Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел третий 4 страница



В школьном прокате имеются немые и звуковые филь­мы. В последнее время большинство учебных кинофильмов вы­пускают звуковыми. В используемых в школе немых и звуко­вых кинопособиях изобразительный материал играет главную роль, и строится он в расчете на активую роль учителя при де­монстрировании фильма; пояснения же к нему (надписи, дик­торский текст) имеют вспомогательное значение.

В зависимости от назначения и места фильма в учебно-воспи­тательном процессе выпускают полностью немые, немые с пояс­нительными надписями, звуковые без пояснений и полностью звуковые школьные фильмы.

Полностью немые — в которых нет поясняющих надписей, или титров. Такие фильмы рассчитаны на разъяснение учителем не­понятных мест или на объяснение до просмотра. Иногда изобра­зительный ряд настолько выразителен и прост, что не требуется пояснений. Полностью немыми всегда бывают кинокольцовки, отражающие обычно циклически повторяющийся процесс и обя­зательно требующие неоднократных пояснений учителя, а так­же некоторые короткие кинофрагменты.

Немые с пояснительными надписями фильмы встречаются чаще. В них зрительный ряд периодически прерывается титром,


поясняющим его содержание. Учитель может не только читать надписи, но и комментировать изображение. В таком фильме за счет титров сокращают зрительный ряд. Кроме того, разрывы зрительных кадров лишают фильм плавности, что мешает по­ниманию развертывающегося действия.

Звуковые без пояснений. Звуковое сопровождение этих кино­фильмов—прямая речь действующих лиц, различные шумы и музыка. В подобных фильмах нет надписей и пояснений диктора. Они рассчитаны на просмотр на уроке с пояснением учителя или на самостоятельное восприятие (если материал фильма прост и доступен).

Полностью звуковые учебные фильмы, наиболее распростра­нены. В них использованы все выразительные возможности для лучшего раскрытия содержания. Помимо прямой речи, шумов и, где уместно, музыки, в этих фильмах широко используют дикторский пояснительный текст.

Натуральные звуковые образы, связанные со зрительными, очень важны в учебном фильме для правдивого отражения дей­ствительности. Так, стук машин, шум прибоя, свист ветра, пе­ние птиц, голоса зверей, гудки и другие звуки, сопровождающие зрительный объект, способствуют более полноценному восприя­тию зрительного ряда, что в дидактическом отношении прибли­жает учебный фильм по силе его воздействия на зрителя к действительности.

Учитель начальной школы и воспитатель детского сада долж­ны быть знакомы с фондом учебно-воспитательных кинофиль­мов. Обзор фонда с краткой характеристикой содержания ос­новных кинофильмов сделан методистами Н. В. Арнольд и К. М. Тихомировой1.

§ 3. Кинофильмы на 8-миллиметровой пленке

Студии «Союзмультфильм» и «Центрнаучфильм» выпускают короткие кинофильмы на 8-миллиметровой черно-белой и цвет­ной пленках, которые продают в магазинах. Это разнообразные детские фильмы или знакомящие, например, с замечательными памятниками деревянной архитектуры Севера или с искусством древних русских мастеров.

Особенно большое значение имеют специальные фильмы для малышей. Это видовые («Лето» и др.) или сюжетные мульти­пликационные и игровые фильмы, созданные по широко извест­ным сказкам («Похождение гадкого утенка» по мотивам сказ-

' «Учебные кинофильмы для школ». Аннотированный каталог. Началь­ные классы. М. «Просвещение», 1966.

ки Г. X. Андерсена режиссера Б. Долина, который поставил этот игровой фильм с живыми птицами, фильм о приключениях бе­лого медведя—«Снежок», о дрессированных медведях—«Мед­вежий цирк», просто о цирке—«Сегодня премьера» и т. д.).

Прекрасно смотрятся мультипликационные фильмы «Ва­режка», «Кто сказал мяу»?», «Снежные дорожки», в которых с большим мастерством и тонким художественным вкусом, увле­кательно показаны различные приключения знакомых детям персонажей. Мультфильмы выпускают рисованные и кукольные. Продолжительность демонстрирования фильмов—5—10 мин.

