Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................... З
І
Художественная литература как вид искусства....................... 6
Сущность художественного творчества..................... 6
Концепции сущности искусства как подражания жизни..... 6
Концепции сущности искусства как субъективной творчес
кой способности................................................................. 12
Объективно-исторические концепции сущности искусст
ва....................................................................................... 24
Современные теории сущности художественного творчест
ва............................................................................................. 33
Художественное содержание и художественная форма............. 39
Творческая природа художественного
содержания и формы................................................................ 39
Познавательное значение литературы. Художественно-
творческая типизация............................................................... 51
Идейно-эмоциональная направленность литературы.
Пафос, художественная правда и иллюзия................................ 60
Воспитательно-эстетическое значение искусства...................... 66
Художественный образ............................................................ 68
Виды искусства и специфика литературы........................ 76
II
Общая типология художественной литературы........................ 86
Литературные роды............................................................... 86
Эпос........................................................................................ 90
Лирика.................................................................................... 93
Драма...................................................................................... 98
Типы художественного содержания....................................... 101
Героика.................................................................................. 104
Этологический ("нравоописательный") тип художествен
ного содержания.................................................................... 106
______________________________________________________ 255
Интеллектуальность как тип художественного
содержания...................................................................... 108
Сентиментальность......................................................... ПО
Самоценно-личностный тип художественного содержания
(романтика)..................................................................... 114
Трагизм............................................................................ 116
Драматизм........................................................................ 121
Романтическое как тип художественного содержания. 122
Комическое и его разновидности (юмор, сатира, ирония,
сарказм)............................................................................ 123
Юмор и сатира................................................................... 124
Ирония и сарказм............................................................... 126
Литературные жанры...................................................... 128
Эпические жанры............................................................ 129
Жанры драматургии........................................................ 137
Жанры лирики.................................................................... 139
III
Конкретно-историческая типология художественной
литературы..................................................................... 141
Художественные системы, творческие методы, лите
ратурные направления, течения и стили...................... 141
Художественная система................................................ 141
Творческий метод........................................................... 150
Литературное течение.................................................... 160
Литературное направление............................................. 161
Литературный стиль....................................................... 163
Универсальные художественные системы...................... 165
Художественные системы античности и средневековья 167
Гуманистическая литература эпохи Возрождения как
художественная система................................................ 173
Классицизм XVII века..................................................... 186
Литература Просвещения.................................................. 190
Романтизм и модернизм................................................... 208
Романтизм....................................................................... 208
Модернизм......................................................................... 225
Реализм................................................................................. 227
«Социально-критический» и «психологически-утверждаю-
щий» реализм XIX—XX веков............................................. 234
«Социально-утверждающий» реализм............................ 250
«Универсальный» реализм............................................... 252
ВВЕДЕНИЕ
Теория литературы в целом — это одна из дисциплин литературоведения. Она занимается тем, что вырабатывает систему научных понятий о художественной литературе: определяет предмет литературоведения, особенности его содержания и формы, его связи с другими видами художественного творчества и другими областями общественной жизни, определяет внутренние разновидности художественной литературы, закономерности и формы историко-литературного процесса. Всем этим теория литературы обеспечивает другие составные части науки о литературе для строгого научного исследования и систематизации конкретных литературных явлений: историю литературы, текстологию, библиографию; историю и методологию литературоведения, а также литературно-художественную критику, поскольку она является наукой.
В настоящее время на филологических факультетах российских вузов по теории литературы читаются, как правило, два общих курса: «Введение в литературоведение», или «Поэтика», — на первом курсе и «Теория литературы», или «Основы теории литературы», — на старших курсах.
Курс «Введение в литературоведение» предполагает в основном изучение понятий, необходимых для анализа отдельных художественных произведений, прежде всего понятий о сторонах и элементах содержания и формы художественных произведений. Имеются в виду тема, проблема, идея художественного произведения, герой, лирический герой, мотив, характер, обстоятельства, сюжет, внесю-жетные элементы, композиция, художественная речь во всех ее значениях и формах.
Раскрытию и определению этих понятий служат главным образом учебники по Введению в литературоведение.
Курс лекций «Теории литературы» предназначается для углубленного и более развернутого изучения общих особенностей литературы и закономерностей ее исторического развития: специфики
4 Введение
литературы как вида искусства, ее места в общественной u личной жизни человека, ее познавательной, идейно-эмоциональной и творчески-созидательной природы, специфики ее художественных образов; далее — это понятия о таких повторяющихся в мировой литературе, устойчивых, типологических разновидностях литературного художественного творчества, как литературные роды, типы художественного содержания (героика, трагическое, драматическое, комическое и др.), литературные жанры; наконец, понятия о конкретно-исторических формах литературного развития — о творческой индивидуальности писателя, о художественном произведении как едином целом, о художественных системах, творческих методах, литературных направлениях, течениях и стилях.
В данном пособии все эти понятия раскрываются на конкретном материале всемирно-исторического художественного развития от античности до наших дней!
В отличие от учебников по Введению в литературоведение, основная задача которых состоит в изложении более или менее устоявшихся в литературоведении теоретических знаний, в нашем курсе поставлена задача подключить учащегося к самому движению литературно-теоретической мысли, сделать органическими знания о том, как решались основные проблемы литературоведения раньше, как они решаются в настоящее время, что уже выяснено, а что пока неясно или недостаточно ясно и каков, на наш взгляд, наиболее эффективный путь дальнейшего исследования проблемы.
При таком построении пособия отпала необходимость в особом разделе об общей истории литературно-теоретической мысли. Эта история распределена по главам об отдельных литературоведческих понятиях. В наиболее систематизированном виде, со специальным выявлением методологических позиций ученых, история теоретической мысли дана в разделе о сущности художественного творчества.
Теоретико-литературное знание во своей специфике в отличие от историко-литературного обращено не к всестороннему и детальному описанию конкретных литературных явлений (художественного произведения, творческой индивидуальности писателя, литературного процесса), а к выявлению общего, существенного, закономерного в них. Этим определяется и методологическая функция тео-
ретико-литературного знания. Теория не просто обобщает н систематизирует эмпирический материал и создает систему литературоведческих понятий. Она служит основой и для возникновения научных методов познания литературы. Так, развитие сравнительного литературоведения XIX—XX веков приводит к формированию типологического и историко-сравнительного методов познания литературы. В целом методология литературоведения как наука о методе познания литературы и система литературоведческих методов складывается как осознанное применение в конкретных литературоведческих исследованиях тех знаний о сущности литературы и закономерностях ее развития, которые дает теория литературы. При этом сам предмет литературоведения — художественная словесность — определяет специфику литературоведческого познания и его методов — их диалогический, объективно-субъективный характер. Гегель писал об этом в «Лекциях по эстетике»: «Любое произведение искусства представляет собой диалог с каждым стоящим перед ним человеком».1
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 509 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!