Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел третий 3 страница



Поясним это на примерах. Если ребенок видит на экране не­знакомых животных, сходных по форме и размеру с уже зна­комыми, то он примерно представляет себе это новое животное. Когда же появляется принципиально новое изображение, то уча­щийся бессилен воссоздать эту новую форму.

Особенно трудно в кино определять размеры, масштаб изоб­ражения и отождествлять с действительными. Между тем оценка величины предмета имеет в учебном фильме самостоятельное


познавательное значение. Метод сравнения, не опирающийся на знакомые предметы, не всегда приносит желаемые результаты. Объясняется это нахождением предмета изучения в необычной окружающей обстановке, лишающей зрителя возможности срав­нения предмета со знакомыми предметами, обычно окружающи­ми его в жизни. Поэтому зритель не справляется с определени­ем истинного размера предмета.

Процесс восприятия экранного зрелища с одновременной его расшифровкой и переводом в сознании в реальные образы вос­питывается постепенно, по мере развития ребенка.

Экранные изображения при показе диапозитивов дети начи­нают узнавать к двум-трем годам. Ребенок в таком возрасте вы­держивает только самые короткие сеансы, а узнает лишь знако­мые вещи при соответствующем словесном сопровождении.

Необходимость смотреть только на освещенный экран в тем­ном помещении очень быстро утомляет двух-трехлетних детей;

они возбуждаются, плачут и вскоре засыпают.

Значительно труднее воспринимается движущееся изображе­ние в кинофильме. К четырем-пяти годам ребенок начинает по­нимать короткие кинорассказы. Если их содержание не рассчи­тано на восприятие детей этого возраста, то содержание расска­за ребенок расчленяет на разрозненные эпизоды или даже толь­ко кадры — животные, автомобили, комические сценки падения человека и т.п.

Таким образом, сознание человека сравнительно медленно формируется для расшифровки динамических экранных изобра­жений.

Рассмотрим процесс киновосприятия.

В темном зале остается освещенным только экран, принуди­тельно привлекающий внимание зрителя быстрой сменой серий контрастных световых изображений. Это вызывает сильное на­пряжение непроизвольного внимания, концентрирующегося в од­ной точке яркого экранного пятна. В коре головного мозга вокруг возбужденной области возникает торможение, усиление которого может вызвать сон. Если зритель воспринимает кино­изображение как разрозненные картинки, сон наступает быстрее.

Чтобы повысить активность восприятия, применяют различ­ные формы смыслового движения изображения. В художествен­ном фильме этого достигают его драматургией, а в учебном — специфическими формами подачи материала. И несмотря на са­мую совершенную, увлекательную форму преподнесения содер­жания время от времени зрителя одолевают потоки торможения. В такие моменты он не в состоянии воспринимать иногда целые куски фильма.

Как установили психологи, временные пробелы в восприятии содержательных, хороших фильмов даже больше, чем менее ув­лекательных. Заметить эти пробелы можно при вторичном про-

смотре картины. Тогда обнаруживается, что важные моменты фильма не оставили в сознании никакого следа. Особенно это справедливо для учебного фильма. Поэтому следует рекомендо­вать повторные показы фильма, эффективность которых зависит от объема и качества содержащейся в нем информации. При вто­ричном просмотре у учителя появляется возможность сконцент­рировать внимание на ускользнувшей информации.

Рассматривая учебный фильм с точки зрения психологии вос­приятия и воздействия на детей, следует оценивать его как про­изведение, управляющее вниманием. Если человек воспринимает окружающую действительность в удобном для него порядке, то в фильме вниманием управляет его структура, специально орга­низованная при помощи выразительных средств. Такое управле­ние вниманием, выделение главного изображения осуществляет­ся средствами динамики, композицией кадра и монтажной сме­ной планов. Из кадра убирают или ослабляют отвлекающее от главного разными способами: соотношением главной вещи и ок­ружающих фоновых вещей, различной интенсивностью окраски, выделением светом и т. д. Но главным приемом остается выбор и смена планов. Чем лучше удается в фильме выделять глав­ную в каждом кадре вещь, тем успешнее фильм управляет вни­манием зрителя.

