Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
_________________________________________________________ 43
человек получает колоссальную — и чем далее, тем более — конкретно-чувственную информацию о мире посредством газет, радио, телевидения, документального кино. Но это именно информация, она дает конкретные знания о мире, но не служит человеку формой творческого взаимодействия с ним.
, Искусство — jttig область,,духо(вц(]и -%'UJnu человека, которая специально предназначена для^того, чтобы осуществлять расширенное, вплоть до бесконечности, конкретно-чувственное личностное общение с миром в целях его общественно-заинтересованного творческого освоения. Не преодоление всяких связей художника с практическим существованием и не выход в сферу чистой ничем реально не скованной, неограниченной свободы, а продолжение, расширение реального, непосредственного, практически-духовного освоения человеком мира в сфере творческого воображения, фантазии.
Надо сказать, что переход от реального, практического освоения человеком жизни к воображаемому, художественному ее освоению настолько в природе человека, что происходит время от времени почти с каждым из нас. Правда, большинство людей не осознают этого так как останавливаются на самом начальном этапе художественно-творческого процесса, и только немногие доводят его до конца.
Возьмем, например, такое часто повторяющееся состояние. Вы в течение нескольких часов спорите с приятелем (приятельницей) по какому-то жизненно важному вопросу и расстаетесь, не убедив один другого. Но спор так сильно задел вас, что вы невольно продолжаете его в своем воображении, приводя все новые и новые аргументы с той и с другой стороны. И вот вы уже и сами постепенно отделяетесь от себя и действуете в своем воображении самостоятельно, отстаивая теперь свою позицию от имени всех своих возможных сторонников, тогда как ваш собеседник в вашем воображении превращается в собирательный образ всех своих возможных единомышленников.
На этом обычно работа творческого воображения останавливается или прерывается повседневными делами и заботами, другими переживаниями и мыслями. Но если затронутая проблема столь важна для человека, что решение ее стало смыслом его жизни, и если он при этом обладает сильно развитой способностью воображения, Он пойдет дальше. Тогда круг его воображения еще более расширится, противники от спора перейдут к «практическим» действиям, появятся новые лица, между ними и основными героями завяжутся слож-
44 Художественное содержание и художественная форма___
V
ныс отношения, возникнут конкретные «жизненные» ситуации,- и в конце концов образуется целый особый мир — мир художественных образов. Останется организовать его, придать ему внутреннюю последовательность и завершенность и, наконец, воплотить этот мирчв материальной форме, например в монологах и диалогах, в сценах и действиях драматического произведения.
Совершенно очевидным свидетельством свади искусства с реальным духовно-практическим опытом человека является и то, чт,о на переднем плане "каждого художественного произведения, даже если оно целиком фантастическое, находится какая-то конкретная жизненная ситуация, какое-то конкретное состояние из личной, семейной, производственной или иной общественной жизни человека, то есть из сферы непосредственного общения человека с окружающим его миром. Это совершенно необходимое условие для художественного творчества, так как именно посредством реального жизненного опыта, конкретной жизненной Ситуации художник вступает в своем воображении в конкретно-чувственное творческое общение с миром в целом. Он достигает это тем, что концентрирует, сгущает в ограни-' ченном материале реального жизненного опыта человека всеобщее, неограниченное содержание мира и тем самым приближает мир лично к себе и творчески осваивает его, делает его своим миром.
В результате создается так называемая вторая, художественная действительность. Первооснову ее составляет первая, реальная действительность, но в художественном произведении она предстает в творчески преобразованном виде. Это реальный мир, каким его аи-дищ, чувствует, хнает, как к нему относится и как его творит художник. Это уникальный творческий сплав объективного жизненного содержания и субъективного, общественно-личного отношения к нему художника, и потому это нечто качественно новое по отношению и к объективному, и субъективному первоисточнику художественного творчества.
Очень содержательно и ярко высказался в этом смысле о сущности искусства Э.Хемингуэй в интервью корреспонденту журнала «Иностранная литература». На вопрос корреспондента: «В чем вы как писатель, видите назначение своего творчества? В чем преимущество изображения факта перед самим фактом?» — Хемингуэй: ответил: «Из того, что на самом деле было, и из того, что есть как оно
______________________________________________ 45
есть, и из всего, что знаешь, и из всего, чего знать не можешь <имг ется в виду область интуитивного восприятия мира. — И.В.), со н)и-ешь силой вымысла не изображение, а нечто совсем новое, более истинное, чем все истинно сущее, и ты даешь этому жизнь, а если ты хорошо сделал свое дело, то и бессмертие* (курсив мой. — И.В.).
