Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Для массового размножения записей магнитный способ менее удобен, чем изготовление грампластинок, так как на перезапись магнитных фонограмм затрачивают значительно больше времени, чем на прессование грампластинок. К тому же матрицу можно сохранить многие десятки лет, а кинопленку и магнитную ленту столько времени хранить нельзя.
Из всех видов звукозаписи широко распространена магнитная запись, а магнитофон получил широкое распространение.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
УЧЕБНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Глава XIX
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ШКОЛЕ И ДЕТСКОМ САДУ
§ 1. Телевидение, его возможности и значение в педагогическом процессе
Телевидение неизмеримо расширило возможности целенаправленного приобщения широких народных масс к лучшим творениям всех видов искусств, к достижениям науки и техники, к окружающей жизни.
Телевизор позволил каждому человеку, в кругу своей семьи, наблюдать интересных людей и события, происходящие в данный момент за сотни и тысячи километров. Такой огромной аудитории не знало ни одно из искусств, поэтому так велика роль телевидения в привитии человеку лучших качеств.
Сфера воздействия телевидения постоянно расширяется. В Советском Союзе телевидение используют и как новое средство обучения, обладающее специфическими возможностями воздействия на учащихся, которых лишены другие технические средства обучения. Так, возможность показать события и действия в момент их свершения и на большом удалении от зрителей свойственна только телевидению.
Все, что зритель видит по телевидению, кажется ему происходящим на его глазах, сейчас, сию минуту. Он чувствует себя соучастником событий, присутствует при рождении слова, мысли, образа. Такая непосредственность восприятия придает особую достоверность фактам и образам телеэкрана. Эту важную в пе-
дагогическом отношении особенность называют эффектом присутствия. Частично он сохраняется даже и тогда, когда изображение зафиксировано на пленку.
Документальность — особенность телевидения, тесно связанная с предыдущей, — основана на удивительно проникающей возможности телекамеры. Отсюда подлинность показа различных предметов и явлений, уникальных творений человеческого разума и рук.
Интимность — свойство телекамеры, обязывающее выступающего перед ней направлять свой взор прямо в объектив и обращаться ко всем зрителям, а воспринимается это обращение каждым как доверительное. Это усиливает воздействие на зрителя мыслей, идей, теорий. Разумеется, эффект интимности зависит от личности выступающего, глубины его знаний, убежденности, умения увлечь аудиторию, ораторского искусства и т. п. Возникает иллюзия общения, и доверие зрителя—важнейший фактор эффективности передачи. Звучащее с экрана слово становится убедительнее, весомее, а указания ведущего дети выполняют непроизвольно, естественно.
Обучение по телевидению не надо рассматривать как новый метод обучения. Это лишь новое техническое средство, помогающее учителю успешнее передавать знания, а учащимся их усваивать. Иными словами, телевидение усиливает, обогащает школьные методы обучения и воспитания. От умелого использования учителем телевидения зависит эффективность его применения.
В школе телевидение не нарушает сложившегося педагогического процесса. Оно лишь одно из наглядных средств, которое тесно взаимодействует с другими наглядными пособиями. Да и учебные телепередачи должны служить образцом умелого сочетания различных наглядных средств, недоступных или труднодоступных школе. В таких учебных передачах показывают документальные ^ кинокадры, фотографии, рисунки, действующие модели, живые объекты, выступление опытного педагога, инсценировки, выдающихся людей, прослушивают интересные звукозаписи и т. д.
Чтобы лучше представить себе значение телевидения в обучении, рассмотрим его возможности как нового средства связи и информации.
Во-первых, оно позволяет передавать произведения различных видов искусств: театра, кинематографа, изобразительного и др., каждое из которых создается по своим законам. Во-вторых, зритель получает разнообразную информацию о событиях с места и в момент их развертывания. В-третьих, для телевидения создают свои передачи, в которых учитывают специфику выразительных средств и характер восприятия изображения с небольшого экрана телевизора.
Телевидение обладает огромными возможностями воздействия на зрителя, так как оно соединило (синтезировало) выразительные средства других видов искусств и добавило свои, специфические. Как и кино, телевидение использует силу воздействия живописи, скульптуры, актерского перевоплощения, управляет временем, пространством и восприятием, создавая наиболее благоприятные условия для наблюдения. Зритель видит только то, что нужно.
В педагогическом отношении важны специфические особенности телепередачи: она воспринимается зрителем в момент создания, и действие не прерывается до ее окончания (если передача не заснята на пленку).
