Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Лекции иногда прерывают паузами, во время которых учащиеся отвечают учителю класса на вопросы, задаваемые ведущим телеучителем. Длительность паузы 1,5—2 мин. На лекции их может быть 2—3. Цель паузы—проверить понимание материала и активизировать учащихся. Во время паузы на экране чаще всего сохраняется изображение, по которому и надо отвечать. Снова появившийся на экране ведущий телеучитель подтверждает правильность ответов учащихся.
Изучив разделы программы, проводят обобщающие уро-к и, на которых подводят итоги по изученному материалу,
Телелекции для начальной школы проводят в несколько иной форме, учитывающей возраст детей. Чаще всего пользуются различными занимательными приемами (например, драматизацией), что заставляет учащихся с неослабевающим вниманием следить за развертывающимся действием.
Ведущий телеучитель стремится активизировать детей, заставляет их отвечать на вопросы, часто всем классом, или выполнять простейшие действия,
На лекции-беседе информация подается менее плотно, чем на обычной лекции. Здесь дифференцированное учитываются возможности усвоения знаний детьми с различным уровнем подготовки, индивидуальные особенности восприятия материала, умение работать. Поэтому учителю требуется меньше времени на подготовку учащихся к приему передачи, помощи во время ее приема и закрепления материала.
Подготовку учащихся к восприятию содержания телепередачи начинают задолго до ее проведения, а не сводят только к 5-минутной работе, проводимой непосредственно перед передачей. Ch тщательности подготовки в значительной степени зависит ее результат. Это не значит, что учитель предварительно изучает тог же материал. Но он обязан познакомить учащихся с материалом, на который опирается передача, повторить необходимые разделы программы.
В ходе урока учитель помогает ученикам, следит за восприятием содержания лекции и помогает плохо справляющимся с предложенным им заданием. Заметив затрудняющихся в записях или в выполнении указаний ведущего, учитель может помочь восполнить пропущенное сразу после окончания передачи. Краткими репликами учитель обращает внимание класса на главные моменты, в ходе передачи он может записать на доске новые термины, имена, названия, даты. В процессе закрепления знаний учитель выясняет непонятные моменты, поясняет их, заранее пишет на доске пропущенные места, прикрыв до нужного времени, и дает задание на дом. Этот момент очень важен, так как ученики должны твердо усвоить, что работа над материалом телепередачи не завершается на самом уроке, а включается в домашнее задание. Возможны различные виды заданий на материале передачи: сопоставление материалов передачи с учебником, зарисовка показанного в передаче и составление подписи к рисунку и т. д.
Передача воспринимается без затруднений, если она соответствует уровню подготовки учащихся, выработанным у них навыкам в приеме передач. Если передача перегружена и материал подается в быстром темпе, отдельные положения и мысли не получают развития, усвоение материала ухудшается. К такому же результату приводит быстрый темп речи ведущего, когда учащиеся не успевают записывать или зарисовывать.
Большое распространение получила форма передачи, которую называют телевизионной вставкой. Это краткая по времени передача, раскрывающая частные вопросы, обычно трудно иллюстрируемые в условиях школы. Здесь учитель должен синхронно работать с ведущим передачу, иначе телевставка не будет органически включена в урок.
Отсутствие живой связи ведущего телеучителя с учащимися делает процесс обучения менее управляемым. Ведущий не только не видит реакции класса, но и не может учесть всех особенностей своих слушателей. Это затрудняет организацию работы учащихся над телепередачей. Преодолевается эта трудность путем сочетания работы ведущего и учителя класса. Учитель активизирует учащихся, поддерживает с ними прямую и обратную связь (путем вопросов), а ведущий сообщает материал (излагаемый по телевидению лучше, чем учителем). Дидактическая задача вставки—воссоздать само явление, а работу по его осмысливанию проводит учитель.
По содержанию и форме построения телевставки разнообразны. К ним относятся: демонстрирование недоступных школе приборов и опытов, экскурсии на производство, в музей, лабораторию, в природу, рассказ специалиста, сопровождаемый яркими динамическими и статическими наглядными пособиями. Цель демонстрирования, например путем наглядного показа явления,— возбудить активное мышление учащихся, чтобы учитель мог, опираясь на осмысление виденного, подвести их к самостоятельному «открытию» закономерностей явления и логическому обобщению. Экскурсия приучает наблюдать, как выявленные закономерности проявляются в различных взаимосвязях в жизни, на производстве. Телевидение позволяет не только показать труднодоступный далекий объект, но и тесно увязать его со всеми наглядными средствами и тем глубже раскрыть содержание темы.