Продажа фильмов на 8-миллиметровой пленке позволит ис­пользовать действенные, увлекательные, соответствующие воз­расту детей художественные пособия. Наконец, приобретаемые в собственность 8-миллиметровые кинофильмы избавляют дет­ские сады и школы от необходимости брать их из проката, что облегчает планирование занятий, освобождает от соблюдения сроков возврата фильмов.

На 8-миллиметровой пленке будут выпускать и школьные учебные фильмы. Это уменьшит габариты фильмов, сделает их удобными для доставки в школы и детские сады.

Готовят к выпуску для школ учебные кинофрагменты на 8-миллиметровой кинопленке, склеенные в кольцо и заряженные в специальные кассеты. Фильмотеки будут выдавать такие кас­сеты для показа фрагментов школьным кинопроектором «Маяк». Учителю достаточно установить такую кассету в кинопроектор— и зарядка на этом заканчивается.

Глава XII

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

УЧЕБНОГО ФИЛЬМА

§ 1. Из истории применения кино в педаго­гических целях

По мере развития и совершенствования педагогического про­цесса менялись формы и методы использования кино в просве­тительных и учебных целях. В кинематографе, появившемся в конце XIX в., передовые педагоги увидели изобретение, при­званное играть в просвещении народа важную роль.

В первые годы существования кино выпускали главным об­разом видовые, хроникальные и просветительные фильмы. Воспользовавшись этим, педагоги стали организо­вывать образовательные киносеансы, преследуя огра­ниченные цели: познакомить народ с укладом жизни и бытом


жителей разных стран или естественнонаучной проблемой. Перед показом фильма выступали педагоги и ученые, подготавливав­шие зрителей к восприятию его содержания. Увлекающиеся пе­дагоги увидели в фильмах главное средство для просвещения и избавления народа от темноты и бескультурья, порождаемых капиталистическим строем.

Со временем киносеансы, сопровождаемые вступительным словом лектора, переросли в кинолекцию, где фильм \же играет второстепенную, иллюстративную роль, помогает раскрыть ее содержание. Кинолекцию проводили двумя способами: 1) лек­тор читал лекцию и в подтверждение изложенного демонстриро­вал фильм; 2) более совершенный способ, когда после вступи­тельного слова одновременно с показываемыми кадрами лектор комментировал содержание немого фильма. Такая форма ис­пользования кинофильма сохранилась и до наших дней; она вполне оправдана в политической и научно-просветительной пропаганде как наиболее действенная и доходчивая массовая форма работы с населением, а также во внешкольной работе с детьми.

В школу кино долгое время не могло проникнуть из-за огне­опасности фильмов на широкой пленке и громоздкости аппара­туры. Но педагоги-энтузиасты организовывали «массовые киноуроки» для школ в клубах и кинотеатрах. Хотя еще не было специальных учебных кинофильмов, педагоги отбирали в прокате просветительные и научные фильмы, близкие по тема­тике к изучаемому в школе материалу. Иногда комбинировали части и куски из разных фильмов, добиваясь большего их соот­ветствия школьной программе. Такие кинопрограммы показыва­ли учащимся в клубах или кинотеатрах, расположенных близ школ. Оповещенные заранее о времени киноуроков, учителя организованно приводили на них школьников. На ближайших уроках учитель обязательно использовал познавательный мате­риал, полученный учащимися на массовом киноуроке.

На массовых киноуроках обычно выступали опытные учите­ля-методисты, оснащавшие свои уроки всевозможными нагляд­ными пособиями. Так, на уроках географии или истории приме­няли карты, таблицы, диапозитивы; на уроках физики, биоло­гии—опыты с приборами, демонстрировали натуральные образ­цы и т. п. Конечно, в условиях массового сеанса эти методические приемы не были достаточно эффективны, однако они создавали привычную для школьников учебную обстановку.

Массовые киноуроки были переходной формой рабо­ты с кинофильмом к уроку, который ведет учитель данного класса, а не специальный педагог. Необходимость в мас­совых киноуроках отпала с появлением возможности внедрить учебное кино в школу, т. е. с выпуском специальных учебных узкопленочных фильмов и киноаппаратов. Теперь каждый учи-

тель получил в руки учебный фильм, который он может исполь­зовать в качестве наглядного пособия на уроке наиболее целесо­образно.