На очень маленьком (по сравнению с кино) экране телевизора хорошо передаются оттенки человеческих переживаний. Поэтому неестественность поведения и интонаций актера или учителя особенно заметна зрителям. Если выступающий неотступно следит за текстом, это неприятно действует на зрителя.
Телеэкран попадает в поле зрения полностью; поэтому человек обычно видит все развертывающееся действие, что в дидактическом отношении важно, так как внимание учащихся сосредоточивается на самом существенном.
Малые размеры экрана заставляют чаще, чем в кино, показывать крупные планы. Это особенно относится к учебным передачам, где мало применяют средний план и совсем редко — общий, на котором зритель не видит деталей, а лишь ориентируется в размещении объектов. На телевидении особенно впечатляют детали, поэтому его называют искусством крупного плана.
Крупный план активизирует восприятие, приближает зрителя к действию, к предмету изучения. В сочетании с движением камеры крупный план позволяет подчеркнуть объемность, глубину предмета. Значит, в учебном телевидении крупный план, панорамирование становятся методическими приемами.
(Специфика восприятия телеизображения предъявляет определенные требования и к построению средних и общих планов: все предметы, расположенные в кадре, должны сосредоточивать внимание зрителей на главных объектах. Предметов в кадре должно быть предельно мало. При такой роли второстепенных предметов их плохая видимость на общих планах вполне допустима. В обучающих детских передачах ничто не должно отвлекать от основной темы. Исключаются также зрительные эффекты, ослабляющие дидактическое воздействие передачи.
Эти специфические особенности телепередачи определили характер и качество изобразительного материала и звукового ряда в учебной телевизионной передаче. Кинокадры подбирают динамичные, преимущественно крупноплановые, на которых четко видны нужные детали. Статические картинки и фотографии да-
ны с крупными, выразительно выделенными главными деталями, все второстепенные — убраны совсем или удалены в нерезкий фон. Ничего лишнего, несущего избыточную информацию. Количество объектов в кадре не больше 7—10, а движущихся—еще меньше. Это же требование относится и к натуральным пособиям, муляжам, моделям. Опыты — необычны, оригинальны и интересны.
Помня, что слово в телепередаче сильно воздействует на учащихся, ведущий (иногда их два) убедительно и просто говорит, свободно держится, а речь его заставляет думать детей и в то же время ведет их мысль за собой, поддерживая и усиливая интерес. В большинстве хороших передач слово играет подчиненную роль. Возрастные особенности определяют соотношение слова и изображения. Если речь ведущего не подкреплена иллюстрацией или сменой изображения на экране, внимание младших школьников рассеивается уже через 2—3 мин. Поэтому главная смысловая нагрузка должна падать на зрительный ряд.
Для телевизионного изображения характерно, что все масштабное, грандиозное теряется на маленьком экране. Детали недостаточно крупного изображения даже уже на средних планах растворяются на телеэкране. Плохо передается тогда и перспектива (глубина кадра); она воспринимается лишь при сопоставлении фигур людей и предметов. Правильное представление о размерах неизвестных предметов формируется на средних и общих планах только тогда, когда рядом расположены предметы, размеры которых хорошо известны.
Как и кино, телеэкран хорошо передает движение объектов, но и тут нужно строго отбирать и выделять движения, необходимые для понимания сущности явления, чтобы не запутать зрителей.
Из всех этих особенностей передачи и восприятия изображения следует заключить, что скорость подачи информации в телевидении должна быть медленной, плавной. В учебной передаче нетерпима поверхностная информация. Лучше сократить количество информации, зато преподнести ее обстоятельно, чтобы дать зрителю пищу для размышлений.
Новый материал вводят небольшими порциями и в темпе, доступном для понимания и усвоения детьми того возраста, на который он рассчитан. Каждая порция содержит определенный объем информации, подкрепляемый иллюстрацией. Таким образом, вся передача делится на ряд законченных смысловых отрезков.
Ритм передачи в телевидении спокойнее, чем в кино, но и без затянутостей, снижающих динамику действия. Такая информация, да еще подтверждаемая происходящими в данный момент событиями, самая правдивая. Иногда показанный по телевидению киносюжет, хотя и отражающий прошедшее событие, вы-
глядит по-иному, если перед демонстрированием выступит живой его участник. В этом случае сила воздействия изобразительного материала, иллюстрирующего, дополняющего рассказ участника событий, возрастает.