При методически правильном построении и квалифицированном объяснении телеэкскурсия, в особенности если в нее вмонтировать мультипликации для вскрытия внутренних процессов, достигнет большего эффекта, чем реальная экскурсия.
Какова же роль учителя класса и ведущего при работе с телевставкой в классе? Учитель должен хорошо знать содержание и четко представлять учебную задачу телевставки. Чтобы телевставка органически вошли в учебный процесс, необходимо спланировать все виды работ на уроке.
Обычно роль ведущего телевставку заключается в демонстрировании и комментировании наглядного средства. Учитель подхватывает мысль ведущего и подробно объясняет показанное явление, словом, организует работу учащихся по осмысливанию увиденного. Преимущесгва учителя перед ведущим: знание индивидуальных особенностей, уровня знаний и умений учеников. Наблюдение за воспринимаемой классом телевставкой позволяет
учителю эффективнее организовать дальнейшую работу с учетом уровня восприятия материала. Учитель также знает, как учащиеся освоили предшествующий материал. Все это дает возможность учителю целенаправленно использовать вставку.
Телевставка удобнее телелекции, так как она предоставляет учителю больше свободы в построении урока. Учитель остается полным хозяином в его конструировании и в выборе путей логического раскрытия темы. Учитель связан только временем включения телевставки в урок и логикой ее изложения.
Язык ведущего при демонстрировании лаконичен, а у рассказчика (например, на телеэкскурсии) распространеннее, и учитель на время передачи полностью уступает свое место ведущему. Затем он продолжает урок, используя материал, изложенный ведущим.
При демонстрировании прибора, машины, макета, животного, схемы и т. д., словом, когда изобразительный ряд требует пояснений, ведущий и учитель работают совместно. Ведущий руководит процессом наблюдения: знакомит с назначением, устройством и работой объекта, направляет внимание учащихся на наиболее важные для понимания главного моменты и т. д. Иногда ведущий дает указания, в каком порядке зарисовывать объект, что следует рассмотреть, прежде чем приступить к работе.
Учитель включается в работу в 1—2-минутные паузы (перерывы) между фрагментами. Он проверяет, понято ли задание, и помогает его выполнить. Таких пауз, как и в лекциях, может быть 1—2 и в более редких случаях — 3.
Важен момент начала передачи, которые должны начинаться со вступления, чтобы сосредоточить внимание учащихся. В нем ведущий формулирует цель передачи и связывает ее с предполагаемым словом учителя, подготавливающим учащихся к восприятию передачи.
В отличие от лекции, телевставки не исключают применения на уроке других средств обучения (схемы, таблицы, рисунки, эпи-и диапрекции).
Недостаток телевставки — она должна точно совпадать с определенным уроком, а поэтому требуется полная синхронность расписания школы и студии телевидения. Лекции же можно принимать как вступительные, заключительные к теме или во время ее изучения. Это сделано на случай расхождения скорости изучения программного материала с планом передач.
Заранее зная расписание передач, учитель планирует так, чтобы передача соответствовала уроку, на который она рассчитана. Расписание уроков в школе согласуют с учебными передачами. Для этого все учебные предметы строго приурочены к определенным дням недели и часам. Чтобы подготовить учащихся к восприятию телепередачи, ее начало слегка смещают относительно времени начала урока.
Нормальный ход урока с применением телевидения ничем не нарушается, так как при демонстрировании изображения не надо полностью затемнять класс. Не следует выключать электрический свет в классе, как это делают некоторые учителя.
Чтобы исключить возможность досадных срывов, учитель должен уметь настраивать телевизор. Этому он обучает и школьников, которые еще в перемену готовят телевизор к приему передачи. Речь идет о простейших навыках наводки на резкость, установки необходимой контрастности, настройки частоты кадров, а также регулировки силы звука и тембра. Восприятие учебного материала в значительной степени зависит от качества изображения и звука.
§ 5. Английский язык по телевидению для детских садов и школы
Большую помощь в проведении занятий по иностранному языку оказывают передачи по телевидению уроков английского языка для дошкольников. Снятый на пленку учебный курс, созданный ленинградскими педагогами, демонстрируют большинство телестудий страны.