Основной формои применения учебного филь­ма в школе становится обычный урок, на котором систематически изучают материал в соответствии с требованиями программы.

§ 2. Особенности использования учебного фильма в школе и детском саду

Наряду с другими пособиями учитель использует кинопосо­бие по ходу урока в тех случаях, когда оно сокращает время на усвоение материала и увеличивает возможность углубления, рас­ширения и закрепления знаний учащихся.

Учитель не должен приспосабливать урок к фильму, но пе­рестраивать и изменять план урока необходимо. Место фильма на уроке (в начале, середине или в конце) предопределено его учебной целью. Ею же определяется и время демонстрирования фильма на уроке.

От цели урока зависят форма подачи материала и содержа­ние привлекаемого кинопособия, в котором не должно быть ни­чего лишнего, отвлекающего от усвоения материала урока. Вре­мя показа фильма сокращается, когда учитель исключает мате­риал, не имеющий прямого отношения к теме. Словом, учитель активно работает с фильмом. Поэтому на уроке фильм ни­когда не должен иметь самодовлеющего или преобладающего значения. Роль его вспомогательная, позволяющая учителю раскрыть тему урока и доходчиво донести ее содержание до каждого учащегося.

Фильм занимает небольшую часть урока. Это объясняется тем, что его используют в системе со всеми наглядными и други­ми дидактическими средствами. Как составная часть урока фильм взаимодействует и органически связан с живым словом учителя, объясняющего новый материал, с вопросами и ответа­ми учащихся, с беседой, закрепляющей полученные знания и т. п.

Систематическое применение кино на обычных уроках или занятиях в детском саду как основной формы использования ки­но в учебно-воспитательных целях предполагает разнообраз­ные приемы активизации учащихся, способствую­щие восприятию, осмысливанию и более прочному усвоению де­монстрируемого материала. К этим приемам можно отнести:

вопросы учителя, задаваемые перед просмотром, во время и по­сле просмотра фильма, комментирование содержания фильма з ходе просмотра, пояснения и ответы на вопросы школьников и т. п.


Ис пользование фильма на уроке — самая эф­фективная форма применения учебного кино-пособия. Но она же и самая сложная в методическом отноше­нии, а поэтому от учителя требуется навык в работе, более тща­тельное продумывание плана урока и основательная подготовка к его проведению.

Педагоги школы и детского сада часто сводят всю работу к простому просмотру фильма, подходящего по названию к изу­чаемой теме. Такое упрощенное использование ф и л ь-м а сводит на нет все достоинства этого дидактического сред­ства и приносит незначительный учебно-воспитательный эффект, поскольку учитель перестает быть ведущей фигурой педагогиче­ского процесса. В этом случае урок с применением кинопособия превращается в обычный киносеанс, на котором учитель играет роль не отличающуюся от роли учеников. Не поясняя кадры звукового или ограничиваясь чтением вслух надписей не­мого фильма, учитель расходует учебное время непроизводи­тельно.

Близка к киносеансу еще одна форма применения кино на уроке—это показ фильма в заключение изложе­ния материала урока. Фильм в этом случае иллюстриру­ет урок. Учитель чаще всего почти не связывает урок с филь­мом, который является «довеском» к уроку. Не будучи с ним органически связан, такой фильм приносит мало пользы и не со­действует прочному усвоению материала урока.

Киносеансы и просмотры, напоминающие кинолек­цию, вполне возможны во внеурочное время с целью расширения научного и политического кругозора учащихся. Од­нако учитель должен преследовать определенную дидактиче­скую цель, поэтому он произносит вступительное слово и во вре­мя демонстрирования комментирует кадры. Словом, в методи­ческом отношении внеклассная форма использования фильмов мало отличается от урочной. Только во внеклассное время учи­тель не связан рамками урока во времени и обязанностью из­ложить и закрепить материал программы. Поэтому можно от­влечься от темы и не требуется строго следить за содержанием фильма. Желательно, чтобы материал фильма был занимателен и, следовательно, возможно эмоциональнее действовал на уча­щихся.