Итак, художественное творчество — это прежде всего процесс, в котором объективное богатство реального мира и субъективное богатство авторской мысли, чувства, воли переплавляются в нечто качественно новое и уникальное, такое, чего еще не было, но, по выражению Белинского, «долженствующее быть сущим». Приведем все это замечательное высказывание Белинского: «Конечно, создания поэта не суть списки или копии с действительности, но они сами суть действительность как возможность, получившая свое осуществление, и получившая это осуществление по непреложным законам самой строгой необходимости: идея, рождающаяся в душе поэта, есть тайна, как младенец, зачинающийся во чреве матери: кто может угадать заранее индивидуальную форму той или другого? И та и другой не есть ли возможность, стремящаяся получить свое осуществление, не есть ли совершенно никогда и нигде небывалое, но долженствующее быть сущим?»2.
Из всех терминов, обозначающих вторичность искусства по отношению к объективной действительности, — «подражание», «отражение», «отображение», «изображение», «воспроизведение» — наиболее удачным является последний, но не в значении простого воссоздания, а в значении «производить вновь». В мире художественных образов воспроизводится реальный мир, то есть он производится вновь таким образом, что реальная жизнь предстает не сама по себе, а в творческом общении с ней художника, в его власти, преображенная им, получившая от него дальнейшее развитие и творческую энергию, чтобы заряжать ею реальную жизнь. Все это художник осуществляет в свете своего представления о сущности общественного бытия, устанавливая, как правило, в процессе творчества непосредственную, конкретно-чувственную связь желаемого совершенст-
1 Иностранная литература. — 1962. — N 1. — С. 218. 2Белинский В.Г. Собр.. соч.: В 9 т. — М., 1977.—Т. 2 —С. 196.
46 Художественное содержание и художественная форма
ва жизни с ее действительным состоянием в его время. Это придает художественным произведениям высокую степень завершенности, идеальной эстетической значимости.
Создавая на основе реальной действительности свою, воображаемую действительность, художник удовлетворяет прежде всего свою собственную потрЄбнасте1ів>Лрасінй$еИнс'М койкретно-чувственйдм освоеции мира. Он переживает при этом особое состояние творческого подъема, вдохновения, высочайшей творческой отдачи. Поэтому не только результат творчества — произведение искусства, но и сам творческий процесс имеет огромное содержательное значение. В этом смысле о художественно-творческом процессе можно сказать, что он целесообразен и без цели, что и сам по себе творческий процесс, пока он осуществляется в сфере воображения художника, представляет для него огромную ценность как личное духовное богатство и как состояние особой творческой свободы.
Но поскольку содержание творческого воображения художника является результатом творческого освоения им реальной действительности, оно требует своего выхода в реальный мир. Собственно художественный сплав объективного и субъективного содержания реальной жизни, как только он появляется в результате творческого горения художника, тут же требует своего перехода во вне, требует своего закрепления в каких-то устойчивых материальных средствах, в той или иной системе материальных форм — звуков, пластических масс, телодвижений, линий и красок, человеческой речи.
Формотворчество начинается тогда, когда в воображении художника начинает рождаться собственно художественное содержание. Тогда поэт начинает искать и находит соответствующий ритм, драматург слышит голоса своих действующих лиц, эпический писатель находит необходимый способ повествования.
Не существует художественной формы вне собственно художественного содержания. Художественная форма специально творится для воплощения всякий раз уникального художественного содержания как результата субъективного освоения объективного мира в творческом воображении художника. Все те устойчивые материальные средства, в которых художник воплощает содержание своего творческого воображения, сами по себе никакого художественного значения не имеют. Они могут иметь эстетическую значимость, значение красоты, например: мрамор, человеческое тело, пение соловья, обыденная или публичная речь, ритмически организованная, яркая, образная. Даже стихотворная речь сама по себе не имеет
_________________________________________________________ 47
собственно художественного значения. Поэтому поводу очень метко сказал Белинский: «... умеїь писать стихи... не значит еще быть поэтом: все книжные лавки завалены доказательствами этой истины»1.