§ 2. Воспитательные и образовательные телепередачи для детей
Регулярные телевизионные передачи для детей занимают значительное место в программах всех телестудий страны. Они имеют определенную учебно-воспитательную направленность и разбиты на серии, каждая из которых объединяет однотипные виды передач. Все разнообразие названий детских передач можно объединить в шесть видов.
Первый вид— художественные передачи— кинофильмы, театральные постановки, игры, танцы и песни, детская художественная самодеятельность; им отводится наибольшее время.
Второй вид — документально-информационные передачи о жизни дошкольников и школьников, детские тележурналы и газеты, репортажи об общественных событиях, о книгах, музеях, встречах с писателями и т. д. Подобные передачи приобщают детей к общественно-политической жизни, возбуждают интерес к чтению. Так, спрос на книги, рекомендуемые в передачах, возрастает. Дети, только приобщающиеся к чтению, часто предпочитают книге просмотр телепередачи. Поэтому особенно большое значение для них имеют циклы передач для младших школьников «Кот-книгоноша», «Полочка-читалочка» и «Занимательная азбука». В занимательной форме в них рассказывается о новых детских книгах с использованием мультипликации или частичной драматизации содержания книги. Некоторые студии организовали специальный цикл воспитательных передач для школьников на морально-этические темы.
Третий вид—примыкающий к учебным—это научно-образовательные беседы, лекции, фильмы и другие познавательные передачи. Такие беседы богато иллюстрируют документальными фотографиями или рисунками, кинофильмами, натуральными образцами, приборами и др. Иногда передачи проводят в виде географических, исторических, литературных или естественнонаучных экскурсий. Содержание определяется школьными программами по различным предметам или целями общего развития учащихся и дошкольников. Подобные передачи расширяют общенаучный и культурный кругозор детей, воспитывают любознательность, удовлетворяют их запросы в области искусства, науки и техники.
Телепередачи о жизни замечательных деятелей науки и культуры, путешественников, па научно-фантастические или познавательные темы строят не только в форме иллюстрированных
лекций-бесед, но и занимательных инсценировок, захватывающих детей развитием драматически напряженного сюжета. Эстетические вкусы детей воспитывают иллюстрированные лекции-концерты или беседы о творчестве художников. Для дошкольников и младших школьников устраивают также передачи о понимании красивого и культуре поведения. В разработке этих передач участвуют учителя и методисты. Так, для начальной школы устраивают передачи, тесно связанные с содержанием статей «Родное слово», проводят экскурсии в Кремль, беседы об уходе за жилищем, одеждой, как правильно накрыть стол или решить арифметические задачи из окружающей детей жизни, проводят беседы о явлениях природы, ответы на вопросы: «Что, откуда, почему?» и т. п. Для старшего возраста: «Школьникам об искусстве», «В мире музыки», «Рассказы о профессиях», «Страна знаний».
Четвертый вид — передачи, прививающие детям практические навыки в рисовании, лепке, моделировании, конструировании и т. д. Они рассчитаны на участие детей в происходящем на экране действии. Телевидение стимулирует познавательную активность детей. У них возникает желание узнать еще больше, трудиться, создавать своими руками, пробуждается творческий дух. К числу таких передач относятся: «Клуб юного техника», «Сделай сам», «Сто затей двух друзей», «Умелые руки», «Конкурс Са-моделкина» и др. Они учат детей делать игрушки, модели из самых простых материалов. Дети чувствуют себя участниками занятий, где показывают процесс изготовления вещи при помощи выразительных средств телекамеры.
Пятый вид— спортивные передачи, не только заинтересовывающие школьников зрелищной стороной спорта, но и раскрывающие причины успехов спортсменов и организующие заочное обучение с помощью выдающихся тренеров.
Шестой вид — учебные передачи по темам школьной программы.
Эти виды передач в основном рассчитаны на прием их дома, в кругу семьи, что позволяет родителям влиять на детей, формируя их политические взгляды, эстетические вкусы и этический облик. Так же влияет на детей воспитатель и учитель в детском саду и школе. Поэтому они следят за программами передач, продумывают, какие из них рекомендовать, как заставить активно воспринимать содержание, т. е. готовят вопросы, которые следует предложить ученикам в связи с предстоящей передачей.
Естественность, интимность и откровенность наблюдаемого действия в художественном и документальном телевидении убедительно воспитывают в детях лучшие человеческие качества. На примерах, взятых из жизни, формируются представления о разных характерах, причем дети получают возможность дать оценку поступкам людей, их поведению, событиям. Дети близко общаются с передовыми людьми народа, его героями. Самостоятель-
но разбираясь и оценивая качества личности, дети живо ощущают на себе ее нравственное влияние. Присматриваясь к поступкам и действиям лучших людей народа, дети стараются им подражать. Телевидение расширяет круг наблюдений и нравственных критериев детей. Но телевидение воздействует на них прямо пропорционально содержанию и качеству передач.