Итак, не «показывать» кино в школе, а актив­но использовать это наглядное средство на обычном уроке—вот цель, которую обязан всегда видеть перед собой учитель. Не нарушая нормального хода урока и по­следовательности изложения материала, кино в сочетании с дру­гими наглядными средствами не вносит в структуру урока прин­ципиальных изменений.

§ 3. Требования, предъявляемые к кино­фильму для урока и занятия

Выбирая учебный фильм для урока или занятия, учитель предъявляет к нему определенные требования, исходя из общих дидактических принципов.

Школьные учебные кинофильмы выполняют задачи ком­мунистического воспитания, а поэтому к ним предъ­являют требования высокой идейной направленности, обществен­но-политического, нравственного и эстетического воздействия на детей. Этим требованиям отвечает подавляющее большинство фильмов. Однако в некоторых допущены ошибки. Например, в фильме «Пионеры помогли» на важную тему об участии детей в производительном труде отдыхающие в пионерском лагере дети только развлекаются и даже не замечают напряженного труда колхозников. И только когда случается несчастье и в результате ливня создается угроза затопления луга, пионеры, по указанию вожатого, а не по собственной инициативе, помогают убирать сено. Или в фильме также для начальной школы «Как человек использует ветер» допущен педагогический просчет: в первых, вводных кадрах маленькая девочка, оставшись в комнате одна, проводит опыты с горящей свечой, а затем с электроплиткой.

Выбирая кинофильм, учитывают, насколько он соот­ветствует программе школы. Сопоставляя общее чис­ло часов, отводимых на изучение данной темы, с метражом, ти­пом и назначением кинофильма, учитель определяет способ наи­более эффективного его применения на уроке. Редко кинофиль­мы полностью соответствуют изучаемому материалу, поэтому учитель продумывает степень допустимого в фильме отклонения от материала программы за счет некоторого расширения и углубления содержания темы. Избегая перегрузки учебных фильмов излишним материалом, показывает только отдельные его куски.

Учитель использует на уроке фильм, если он эффектив­нее другого дидактического средства. Так как кинофильм нельзя отрывать от других учебных средств, необхо­димо учитывать, что и как учитель планирует преподнести уча­щимся с помощью живого слова, чтения учебника, на экскурсии в природу или на производство, используя различные наглядные пособия, опыты и т. п. Ошибочно все эти учебные средства под­менять кинофильмом. Только учитывая сильные стороны каж­дого применяемого в школе наглядного средства и разумно со­четая их с разнообразными дидактическими средствами, учитель может достичь максимального эффекта.

При умелом использовании кинофильма учитель эконо­мит время, так как за короткий его отрезок на доступном де­тям изобразительном языке говорится о многом.


Учитель предпочитает кинопособия, в которых удачно ис­пользована динамичность кино, раскрывающая при­том сущность изучаемого явления или процесса. Избегают филь­мов, построенных на материалах, которые с неменьшим успехом можно показывать, используя статические наглядные пособия. Разумеется, и здесь соблюдают чувство меры: если статические документальные кадры преподнесены в фильме специфическими для кино выразительными средствами (см. § 1 главы X), такое «оживление* вполне оправдано.

Большинство фильмов сильно перегружено учебным познавательным материалом. Они страдают много-темностью, т. е. информацией, превышающей возможности дет­ского восприятия. Информация, содержащаяся в динамически развивающемся на экране изображении, часто не может быть воспринята, переработана и систематизирована детьми младше­го школьного возраста, так как скорость сообщения превышает скорость усвоения информации. Обилие материала в фильме не только не дает возможности весь его усвоить, но ухудшает ка­чество усвоения даже части познавательного материала. Поэто­му, отбирая фильм для урока, учитель ограничивает демонстри­рование одним или двумя короткими фрагментами или эпизо­дами, что соответствует отводимому времени.

Для кинофильмов начальной школы характерна не только перегрузка познавательной информацией, но и засорение их эпи­зодами или кадрами, не имеющими отношения к теме (напри­мер, показ проведения уроков в классе). По возможности такие кадры опускают.