Малыши легко усваивают иностранный язык. На этой особенности детского восприятия и основывается обучение языку дома и в детских садах, которое ведется единственно возможным методом — методом целенаправленной игры. Степень заинтересованности и уровень знаний детей зависят от умения воспитателя-учителя играть с ними. Только играя, дети усваивают язык легко и с удовольствием. Для малышей это—игра, не требующая специального волевого усилия. Поэтому они занимаются языком так же охотно, как рисуют, поют, лепят из пластилина, играют в мяч и т. д.
Телевизор, обладая большой притягательной силой для детей, заставляет внимательно воспринимать телевизионный урок. Но телевидение — одностороннее средство связи. Телевизионный учитель не может контролировать восприятие и направлять усилия учеников (в зависимости от реакции) на выполнение определенных учебных задач.
Оказалось, что свести до минимума этот недостаток помогает особенность детской психики. Воспринимая урок как игру, дети охотно и старательно выполняют все указания и команды телевизионного педагога, повторяют слова и довольно точно воспроизводят незнакомые им звуки. Запомнив английские слова, они, играя самостоятельно, называют игрушки по-английски.
Передаваемый по телевидению курс в объеме программы детского сада призван привить детям любовь к изучению языка, дать первоначальный запас слов, выражений, песенок, считалок. Продолжительность урока — 20—25 мин. Закрепляют мате-
риал на повторительных 5—8-минутных уроках 2—3 раза в неделю.
Несмотря на необычную форму, структура урока обычна: организационный момент, фонетическая зарядка, проверка домашнего задания, введение нового материала, закрепление его. И всегда основной методический прием — игра. При этом усилия ведущего учителя направлены на постоянную активизацию внимания детей. Перед детьми возникают посильные трудности, преодолевать которые для них удовольствие. Каждое слово и фраза связываются со зрительным образом (игрушки, картинки). Выполняя домашнее задание, дети рисуют или наклеивают в тетради изображения предметов, по которым они повторяют материал. Охотно разучивают песни с довольно трудным текстом, отгадывают музыкальные загадки, танцуют, под музыку выполняют гимнастические упражнения, бегают, имитируют катанье на лыжах. При этом в освоении лексики участвуют все виды памяти.
В детском саду воспитатель-учитель создает языковое окружение, многократно повторяет речевой материал передачи в различных ситуациях, помогает выполнять домашнее задание. Кроме того, он проводит в группе «занятия-спутники», на которых прорабатывает материал передачи, слегка расширяя ее и варьируя телевизионные или применяя новые приемы усвоения этого материала (ситуативная беседа, ролевые игры и т. п.). Учитель на иностранном языке во время передачи затрагивает вопросы режима дня, чтобы они прочнее вошли в быт детского сада.
Урок-игра увлекает детей, и они перестают чувствовать, что она ведется заочно. Поэтому как только раздается знакомая музыкальная заставка, дети сами занимают места перед телевизорами.
Тот же творческий коллектив Ленинградской студии телевидения начал передачи английского языка на урок в школу. Эти передачи выполнены в строгом соответствии со школьной программой на оригинальных сюжетах и учитывают методику, принятую авторами действующих учебников.
Телепередачи английского языка на урок восприняты учителями положительно. Они вносят в преподавание элемент новизны, повышают у учащихся интерес к изучению иностранного языка, способствуют развитию разговорных навыков, дают образец правильного английского произношения, помогают воспринимать язык как средство общения между людьми.
Для естественного разговора на иностранном языке лучше всего подходит ситуация общения с помощью кукольной игры. Беседуя с персонажами сказок и являясь как бы действующим лицом спектакля, учитель, используя диалоги, шутки, скороговорки, песни и другие приемы, все время обучает. Цель этих приемов — втянуть детей в общий разговор с персонажами, действующими на экране.
§ 6. Гигиенические условия, организация просмотров и оборудование классов
Для создания благоприятных условий восприятия телеизображения и звука требуется наиболее рационально расположить детей по отношению к экрану телевизора и освещению класса. Существенно влияют на обстановку просмотра продолжительность передач, качество изображения, чистота воздуха, уровень шума и т. п. Чем меньше учащихся располагается у телевизора, тем лучше воспринимается передача.
По исследованиям гигиенистов, применение технических наглядных средств обучения создает условия для сохранения наибольшей работоспособности детей. В этом случае утомление наступает позже, что способствует эффективности обучения. И это несмотря на повышенную плотность изложения материала в учебной телепередаче, требующей большего внимания, напряжения зрения и слуха.
Исследования физиологов показали, что воздействие телепередачи на детей определяется, во-первых, ее длительностью и типом, во-вторых, условиями просмотра (величина и удаление экрана от зрителя, качество изображения, освещение, угол рассмотрения и т. д.) и, в третьих, состоянием детей до просмотра.