В результате этих приемов взор зрителя все время переме­щается вперед или назад, вверх — вниз, в стороны — на разные углы поворота. Иногда происходит мгновенный переброс взора на другое зрелище, как бы после закрытия глаз. Так, наблюда­ющий за вещью взор разлагает ее на части, потом снова соби­рает, переносится на другую вещь, сближает и сопоставляет обе вещи. Фильм монтируют так, чтобы зритель рассматривал кадр ровно столько времени, сколько необходимо для осознания уви­денного. Кроме того, киноглаз зорче глаз человека. Поэтому кино не только сосредоточивает внимание, но и усиливает воз­можности видения человека. Чем лучше постановщики фильма учитывают воспринимающие возможности определенного кон­тингента зрителей учебного фильма, тем удачнее задуман и смон­тирован фильм.

От степени проникновения учителя в сущность психологиче­ских процессов восприятия фильма зависит учебная и воспита­тельная целесообразность применения фильма, что не может не сказаться на умении организовать работу над учебным материа­лом фильма.

§ 3. Педагогические возможности кино

В тесной взаимосвязи с выразительными средствами находят­ся педагогические возможности учебного кино, которые нельзя рассматривать изолированно от общих дидактических принципов обучения,


Как известно, дидактика, исходя из теории познания, разра­батывает способы обучения, которые помогают учащимся ус­ваивать истинные знания, создавать верную картину мира. С этой целью учитель постоянно, когда это только возможно, обра­щается к самим изучаемым вещам или явлениям, к фактам, со­бытиям, строит обобщения, добиваясь осознанных, проверенных практикой истинных знаний. Поэтому наглядность— один из важнейших принципов советской дидактики. Он требует обу­чать на основе живого восприятия изучаемых предметов в нату­ре или их изображений. Тогда у учащихся создаются ясные и точные представления о предметах окружающего мира.

Наиболее верно усваиваются знания, если наглядное посо­бие позволяет показать предметы и процессы в развитии, не изолированно друг от друга, а в связи с другими предметами и процессами. Это обеспечивается всей системой наглядных по­собий, начиная от натуральных объектов и кончая различными их изображениями. Здесь неоценимую услугу оказывают техни­ческие средства обучения, в том числе кинофильм, заставля­ющий учеников мыслить, выделять существенные признаки пред­метов, их сходства и различия.

Учитель передает знания. Но чтобы ученик понял значение слов учителя или текста учебника, у него должны возникнуть отчетливые представления о предметах и явлениях окружающего мира, на основе которых формируются научные понятия. Поэто­му, знакомя учащихся с новыми для них словами, учитель одно­временно показывает предметы или их изображение, а также го­ворит о явлениях, которые эти слова обозначают. Главную роль в принципе наглядности играет зрение; слух, осязание, вкус уси­ливают, дополняют воспринимаемое зрительно. Так создается правильное представление о предмете, его образ. От изучения конкретных предметов учащиеся легче переходят к абстрактным понятиям и обобщениям.

Обеспечивая образную сторону знаний учащихся, кинофильм отвечает следующему принципу обучения — научной достоверно­сти. Это означает, что в учебном фильме рассказывают только о прочно установившихся в науке знаниях и показывают самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме. Поэтому принцип доступности обучения, т. е. соответствия содержания и методов изложения материала воз­растным особенностям учащихся, так же как и принцип система­тичности (строгой логической последовательности изложения), обязателен для каждого учебного фильма.

В кинофильме удачно реализуется дидактический принцип связи теории с практикой. На ярких жизненных примерах уча­щиеся видят в кинофильме, как применяются усваиваемые ими теоретические знания в жизни. А это заставляет школьников со­знательнее относиться к учению, что повышает качество знаний.

Вытекающий из изложенного дидактический принцип созна­тельности и активности мышления также непосредственно отно­сится к кинофильму, который помогает учащимся разобраться в фактах и явлениях, воспитывает инициативу, учит применять по­лучаемые в школе знания в трудовой деятельности.

Динамичность изображения—наиболее сильная в дидактическом отношении характерная особенность кинопособия, позволяющая рассматривать явления в процессе движения, из­менения, развития, т. е. наиболее правдиво, жизненно.