Соответствием кинофильма возрастным осо­бенностям и уровню развития детей в первую очередь руководствуется учитель, подбирая фильмы. Фильмы школьного фонда, особенно для начальной школы, можно ис­пользовать в разных классах не только начальной школы, но и средней. И наоборот, часть фильмов, выпущенных для средней школы (по географии, биологии, истории и даже физике), с успе­хом можно показывать в начальных классах. Точно так же сю­жетные, повествовательные фильмы для начальной школы впол­не доступны для старшей группы детского сада, тогда как среди немногочисленных фильмов, специально созданных для детского сада, имеются недоступные для понимания малышей фильмы (например, «Маленькие путешественники»).

Что касается требований к построению и кине­матографическому решению фильма, то тут, имея в виду дидактическую ценность фильма, на первый план выдви­гают изобразительный материал. Учитель следит, как в фильме взаимодействуют слова диктора с изображением, не подменяет­ся ли то, что должно показываться, объяснением диктора или надписями. Все пояснения (надписи или дикторский текст)—

вспомогательное средство, без которого содержание изображения может остаться непонятным. В хорошем учебном фильме все пояснения сведены до разумного минимума, оставлено место для пояснений учителя, учтены особенности восприятия детей и пред­шествующая работа учителя с учащимися данного возраста.

При использовании немого и звукового учебных фильмов активная роль принадлежит учителю; от его искусства примене­ния кинофильма зависит успех всего учебно-воспитательного процесса.

Применение кинопособий на уроках планируют зара­нее, когда составляют план работы на предстоящую четверть.

Учитель должен знать фонд школьных учеб­ных фильмов, следить за его пополнением, быть постоянно осведомленным о содержании, достоинствах и недостатках, а также учебной и дидактической ценности фильмов.

Исходя из содержания, методического и кинематографиче­ского построения кинофильма, учитель выявляет темы, при изу­чении которых особенно желательно использовать тот или иной фильм, а также решает, в какой момент изучения темы демон­стрирование фильма принесет наибольший эффект. Урок с ис­пользованием кино рассматривается в тесной связи с другими уроками.

§ 4. Место фильма в изучаемой теме и на уроке

Учебные фильмы, как было сказано, можно показывать в различные моменты изучения темы: 1) на вводных уроках к теме;

2) в процессе изучения нового материала; 3) при закреплении материала; 4) при повторении пройденной темы или раздела программы; 5) в конце года во время повторения курса.

Некоторые фильмы целесообразнее применять в начале изу­чения темы — на вводном уроке. Это обусловлено необходимо­стью сразу заинтересовать учащихся, подготовить их к сознатель­ному восприятию материала ближайших уроков. Такое исполь­зование фильмов важно потому, что, просмотрев их, школьники слушают учителя и изучают учебник с вполне определенным за­пасом наглядных представлений. Живое слово учителя на после­дующих уроках ложится на специально подготовленную почву наглядных представлений. А на изучение известного, хотя бы в общих чертах, требуется значительно меньше времени. Таким об­разом, фильм на вводном уроке сокращает время на усвоение материала темы, а за счет этого учитель может углубить, расши­рить и лучше закрепить знания учащихся.

В школьном фонде немного фильмов, вполне годных для ис­пользования на вводных уроках (фильмов, обязательно вызы-


вающих стремление у учащихся изучить материал). Целям ввод­ного урока поэтому часто отвечают научно-популярные фильмы, доступные школам, использующим фонд общего проката.

В методическом отношении показ фильма на вводном уроке требует от учителя особенно тщательной подготовки, так как во вступительной беседе он лишен возможности опирать­ся на знания школьников по данной теме. Несмотря на труд­ности, учитель взаимосвязывает пройденное с тем, что предстоит изучить.

От умения учителя найти н а уроке место фильма час­то зависит успешность его применения. Наиболее распростране­но использование фильма на уроке в процессе изучения нового материала. Это самый ответственный момент уро­ка, когда у учащихся формируются ясные представления и точные понятия об изучаемых предметах и явлениях. Чаще всего кино­фильмы иллюстрируют слова учителя, фильмы показывают в мо­менты изложения нового материала, когда необходимо наглядно подтвердить рассказ учителя. На объяснительном уроке фильм помогает учащимся понять процессы, облегчает анализ изучае­мого явления, позволяет успешнее сравнивать, находить общее и различное между объектами изучения и т. п.

