую» речь В. И. Ленина, а также других выдающихся государственных деятелей, их подлинный голос! Никогда учитель не сможет так впечатляюще рассказать о В. И. Ленине, как это удается в сочетании с прослушиванием его голоса. Ту же цель преследуют, включая в урок живые голоса родных, соратников и друзей Владимира Ильича — Н. К. Круп­ской, М. И. Калинина, Г. К. Орджоникидзе, Е. М. Ярославского, В. Д, Бонч-Бруевича, Е. Д. Стасовой, В. А. Карпинского, Г. М. Кржижановского, фонограмму с записью которых выпу­стила Всесоюзная студия грамзаписи на двух долгоиграющих пластинках. Эти пластинки, названные «Страницы жизни В. И. Ленина», содержат не только рассказы ветеранов партии

об Ильиче, но и запись любимых им музыкальных произве­дений.

В начальной школе и детском саду совершенно по-иному вос­принимаются литературные произведения, когда учитель вводит выразительное чтение отрывков из изучаемых в классе художе­ственных произведений в исполнении мастеров слова. Сильное впечатление оставляет грампластинка с записью голоса писате­ля, в особенности если он хороший рассказчик (например, К. И. Чуковский). Не менее интересно использовать на уроке живую речь великих писателей, например Л. Н. Толстого, осо­бенно его выступление, обращенное к ученикам Яснополянской школы.

Учителю важно иметь долгоиграющую пластинку «Голоса писателей», на которой записано свыше 15 выдающихся писа­телей.

На уроках и внеклассных занятиях учитель может использо­вать пластинки, посвященные обзору мемориальных квартир-музеев. Такие своеобразные звуковые экскурсии знакомят уча­щихся, например, с Музеем-квартирой Н. Островского. В обзо­ре-монтаже в музыкальном оформлении проходит весь жизнен­ный путь писателя.

Художественное чтение — наиболее распространенный вид грамзаписи, применяемый в начальной школе и детском саду. Своеобразие сказок, былин в исполнении больших мастеров слова или народных сказительниц предстает перед детьми во всей своей непередаваемой красоте. При выразительном худо­жественном исполнении они лучше усваивают особенности язы­ка, сюжета произведений фольклора, легче схватывают произ­ношение незнакомых слов, чему в немалой степени способству­ет обостренное внимание, с которым слушают такую пластинку. Репертуар пластинок с художественным чтением очень разно­образен: тут и «Сказки Андерсена», и «Гадкий утенок», и «Кро-шечка-Хаврошечка», и «Как Костя решил стать космонавтом», и «Борсино и его друзья», и многие другие. Для начальной школы выпущена специальная фонохрестоматия, состоящая из 20 грам­пластинок.

Еще больший педагогический эффект приносят диафильмы, озвученные на грампластинке. Такие диафильмы выпускает сту­дия «Диафильм», и они пользуются большим успехом. К обычно­му черно-белому или цветному диафильму прилагают долгоигра­ющую грампластинку с текстом и музыкой. Каждая сторона такой пластинки рассчитана на звуковое сопровождение одного диафильма. При демонстрировании следят за синхронностью изобразительного ряда с звуковым сопровождением.

Озвученные диафильмы выразительнее немых, поскольку у '" них изображение занимает всю площадь кадра, тогда как у не­мых его значительную часть занимает надпись. Из выпускаемых

студией озвученных диафильмов детской тематики можно реко­мендовать: «Про козла-разбойника», «Почему рассердился уго­лек», «Знаменитый утенок Тим», «Черепаха», «Басни Крылова», «Мой друг Степка», «Как я был самостоятельным», «Куликов­ская битва», «М. В. Ломоносов», «Детские годы В. И. Ленина» и другие. Как видно из названий, использовать эти диафильмы можно и в детском саду, и в школе, причем некоторые из них — на уроке.

Музыка, как известно, играет важную роль в художествен­ном воспитании учащихся, в развитии их эстетических вкусов и понимания прекрасного. Для малышей сейчас выпущен хороший подарок— звуковая книжка «Играем и поем», имеющая 10 не­больших грампластинок с записями детских песен. В качестве приложения каждая страница этой книжки содержит текст и ноты исполняемой песни. Таким образом, в детском 'саду можно разучивать слова и мелодию песни по куплетам и сверять ее ис­полнение с образцовым. У таких звуковых книжек или журна­лов большое будущее.