Собственно художественное значение материальные формы приобретают тогда, когда очи становятся средством воплощения собственцс художественного духовного содержания, когда они переливают в себя содержание творческого воображения художника,
Таким образом, пока содержание художественно-творческого процесса не закрепилось в соответствующей материальной форме, жизнь осваивается художником только в его собственном воображении. Когда же содержание творческого воображения закрепилось в устойчивых материальных средствах, тогда оно становится и достоянием всех других людей. И тогда художник — через посредство произведения — вступает в действительное конкретно-чувственное общение с миром в целом, с любым другим человеком любой эпохи, а эти любые представители любого времени могут вступить через произведения искусства в «непосредственное» общение с художником и его эпохой. И художник становится своим человеком для людей, «непосредственно» обменивается с ними своим творческим опытом освоения жизни, стремится убедить их в своей правоте, увлечь их за собой, придать их жизнедеятельности желаемое направление. И люди, знакомясь с художественным произведением, заряжаются его творческой энергией, духовно обогащаются, подобно тому, как обогащается человек в общении с одаренной, творческой личностью. Одни при этом соглашаются с художником, защищают его, отстаивают его правоту и тем самым продолжают самостоятельно тот процесс творческой жизнедеятельности, который начал художник. Другие спорят с художником, возражают ему и его защитникам, приводят свои доводы, противопоставляют свое отношение к миру и предлагают свой путь его освоения и дальнейшего созидания.
В любом случае общение с художественным произведением является продолжением художественно-творческого процесса, средством расширенного конкретно-чувственного освоения мира не только для художника, но и для других людей. При этом общение с художественным произведением имеет ту же особенность двустороннего творческого воздействия, которое характеризует непосредственное
1 Б с л и и с к и и В.Г Собр сом В 9 І — M, 1977 — Т 2 — С 324
48 Художественное содержание и художественная форма
общение человека с окружающей его средой: художественное произведение формирует духовный мир человека и вместе с тем само обогащается за счет общения с ним — с читателем, слушателем, зрителем. Конечно, обогащение художественного произведения происходит не в нем самом, не в его содержании и форме, а в творческом воображении человека, воспринимающего художественное произведение.
Однако существуют и такие специальные формы продолжения художественного процесса, которые лрсдусматривают и непосредственное вторжение в мир художественного произведения, например художественное чтение или в еще большей мере музыкальные живописные, сценические и кинематографические интерпретации литературных произведений. Эти интерпретации художественно оправданы, если они благодаря своим дополнительным средствам полнее и богаче раскрывают существенное в литературном произведении в целом или какой-то его стороны. Если все образы из произведения одного художника берутся другим художником только как материал для воплощения своего, существенно нового художественного содержания, то это будет не интерпретация, а заимствование уже-готовой образной формы для создания оригинального произведения, что также имеет место в истории мировой культуры.
Творческое взаимодействие между художественным произведением и воспринимающей его личностью обусловливает и наличие такой совершенно необходимой области творческой деятельности, как литературно-художественная критика — осмысление, разъяснение и оценка художественного произведения с точки зрения его современной значимости. Основным предметом литературной критики являются вновь появляющиеся художественные произведения, но она может быть направлена и на произведение прошлого, вызвавшее особый, повышенный интерес у современников.
Первоисточником литературно-художественной критики является непосредственное восприятие художественного произведения, его читательское осмысление и оценка. В этом смысле каждый читатель является критиком. Литературно-художественная критика как особая, специальная область литературной деятельности отличается от непосредствен ной реакции на художественное произведение тем, что, исходя из этой непосредственной реакции, она опирается также на научные знания о литературе, то есть на литературоведение. Следовательно, литературная критика представляет собой промежуточное звено между непосредственной реакцией на художественное произведение и литературоведением как наукой о возникновении,
_____________________________________________________ 49
развитии и общественном функционировании художественной литературы в целом. Поэтому литератх рно-х\ дожественная критика, с одной стороны, составляет часть лптсрат\ роведения. а с другой стороны, является предметом (точнее — одним из предметов) литературоведческого исследования.