Фильм помогает учащимся лучше понять и осознать законо­мерности природы и общественной жизни, подводит их к выяв­лению и формулировке законов, понятий, выводов.

Киноиллюстрированиеслова учителя на уроке осуществляется двумя способами: первый (простой) — показ фильма в заключение рассказа учителя для иллюстрации отдель­ных положений. Второй способ сложнее, от учителя требуется больше мастерства и подготовительной работы; в этом случае он использует фильм фрагментарно, по ходу изложения материа­ла, в сочетании с другими наглядными средствами.

Если по теме урока имеется специальный кинофрагмент или разбитый на отдельные отрывки — фрагменты фильм, вклю­чить его в рассказ учителя нетрудно. Таких фильмов пока нем­ного. Однако в работе передовых учителей имеется много при­меров умелого использования отрывков из целостного фильма.

Тщательно проработав содержание фильма, учитель о т б и р а" ет фрагменты или отдельные кадры, определяет по­следовательность их показа и отрабатывает технику выборочной проекции кусков фильма. Отобранные фрагменты включают в нужный момент на несколько минут, и кинокадры иллюстрируют слова учителя, не нарушая цельности и логической последова­тельности изложения материала. Высокая эффективность такого использования фильма обеспечивается органическим слиянием изображения со словом учителя и его тщательной подготовитель­ной работой по подведению учащихся к восприятию фильма. Ко­личество фрагментов, используемых на одном уроке,—три, а

чаще—один или два. Так, чередуя словесное изложение с кино­иллюстрациями, учитель ведет урок на высоком методическом уровне.

Учебный фильм не только иллюстрирует слова учителя, но часто сам служит источником нового фактиче­ского материала. Конечно, и в этом случае часть материа­ла учитель дает без фильма, используя другие наглядные сред­ства, но затем раскрывает содержание темы, прибегая к дина­мическим образам. Поэтому на фильм падает на уроке большая нагрузка, поскольку учитель, уступая на какое-то время место фильму, экономит учебное время, ибо фильм изложит материал нагляднее и доходчивее. Это возможно при полном соответствии содержания фильма запланированному учителем материалу урока.

Не всегда удается безболезненно вычленить отдельные куски фильма, чтобы затем включить их в рассказ учителя. Поэтому в школе очень распространено демонстрирование фильмов для повторения и закрепления материала изучен­ной темы. В организационном и методическом отношениях вы­полнить данную задачу легче, чем показать фрагменты обзорно­го фильма.

Повторительные уроки проводят двумя способами: со знако­мым детям фильмом и который они видят впервые.

В последнем случае обычно демонстрируют весь фильм, со­держащий дополнительный материал, углубляющий, конкрети­зирующий тему, что позволяет ученикам лучше осмыслить, пред­ставить себе изученное ранее. Педагогическая эффективность от использования фильма выше тогда, когда учитель фильм, фрагментарно использованный на уроках, демонстрирует на по­вторительном уроке целиком. Это позволит за короткий проме­жуток времени увидеть на экране го, с чем учащиеся уже ча­стично знакомы, вспомнить связанный с изобразительным рядом материал, а дополнительный материал фильма расширит круго­зор и углубит знания учащихся по изученной теме.

Использование фильма на заключительно-повторительных уроках не требует от учителя большого педагогического опыта. Обычно перед демонстрацией сообщают цель просмотра, затем связывают содержание фильма с изученным ранее, обращают внимание на главные моменты фильма, которые особенно важ­но усвоить, и в заключение ставят предварительные вопросы, заставляющие учащихся внимательно и целенаправленно сле­дить за развертывающимся на экране действием.

По ходу демонстрирования звукового фильма учитель не остается пассивным. Если дикторский текст не особенно плотен (его перегрузка—обычный недостаток учебных фильмов), учи­тель использует паузы, вставляя краткие реплики и пояснения или задавая вопрос. Немой фильм учитель сопровождает


краткими комментариями, в которых стремится, чтобы ничто не ускользнуло от внимания учащихся или осталось непо­нятым.

