Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Педагогические теории и их воплощение... 467
Л.Н. Толстой написал краткое и доступное для детей пособие —
«Новую азбуку», — вышедшее в свет в 1875 г. и значительно отличавшее- ся от прежней «Азбуки». Новым в методике было то, что она предлагала учителю использовать на свой выбор различные способы обучения грамо- те: слуховой, звуковой, буквослагательныи и метод целых слов. Если в «Аз- буке» букварь составлял лишь первую часть комплекса учебных книг, то
«Новая азбука» становилась самостоятельным учебником. Тексты, напи- санные Толстым для азбук, изложены простым и ясным языком, доступ- ны для детей, вызывают напряженный интерес. Остальные части «Азбу- ки» были переработаны в отдельные учебники: «Арифметика» и получившие мировую известность «Русские книги для чтения». «Новая азбука», получив широкое признание, была одобрена Министерством на- родного просвещения и рекомендована «для всех учебных заведений, где обучение начинается с азбуки».
Следует отметить при этом, что методы обучения грамоте, предло- женные графом, вызывали и дискуссии, и неприятие со стороны многих его современников — так необычны и нестандартны были эти педаго- гические находки. Тем не менее «Новая азбука» стала быстро распро- страняться, выдержав 30 переизданий (28 — при жизни Толстого), очень немногие учебники так переиздавались, общий тираж ее составил
2 000 000 экз. — это очень внушительная цифра. Многие произведения, написанные или переработанные Л.Н. Толстым для этой книги, вошли в круг детского чтения, читаются детьми и в наше время.
Во второй половине 70-х гг. Толстой на ряд лет отошел от педагоги- ческой деятельности в связи с работой над романом «Анна Каренина».
В замыслы Толстого, по свидетельству одного из педагогов — П.А. Бу- ланже, написавшего впоследствии очерк педагогической деятельности Толстого, входило создание энциклопедического словаря для крестьян и целого ряда учебников по всем отраслям знаний.
Н. Бердяева о том, что в гениальном творчестве Толстого покаяние гос- подствующих классов достигло величайшего напряжения, он хотел ради- кально порвать с этим обществом.
Поэтому и центральным педагогическим вопросом для Толстого в этот период стал вопрос о смысле жизни и нравственном воспитании.
В письме к В.Ф. Булгакову «О воспитании» (1909), которое явилось как бы итогом педагогических и философских размышлений Толстого о человеке, он показал, что путь к преодолению философской проблемы противоречия между конечным, преходящим существованием личности и бесконечным существованием мира лежит в понимании того, что все- общее, родовое, а потому «бесконечное» в человеке — нравственность. Поэтому нравственное воспитание молодежи он связывал с человечества, этой объективной необходимостью развития человеческой культуры.
тьянских детей христианской морали. В 1907 г. он записал в дневнике:
«За это время был занят только детскими уроками. Что дальше иду, то вижу большую и большую трудность дела и вместе с тем большую надеж- ду успеха... Вчера разделил на два класса...» «Детские уроки и приготовле- ния к ним поглощают меня всего...»'.
ся с народными учителями и учительницами земских школ Звенигород- ского уезда Московской губернии, написав для них небольшую статью
«В чем главная задача учителя?».
принес учащимся экземпляры детского журнала «Солнышко», роздал их детям. А через 3 дня ушел навсегда из Ясной Поляны и через несколько дней — из жизни.
§ 2. СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИП Ы
Общая характеристика школы
«Есть у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторвать- ся, — это школа». (1861 г., письмо А.А. Толстой). Она описана Толстым в статьях «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (1862),
Школа помещалась в двухэтажном каменном доме, где имелось
и старший. По расписанию обычно значилось от пяти до семи уроков. Учащимся предлагалось 12 предметов:
1) чтение механическое и постоянное, 2) писание, 3) каллиграфия,
4) грамматика, 5) Священная история, 6) русская история, 7) рисование,
12) Закон Божий.
Старшие и наиболее успевающие ученики постоянно привлекались в качестве помощников учителей, занимаясь с младшими. Организация чения такова: часов в восемь учитель, живущий в школе, посылает одного из мальчиков (у него всегда кто-нибудь ночует) звонить. Через полчаса собираются в школьных комнатах. Садятся, где хотят: на лавках, столах, подоконнике, учитель — посреди комнаты. Два младших класса занима- ются в одной комнате, старший — отдельно.
Имеется расписание уроков, но оно не всегда исполняется: ученики иногда так увлекутся, что вместо одного получается три часа. Тем, кому надоело заниматься, ученики презрительно говорят: «Надоело, так ступай к маленьким!» Поэтому из-за увлеченных занятий учеников расписание часто нарушается. По утрам занимаются математикой, чтением, черчени- ем, каллиграфией, Законом Божиим.
Прозанимавшись до 2 часов (а по расписанию предполагалось до проголодавшиеся ребята бегут домой. Вскоре вновь с 3 часов все в школе; спускаются сумерки и все вечерние уроки имеют особый характер «спо- койствия, мечтательности и поэтичности». В классах меньше возни и кри- ков, больше покорности. По вечерам пишутся сочинения, ставят физичес- кие опыты. Любят слушать рассказы учителя о Священной и русской истории, читать, петь.
давал арифметику, русскую и Священную историю, вел общие беседы с детьми. Другие учителя вели занятия в старшем классе.
Раз в неделю на уроке ботаники ходили в лес за травами, цветами. Четыре раза в неделю — пение, сам Толстой хорошо пел басом. Рисова- ние — шесть раз в неделю. Священник — два раза в неделю (только его занятия были обязательными).
Педагогические теории и их воплощение... 471
Создание условий для развития творчества и самостоятельности было основной задачей школы.