Музыка в воспитании дошкольников и младших школьни­ков не только играет самостоятельную роль. Ее включают и в урок в качестве исторического фона, который вводит в атмосфе­ру времени и способствует раскрытию содержания литератур­ного произведения. На уроках чтения на историческую тему музыка самостоятельно характеризует соответствующую эпоху (например, песня «Священная война», когда речь идет о Вели­кой Отечественной войне 1941—1945 гг.). Всегда следует пом­нить, что музыка должна соответствовать возрасту, интересам, развитию и музыкальной подготовке учащихся.

Нельзя перегружать урок излишним звучанием; 3—5 мин— лучшее время для применения слухового пособия; не более 10 мин— общая продолжительность звучания всякого звукового пособия на уроке.

Звуковое пособие целесообразно применять, если оно подго­товлено вступительным словом, беседой и вопросами учителя. После прослушивания учитель также следит за эмоциональной стороной восприятия, за выражением детских лиц, старается выявить впечатление от музыки или чтения и в обобщающем слове подводит итоги урока. Звук на уроке усиливает восприя­тие материала всего урока и способствует более глубокому по­ниманию музыкальных произведений.

Итак, на уроке звуковые пособия применяют с целью рас­крыть содержание урока (например, при исполнении литера­турных произведений) или в качестве иллюстративного мате­риала к слову учителя (например, музыка, песни, естественные звучания, присущие изучаемым предметам или явлениям). Во всех случаях они повышают точность информации и интерес уча­щихся к изучаемому предмету или явлению.

В качестве примера важного в учебном отношении исполь­зования звука, когда он не только эмоционально окрашивает явление, но и отчасти вскрывает его сущность, можно привести всевозможные записи, сделанные с натуры. Так, на уроке или занятии в детском саду очень важно прослушать крики и го­лоса различных животных и птиц. Как известно, ученые давно изучают эти звуки. Птицы впервые были записаны еще в прош­лом веке. Наиболее простые сигналы, подаваемые животными, означают крики о помощи, об опасности, призывы. Более слож­ные средства общения и информации выражают различные чувства.

До последнего времени считали, что больше всего сигналов (до 23) у обезьян. Однако ученые установили у дельфинов бо­лее 30 сигналов. Специальные аппараты все эти свисты, скрипы, щелчки, стоны, мяуканья, жужжание зафиксировали на пленку, которая представляет большой интерес не только для науки, но и имеет прямое отношение к обучению детей в школе. Точно так же интересны в учебном отношении шумы, обозна­чающие испуг и призыв, обнаруженные у некоторых видов рыб. Воспроизведение этих звуков, кроме познавательного значения, прививает детям любовь к природе.

Более широкие возможности, чем грамзапись, открывает пе­ред учителем магнитная запись звука. Простота обра­щения, доступность и надежность — качества, открывшие дорогу магнитофону в школу и детский сад. Возможность записи речи обучающегося и анализа ошибок, сравнения ее с образцовой речью, а также многократного воспроизведения, повторения с точ­ностью, недоступной человеку, позволила усовершенствовать ме­тодику преподавания языков. Применение звукозаписи для раз­вития устной речи учащихся дает возможность учителю зафикси­ровать ее, выявить неуловимые для учеников при произношении ошибки, проанализировать и устранить их.

Точная запись устной речи на магнитофон дает возможность учителю сделать ее у учащихся более правильной и выразитель­ной, отработать интонации, темп, добиться умения применять паузы и другие приемы. Звукозапись используют и при изучении грамматики, в особенности тех разделов синтаксиса, где важна интонация, так как от нее зависит безошибочная расстановка знаков препинания. Наконец, магнитофонные диктанты в классе высвобождают у учителя время для индивидуального контроля за работой учеников в процессе диктанта. Не связанный ни с текстом, ни с самой диктовкой, учитель следит за правильностью письма, предупреждает ошибки.

Запись на пленку позволяет учителю лучше выявить затруд­нения в усвоении учебного материала, помогает следить за раз­витием речи и установить влияние различных приемов обучения на качество и скорость устранения ее недостатков.

В начальной школе и детском саду важно не только устра­нить ошибки речи, но и заложить основы, выработать нормы правильного, литературного произношения. Магнитофон тут ока­жет учителю и воспитателю неоценимую услугу.

Неправильно, если учитель в процессе работы по развитию письменной и устной речи детей недостаточно внимания уделяет литературному произношению, полагая, что задача его — научить только грамотно писать. Между тем работа над орфоэпией не менее важна и сложна, чем над орфографией, в особенности в тех районах страны, где на речь детей влияют местные говоры. Учитель начальной школы и воспитатель детского сада должны стремиться устранять орфоэпические недостатки речи детей. • В национальных республиках, в особенности в сельской мест­ности, где дети мало говорят на русском языке, а речь учителя нельзя считать образцовой, регулярное прослушивание текстов на русском языке с последующим их воспроизведением укрепля­ет слуховую память учеников. Постепенно они приобретают на­выки, позволяющие отличать правильное произношение от не­правильного. Записанная на пленку, ясно и громко звучащая речь учеников при сравнении ее с образцовой позволяет четко выявить орфоэпические, интонационные и другие ошибки. Тем самым речь поддается не только контролю, но и, что важнее, самоконтролю, заставляя школьников относиться к устной речи так же ответственно, как и к письменной.