Но динамичность кино не только в показе самого движения. Используя смену планов, движение аппарата и другие вырази­тельные средства, можно и статические предметы показать так, что они как бы оживут и их неподвижность не будет ощущаться, в особенности если статические кадры чередуются с движущими­ся объектами.

Отдельные элементы изображения выделяют путем перехода от общих к крупным планам и деталям, высвечиванием, панора­мированием по объекту и т. п. Тем самым динамику кино исполь­зуют не только для показа самого объекта, но и направляя мы­шление в сторону нужных объектов. Так выразительные средст­ва кино позволяют раскрыть сущность явления, путь развития познания, выделяя существенные признаки предметов, сравни­вая, выявляя различия, т. е. раскрывая внутреннее развитие (ди­намику) процесса.

В этой связи отметим такую важную дидактическую сторону кино, как способность рассматривать все явление и отдельные его части, выявляя взаимосвязи между ни­ми. Например, рассматривая на экране произведения живописи, при помощи смены планов удается расчленить большое много­плановое полотно на отдельные элементы, выявить главные ча­сти и существенные детали. Показывая отдельные части картины и сосредоточивая на них внимание, кинофильм доносит до уча­щихся замысел художника, внутреннее развитие образов, ком­позицию и содержание всей картины.

В отличие от непосредственного наблюдения, киноаппарат на­правляет внимание учащихся на наиболее существенную для понимания процесса или явления часть объекта. Пользуясь выра­зительными средствами кино, удается целенаправленно руко­водить вниманием учащихся, приковывая его к различным ча­стям рассматриваемого объекта, выделяя основное и типичное, что следует обязательно понять и усвоить.

В движущемся объекте показывают только отдельную часть или же среди многих движущихся объектов выделяют лишь один, наиболее существенный, необходимый для понимания целого. Та­кая четкость кинематографического наблюдения возможна толь­ко при умелом использовании всего арсенала выразительных средств кино и, главное, таком монтаже, который обеспечивает


наилучший ритм учебного фильма: спокойный, медленный, без резкой смены планов там, где требуется хорошо рассмотреть предмет или явление, и в быстром темпе и резкой смене корот­ких планов, когда необходимо создать впечатление напряжен­ности действия, остроты развертывающихся событий.

Важное свойство кино—мгновенно переносить уча­щихся от наблюдения за одним объектемкдру-гому, находящемуся порой на значительном расстоянии от первого, т. е. преодолевать пространство. Так, зритель в кино знакомится с Уссурийской тайгой, затем фильм перенесет его в знойную пустыню, опустит на дно моря или раскроет тайны жиз­ни пчелиного улья.

Очень велики возможности кино для демонстрирования яв­лений и процессов, недоступных непосредственному наблюде­нию. Специальные виды научной киносъемки позволяют знако­мить с работой атомного реактора, с внутренним устройством различных машин и механизмов, наблюдать жизнь микроорга­низмов, планет, рассматривать процессы, происходящие внутри вещества, а также протекающие очень быстро или слишком мед­ленно.

Кадры, снятые специально, позволяют демонстрировать явления и процессы на экране столько времени, сколько необхо­димо для их детального рассмотрения и усвоения.

С целью замедлить при демонстрировании на экране очень быстрые процессы снимают не с обычной скоростью (24 кад­ра/сек), а ускоренно (60—240 кадров/сек и больше) —рапидная съемка. Демонстрируют фильм с обычной частотой смены кад­ров — 24 в секунду. Тогда изображение, снятое, скажем, со ско­ростью 240 кадров/сек, проходит на экране в течение 10 сек. Так, сверкающую 10 сек молнию можно рассматривать на экране во всех фазах ее развития. Быстротекущий процесс как бы удлиня­ется во времени.