Морально-этические стороны воспитания затрагивают передачи о героизме или о таких качествах личности, как скромность, достоинство, честность, правдивость. Все это предстает перед юными зрителями в драматизированных сюжетах. Нравственным идеалам детей отвечают передачи типа «Жизнь сделать с кого». Художественные образы фильмов и телеспектаклей убедительно раскрывают темы дружбы и товарищества.
Младшие школьники хорошо воспринимают не только увлекательные сюжетные постановки, но и выступления участников или свидетелей важных исторических событий. Бесхитростные рассказы живых участников, составляющие идейный и смысловой центр передачи, лучше запоминаются, чем кинематографические игровые иллюстрации. Такие встречи с замечательными ' людьми оставляют глубокий след в душе ребенка и становятся основой формирования идеала.
Раскрытие содержания деятельности человека, его внутреннего мира захватывает младших школьников, ибо они открывают для себя в обыкновенном человеке необыкновенное. Эти люди своим рассказом влияют на маленького слушателя силой жизненной правды скромного революционера-рабочего, героя войны или труда. Показ таких людей, да еще когда они разговаривают как с равными с малышами, импонирует им, что имеет немаловажное учебное и воспитательное значение. Какие бы яркие кадры с героическими участниками ни включить в передачу, эмоциональным центром ее всегда будет рассказ без зрительного ряда. Простое слово, отражающее героические и обыденные трудовые подвиги, звучит с экрана настолько впечатляюще, что затмевает зрительное воздействие.
При показе производственных процессов младшим школьникам они запоминают их лучше, когда рассказ ведет подлинный участник трудовых дел и к тому же лучший, выдающийся работник, Герой Социалистического Труда.
Встречи-интервью воздействуют на младших школьников сильнее, чем на старшеклассников. Школьники желают встретиться с рабочими разных специальностей, а также с людьми романтических профессий — геологами, артистами, космонавтами, путешественниками и др. Телевидение удовлетворяет их потребность в информации о том, как люди работают, что поможет в сознательном выборе профессии.
Телевизионные встречи действеннее непосредственных контактов с живыми людьми, поскольку они построены в соответст-
вии с дидактическими требованиями, сохраняют индивидуальность рассказчика — ему не навязывают сценарий. Телевстречи проходят торжественнее и несут большой эмоциональный заряд. Все выразительные средства — смена планов, ракурсы, свет, наезды — направляют, сосредоточивают внимание на главном, создают телевизионный портрет героя. Лицо говорящего человека, показанное крупным планом, обращенное как бы лично к каждому ученику, усиливает воздействие передачи. В отличие от кинематографа, ведущим компонентом передачи типа встречи-интервью служит слово, а не зрительный ряд. В будущем такие передачи должны влиться в общую систему учебных передач.
§ 3. Учебные телепередачи для школы
Учебные телепередачи проводят по наиболее сложным темам программы, по которым в школе нет достаточных наглядных пособий. Темы отбирают опытные учителя и методисты, которых чаще всего привлекают в качестве авторов сценариев, консультантов и исполнителей.
В отличие от научно-познавательных, учебные передачи имеют определенны и адрес. Их создают по программе учебных предметов и показывают точно во время изучения темы. Это не значит, что телепередачи должны повторять материал учебника; обычно они выходят за его пределы. В подобных передачах стремятся шире и разнообразнее использовать возможности и преимущества, которыми располагает телевидение и что недоступно обычной школе. Так, в передачах по физике часто демонстрируют уникальные приборы и музейные экспонаты (например, солнечную батарею одного из спутников). В учебные передачи включают материалы, отражающие последние достижения науки и техники. При этом всевозможные наглядные средства, подтверждающие слова ведущего передачу, усиливают интерес к ней, в результате повышается усвояемость.
В учебных передачах добиваются большой выразительности не только путем перехода от общего плана к крупному и детали, но и наложением одного изображения на другое, когда оба они видны одновременно, и учитель может сравнивать размеры и очертания двух изучаемых объектов. Такой методический прием важен, например, в географических передачах, когда приходится сравнивать размеры территорий стран.