Основная функция литературной критики — формировать отношение читателя к современному литературно-художественному процессу. Критика тем убедительнее выполняет эту свою функцию, чем больше учитывает значение литературы в личной и общественной жизни человека, чем определеннее ее знание о закономерностях исторического развития литературы и о месте художественной литературы в современном общественном развитии.
Одна из задач литературной критики, стоящей на научных позициях состоит в том. чтобы устанавливлть связь художественного произведения, творчества писателя с соответствующей тенденцией современного общественного развития. Эта задача критики совпадает с задачей научной истории литературы, состоящей в том. чтобы устанавливать и на>чно раскрывать связь литературных явлений с другими областями общественной жизни данного времени.
Это имеет непосредственное отношение к очень важной стороне вопроса об общественной сущности искусства. До сих пор рассматривался этот вопрос с точки зрения необходимости художественного творчества для каждого отдельного человека, с точки зрения его личного общения с другими людьми и с обществом в целом. Теперь необходимо выяснить значение искусства в процессе общественно-исторического развития.
Необходимость искусства в этом отношении заключена в его содержательной творческой природе. Поскольку искусство является одной из форм творческого освоения жизни, художник так или иначе включается в соответствующий ему тип творческой жизнедеятельности людей, охватывающий и другие области общественной жизни его времени. Сознает художник это или нет, стимулом, первотолчком для художественного творческого освоения жизни, как и для всякой другой творческой деятельности человека является общественная необходимость, исторически возникающая необходимость в творческой жизнедеятельности определенного типа. возникнув. эта необходимость творчески реализуется в разных областях общественной жизни, в том числе и в искусстве.
Показателен пример с литературным явлением, которое на первый взгляд менее всего поддается типологическому исследованию,— с романтизмом. Именно к такому выводу пришел известный совет-
50 Художественное содержание и художественная форма
ский литературовед Б.Г.Реизов в статье «О литературных направлениях», опубликованной в 1957 году в первом номере только начинавшего тогда выходить журнала «Вопросы литературы». Он утверждал, что нет оснований говорить о каких-то общих признаках романтической литературы, что романтизм одной национальной литературы совсем не похож на романтизм другой национальной литературы, а внутри национальной литературы нет ничего общего между творчеством отдельных романтиков. Казалось бы, это подтверждает и теоретическая установка романтизма на полную, ничем не ограниченную творческую свободу художника, и особая роль субъективного начала в художественной практике романтиков.
Однако многочисленные исследования, проведенные литературоведами после этой статьи Реизова, убедительно показывают, что романтическая литература лмеет вполне определенные общие особенности, которые типологически связаны с аналогичными явлениями в других областях общественной жизни конца XVIII — начала XIX века. Исследователи обратили внимание на то, что романтизм имел место и в философии, и в политике, и в политэкономии, и в общественных нравах, и даже в моде и что существуют специальные исследования романтизма в каждой из этих областей. В результате стало ясно, что художественный романтизм представляет собой не что иное, как специфически художественную разновидность определенного, исторически порожденного на рубеже XVIII—XIX веков типа общественного сознания и деятельности.
Конечно, будучи разновидностью того или иного типа духовного и духовно-практического освоения мира, художественное творчество выполняет свою собственную функцию и поэтому обладает вполне определенной самоценностью, которую не может заменить никакая другая область творческой деятельности людей. Особенно наглядно эта собственная общественная значимость художественного творчества выступает в тех случаях, когда необходимость возникновения определенного типа творческой жизнедеятельности проявляется главным образом в искусстве. В этом отношении необычайно показательна немецкая литература XVIII — начала XIX века, а также русская литература XIX века.
Итак, в целом искусство — это расширенное с помощью творческого воображения, конкретно-чувственное, духовно-личностное освоение мира, органически связанное с общественно-историческим развитием, в котором оно составляет особую, ничем другим не заменимую, специфически художественную разновидность
того или иного исторически складывающегося типа творческой жизнедеятельности людей.
Такова наиболее общая существенная особенность художественного творчества. Далее будут рассмотрены отдельные его функции, непосредственно вытекающие из этой его общей сущности.
