Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
13.00—13.45 — обед;
14.30 — приходящие девочки уходят домой;
16.50 — приготовление к ужину;
младших
— классные занятия (чтение и письмо);
19.00—20.00 — игры, чтение.
У старших
20,30 — средние идут спать;
21.30 — расходятся старшие.
Черездень
По воскресеньям и праздникам
утро — посещение храма, лекции и чтение;
14.00 — обед, затем обычные прогулки, игры;
вечер — лекции и чтение.
Такими были лучшие гимназии того времени. Опередив свое время, они разрабатывали новые приемы воспитания и обучения, основанные на гуманных принципах и внимании к ребенку, стремились раскрыть его
типично для большинства гимназий.
§ 2. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Обучение детей крепостных крестьян целиком зависело от лиц и уч- реждений, которым принадлежали отцы и матери детей и сами дети. Если помещик хотел, он устраивал школу для детей своих крепостных, а если не желал, никто его принудить сделать это не мог.
С 60-х гг. постепенно в области начального образования обстановка изменяется. Появляются новые типы школ, преобразуются существую- щие, устанавливается контроль за ними, назначаются лица, обязанные за- ниматься народной школой.
По Уставу 1864 г. общее наблюдение за ходом и направлением пер- воначального обучения в губернии было предоставлено губернатору. По- печители учебных округов, директора и инспектора народных училищ — это местные представители Министерства народного просвещения.
Как отмечалось выше, начальная школа в России в конце XIX в. явля- лась многошинной. В стране действовало несколько десятков типов на- чальных учебных заведений, имевших различные уставы и программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей, ведомственную принадлежность.
Министерские училища
В число министерских училищ (школ) в начале XX в. входили приход- ские, городские и земские начальные школы и различные национальные школы народов России.
учителя. Кроме того, в некоторых школах могли вводиться должности помощников учителя. Как правило, такими помощниками становились выпускники двухлассных училищ, оставляемые при школах для подготов- ки к поступлению в учительскую семинарию.
Основным типом начальной школы в городах было городское училище (по положению 1872 г.). Содержателями городских училищ выступали правительство, земские, городские органы самоуправления, частные лица. В городских училищах, содержавшихся на средства казны, с учащихся взималась сравнительно небольшая (от 2 до 20 руб. в год) плата за обучение.
Вначале городские училища были одноклассными и многоклассными (до 6 классов) с шестилетним курсом обучения. Большинство из них составляли трехклассные (6 лет обучения) городские училища. В наи- более распространенном типе городских училищ — трехклассном — было три учителя на 6 отделений, в четырехклассном — 4, в пятикласс- ном — 5 (на те же 6 отделений). Это вынуждало учителей трехклассных
училищ в каждом отделении проводить только получасовые уроки, зада- вая детям на остальные полчаса самостоятельную письменную работу. В двухклассных училищах дело обстояло еще сложнее, так как один учи- тель работал с четырьмя младшими отделениями, а второй — с двумя старшими. При такой организации учебного процесса на работу под ру- ководством учителя в каждом из 4 младших отделений приходилась лишь
1/4 часа, остальное же время дети занимались самостоятельно.
средства.
чались Закон Божий, чтение, письмо, 4 действия арифметики, гимнасти- ка, церковное пение, фронтовое обучение мальчиков. В начале XX в. про- грамма была расширена и приближалась к программам прогимназий и высших начальных училищ.
В ведении Министерства народного просвещения также находились частные школы. Они делились на 3 разряда: первый (высший) — шес- тиклассные, второй — трехклассные, третий — одноклассные и двух- классные училища. Учебные планы и программы таких школ утвержда- лись попечителями учебных округов. Выбор же учебных предметов предоставлялся учредителям школ. В числе обязательных учебных пред- метов были Закон Божий и русский язык. Там, где преподавались исто- рия и география, обязательным являлось преподавание русской истории и географии.
Учебные заведения Святейшего Синода —
лись крайне редко. В одноклассных школах курс обучения составлял 3, в двухклассных — 4 года; в школах грамоты •— 2 года. Право открытия цер- ковно-приходских школ имели приходские священники с разрешения
епархиального архиерея. Согласно «Положению о церковных школах ве- домства православного исповедания» (принятого в 1902 г.), целью этих школ было распространение в народе образования в духе православной веры и церкви.
техизис), церковное пение, чтение книг церковной и гражданской печати и письмо, начальные арифметические сведения. Учителями церковно- приходских школ являлись местные священники и другие члены причта, а также специально назначенные учителя, Предпочтение при этом отда- валось тем учителям, которые получили образование в духовных учебных заведениях и женских епархиальных училищах.