Медленно протекающие в обычных условиях процессы (про­растание семян, химические реакции, рост кристаллов или расте­ний, раскрытие бутонов, развитие зародыша и т. д.) снимают от­дельными кадрами через определенные интервалы времени, уста­навливаемые в зависимости от скорости изменения положения объекта и длительности процесса (цейтраферная съемка). Чем продолжительнее развивается процесс, тем больше интервал съемки (например, отдельные кадры снимают через доли секун­ды, минуты и даже часы). Цейтраферный съемочный аппарат имеет часовой механизм и работает автоматически: каждый кадр снимается через установленный часовым механизмом интервал времени. Демонстрируют фильм с обычной частотой — 24 кад­ра/сек. Время как бы сокращается: то, что в действительности длится дни, недели, месяцы, на экране происходит за секунды или минуты.

Большое значение в учебном кино имеет мультиплика­ция (от латинского слова «умножение»). Чтобы получить на эк­ране необходимое движение, художник-мультипликатор должен изготовить (размножить) много рисунков, раскладывающих это движение на составляющие последовательные фазы.

С помощью мультипликации показывают главным образом объекты и процессы, которые нельзя непосредственно наблю­дать. Конечно, движущийся мультипликационный рисунок усло­вен. Но его применяют обычно в сочетании с натурными кадра­ми; сравнивая и сопоставляя кадры мультипликации с дейст­вительным видом объекта съемки, зритель не так чувствует ус­ловность рисунка.

Только мультипликация может создать у учащихся наиболее полные и точные представления о сложных биологических, фи­зических, химических процессах, происходящих внутри объекта съемки, в соответствии с их действительным ходом. Так, школь­ники знакомятся с работой любого органа человека или дейст­вием сложных механизмов и машин, следят за реакцией в огром­ных химических аппаратах и получением готовой продукции в заводских установках и т. д. Динамический мультирисунок пока­зывает расположение и взаимодействие деталей машин, их на­значение и место во всем сложном механизме, наконец, их отно­сительные размеры. Мультипликация может показать то, чего нет в действительности, но создано человеческим воображением (например, различные машины будущего или жизнь в отдален­ные от нашей эпохи времена и т. п.).

Мультипликационный рисунок требует большой и сложной работы: каждое движение разлагают на множество положений, которые изображают на отдельных рисунках; получают сотни и тысячи кадров-рисунков фаз движения, в зависимости от слож­ности и характера изображаемого движения. Отдельные рисун­ки фаз движения снимают методом покадровой съемки на специальном мультипликационном станке по одному кадру,ана­логично цейтраферной съемке. Затем эти рисунки в строгой по­следовательности «собирают» на пленку и, пропуская через кино­проекционный аппарат со скоростью 24 кадра/сек, заставляют двигаться на экране изображенные на них предметы, схемы, чер­тежи, карты и т.п.

Чтобы иметь представление об объеме работы художников, заметим, что для одной части (280 м) 35-миллиметрового художественного рисованного фильма требуется изготовить 16—18 тыс. рисунков.

Если снимать через микроскоп, микромир становится до­ступным для наблюдения в классе всеми учащимися. Элек­тронные микроскопы позволяют снимать с увеличением в миллионы раз. Так удалось зафиксировать на пленку струк­туру атома.


Соединенный с телескопом киноаппарат делает доступными для изучения в классе весьма удаленные от Земли планеты.

Объективами с фокусным расстоянием 700—1000 мм, т. е. телеобъективами, можно снимать крупные планы с очень большого расстояния, что широко используют, когда к объекту съемки нельзя приблизиться. Так снимают фильмы о диких жи­вотных и птицах или грозных явлениях природы (лавины, обва­лы, извержения вулканов и т. д.).

Документальность учебной кинематографии, отражение в фильмах событий, явлений и процессов в правдивой, точной и выразительной форме способствуют более тесной связи теории и практики, вносят частицу окружающей жизни в класс. Простота и доступность подачи материала, яркость образов ки­но повышают интерес учащихся к занятиям, приобретению зна­ний, а следовательно, способствуют лучшему и более прочному усвоению учебного материала. Наконец, эмоциональное воздей­ствие кино, большая концентрация познавательного материала, поданного в выразительной форме, заставляют учащихся пока­зываемое на экране отождествлять с жизнью.