Порядок чтения. Он вырабатывался в школе постепенно, при участии учащихся. Рассмотрим на примерах занятий, каким было взаимодействие учителя и учащихся.
Чтение проводилось в начале так: один читает, все следят и поправ- ляют; читающий при этом не вникает в смысл, он сосредоточен на тех- нике чтения; слушающие, развлекаясь посторонними делами, ожидают, когда их спросят. Но со временем само собою сложилось по другому: ученики сами берут из общей стопки по две-три книжки и читают их вдвоем или втроем, потом часто подходят к учителю с просьбой послу- шать их или прочесть с ними вместе. А некоторые меньше любят чи- тать в компании. В старшем классе появился хорошо читающий ученик, тогда один из класса объявил, что через неделю он научится читать так же, другие тоже потянулись за ними. И вдруг чтение сделалось люби- мы м занятием, дети стали сидеть за книжками по полтора часа, брали книги на дом. В результате на занятиях стали употребляться 5 способов чтения:
1) чтение с учителем, когда ученик просил почитать с ним;
2) чтение для процесса чтения, когда ученик, научившийся складывать слоги, разбирался с книгой сам;
3) чтение с заучиванием каждым наизусть (молитв, стихов и др.);
5) чтение с пониманием и интересом, все более усложняющееся.
Все эти приемы в течение месяца вошли сами собой в употребление, и умение читать у учащихся сразу возросло. Делом учителя было лишь предлагать выбор разных способов, сам же выбор оставался за учени- ками.
Писание, грамматика, каллиграфия. Одновременно ученики учи- лись узнавать и чертить буквы, складывать и писать слова на доске, на стене; они сами так придумали. Один диктовал то, что ему приходило в голову, другие писали каждый на своей полоске доски, потом менялись. Поправляли ошибки друг друга. Каждый, научившийся писать буквы, одержим страстью писания, поэтому двери, наружные стены изб, где
Толстой Л.И. Педагогические сочинения. С.
472 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)
Каллиграфию вначале учитель хотел вести по прописям, но ученикам это было скучно, писали плохо. И тогда сами ученики нашли средство обучения каллиграфии. Писали в старшем классе Священную историю, стали носить домой свои тетради. А тетради были грязными, истерзанны- ми, уродливо написанными. Тогда один из мальчиков попросил бумаги и переписал свою тетрадь. Всем это понравилось: «И мне тетрадку!» Взяв тетрадку, кладут перед собой прописи, списывают каждую букву и хвас- таются друг пред другом написанным. Очень скоро, в течение двух недель у всех появились большие успехи в каллиграфии.
школе идут вяло, порождают скуку и неизвестно, зачем, кроме экзаменов, они нужны. Как только ученик овладел языком, все знания грамматики отпадают, как мертвые и ненужные (в отличие от математики, где каждое математическое определение ведет за собой дальнейшие выводы). В Яс- нополянской школе в обучении языку, так же как и в обучении грамоте, признавали небесполезными все известные способы учения, но не считали их единственными, и избирались те, которые охотно принимаются уче- никами.
Упражнения в языке употреблялись такие:
1. Задается несколько слов, например: Николай, дрова, учиться. Пред- лагается составлять предложения. Один пишет: «Ежели бы Николай не рубил дрова, то пришел бы учиться». Другой: «Николай хорошо дрова рубит, надо у него поучиться» и т.д.
2. Сочиняют стихи на заданный размер, выходят такие, например:
У окна сидит старик
Б прорванном тулупе, А на улице мужик Красны яйца лупит.
Упражнение очень нравится старшим ученикам.
3. Упражнение, имеющее большой успех в низшем классе: задается какое-нибудь слово — существительное, потом прилагательное, наречие, предлог. Предварительно один выходит за дверь, а из оставшихся каждый составляет фразу, в которой бы находилось заданное слово, а выходивший угадывает.
V
Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение... 473
ний ребенок через полчаса начинает склонять, спрягать, узнавать подле- жащее и сказуемое» и т.п. Ему трудны только правила, определения, а само их употребление не вызывает никакого затруднения.
влялось более эффективно в иных, интересных для детей видах работы, требующих самостоятельной деятельности. Усвоение языка и грамотнос- ти происходило благодаря развитию живой речи, писанию сочинений и т.п.
Писание сочинений. В Яснополянской школе это главный способ изучения языка и любимое занятие учеников. В первом и втором классе выбор темы сочинений предоставлен самим учащимся, «пишут из голо- вы сказку своего сочинения», часто по тому материалу, который расска- зал им учитель (например, по Священной истории). «В первое время меня смущала нескладность, непропорциональность постройки сочине- ний; я внушал то, что мне казалось нужно...» Но прошло время и сами ученики стали чувствовать, что сочинение растянуто, или в нем часты повторы и т.п. Писали сочинения и по темам, которые предлагал учи- тель. Здесь приведены отрывки из сочинений ребят (орфография и знаки препинания сохранены).
«О Туле. На другое воскресение я опять поехал в Тулу. Когда приехали, то Владимир Александрович нам говорит с Васькой Ждановым ступайте в воскресную школу. Мы пошли, шли, шли, насилушку нашли, приходим и видим, что все учителя сидят. И там я видел учителя тот которой учил нас ботаники. Тут я говорю здравствуйте господа!..
Сочинение Федьки, 10 лет:
что ученики запоминают при таких рассказах, — рассказы, записанные
ими самими из головы и с поправкой только орфографических оши- бок...»
Учить сочинять детей не следует, можно лишь научить их, «как брать- ся за сочинительство». Приемы, которые использовались в Яснополянской школе:
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!