Не следует думать, что работу по исправлению речи можно свести только к простому прослушиванию образцов литературно­го языка и подражанию им. Труднопроизносимые звуки отраба­тываются с помощью специальной серии упражнений. Учитель предварительно объясняет артикуляцию трудных звуков.

Очень часто дети говорят тихо и невнятно. Такая речь, запи­санная на пленку и усиленная при ее воспроизведении, отчетли­во звучит, рельефно выявляя даже незначительные погрешности произношения, подлежащие устранению.

Работу по исправлению дефектов речи детей с использовани­ем магнитофона лучше проводить вне урока и индивидуально, чтобы ребенка не смущали насмешки товарищей. Для упражне­ний подбирают отрывки прозы или стихотворений. Дети сначала слушают текст в исполнении учителя, а затем произносят сами перед микрофоном и прослушивают запись.

Магнитная запись может полностью заменить грампластинки и позволяет учителю записать звук и тут же его воспроизвести. Грампластинки учитель может переписать на магнитную пленку полностью и выборочно, что позволяет уже монтировать звук. Возможность сокращения времени звучания источника звука и выбора отдельных звуковых фрагментов в педагогическом отно­шении очень удобна, так как позволяет создавать звуковые по­собия, точно соответствующие программе, и включать их в урок.

Монтируют фонограмму также и путем склейки различных кус­ков пленки. При этом можно чаще вводить музыкальный образ в литературное произведение, и наоборот.

Сравнивая манеру чтения одних и тех же произведений раз­ными исполнителями, учитель наглядно показывает детям богат­ство и значение интонаций. На одну пленку монтируют, напри­мер, для сравнения описания природы или одних и тех же собы­тий разными писателями и т. п. Хорошие результаты дает применение на уроках записей изучаемых произведений в испол­нении лучших чтецов школы. Словом, случаев использования маг­нитной записи, дающей больший эффект, чем все другие средст­ва, очень много. Все зависит от выдумки и инициативы учителя и воспитателя. Так, изучая в начальной школе стихотворение «Жаворонок», учитель включил записанный на пленку голос пти­цы, который многие городские дети никогда не слышали! Магни­тофон позволяет также записать ответы прилежных и неради­вых учеников.

Записанные на пленку радиопередачи можно воспроизвести на занятии в удобное для учителя и воспитателя время. Совет­ское радио накопило опыт по созданию радиокомпозиций, радио­спектаклей — этот материал, записанный на пленку, можно ис­пользовать на уроке, внеклассном занятии или на занятии в дет­ском саду. Организованы и специальные передачи для урока, в помощь ученику и учителю, для школьной фонотеки.

Накопив фонд таких записей радиопередач, учитель сам соз­дает необходимое пособие, перезаписывая отдельные фрагменты, подбирая и склеивая различные отрезки ленты с нужными для урока или занятия записями. Многие учителя имеют собственные фонды магнитофильмов.

Наряду с другими техническими средствами звукозапись об­легчает'труд педагога, повышает его эффективность.

§ 2. Звукозапись в начальном обучении

При обучении чтению школьники знакомятся не только с ху­дожественным произведением, но у них формируется свое отно­шение ко всему произведению и к отдельным персонажам. Одно­временно учащиеся приобретают навыки выразительного чтения и пересказа.

Звуковые пособия помогают учителю преодолеть монотонность и интонационную невыразительность чтения, выработать логиче­ские ударения в соответствии с содержанием текста и знаками препинания. Прослушивание грампластинок и магнитофонных записей литературных произведений, последующий их разбор, чтобы показать художественные приемы выявления основной мысли произведения, различные переживания и настроения его

героев — все это помогает учителю в работе над выразительно­стью чтения.

Когда на уроках чтения и внеклассного чтения впервые при­меняют техническое средство (например, проигрыватель), учи­тель должен провести беседу о его назначении и работе. Это уст­раняет в дальнейшем помехи от вполне естественного желания детей познакомиться с новым для них прибором.

Применение звуковых пособий следует начинать с прозаичес­ких произведений, усиленных музыкальным сопровождением в исполнении мастеров слова. Это внушает детям мысль о нераз­рывности слова и музыки.