В беседе, проводимой после показа фильма, учитель выясня­ет плохо понятые места фильма, еще теснее увязывает изобра­зительный материал со знаниями учащихся, подводит итоги по­лученным на уроке знаниям.

Кинофильмы часто применяют на уроках при повторении всего курса в конце учебного года. Методика в ос­новном остается прежней, поскольку уроки призваны в зритель­ных образах восстановить в памяти учащихся материал, изучае­мый в течение и особенно в начале года. Заостряя внимание уче­ников на наиболее важных кадрах, учитель стремится вызвать соответствующие ассоциации и заставить вспомнить тесно свя­занные с ними теоретические положения. Такое повторение не должно копировать уроки, на которых изучали материал темы. В урок вносят элемент новизны, изобретательности, чему спо­собствует содержащийся в фильме дополнительный материал. Ученики видят и вспоминают старое на фоне нового; фильм поз­воляет сравнивать, сопоставлять. Интерес к предмегу усилива­ется, расширяется кругозор, и обеспечивается прочное усвоение знаний.

Примером заключительно-повторительного урока может служить урок с использованием кинофильма «Как строится дом». Дикторский текст в фильме точный и лаконичный. Отсут­ствие музыки позволяет учителю давать свои пояснения, напри­мер называть машины (бульдозер, экскаватор и т. п.). В беседе учитель уточняет знания детей о строительстве дома, попутно проводя словарную работу, которая одновременно служит повто­рением программного материала по чтению и хорошей подго­товкой к восприятию содержания фильма.

Перед просмотром фильма учитель дает детям три задания:

1. Обратить внимание и запомнить, какой материал исполь­зуют при постройке дома.

2. Выяснить, какие машины помогают людям в работе.

3. Установить, люди каких профессий работают на строи­тельстве дома.

Во время просмотра учитель дополнительно поясняет—на­зывает машины, профессии рабочих, помогает ученикам понять смысл работы, называет строительные материалы и т. п.

Беседу после просмотра кинофильма проводят по вопросам, заданным до него.

Кинофильм позволил учителю провести на уроке словар­ную работу. На доске были написаны слова в три столбика:

1. Архитектор, чертежник, водитель бульдозера, водитель экскаватора, шофер, каменщик, бетонщик, слесарь, столяр, плот­ник, электромонтер, водопроводчик, штукатур, маляр, паркетчик.

2. Бульдозер, экскаватор, самосвал, грузовой автомобиль, ба­шенный кран, механический насос.

3. Кирпич, гипсовые плиты, бетонные плиты, песок, цемент, толь, гудрон, черепица, шифер, древесина, известь.

Обращая внимание учащихся на слова первого столбика, учи­тель говорит о значении труда как главного фактора, создающе­го все богатства человеческого общества. Учитель предлагает всем произнести эти слова про себя, затем вызванный ученик чи­тает их громко. Учитель спрашивает о работе, выполняемой каж­дым специалистом в процессе строительства дома. Затем предла­гает озаглавить написанные столбики со словами. Над первым столбиком учитель записывает предложенное учениками загла­вие—«Профессии людей». Такую же работу проводит над дру­гими двумя столбиками, и на доске должны появиться загла­вия — «Машины» и «Материалы».

В заключение учитель сообщает о размахе жилищного строи­тельства в нашей стране, и в частности местности, где распо­ложена школа. Заканчивает урок, называя обязанности по бе­режному отношению к дому, возлагаемые на жильцов, в особен­ности на детей. Помимо других домашних заданий, предлагает учащимся рассказать родителям, как строится дом.

Учебные фильмы используют в связис практиче­скими занятиями или демонстрацией опытов. В этих случаях фильмы применяют для закрепления, расширения и углубления знаний. Учитель стремится показать в фильме моменты, которые иными способами нельзя продемонстрировать в классе (напри­мер, процесс роста растений, применение на производстве, в жизни простейших физических или химических законов и т. п.). Так, наряду с опытами с растворимыми и нерастворимыми ве­ществами часто показывают фильмы «Производство стекла», «Поваренная соль». А в качестве домашнего задания учащим­ся рекомендуется поставить опыт с образованием кристаллов по­варенной соли.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...