В восприятии фильма одновременно участвуют зрение и слух. Звук в учебном фильме только тогда играет важную дидакти­ческую роль, когда он органически сливается с изображением, дополняет и обогащает его, выявляя новые стороны изобрази­тельного ряда, которые могут остаться незамеченными зрите­лем, и тем самым усиливает общее впечатление от зрительного образа. Однако изображение в звуковом кино всегда должно быть главным.

Воспитательное значение кинематографа огромно. Выразительные средства кино позволяют всесторон­не отображать жизнь, воздействуя на чувства зрителя положи­тельными и отрицательными примерами. Поэтому в коммунисти­ческом воспитании детей кино, как самому могучему источнику наглядной агитации и пропаганды, отведена особая роль. Показ в кино образов великих людей — борцов за передовые идеи в на­уке и культуре, выдающихся мыслителей-революционеров, геро­ев гражданской и Великой Отечественной войн — воспитывает патриотические чувства и прививает высокие моральные качества. Природные богатства нашей Родины, ее неоглядные просторы, разнообразие ландшафтов вселяют чувство гордости за свою Отчизну, вызывают желание подчинить себе силы природы и по­ставить их на службу обществу.

А показ трудовой деятельности советского человека, где рас­крывается его подлинная душевная красота, проявляются высо­кие моральные качества на каждом участке трудового фронта! Знакомясь с помощью кинофильмов с трудовыми подвигами ря­довых советских тружеников, дети видят примеры коммунисти­ческого отношения к труду, которым следует подражать. Или,

например, как важно познакомить учащихся с новыми обычаями и обрядами, рождаемыми в нашей стране (например, клятва мо­лодых рабочих в момент, когда им в торжественной обстановке вручают удостоверения о присвоении разрядов).

Убедительные примеры поведения советских людей в духе требований морального кодекса строителя коммунизма оставля­ют глубокий след в сознании детей. Формируя правильные воз­зрения на развивающийся и вечно изменяющийся мир, объясняя закономерности и сложные жизненные взаимосвязи, различные виды познавательных кинофильмов помогают учащимся выраба­тывать свои взгляды и убеждения, оценивать и объяснять фак­ты и события окружающей действительности.

Все эти воспитательные факторы, тесно переплетаясь между собой, вырабатывают в конечном итоге коммунистическое миро­воззрение, которое определя-ет правила и нормы поведения че­ловека, т. е. коммунистическую мораль.

Глава XI

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ КИНОФИЛЬМОВ

§ 1. Назначение учебного кинофильма как дидактического средства

Среди изобразительных наглядных пособий особо выделяют­ся учебные кинопособия, обладающие свойственной только им динамичностью. Учебный фильм учитель или воспитатель ис­пользует на уроке или занятии в качестве действенного дидакти­ческого средства в сочетании со словесным изложением учебно­го материала, с демонстрацией опытов, действующих моделей и разнообразных статических наглядных пособий. Поскольку в учебно-воспитательном процессе учебный фильм игра­ет вспомогательную роль, он должен отличаться от других видов кинофильмов и особенно от наиболее близкого к нему — научно-популярного.

Характер учебно-воспитательного процесса в детских учреж­дениях многообразен, чему соответственно должны отвечать и кинофильмы. Поэтому по содержанию, композиции, объему, а главное, дидактическому назначению кинофильмы должны быть разнообразны.

Кинофильмы могут служить:

1) введением к новой теме; такой фильм заинтересовывает детей и способствует успешному усвоению учебного материала;

2) источником новых знаний (давать учащимся фактические


сведения, дополняющие сказанное учителем, который использует и другие пособия или опыты);

3) динамической иллюстрацией при объяснении нового ма­териала урока;

4) инструктивным целям, показывая школьникам приемы обращения с инструментом, механизмом и т. п.;

5) обобщению, систематизации, закреплению материалов, изученных по большой теме на ряде уроков, а также при повторе­нии пройденного в конце четверти или года.

Помимо использования на уроке, кинофильмы в школе часто показывают и вне класса. Дидактическая цель подобного их применения—расширить кругозор и способствовать всесторон­нему развитию детей. В этом случае учитель не ограничен про­граммой и может использовать не только учебный, но и воспита­тельный, научно-популярный или хроникально-документальный, а еще лучше—художественный фильм, но при одном условии— фильм должен соответствовать возрастным особенностям детей. Тематика просмотров может быть разнообразной.