В беседе учитель акцентирует внимание на выразительности актерского исполнения, на владении интонациями, позволяющи­ми создавать яркие образы героев рассказа, на роли музыки, уси­ливающей впечатление и помогающей воспринять произведе­ние. Особенно понравившиеся отрывки можно прослушать дваж­ды. Если это был урок по внеклассному чтению, обязательно найдутся учащиеся, которых хорошее исполнение заставило пересмотреть сложившееся впечатление от самостоятельного чтения рассказа и вторично прочитать его дома.

Просмотр перед чтением учебника диафильма на ту же тему в сопровождении или сочетании с песней или другим музыкаль­ным произведением создает соответствующий эмоциональный фон, что повышает интерес к чтению. Так, при изучении темы «Борьба крестьян против помещиков» (III класс) после чтения рассказа, привлечения ранее изученного стихотворения «Несжа­тая полоса» и рассказов детей о прошлом можно показать диа­позитивы или диафильмы о жизни крестьян в царской России. Задержавшись на кадре, где изображена крестьянка у колыбе­ли больного ребенка, включают «Песню Еремушке» на слова Н. А. Некрасова. Мелодия песни как нельзя лучше соответству­ет изображению и сильно воздействует на чувства детей.

После такого эмоционального настроя возрастают глубина и прочность восприятия содержания статьи «Борьба крестьян про­тив помещиков». Разобрав статью, можно прослушать песню «Есть на Волге утес». Для многих будет новостью, что эта знакомая им песня посвящена Степану Разину. Такой урок вырабатывает навыки восприятия музыки и художественный вкус детей.

Прослушивание пластинок, на которых записаны художест­венные произведения в исполнении мастеров слова, оказывает большую помощь при работе над выразительностью чтения. Так, при изучении басни «Лисица и виноград» в III классе учитель может вообще не читать этой басни, а дать образцовый текст грампластинки. Затем дети читают басню, разбирают ее содер­жание, используя настенную картину и воспроизведение ее в учебнике.

К вопросу о месте включения в урок музыкального или худо­жественного произведения учитель подходит гибко: иногда до разбора, а часто — после. Если слова песни неразборчивы или трудны для понимания, учитель сначала читает текст и поясняет трудные слова. Иногда учитель заранее пишет текст песни на до­ске, а учащиеся, слушая музыку, следят за словами. После пояс­нения идейного содержания революционных песен и работы над выразительностью чтения песня звучит в классе вторично.

При работе по настенной красочной картине музыкальные произведения помогают раскрытию ее содержания. Музыка, до­полняя живопись, усиливает эмоциональное воздействие. Во вре­мя беседы о Советской Армии можно, например, воспользоваться картиной В. В. Шаталина «По долинам и по взгорьям» и песней того же названия. Песню А. В. Александрова «Священная вой­на», сыгравшую важную роль в мобилизации народа на борьбу с фашистскими захватчиками, используют к любому яркому про­изведению живописи, посвященному этой героической борьбе (например, картина В. Г. Пузырькова «Черноморцы»).

В конце каждой темы рекомендуется проводить обобщающие уроки, на которых особенно интересно можно сочетать различ­ные пособия. Так, на уроке по теме «Осень в произведениях рус­ского искусства», начав с повторения стихотворения М. В. Иса­ковского «Прощание с теплым летом», отправным моментом для перехода к теме урока следует взять слова поэта о том, что про­щается он с летом «без печали и тоски». В качестве причин та­кого чувства дети называют радостную пору уборки урожая и красоту осенней природы.

Учитель переходит к показу картин «Золотая осень» И. И. Ле­витана и «Осень» И. С. Остроухова, предлагая рассказать, поче­му их так назвали. Затем дети вспоминают писателей, ярко опи­савших осеннюю природу (К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. А. Фета, Д. Н. Мамина-Сибиряка). Учитель предлагает найти в рассказе «Серая Шейка» Д. Н. Мамина-Сибиряка описание перелета птиц. После чтения спрашивает о настроении, создавае­мом этим описанием. Тот же отрывок прослушивают в грамзапи­си. Учитель просит обратить внимание на сопровождающую чте­ние музыку, усиливающую впечатление от рассказа.

Если И. И. Левитан восхищается красотой осени, то Д. Н. Ма­мин-Сибиряк и исполнитель подчеркивают другую сторону этого времени года — увядание природы. Предлагается вспомнить и рассказать, как постепенно изменяется природа по рассказам других писателей. При этом надо добиваться, чтобы в пересказе дети употребляли образные выражения писателей («трепетная осина», «мертвящая рука осени»).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 295 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...