Познавательное значение литературы. Художественно-творческая типизация
Наличие познавательной функции у искусства совершенно очевидно. Более того, есть эстетические теории, которые вообще сводят сущность искусства к этой функции. В основном к этому сводятся теории искусства как подражания жизни. По-своему так истолковывал сущность искусства Гегель, рассматривая художественное творчество как одну из форм самопознания абсолютного духа. В наше время искусство рассматривается как своеобразная форма познания, например, в книге «Эстетическая сущность искусства» А.Бурова.
Реальная действительность является первоисточником художественного творчества, 1J уже поэтому искусство дает самые разнообразные сведения о ней. Но познание в искусстве не ограничивается одними лишь сведениями, достоверными фактами об общественной и личной жизни людей — искусство способно познавать и глубинные, сущностные пласты человеческого бытия и всего мироздания.
Однако при всем огромном значении познавательной функции искусства она не исчерпывает его сущности. Более того, будучи в той или иной мере всегда присуще художественному творчеству познание не является вместе с тем его самоцелью. Оно подчинено в искусстве более общей его цели — осуществлению расширенного конкретно-чувственного общения людей с миром и его духовно-личностного творческого освоения.
Чтобы осуществить расширенное духовно-личностное освоение мира, художнику необходимо приблизить мир к себе. Поэтому он по необходимости должен сжимать его в размерах, превращать в микромир, наполнять конечное бесконечным, делать судьбу отдельной человеческой индивидуальности вместилищем судеб бесчисленного множества людей, а окружающую индивида обстановку приравнивать ко всему остальному миру. В результате и осуществляется собственно художественное познание мира.
Своеобразие собственно художественного познания состоит в том, что общее, существенное в мире познается на основе его конк-
52 Художественное содержание и художественная форма___
ретно-чувственных форм — не обязательно в формах самой жизни (художественные формы могут быть далекими от реальности, фантастическими), но непременно в единстве с конкретно-чувственной неповторимостью индивидуального бытия. Искусство достигает этого благодаря типизации характерного.
Характерность реальнсй действительности и сама по себе представляет собой единство общего и индивидуального. Общественная характерность формируется в сфере непосредственных отношений человека с окружающей его средой, является конкретным проявлением какого-то существенного свойства общественной жизни. Это может быть характерное чувство, характерная мысль, характерные переживания, высказывания, поведение, характерная жизненная ситуация. Совокупность характерных черт в человеческом индивиде составляет целостный характер человека, представляющий собой не что иное, как неповторимый результат индивидуального общения человека с окружающим его миром.
Человеческие характеры или отдельные характерности общественной жизни и природы являются предметом художественного творчества. Но не только и не просто предметом познания, а предметом, через посредство которого художник вступает в конкретно-чувственное общение с миром в целом, осуществляя его художественно-творческое освоение. Для этого художнику необходимо выявить всеобщее значение характерного, что возможно для него только благодаря типизации.
Дело в том, что реальное проявление характерного, каким бы оно ни было значительным по существу, всегда ограничено конкретной жизненной ситуацией и поэтому имеет частное значение. Его всеобщее значение раскрывается или теоретически, в отвлеченных понятиях, или художественно, благодаря типизации — путем усиления, заострения, сгущения, преувеличения реальной жизненной характерности. Выявляя таким образом ее всеобщее значение, художник устанавливает вместе с тем ее связь с другими характерностями, благодаря чему ему удается, сохраняя конечную неповторимость реального бытия, охватить и творчески освоить существенное содержание жизни в целом, в ее бесконечности.
Теоретическое осмысление процесса художественной типизации началось с давних времен, вместе с осмыслением сущности художественного творчества, но как отдельное теоретическое понятие «типическое» утвердилось в литературоведении XIX века, главным образом в связи с исследованием существенных особенностей реалистической литературы. Можно считать, что наиболее распростра-
_________________________________________________________ 53
ненное в XIX веке понимание типического в литературе полнее и четче всего было сформулировано Добролюбовым в теоретическом разделе статьи «Темное царство». Сопоставляя художественное и научное познание жизни, Добролюбов указывает, что и то и другое познание начинается с восприятия отдельных, заслуживающих внимания фактов. Но если ученого интересует при этом не факт сам по себе, а лишь то общее, что у него имеется с Другими фактами, то художник «с жадным любопытством всматривается в' самый факт, усваивает его, носит его в своей душе сначала как единичное представление, потом присоединяет к нему другие, однородные факты и образы и наконец создает тип, выражающий в себе все существенные черты всех частных явлений этого рода, прежде замеченных художником»1. Следовательно, существенное содержание целого ряда явлений, скажем человеческих индивидов, предстает в литературном типе как содержание отдельного индивида.