Многообразны и формы использования кинофильмов в на­чальной школе—на детских утренниках или вечерах, на кино­сеансах, после учебных занятий на тематических беседах, посвя­щенных праздникам или творчеству детского писателя, и т. п.

В детском саду кинофильм демонстрируют в соответствии с планом учебно-воспитательной работы и в часы занятий. На за­нятиях кинофильм должен быть, во-первых, воспитательным, а во-вторых, содержать учебный, познавательный материал.

§ 2. Особенности кинофильмов для началь­ной школы и детских садов

Место каждого учебного фильма в школе и детском саду в общей системе учебно-наглядных пособий предусматривают при создании фильма. Учебный фильм решает определенные дидак­тические задачи. Это не означает, что кинофильмы должны быть однотипными. Наоборот, чем разнообразнее решаются учебные и воспитательные задачи, тем действеннее фильм.

Все кинофильмы школьного фонда по построению, кине­матографическому решению и метражу можно от­нести к короткометражным урочно-тематическим, учебным ки­нофрагментам и обзорно-тематическим.

Короткометражный урочно-тематический фильм (1—2 части) используют на уроке при изучении узкой темы или вопроса. За­дача такого фильма—возбудить интерес к изучению данного материала, ввести в атмосферу эпохи или событий, подготовить почву для знакомства, скажем, с литературным произведением.

Существуют разновидности урочно-тематических фильмов, хорошо увязанных непосредственно с излагаемым материалом,

которые можно использовать по ходу урока. Например, фильм по природоведению «Путешествие капельки воды» в двух час­тях разбит на четыре самостоятельных фрагмента (родники и ручьи, реки, озера и болота, море), каждый из которых можно показать на соответствующем уроке по теме «Вода на земле». Разбивка фильма, охватывающего материал, изучаемый на ряде уроков, на фрагменты очень удобна, так как избавляет учителя от приспособления фильма к материалу уроков и необходимости дробить для поурочного использования. Когда же фильм заду­ман одновременно как целостный и расчлененный на логически законченные разделы, у учителя появляется больше возможно­стей для маневра и он может использовать фильм целиком и по фрагментам.

Учебные кинофрагменты учитель включает в урок, когда речь идет о вопросе, наглядно изложенном в кинопособии. Такие пособия служат динамической иллюстрацией процесса или ис­точником фактических сведений. Материал подобного фрагмента тщательно отобран и дозирован, поэтому он освещает самое су­щественное. Поскольку сам учитель показывает и объясняет фрагмент, в нем нет затянутых и ненужных вводных кадров и дикторский текст облегчен, лаконичен, чтобы дать возможность учителю самому пояснить. Музыкальное оформление фрагмента в большинстве случаев не требуется, за исключением естествен­ных звуков демонстрируемых объектов. Продолжительность де­монстрации фрагмента—3—5 мин, реже—до 10 мин.

В школе применяют также ки н окол ьцо в к и—разновид­ность кинофрагмента, предназначенные для показа циклически повторяющегося процесса (например, работа двигателя внут­реннего сгорания). Кольцовку можно демонстрировать столько времени, сколько требуется для усвоения процесса, так как пленка склеена в кольцо.

Обзорно-тематический учебный фильм используют на уроках, обобщающих и закрепляющих учебный материал темы, а также при повторении в конце четверти или года. Такие фильмы имеют 1, 2, 3 части, реже больше. Обзорные фильмы охватывают те­му школьной программы. По географии такие фильмы знакомят с целой природной зоной, советской республикой, краем или об­ластью, зарубежной страной, физико-географическим районом (например, одночастевой фильм для начальной школы «В горах Урала»). Иногда они построены в виде киноэкскурсии на произ­водство. По литературе кинофильмы-обзоры повествуют о твор­ческом пути писателя и т. п.

Существенный недостаток обзорно-тематических кинофиль­мов, роднящий их с научно-популярными фильмами,— это стрем­ление полностью изложить тему. Сравнительно небольшой по объему фильм рассказывает о многом понемногу, а в целом — поверхностно.