По уровню общеобразовтельной подготовки учащихся, оснащению пособиями, школьным оборудованием церковные школы значительно ус- тупали земским. Наиболее низким был уровень в школах грамоты.
мыкающий к Закону Божиему, и «как ближайшее пособие для него». В объяснительной записке к программе по русскому языку подчеркива- лось, что учитель при объяснительном чтении не должен задаваться «по- бочными целями», например сообщением учащимся сведений из окружа- ющего мира.
Главное внимание в церковно-приходских училищах уделялось выучи-
ванию молитв и религиозных песнопений, заучиванию церковных книг и богослужения. Тем же самым заучиванием наизусть и списыванием текс- тов с этих книг занимались на уроках русского языка.
кстати, министерством и в своих школах.
И хотя школы должны были давать общеобразовательную подготовку, а не готовить священников, в них преобладало религиозное обучение.
Министерство просвещения всячески поддерживало школы церков- ного ведомства. Это можно увидеть даже по некоторым статистическим данным.
В 1905 г. в России всего было 92,5 тыс. народных училищ.
Из них: церковного ведомства — 46,51, учащихся от общего числа —
35%; министерских — 52%, учащихся — 63%.
Подавляющее большинство церковных школ действовало в сельской местности. В городах было всего 2326.
Земские школы
Они относились к числу министерских школ и официально именова- лись так: «начальные народные училища в губерниях, на которые распро- страняется действие Положения о земских учреждениях». Среди населе- ния они пользовались большей популярностью, чем другие начальные школы, и заслуживают особого рассмотрения.
Земства, благодаря хорошей оплате труда, могли пригласить в школы лиц со специальным педагогическим образованием. Это приводило к вве- дению в преподавание новых методов обучения. Земства добивались рас- ширения учебного плана, введения новых дисциплин и лучших учебников. Однако эти успехи земств были далеко не повсеместными. Многие зем- ства так и не внесли существенного вклада в развитие школы. Да и ми- нистерство, церковь, губернаторы зорко смотрели за ними.
В середине 90-х гг. К.П. Победоносцев разработал систему взглядов на школу и просвещение, которой, по его мнению, должна была руководст- воваться правительственная бюрократия и которую правительство под- держало. Главные его рассуждения: плоха та школа, которая отрывает че- ловека от его среды, лишает семью рабочей силы. Идеальной народной школой Победоносцев провозглашал такую, в которой учащиеся приоб-
Развитие образования в XJX в. 353
ретают минимум знаний, учатся любить и бояться Бога, любить Оте- чество, царя, почитать родителей. Главное предназначение народной школы — воспитывать учащихся в этом духе.
Повышенное внимание правительства к церковным школам было связано с планами консерваторов нанести удар по земской народной школе.
«Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народ- ных училищах». Главной задачей всех народных школ было провозгла- шено религиозное воспитание детей. Документ1 предусматривал при вы- боре преподавателя народной школы отдавать предпочтение лицам, умеющим обучать церковному пению. При обучении детей азбуке учи- телю рекомендовалось избегать приемов, которые без существенной пользы замедлят изучение азбуки, например так называемых предмет- ных бесед с детьми. Учителю советовалось также не увлекаться стрем- лением делиться с детьми всеми теми сведениями, которые он сам имеет о данном предмете.
Учебные предметы | Количество часов в неделю |
Закон Божий грамота Русский Чистописание Арифметика | б |
Всего |
Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||
I класс | II класс | Ш класс | |
Закон Божий Чтение и письмо Русский язык и чтение Арифметика Практическая геометрия Черчение и рисование Отечественная история и география Естествоведение | б б | б | |
Всего |
12-4907
Главное место в воспитательной работе школы, согласно министерским установкам, должно было занимать утверждение религиозно-нравственных понятий, которые должны быть усвоены учащимися на всю жизнь. Это православие, самодержавие и народность. Имелось в виду воспитание в религиозном духе, воспитание преданности царю и Отечеству.
Первым и главным предметом преподавания в народной школе Ми- нистерство народного просвещения считало Закон Божий. В большинстве случаев он преподавался местным священником, а если его не было или он по каким-то причинам не мог преподавать, его заменял учитель.
Там, где появлялась такая возможность, учителя старались расширить круг изучаемых детьми предметов. Это было характерно для земских школ. Чаще всего в этих случаях расширялась программа реальных зна- ний. Например, в программах многих школ Московской губернии при- влекает перечень знаний по естествознанию и географии, тогда как в офи- циальных программах природоведческие сведения считались необязательными и состояли в самом общем знакомстве с предметами и явлениями трех царств природы — воздуха, воды, земли и со строением растений, животных и человека. Расширенные программы составлялись не только в столичных и крупных губернских городах, но и в рядовых уездных земствах.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!