Однообразные, монотонные передачи типа бесед, лекций, даже очень непродолжительные, вызывают такое же утомление, как длительные, но увлекательные. Отсюда следует, что форма передачи—проблема не только педагогическая, но и гигиеническая и физиологическая. Утомляют передачи, где слово преобладает над изображением. Значительное напряжение зрения вызывают передачи, в которых слишком много схем, чертежей и печатного текста.
На эффективность восприятия телепередачи влияют условия видимости изображения в просмотровой зоне телевизора. Создание такой зоны наилучшего восприятия изображения и звука (ее называют также комфортной) встречает определенные трудности, так как сложно размещать телевизоры в классах, не приспособленных для приема телепередач.
Для предотвращения утомления зрения большое значение имеют не только продолжительность и характер передачи, но и организация просмотра. Она складывается, главным образом, из трех компонентов — расстояния зрителя до экрана телевизора, освещения комнаты и качества изображения.
Расстояние зрителей до экрана телевизора зависит от размеров экрана. Установлено, что наибольшее удаление зрителя от телевизора в учебных заведениях составляет 12-кратную ширину его экрана, а наименьшее—до 3-кратной.
Художественные телепередачи можно смотреть на расстоянии даже 16—17-кратной ширины изображения. Но некоторые мелкие
детали могут ускользнуть от зрителя, что не помешает ему получить достаточно полное представление о спектакле, кинофильме и т. д. При просмотре же учебной телепередачи учащийся не получит полной и точной зрительной информации. В этом случае наибольшая удаленность учащихся при использовании телевизора с диагональю кинескопа 59 см не должна превышать 6 м.
Наименьшее расстояние (равно 3-кратной ширине экрана) принято из соображений, что замечаемая глазом строчная структура не ухудшает качества изображения.
Наилучшие места расположены на расстоянии 5—6-кратной ширины экрана. Здесь полностью перестает различаться строчная структура изображения.
Имеет значение и высота установки телевизора в классе. Его рекомендуется устанавливать так, чтобы учащиеся могли нормально (без помех) видеть изображение на экране. Обычно телевизор располагают немного выше уровня глаз зрителя.
Телевизоры можно классифицировать по
Рис. 142. Схема размещения телевизоров с диагональю кинескопов 59 см в классе размером 6Х9 л».
Рис 143. Схема размещения одного телевизора с диагональю кинескопа 59 см в классе размером 7,5х7,5 м
Рис. 144. Схема размещения двух телевизоров в классе размером 9х9 м.
внешнему оформлению и способу получения изображения. По внешнему оформлению их делят на настольные и напольные, а по способу получения изображения — на телевизоры проекционные и прямого наблюдения.
В проекционных телевизорах получают изображение на специальных настенных экранах. В школе применяют только настольные телевизоры прямого наблюдения. Их выпускают с кинескопами, на которых получают изображение различных размеров. Так, в телевизоре с диагональю кинескопа 59 см размер изображения 49Х38 см;
с диагональю 47 см изображение — 38 Х ХЗО см; с диагональю 43 см изображение— 36Х27 см, и, наконец, с диагональю 35 см изображение—29Х22 см.
Существует несколько схем размещения телевизоров в классе. Рассмотрим наиболее распространенные из них (рис. 142—145).
Лучшие условия видимости создаются в классе размером
9Х9 м, в котором два телевизора (рис. 144) с диагональю кинескопа 59 см располагают по обе стороны классной доски.
В детских садах размещение телевизора упрощается. Его можно поставить в любом помещении, диагональ кинескопа может быть от 43 см до максимальной. Отсутствие учебных столов позволяет разместить перед телевизором до 40 детей (рис. 145).
Рис. 145. Схема размещения одного телевизора в помещении размером 6Х6 м.
Установка телевизора в классе должна отвечать следующим требованиям: 1) свободное перемещение по классу; 2) простота регулирования высоты установки; 3) возможность расположения под любым углом в вертикальном и горизонтальном направлениях. Эти требования, однако, не всегда можно выполнить.
Обычно в классе телевизор помещают на подставке-тумбочке. Можно располагать телевизоры на консолях, прикрепленных к стенам; в этом случае не тратится полезная площадь пола.
Удобнее устанавливать телевизоры на подставках-тележках (рис. 146), что позволяет быстро перемещать их из класса в класс. Можно укреплять телевизоры и на потолке класса. На рис. 147 показаны различные варианты установки телевизора.