В таком же смысле о типическом высказывался и Белинский. «Надобно, — писал он, — чтобы лицо, будучи выражением целого особого мира лиц, было в то же время и одно лицо, целое, индивидуальное. Только при этом условии, только через примирение этих противоположностей, и может оно быть типическим лицом»2. Чернышевский, касаясь в своей магистерской диссертации проблемы типического, также требует, чтобы литературный тип сохранял «живое лицо», богатство индивидуальных подробностей»3. Правда, увлекаясь в полемике с объективно-идеалистической эстетикой мыслью о превосходстве реальной действительности над искусством, Чернышевский допускает недооценку творческого начала в художественной типизации. Он обращает внимание на то, что типическое существует и в самой действительности в смысле характерного или в смысле высокой степени характерности. Поэтому, с его точки зрения, художнику, чтобы воспроизвести «типическое лицо», достаточно описать реального человеческого индивида с высокой степенью характерности.
Для более полного выявления природы художественной типизации определенное значение имеют суждения М.Горького о типическом в известной статье «О том, как я учился писать». Горький останавливается здесь на художественно-творческой природе литературного типа. Литературные типы, пишет он, создаются по зако-
1 ДобролюбовН.А. Собр. соч.: В 9т — М., 1962.— Т. 5. — С. 22 2Белинский В.Г. Поли. собр. соч. — Т. 1 — С. 52—53. 3ЧернышевскийНГ. Эстетические отношения искусства к действительности. — М., 1955. — С. 94.
vt ч v ні жссткенное содержание и художественная форма
п.їм абстракции и конкретизации. «Абстрагируются» — выделяются — характерные подвиги многих героев, затем эти черты «конкретизируются» — обобщаются в виде одного героя, скажем — Геркулеса или рязанского мужика Илью Муромца; выделяются черты, наиболее естественные в каждом купце, дворянине, мужике, и обобщаются в лице одного купца, дворянина, мужика, таким образом получаем «литературный тип»...
Таких людей, каковы перечисленные, в жизни не было; были и есть подобные им, гораздо более мелкие, менее цельные, и вот из них, мелких, как башни или колокольни из кирпичей, художники слова додумали, «вымыслили» обобщающие «типы» людей»1.
В нашем современном литературоведении широко бытует предложенная В.Днепровым концепция, согласно которой типизация есть свойство только реалистического искусства, в то время как другие разновидности художественного творчества создают обобщенные образы посредством идеализации. На наш взгляд, это очень узкое понимание типического в искусстве. В сущности, то, что Днепров называет идеализацией, есть не что иное, как одна из разновидностей художественной типизации, а именно типизация положительных свойств жизни, сгущение, укрупнение, заострение положительной характерности жизни. Обобщать посредством идеализации означает, по В.Днепрову, создавать художественный образ «посредством очищения жизненного образа от всего, что не соответствует его идее, и путем добавления всего, что требуется для полного соответствия идеалу»2. Но именно таким образом — путем «очищения» и «добавления» ради более выпуклого выявления родового содержания — осуществляется и типизация в реалистическом искусстве, причем не только типизация положительных характеров, но и типизация отрицательных характеров. И безусловно, Горький более прав, когда он приводит в качестве примеров литературных типов и образы древней литературы — Геркулеса, Илью Муромца, которые, по концепции Днепрова, созданы путем идеализации, и образы отрицательных персонажей из реалистической литературы XIX века — «различных Карамазовых и Свидригайловых», Молча-лина, Хлестакова.
В основе художественного творчества в любом случае лежит реальная жизненная характерность. И обобщение в искусстве непременно предполагает возведение этой характерности в ранг ее
1 Горький М. О литературе. — М., 1961. —С. 130—131. 2Днепров В. Проблемы реализма. —Л., 1961. — С. 94.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 471 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!