Обзорные фильмы трудно использовать на уроке из-за огра­ниченности времени и, следовательно, малого объема изучаемо­го материала. Поэтому подобные фильмы применяют главным образом на внеклассных занятиях.

Поскольку обзорные фильмы преобладают в школьном филь-мофонде, нарушается нормальная его эксплуатация, так как учителю приходится разбивать фильм на фрагменты для иллю­стрирования материала отдельных уроков. Тем не менее такую разбивку нужно делать, потому что показ фрагментов во время изложения нового учебного материала—основная форма рабо­ты с фильмом на уроке.

Рассмотрим, как эти виды школьных фильмов распределяют­ся по форме преподнесения материала.

Информационно-познавательные кинофильмы наиболее рас­пространены по всем школьным предметам. Учебный материал в таких фильмах излагают в последовательности, принятой в данной науке. Фильм в доступной для детей соответствующего возраста форме сообщает определенные научные и теоретиче­ские сведения, а также знакомит с использованием этой теории в практике.

Распространенная разновидность информационно-познава­тельного фильма—очерково-документальный, подаю­щий материал в описательной форме. Он характерен для таких предметов, как литература, история, география, биология и др. Строят подобные фильмы часто в виде киноэкскурсии в приро­ду или на производство и т. п. Цель их— познакомить учащихся с недоступными или труднодоступными объектами изучения. Для начальной школы это: «Как делают ткань» (1 часть), «Как печатают книги» (2 части), «Как делают обувь» (1 часть), «Как строится дом» (1 часть), «На кирпичном заводе» (1 часть) и др.

Учебно-инструктивные фильмы — особая категория школь­ных фильмов, показывающих детям, как правильно выполнять ту или иную работу, какие делать движения, чтобы научиться управлять машиной или механизмом, и т. п. К таким фильмам для младших школьников относятся «Весенние работы в поле» (1 часть) и др.

Сюжетно-игровые кинофильмы повествовательного характе­ра или очерково-художественные на воспитательные и познава­тельные темы для младших школьников и дошкольников исполь­зуют на уроках объяснительного чтения и по развитию речи детей. Это короткометражные, в подавляющем большинстве со­стоящие из одной части, кинорассказы или экранизации литера­турных произведений на темы из жизни малышей или животных. Такие фильмы незаменимы по силе воздействия как воспитатель­ные пособия, которые при умелой работе учителя обладают свой­ством «развязывать» языки «молчальникам». Назовем наиболее известные фильмы этой группы: «Вася, Петя и Шарик», «Дикий

утенок», «Верный друг», «Находка», «Будь честен», «Дети—дру­зья птиц», «Андрюша думает», «Юрина коробочка» и т. д.

Выпущены ценные учебные кинофильмы типа кинохрестома-тий. Обычно это многочастевые фильмы (до 7 частей), в ко­торых собраны эпизоды и сцены из спектаклей или отрывки из художественных фильмов. Такие фильмы посвящены творчеству писателя, деятельности ученого, путешественника, историческим событиям и героям. Они образно иллюстрируют изучаемые исто­рические события и отдельные литературные произведения: пе­реносят в отдельные эпохи, знакомят школьников с бытом, архитектурой, характером и особенностями жизни народа, костю­мами и, наконец, с живыми образами героев событий. Включен­ные в хрестоматию художественные отрывки всегда исполняю г самые лучшие артисты, поэтому в эстетическом плане школь­ники могут познакомиться с игрой артистов Московского Худо­жественного академического театра и др.

Для начальной школы к таким фильмам относятся: «Боро­динский бой», «Отечественная война 1812 г.», «Ледовое побои­ще» и др.; для средней школы—«Крестьянская война под пред­водительством Емельяна Пугачева», «Воссоединение Украины с Россией» или большая серия фильмов, построенная на кино­хроникальных материалах о Великой Отечественной войне Со­ветского Союза. По литературе—хрестоматийный семичастевой фильм «Драматургия А. Н. Островского», «Жизнь и творчество А. П. Чехова». По географии—«Н. Н. Миклухо-Маклай», «Н. М. Пржевальский».





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 469 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...