При просмотре телепередач необходимо создать благоприятное для глаз освещение. Глаз приспосабливается к различным условиям освещения. В полной темноте чувствительность восприятия изображения возрастает, и глаз видит на экране больше деталей и оттенков, чем в светлой комнате. Но контраст между темным помещением и ярким экраном очень утомителен для глаз, так как возрастает напряжение зрения; поэтому лучше смотреть передачи в незатемненном или неполностью затемненном помещении. Полное затемнение затрудняет также работу учителя. Не рекомендуется преодолевать засветку увеличением яркости и контрастности изображения, так как резко сокращается срок службы кинескопа. Кроме того, повышение контрастности приводит к неустойчивости изображения, сильному фону в громкоговорителях и к исчезновению теневых переходов.
Рис. 146. Телевизор, установленный на подставке-тележке.
Рис 147 Различные варианты установки телевизора
а — шарнирное крепление к потолку, б — крепление к стене в—на шарнирной стойке;
е — an передвижной подставке
Рис 148 Телевизор с защитными козырьками.
Чтобы ослабить зрительное напряжение, важно длительно не концентрировать взгляда на экране, дать возможность отдохнуть глазам. Для этого показ изображения чередуют со словом ведущего телеучителя, а еще лучше — с паузами для самостоятельной работы учащихся. Очень утомляет мелькание кадров, поэтому телевизор настраивают до начала урока.
Естественный или искусственный свет не должен падать непосредственно на экран телевизора, чтобы не снижать контрастности изображения. Рекомендуется изготовить к телевизору козырьки (рис. 148).
Наконец, в гигиеническом отношении важно состояние ребенка к моменту просмотра. Если передачу смотрят утомленные дети (например, сразу после школьных занятий или приготовления домашнего задания), нагрузка падает на уже уставшие органы Поэтому утомление нарастает, несмотря на большую эмоциональность телевидения.
Отдохнувший школьник воспринимает передачу значительно эффективнее. Поэтому желательно, чтобы до уроков с применением телевидения или вслед за ними проводили
занятия не вызывающие значительного напряжения внимания и зрения.
По гигиеническим соображениям общее число учебных передач для младших школьников не должно превышать 3—4 в неделю.
Следует твердо усвоить следующие правила работы с телевизорами. Их нельзя устанавливать около радиаторов центрального отопления. Необходимо избегать эксплуатации свыше 6—8 ч в день. Следует пользоваться стабилизаторами напряжения, которые автоматически поддерживают выходное напряжение для питания телевизора при значительных колебаниях напряжения в сети. Можно пользоваться и автотрансформатором. После работы на телевизор надевают чехол для защиты от пыли.
С введением в школе радиотелевизионной техники и централизованного управления последней архитектуру школьных зданий изменят. Классы приобретут иную конфигурацию, которая позволит создать хорошую видимость и необходимые гигиенические условия.
Глава XX ОСНОВЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
§ 1. Принцип телевидения
Радио—одно из величайших достижений науки и техники— было изобретено в нашей стране в 1895 г. А. С. Поповым. Вначале радио служило только средством связи. Постепенно оно проникло во все области народного хозяйства и быт советского народа.
Значительно позже изобретения радиосвязи возникла мысль о возможности передачи изображения по радио. Этому предшествовали многочисленные открытия в области физики. Так появилось телевидение (дальновидение), т е. область прикладной науки и техники, которая занимается передачей изображений на расстояние.
В развитие телевидения внесли немалый вклад русские и советские ученые.
Днем рождения электронного телевидения считают 9 мая 1911 г. В этот день профессор Петербургского технологического института Б. Л. Розинг (1869—1933) провел первые опыты по разработанному им методу передачи изображения на расстояние при помощи электронно-лучевой трубки. Первые телепередачи были осуществлены в Москве в 1931 г. В настоящее время телевидение бурно развивается.
В основу телевидения положены следующие физические процессы: 1) преобразование оптического изображения (световой энергии) в электрические сигналы (электрическую энергию);
2) передача электрических сигналов по каналу связи; 3) прием электрических сигналов и 4) снова преобразование их в видимое оптическое изображение (световую энергию).
Для передачи изображения объекта по телевидению его превращают в электрические сигналы. Чтобы лучше представить этот сложный процесс, рассмотрим газетную фотографию. На фотографии можно заметить, что она состоит из многих отдельных точек, расположенных в строгом порядке и образующих сетку. Эта сетка называется растром. Точкам придают различную степень окраски от черного до светло-серого цвета. Чем больше точек расположено на одном квадратном миллиметре, тем яснее фотография воспринимается глазом.