В учебных передачах также широко применяют наглядные изобразительные средства, в особенности киноматериалы. Кинофрагменты включают, когда они усиливают достоинства телевизионной техники, а именно: показ труднодоступных объектов (например, атомного реактора, действующего вулкана, невидимого для глаза микромира, объектов, требующих специальных видов съемки, и т. д.). Включение киноматериалов — одна из
сильных сторон телевидения. Использование нередко уникальных, недоступных школе киносъемок из государственного фонда, а также научно-популярных, учебных, хроникальных и художественных фильмов обогащает школу новыми пособиями. Методически умело включенные фрагменты точно иллюстрируют одну или две мысли, поэтому в большинстве случаев просмотр фрагментов в учебном отношении эффективнее просмотра фильма, как правило, перегруженного информацией. В этом случае телевизор может стать эталоном для учителей школы в отношении наиболее рационального использования фонда учебных фильмов.
Разнообразны не только формы, но содержание и характер учебных передач. Их часто ведут из музея, зоопарка, с производства, из лаборатории ученого, а иногда даже передают экскурсии в природу.
В учебные передачи важно включать местный краеведческий материал. Передают встречу с передовиками производства обязательно из области или района расположения школы. С помощью прямой телевизионной передачи такие встречи проводяг из цеха, лаборатории, колхоза и т. п. Телевидение — способ знакомства школьников с людьми разных профессий.
Педагогически оправдана только передача, посвященная одному вопросу. В ней число дидактических элементов должно строго соответствовать возрастным особенностям учащихся, материал введен небольшими порциями и обязательно повторяется в разных вариантах.
В настоящее время все учебные телепередачи для школы делятся на передачи на урок и вечерние. К последним относятся научно-познавательные передачи, расширяющие кругозор учащихся, а следовательно, охватывающие материал, который выходит за рамки программы. Вечерние передачи—это обобщающие или вступительные лекции продолжительностью 40—50 мин.
Роль учителя школы в телепередачах очень важна, так как только с его помощью познавательный и одновременно воспитательный материал передачи будет усвоен. Поэтому действия учителя аналогичны рекомендованным для познавательных передач (см. третий вид, § 2 данной главы). Заранее зная о содержании передачи, учитель в предварительной беседе готовит учащихся к восприятию передачи, рассказывает в общих чертах о том, что они увидят на экране телевизора, акцентирует внимание на наиболее существенных моментах вопросами и заданиями. Посмотрев передачу, в большинстве случаев дома, в классе разбирают ее содержание, учитель задает вопросы, оценивает ответы, поясняет непонятное.
Кроме специально подготовленных учебных передач, телестудии передают учебные кинофильмы -форма передачи, почти не требующая специальной подготовки. В этом случае телевиде-
ние служит только техническим средством для передачи произведения другого вида искусства.
Прием и использование учебных кинофильмов школьного фонда в учебных целях на уроке или во внеклассной работе разрешает следующие трудности: не надо транспортировать фильмы в школу, снимается вопрос о недостаточном количестве фильмокопий каждого названия, которые обычно нужны одновременно всем школам во время изучения соответствующей темы. Недостаточные размеры экрана телевизора и худшее изображение компенсируются бесшумностью показа, возможностью работать в незатемненном классе, простотой обслуживания и т. д.
Учебные кинофильмы демонстрируют по заранее составленному полугодовому или годовому расписанию в соответствии с изучением программного материала. Чтобы шире охватить школы для прямого использования на уроках фильмов, их демонстрируют 3—4 раза в разные смены и дни.
Имеется еще один очень сложный по методике проведения, но эффективный вид учебной передачи. Это телевизионные передачи в помощь школьникам, выполняющим трудные домашние задания. Такие передачи существенно влияют на повышение прочности знаний. С экрана телевизора учитель просит учащихся открыть учебники на соответствующей странице, объясняет, как работать, что повторить из ранее изученного, какой материал выучить устно и какую работу выполнить письменно. Основная помощь складывается из квалифицированных пояснений со всевозможным иллюстрированием. По ходу изложения учитель пользуется доской или показывает таблицы, выделяет важные для запоминания незнакомые слова, имена, правила, законы. Заканчивают передачу указанием на действия, которые надо выполнить учащимся по окончании передачи, чтобы успешно справиться с заданным уроком.
Дополняя материал учебника, в такой передаче нельзя дать почувствовать учащемуся, что прямого выполнения домашнего задания не последует. Значит, надо иллюстрировать интересными пособиями, позволяющими держать школьников в постоянном напряжении. В этом главная трудность передач этого типа, ибо учащиеся могут сознательно не включить телевизор или выключить его, как только почувствуют, что передача мало помогает в выполнении задания.
Передачи в помощь выполняющим домашние задания смотрят учащиеся не только дома, но и в школах-интернатах, где учащиеся регулярно работают над заданиями в часы для внеклассной работы.
Эффективные передачи — это образцовые уроки для учителей, на которых используют передовой педагогический опыт. Хорошими уроками воспользуются и школьники для повторения изученного материала. Воронежская студия телевидения назвала эти
передачи «Уроки лучших мастеров педагогического труда». Такие уроки передают из школы, где преподают в привычных для детей условиях.
Эффективность применения учебного телевидения в значительной степени зависит от своевременной и возможно более полной информации учителя о содержании предстоящих телепередач. Она поступает по трем каналам: 1) печатные аннотации; 2) телепередачи-консультации; 3) консультации в институтах усовершенствования учителей.
В первых раскрывают содержание зрительного ряда и текст сопровождения, дают методические советы учителю, вопросы и задания учащимся, схемы и фотографии объектов передачи. Такую аннотированную программу учитель должен получить к началу учебного года. Вторые—телепередачи-консультации типа «Час учителя», «Экран учителя»—раскрывают содержание ближайших передач; в них дают советы учителю, какой материал перед передачей желательно повторить, как подготовить к ней учащихся, активизировать их вопросами и заданиями во время приема, как закрепить материал и что следует использовать из передачи на последующих уроках. Третьи вооружают учителя методикой работы с телеэкраном, стимулируют рост его профессиональной культуры, заставляют лучше готовиться к уроку.
Телевидение на всех этапах обучения располагает большими возможностями, используемыми пока недостаточно. Во многих странах учебное телевидение внедряют в педагогический процесс. Так, во Франции, Италии, Японии постепенно от общеобразовательных программ, расширяющих кругозор школьников, переходят на прямое телевизионное обучение, передавая уроки, фрагменты или просто наглядный материал.
Широкий размах приняло телевизионное обучение в развивающихся странах Африки. Это объясняется острой нехваткой учителей.
В школах ГДР, ПНР, ЧССР, СФРЮ систематически по отдельным предметам передают лекции и учебные передачи, причем о времени и содержании их широко информируют школы по радио и в специальных изданиях. В ПНР печатают методические материалы по использованию передач в учебном процессе. Выводы польских педагогов интересны и для нас.
Передачи по изученному материалу менее эффективны, чем органически включаемые в урок при изучении нового материала. Польские педагоги предлагают следующий план телеурока:
1) вступительное слово учителя; 2) постановка перед учащимися задач, которые они должны решить; 3) запись некоторых данных, замечаний и вопросов во время телепередачи; 4) обсуждение передачи.
Учитель приспосабливает урок к телепередаче, которую нельзя ни прервать, ни использовать фрагментарно. Учитель просматривает всю передачу и уже затем работает над ее содержанием, стараясь использовать материал для достижения дидактических целей.
§ 4. Телепередачи на урок и методика работы с ними
Эффективность телепередачи на урок зависит от умения учителя использовать ее содержание. Чтобы обогатить учебный процесс, содержание телепередачи должно органически слиться со всей системой работы учителя. Но для умелого сочетания учебного телевидения с работой учителя недостаточно знать содержание и цель передачи. Необходимо отчетливо представлять особенности телевизионного изложения и ясно видеть место учителя на уроке. Передачи на урок делят на телевизионные лекции-беседы и телевставки (фрагменты урока).
Телелекция-беседа излагает сравнительно большой объем материала, полностью раскрывая тему урока. Она длится 30—35 мин. У учителя нет времени на изложение на этом уроке еще и другого материала. Ему остается лишь организовать работу учащихся, закрепить материал или пояснить недостаточно понятые вопросы.
Телелекции-беседы бывают по изучению нового материала и обобщающие. Распределение времени на этих уроках примерно одинаковое: первые 5 мин учитель класса сообщает тему и основное содержание передачи, ставит вопросы, на которые учащиеся должны обратить внимание, организует класс, объясняет, что нужно записать и зарисовать. В конце урока 5—10 мин отводят обобщению материала и домашнему заданию.
Уроки изучения нового материала проводят по более сложным вопросам программы. Раскрыть их нагляднее, доходчивее и экономнее удается, используя более богатый (чем у учителя школы) арсенал средств, имеющийся в распоряжении телевидения. Содержание урока излагает ведущий телеучитель. Учащиеся по его указанию ведут записи и делают зарисовки.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 292 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!