Другой пример. В динамических уличных рекламах воспроизводится движение букв или рисунков, состоящих из электроламп, которые при помощи специального переключателя автоматически включаются в определенной последовательности, образуя иллюзию бегущего слова или рисунка. Так и в телевидении для передачи изображения его разлагают на отдельные точки или элементы. Практически объект состоит из множества мелких элементов различной яркости (рис. 149), так как они по разному отражают световые лучи. Чтобы передать изображение объекта по телевидению, его превращают в электрические сигналы, интенсивность каждого из которых должна соответствовать яркости определенного элемента передаваемого изображения.
Поэтому изображение показываемого объекта передают последовательно, т. е. разбивают на множество элементов, образующих растр. Это существенное отличие телевидения от кино, где при показе кинофильмов все изображение кадра целиком проецируют на экран.
В телевидении последовательная, в строгом порядке и с определенной скоростью передача всех элементов изображения называется разверткой изображения.
На данном этапе развития техники телевидения изображение передаваемого объекта разлагают на сотни тысяч элементов. Для последовательной передачи с определенной скоростью всех элементов изображения требуется произвести в одну секунду несколько миллионов переключении. Только использование электронного луча, практически не обладающего инерцией, позволяет выполнить эту задачу. Чтобы осуществить развертку изображения, надо сфокусировать электронный луч в точку. Фокусировка и перемещение электронного луча по мишени передающей трубки или экрану приемной трубки производятся воздействием магнитных и электрических полей на поток электронов.
Рис. 149. Иллюстрация из книги, состоящая из множества мелких элементов.
Во время передачи телевизионная камера преобразует оптическое изображение объекта в электрические сигналы. Главная часть такой камеры— передающая телевизионная трубка. В камере расположены также усилитель сигналов изображения, генераторы строчной и кадровой разверток.
Телевизионное изображение получают следующим образом. Объектив передающей телевизионной камеры проецирует объект на мозаичную светочувствительную поверхность электроннолучевой трубки, называемую фотокатодом. Фотокатод — это тонкая слюдяная пластинка-мишень, на которой расположено множество микроскопических изолированных друг от друга зерен серебра, чувствительных к свету. Они-то и образуют мозаичную поверхность. С противоположной стороны слюдяной пластинки помещена металлическая пластинка (сигнальная), образующая с каждым зерном серебра электрический конденсатор (накопитель электрической энергии).
Следовательно, при телевизионной передаче проецируемый объект вызывает накопление электрических зарядов на элементах светочувствительной поверхности пластинки. Под действием
световых лучей на мозаичной поверхности создается точная «электрическая» копия изображения объекта (на местах, где свет действовал сильнее, электрический заряд получился больше, а где слабее—меньше). Электроннолучевая передающая трубка называется иконоскопом. В настоящее время применяют более совершенные передающие трубки.
§ 2. Общие понятия о передаче и приеме телевизионного изображения
Передача и прием телевизионного изображения упрощенно выглядят так. Изображение объекта 1 (рис. 150) проецируют объективом 2 на светочувствительную мозаичную поверхность электроннолучевой трубки 3 передающей камеры 4, и на элементах этой поверхности накапливаются электрические заряды. Это значит, что трубка 3 превращает изображение объекта в электрические сигналы (на мозаичной поверхности создается электронное изображение объекта).
Полученное электронное изображение не все сразу, а последовательно передается по строкам (элементам) синхрогенератором 12 и развертывающим устройством 13. Катод электроннолучевой трубки создает узкий электронный луч, падающий на мишень.
Синхрогенератор вырабатывает электрические импульсы, которые воздействуют на развертывающее устройство, создающее переменные по величине токи. Эти токи, в свою очередь, воздействуют на электронный луч трубки, в результате чего он обегает светочувствительную пластину-мишень слева направо и одновременно перемещается сверху вниз. Следовательно, электронный луч последовательно обходит все элементы электронного изображения, и поэтому в цепи трубки 3 возникают электрические сигналы (видеосигналы), соответствующие яркостям передаваемого объекта /. Видеосигналы поступают на видеоусилитель 5, усиливаются, одновременно смешиваются с синхронизирующими импульсами синхрогенератора и подводятся к радиопередатчику 6. Он преобразует усиленные электрические колебания в коле-
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 478 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!